Использование арт-терапевтических технологий в групповой работе
методическая разработка по коррекционной педагогике
В настоящее время эмоциональные нарушения и расстройства поведения у детей дошкольного возраста занимают одну из ведущих позиций среди причин проявления социальной дезадаптации. Практика проведения коррекционной работы с данными расстройствами показывает высокую эффективность применения арт-терапевтических технологий на занятиях с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_art-terapevticheskih_tehnologiy_v_gruppovoy_rabote.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование арт-терапевтических технологий в групповой работе
Островерхова Л.В.
Педагог-психолог ТО Ясенево
В настоящее время эмоциональные нарушения и расстройства поведения у детей дошкольного возраста занимают одну из ведущих позиций среди причин проявления социальной дезадаптации. Практика проведения коррекционной работы с данными расстройствами показывает высокую эффективность применения арт-терапевтических технологий на занятиях с детьми. Традиционно эти технологии используют при индивидуальных формах коррекционных занятий. Однако применение арт-терапевтических приемов на групповых занятиях с детьми дают возможность получить существенную положительную динамику в эмоциональном состоянии ребенка.
Можно отметить несколько преимуществ именно групповой формы проведения занятия с использованием арт-терапевтических технологий:
- групповая форма работы связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы; дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
- позволяет развивать ценные социальные навыки, навыки коммуникации;
- предоставляет ребенку возможность снятия психоэмоционального напряжения, выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
- позволяет проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
- дает возможность сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию;
- способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка.
Групповая арт-терапия предполагает не только взаимодействие с другими участниками группы, но и самостоятельную изобразительную работу, что оказывает влияние на динамику общего процесса. Кроме того, сочетаются стремление участников к «слиянию» с группой и сохранению групповой идентичности — с одной стороны, и потребность в независимости и укреплении индивидуальной идентичности — с другой.
Арт-терапевтические технологии используются практически на всех этапах проведения коррекционного занятия. Использование арт-терапевтических технологий в разминке направлено на создание атмосферы доверия и комфорта, определение эмоционального состояния группы. На первых занятиях они помогает установлению контакта между участниками и способствуют сплочению группы, а также являются вспомогательным средством для диагностической работы. Можно использовать техники из сказкотерапии, изотерапии, песочной терапии.
На этапе работы с заявленной проблемой, применение арт-терапевтических технологий позволяет:
- отработать негативные эмоциональные проявления в поведении детей;
- нивелировать уровень тревожности ребенка;
- проработать внутренние переживания ребенка через невербальные формы коммуникации (легче выражать с помощью зрительных образов);
- ускорить развитие эмпатии и положительных чувств, усилить внимания к чувствам других при обнаружении ребенком элементов совпадения в художественном творчестве членов группы;
- использовать эмоциональные переживания других членов группы в качестве ресурса для актуализации собственных внутренних переживаний.
Следует подчеркнуть, что использование художественных приемов в процессе проведения групповой работы также позволяет глубоко изучить фантазирование и воображение, разрешать конфликты между членами группы и помогает им в достижении гармонии.
Для сохранения положительного климата в группе в заключительной части занятия также можно использовать арт-терапевтические технологии при подведении итогов занятия, анализе групповой работы участников, осознании детьми полученного опыта.
Таким образом, применение арт-терпевтических технологий при проведении коррекционных занятий в групповой форме позволяет существенно повысить эффективность деятельности педагога-психолога при работе с имеющимися эмоциональными и поведенческими проблемами у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: «Использование игровых педагогических технологий в логопедической работе»
В данной статье описывается внедрение и исапользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе в условиях логопедического пункта ДОУ....
Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Артерапия-это лечение искусством. в своей работе с детьми, родителями и педагогами стараюсь использовать арт-терапевтические технологии. Презантауия демонстрирует мои наработки по данной теме. арт-тер...
Арт - терапевтические технологии в логопедической работе с детьми со стертой дизартрией.
В презентации показаны нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения. О том, как разнообразить индивидуальные занятия с ребенком с применением арт - терапии (пескотерапии, му...
Конспект сеанса для педагогов ДОУ "РИСУЕМ КРУГИ"- Арт-терапевтическая методика для групповой работы.
Создание безопасной среды для установления социальных контактов в коррекционно-развивающей группе....
Особенности использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе педагога-психолога с эмоциональ-ными состояниями дошкольников.
Описание общих разделов арт-терапии.Применение различных способов арт-терапии для коррекции и воспитания ребенка....
Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе педагога – психолога дошкольного учреждения
В статье представлены основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми дошкольного возраста, приведены упражнения различной тематики. Статья будет полезна для детских педагогов, психологов, а...
Коррекция эмоционального фона и социального поведения с использованием арт-терапевтических технологий в реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями
Содержание и результаты реализации проекта, представленного на Марафоне лучших социальных практик "Сфера" в 2023 г....