«Доступная среда и комплексный подход узких специалистов в организации инклюзивного образования в соответствии с ФГОС ДО»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Кушнир Татьяна Николаевна

В статье говорится о комплексном подходе в организации инклюзивного образования в ДОУ учителем - логопедом и педагогом - психологом, который также предполагает проведение комплексных занятий в сенсорной комнате.Приводятся примеры квест - игры, игры - путешествия, игры - экскурсии с использованием модулей сенсорной комнаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Доступная среда и комплексный подход узких специалистов в организации инклюзивного образования в соответствии

 с ФГОС ДО»

      Для организации инклюзивного образования в соответствии с ФГОС в нашем ДОУ учитываются индивидуальные потребности детей с ОВЗ, связанные с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Это и специальные образовательные программы, методы обучения, воспитания, и учебные пособия, дидактические материалы, технические средства. Организован комплексный подход учителя – логопеда и педагога - психолога, который заключается в  совместных  направлениях работы:

- диагностическое (определение уровня речевого и психического развития ребенка;  на основе анализа полученных данных составляются совместные программы развития ребенка, маршруты развития ребенка)

- коррекционно-развивающее ( проводятся индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия);

- аналитическое (мониторинг результатов);

- консультационно – профилактическое (консультирование, просвещение педагогов и родителей). 

Создана безбарьерная среда, приобретено оборудование   сенсорной  комнаты, которая является  многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создавать положительный эмоциональный фон. С оборудованием сенсорной комнаты могут работать специалисты самого разного профиля: психологи, дефектологи, учителя – логопеды, врачи, социальные педагоги, воспитатели, инструктора ЛФК.  Именно поэтому в сенсорной комнате могут с высокой эффективностью проводиться интегрированные занятия, в ходе которых каждый специалист решает свои профессиональные задачи. Также занятия могут проводиться не только каждым специалистом в отдельности, но и совместно, то есть комплексные, призванные мотивировать ребенка к занятиям, вызвать его интерес и, что самое главное,   увеличить плодотворность воздействия на ребенка.

         Возможности сенсорной комнаты в нашем детском саду активно используются учителем – логопедом и педагогом – психологом в совместной работе при проведении комплексных занятий с детьми компенсирующих групп.

        Цель этой работы : тесное взаимодействие учителя - логопеда и педагога - психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

         В процессе комплексных занятий учителя – логопеда и педагога –психолога оборудование сенсорной комнаты используется нами для:

 коррекции нарушений и развития речи; 

развитие слухового внимания и фонематического слуха:

развития внимания, памяти, мышления, тактильной чувствительности; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

активизации  ощущений, восприятия, зрительно – моторной координации;

повышения детской активности, любознательности;

коррекции личностных особенностей ребенка, создания положительного эмоционального фона;

создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи;

     Использование элементов сенсорной комнаты происходит поэтапно. В сенсорной комнате используем как релаксационное,  так и активизирующее оборудование. Каждое занятие – это единый игровой сюжет, где включение определенного тренажёра является частью этого сюжета.

Занятия проводятся  в групповой форме по два - четыре человека, продолжительность – 20 - 25 минут, один раз в неделю.

Занятие состоит из вводной, основной и заключительной частей. 

1. Вводная часть (ритуал приветствия, разминка) - психологический настрой.  Создаем положительную мотивацию на занятия.

2. Основная часть (релаксация, игры). Она включает в себя активный блок и релаксационный блок, который позволяет нам использовать сенсорную комнату не только, как средство проведения досуга и релаксации детей с ограниченными возможностями, но и как один из методов коррекции речи и эмоционального состояния. 

Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, сенсорные дорожки, панели и др. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника. 

3.     Заключительная часть (подведение итогов, ритуал прощания).

