Коррекция эмоционального фона и социального поведения с использованием арт-терапевтических технологий в реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями
проект по психологии

Содержание и результаты реализации проекта, представленного на Марафоне лучших социальных практик "Сфера" в 2023 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sfery_red2.docx91.09 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция эмоционального фона и социального поведения с использованием арт-терапевтических технологий в реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями. 

Авторы: Гринькова Наталья Владимировна, воспитатель; Золотова Наталья Владимировна, воспитатель; Шарлот Всеволод Валерьевич, педагог-психолог 

Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр социальной поддержки и реабилитация детей-инвалидов имени Г.И. Россолимо

Краткое описание. Проект посвящен оптимизации процесса освоения социальных навыков и усилению мотивации к развивающей деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет улучшения их эмоционального состояния в процессе обучающей игры. 

Актуальность. 

Известно, что эмоционально-волевая регуляция детей с ТМНР характеризуется неустойчивостью и подвижностью эмоций, сниженным эмоциональным фоном, дети часто имеют слабый познавательный интерес и низкую мотивацию к развивающим и учебным занятиям, испытывают сложности в овладении навыками социального поведения. Поэтому важно включить детей в совместную увлекательную и повышающую настроение деятельность. При этом она может также нести и развивающую функцию.

Целесообразность применяемых методик и инструментов 

Применение арт-терапевтических методик в коррекционной работе, улучшая эмоциональное состояние ребенка, пробуждает интерес и стремление к совместной со взрослым развивающей деятельности, взаимодействию со сверстниками, способствует снятию эмоционального и физического напряжения и формированию навыков коммуникативного поведения, является профилактикой агрессивных действий, улучшает способность к эмоциональной регуляции и контролю за своим поведением, раскрывает творческие способности, заложенные в каждом ребенке. 

Цель проекта

Целью проекта является увеличение ресурса для социализации детей с ТМНР за счет усиления мотивации к совместной деятельности, улучшения социальных навыков, развития эмоционально-волевой сферы в условиях положительного эмоционального фона, созданного совместной игровой и творческой деятельностью.

Описание.  

В практике работы с детьми ТМНР в нашем Центре используются такие методы как: Пальчиковый театр, рисование при помощи техники Эбру, Шумовой оркестр с использованием детских музыкальных инструментов, дидактические, театрализованные и подвижные игры – каждый из этих методов улучшает эмоциональное состояние ребенка, воздействуя на одну или несколько сенсорных систем, выполняет свою коррекционную и развивающую функцию. Идея нашего проекта заключается в том, что различные направления изо-, игровой, музыкальной, терапии и пальчикового театра объединяются в единый комплекс, который, используя синергетический эффект, становится мощным средством коррекции эмоциональных состояний детей с интеллектуальными нарушениями, придает дополнительную мотивацию совместной деятельности, развивает на доступном уровне способность взаимодействовать с другими людьми.

Данные методики объединены в обучающую игру, в основе которой лежит сказка «Заячья избушка». И осуществляются воспитателями групп в тесном сотрудничестве со специалистами (психологами, логопедами, дефектологами). В игре приняли участие 7 детей, постоянно находящиеся в одной группе.

Этапы проекта (игры): 

1 этап: Знакомство воспитанников с куклами - «Представление персонажей». Воспитанники знакомятся с персонажами сказки «Заячья избушка», изготавливают кукол из фетра. Ребята соотносят иллюстрации героев в книге с куклами. Показывают движения животных, имитируют звуки животных.

2 этап: Эбру – краски, которые танцуют. Знакомство с танцующими красками. Обучающее занятие с использованием арт-терапевтических технологий. Воспитанники сравнивают разные виды красок, знакомятся с крахмалом и новым для них способом нанесения краски в технике «Эбру».

3 этап: «Воспитанники в роли художников рисуют героев сказки». Воспитанники создают героев из сказки «Заячья избушка» в технике Эбру на воде под релаксирующую музыку.

4 этап: «Подвижная игра «Зайцы и лиса». Дети под руководством педагога пробуют себя в разных ролях, снимают напряжение через физическую активность и получают положительные эмоции от игры.

5 этап: «Воспитанники в роли героя». Под руководством педагога дети играют роли в театрализованной постановке с использованием собственноручно изготовленных для этого кукол из фетра.

6 этап: Шумовой оркестр героев из сказки «Заячья избушка». Воспитанники в костюмах героев сказки «Заячья избушка» играют на детских музыкальных инструментах: ложки, погремушки, бубен, колокольчик под русскую народную мелодию в обработке Ю.Чичкова.

Подбор методик был осуществлен не случайно.

ИЗО-терапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики и способствует созданию положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха. Также ИЗО-терапия способствует укреплению уверенности, создает благоприятные условия для развития общения замкнутых детей, способствует саморегуляции, отреагированию негативных эмоций, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы и различные материалы для работы. 

Техника Эбру - нетрадиционная техника подобна игре: она позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее. Здесь невозможно сделать что-то неправильно. Любая попытка даст неизменно положительный результат. 

Музыкотерапия формирует положительный эмоциональный настрой, позволяет сохранять устойчивое внимание, повышать результативность усвоения материала, развивать фантазию и творчество. 

Шумовой оркестр — это несложная техника, которая очень увлекательна для детей, предусматривает групповую форму обучения, влияет на развитие высших психических функций, воспитывает интерес и любовь к музицированию. 

Пальчиковый театр — это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. 

Игры-имитации, театрализованные и подвижные игры — являются важнейшим методом обучения и развития детей с ментальными нарушениями. Игра способствует формированию и развитию у детей памяти, произвольности поведенческих реакций, навыков общения, способствует усвоению детьми общественного опыта и овладению способами социального взаимодействия. 

Результаты.  

Для оценки эффективности проведённой обучающей игры была использована «Анкета изучения социальных эффектов», оценивающая развитие социальных навыков детей, а также разработан специальный опросник «Оценка эмоционального состояния ребенка», позволяющий получить представление о проявлении различных эмоций и стресса у детей. Для оценки динамики, анкета и опросник были заполнены 3 раза: до проведения игры, в процессе игры и после окончания игры.

 

Как опросник, так и анкету заполняли воспитатели группы. Первый раз опросники были заполнены за неделю до начала проведения программы. Второй раз — во время проведения обучающей игры. Обучающая игра проводилась в течение 5 дней. И последний раз опросники были заполны в течение следующих 2-х дней после проведения игры на основе наблюдений воспитателей в группе. 

Показатели оценивались по частоте наблюдаемости, было выбрано 4 степени: 0 — никогда, 1 — редко, 2 — иногда, 3 — часто, 4 всегда. 

В результате приведенных наблюдений были выявлены следующие закономерности: 

Все признаки позитивных эмоций (радость, приятное удивление и интерес) в процессе и после игры повышались. Но показатели в процессе игры были выше, чем после ее окончания. То есть, позитивные эмоциональные эффекты были склонны к затуханию. 

  • Исходный показатель уровня позитивного эмоционального фона (совокупность позитивных эмоциональных состояний ребенка) в процессе проведения игры увеличился на 38%. После окончания игры этот показатель несколько уменьшился, но превышение исходного все еще составляло 28%. 

С негативными эмоциональными состояниями картина была противоположная: признаки негативного эмоционального фона (гнев, грусть, страх, стресс) снижались в момент проведения игры, и имели тенденцию возвращаться к прежним показателям после окончания игры. 

  • Показатели негативного эмоционального фона (совокупность негативных эмоциональных состояний ребенка) снизились на 59% в процессе игры. После окончания игры эффект уменьшился — снижение составило всего 28% по сравнению с начальным уровнем.  

При этом было установлено, что после проведенной игры негативный фон быстрее возвращался к прежним значениям, чем позитивный. Однако мы не ставили своей задачей изучить динамику затухания проявленных эффектов, поэтому наблюдение после завершения всех методик осуществлялось один раз. 

С социальными эффектами и навыками произошли похожие изменения: почти все социальные показатели повысилась во время игры. После игры показатели пошли вниз. 

  • Показатели социальных навыков и эффектов детей в дни проведения игры выросли на 18% от исходного показателя. После игры показатели продолжали оставаться выше исходных, но рост составил всего 11%.  
  • Самый большой рост во время игры (50%) произошел в способности соблюдать очередь. Этот фактор показал самую низкую скорость падения после окончания игры среди показателей, подвергшихся изменению (он упал на 20% по сравнению с показателем, достигнутым во время игры).  

  

Таким образом, анализ данных, полученных в результате анкетирования и опроса, показал улучшение эмоционального фона и снижение негативных эмоциональных факторов в процессе обучающей игры и постепенное выравнивание показателей после окончания игры. 

Также в процессе обучающей игры наблюдалось улучшение социальных навыков детей. Наибольший рост произошел по следующим показателям: способность соблюдать очередь, способность улаживать разногласия со сверстниками, способность действовать под руководством взрослого, способность контролировать импульсы в процессе взаимодействия. Улучшилась мотивация детей, они стали более активны, улучшилось взаимопонимание с воспитателями, дети начали чаще взаимодействовать друг с другом

Полученные в ходе исследования данные подтверждают эффективность положительного влияния комплекса арт-терапевтических и игровых методик на детей с нарушениями развития. 

Масштабируемость.  

Данная практика может быть применена в других детских учреждениях, в курсах возрастной, педагогической и коррекционной психологии. Материалы практики могут быть использованы в деятельности учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей. 

Данная практика без серьёзных корректировок может быть применена в работе с нормотипичными детьми. Ограничения по географии реализации отсутствуют. 

Фотографии: 

https://vk.com/wall568435826_550 

https://vk.com/wall568435826_563 

https://vk.com/wall568435826_307 

https://vk.com/wall568435826_304 

https://vk.com/photo568435826_457241181?rev=1 

https://vk.com/wall568435826_427 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Артерапия-это лечение искусством. в своей работе с детьми, родителями и педагогами стараюсь использовать арт-терапевтические технологии. Презантауия демонстрирует мои наработки по данной теме. арт-тер...

Использование метода "замещающего онтогенеза" в реабилитации детей в нарушениями в развитии

Теоретические и практические методы нейропсихологического сопровождения детей с ОВЗ...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями

В данной статье рассматриваются особенности формирования социально-бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями....

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Социально-коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие  Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми – невербальные и вербальные средства о...