Комплексное занятие в форме квест – игры  по ПДД

 «Поможем Незнайке»

         Линейный квест, который проходил в четыре этапа: в групповом помещении, спортивном зале,  коридоре, специально оборудованном под улицу и сенсорной комнате. Дети помогли Незнайке вспомнить правила дорожного движения, отремонтировать светофор и восстановить движение в Солнечном городе. Часть квест - игры, проходившей в сенсорной комнате, проводилась комплексно учителем – логопедом и педагогом – психологом.

Создаем положительную мотивацию на занятие с помощью красной лампы «Вулкан»

         В игре   «Волшебная  тропа» сенсорная дорожка была использована как для развития сенсорно – тактильной сферы детей, так и для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, шершавый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.), на основе сенсорно-перцептивного опыта. Дети рассказали о своих ощущениях от прикосновения к различным поверхностям.

         С помощью двустороннего прозрачного мольберта в игре «Заштрихуй рисунок»  решались следующие задачи: совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже); развитие мелкой  моторики, развитие навыков ориентирования на вертикальной плоскости; формирование творческой активности, навыков  сотрудничества, взаимодействия, укрепление самооценки.

         Занятия по формированию общефункциональных механизмов речевой деятельности, коррекции нарушений сенсорно-перцептивного развития детей становятся более эффективными при использовании оборудования, позволяющего обучать детей релаксации и вызывать эффект опосредованного массажа. Такое воздействие оказывают сухой бассейн, способствуя растормаживанию речевых зон и стимулируя сенсорные представления детей.

         В  игре «Найди и назови» в сухом бассейне с шариками дети находили   и называли игрушки. С помощью простой игры решалось несколько задач:

  • Формирование пространственной ориентации;
  • Стимуляция гностических процессов (зрительных, тактильных);
  • Развитие психических процессов;
  • Развитие тонкой моторики рук;
  • Проведение опосредованного массажа;
  • Активизация, пополнение словаря по теме «Игрушки», «Транспорт»
  • Раскрепощение детей

         Развить зрительно-моторную координацию, речь, творческое воображение, функции мышления, тактильную чувствительность, гармонизировать психоэмоциональное состояния ребенка нам помогают игры с песком.  В упражнении «Ветерок» световой стол для игр с песком используется для формирования речевого дыхания: дети дуют  в коктейльные трубочки и находят, спрятанные в песке части пособия.

        Для проведения  релаксации и создания положительного эмоционального отклика у детей педагог – психолог использовала  интерактивную    воздушно – пузырьковую  трубу «Ручеёк»,  игры и упражнения с  которой также способствуют  развитию произвольных движений глаз, умению сосредоточиться на объекте и координации движений глаза и руки. Дети с неподдельным интересом наблюдали за движущимися пузырьками.

Комплексное занятие в форме игры – путешествия «На помощь Гному» проводилось в рамках лексической темы «Деревья осенью» Для решения поставленных задач использовалось следующее оборудование: сенсорная дорожка, световой стол для игр с песком,  сухой бассейн, маты, двусторонний прозрачный мольберт, массажные мячи.

Сенсорная дорожка. Упражнение «Пройди по тропинке»

         В ходе упражнения решались следующие задачи: развитие речевой активности, общей  моторики, воображения, тактильной чувствительности, формирование умения образовывать и употреблять в активной речи антонимы

Световой стол   для рисования песком. Упражнение на развитие речевого дыхания  «Листья»

        Задачи этого упражнения: развить длительный  выдох, активизация словаря по теме «Деревья», формирование умения образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные  с существительными.

Далее педагог – психолог провел упражнение на чередование напряжения и расслабления «На солнечной полянке»,  релаксирующие упражнения в сухом бассейне «Купание в лесном озере»

Двусторонний прозрачный  мольберт.

Игра «Солнечный зайчик»

      Задачи: Развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, справа, слева), употребление в речи простых предлогов. Дети старались ладонями «поймать» свет от фонарика через стекло и объясняли, где «поймали» свет. 

Игра «Дорисуй дом»

        Задачи игры: развитие координированных движений глаз и рук, воображения, творческого самовыражения, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети проводили маркерами недостающие линии рисунка, прикрепленного с обратной стороны стекла, проявляли инициативу, дорисовывая дополнительные детали.

        Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения для развития мелкой моторики кисти руки мы  выполняем с помощью рельефных мячиков (мячи разных размеров, имеющие на своей поверхности шипы)  и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.

Массаж рук. Упражнение «Елочка»  Дети произносят слова, одновременно вращают мяч в ладонях, то, усиливая, то, уменьшая нажим.

Комплексное занятие в форме игры – экскурсии в сенсорной комнате «Зима в гости к нам пришла»

         Цель занятия: составление рассказа о зиме с помощью оборудования сенсорной  комнаты и технологий мнемотехники. Коррекция личностных особенностей ребенка, создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

        Для повышения мотивации к занятию и создания положительного эмоционального фона у детей педагог – психолог использовала зеркальный шар, изображающий падающий снег.

        Зеркальный шар и падающие «снежинки» использовались также для проведения артикуляционной гимнастики.

        Для развития временных представлений, обогащение словаря по теме «Зима», развитие мелкой моторики применялся тактильный развивающий модуль «4 сезона».  Упражнение «Укрась дерево» Дети подвешивают снежинки на зимнее  дерево и составляют предложение по мнемоквадрату.

        Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучаем детей этому в сенсорной комнате, используя подвесной модуль  «Сухой дождь» .Упражнение «Ветер, ветерок, ветрище» - необходимо дуть на разноцветные ленточки с разной силой. Упражнение «Льдинки» 

        Массажные коврики обеспечивают воздействие на рецепторы стопы,  развивают сенсорно – тактильную сферу детей, формируют  лексический строй речи по теме «Зима» (пополнение словаря прилагательными: лед скользкий, холодный, прозрачный, твердый и т.д.)

         В процессе проведения игры «Животные зимой» педагогом – психологом проводится релаксация, легкий опосредованный массаж. Дети ложатся в бассейн – берлогу, устраиваются удобнее, поворачиваются с боку на бок.

         Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания проводим в сухом бассейне. Например, упражнение  “Медвежонок в берлоге”. Дети выполняют несколько шумных вдохов. 

Далее дети находят среди шариков сухого бассейна массажные мячи, с помощью которых  проводим самомассаж «Ежик»

        Игры с песком использовались  в игре - экскурсии для  активизации и расширения словаря, развития монологической речи, тактильной чувствительности, творческой  активности и инициативности, зрительно-моторной координации, воображения при составлении предложений о зиме.

Упражнение «Зимние развлечения» Дети рисуют и рассказывают об играх зимой.

         После использования каждого модуля сенсорной комнаты для закрепления составленных детьми предложений о зиме детям предлагалось выбрать схематический рисунок одного из признаков зимы для последующего  составления рассказа о зиме по  мнемотаблице.

         В конце экскурсии педагог – психолог предлагает детям «погреться» у очага  (интерактивная    воздушно – пузырьковая  труба «Ручеёк»),  затем, удобно устроиться на мягких диванах и креслах.  Под расслабляющую музыку педагог – психолог проводит рефлексию. Дети учатся удерживать позу общего расслабления; закрыв глаза,  представляют различные зрительные, обонятельные, тактильные, вкусовые образы.

         Каждое комплексное занятие учителя – логопеда  и педагога – психолога в сенсорной комнате вызывает у детей эмоциональный подъём, все дети принимают активное участие в наших занятиях.

       Считаем, что проведение комплексных занятий с  использованием оборудования сенсорной комнаты, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики и коррекции различных дефектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консилиум – как форма организации работы специалистов в рамках инклюзивного образования

В данной презентации расказывается о работе консилиума в дошкольном учреждении....

"Организация доступной среды для инклюзивного образования в соответствии ФГОС"

Реализация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики....

16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч.

16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации. "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч....

31.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 108ч.

21.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с...

Удостоверение о повышении квалификации "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" 2020г.

quot;Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ"...