Статья: "Методические рекомендации по использованию арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зимова Мария Николаевна

Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:

  • невротическая симптоматика;
  • есть сопутствующие диагнозы;
  • поведенческие проблемы;
  • речевой негативизм;
  • не использует речь для коммуникации;
  • нарушение способности к приёму и переработке информации, вследствие чего отстаёт в развитии.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, воспитателю следует учитывать: речевые недостатки; психологические и возрастные возможности детей данной категории (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевая моторика и игровая деятельность)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации в тезисном формате по использованию арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:

  • невротическая симптоматика;
  • есть сопутствующие диагнозы;
  • поведенческие проблемы;
  • речевой негативизм;
  • не использует речь для коммуникации;
  • нарушение способности к приёму и переработке информации, вследствие чего отстаёт в развитии.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, воспитателю следует учитывать: речевые недостатки; психологические и возрастные возможности детей данной категории (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевая моторика и игровая деятельность)

Осуществляя работу по использованию арттерапевтических технологий в коррекционной работе воспитатель должен уделять внимание:

  • Становлению и развитию у детей игровой деятельности;
  • Развитию у детей внимания и памяти - процессов, тесно связанных с речью;
  • Совершенствованию словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
  • Развитию у детей пальцевой моторики;
  • Эмоционально-волевой сфере (следствием нарушения речи часто становится: неуверенность, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям);
  • Обучению расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности (умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение и т.п.)

Арт-терапия эффективна в работе с детьми с ТНР и является важным элементом его полноценного развития.

Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работе с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества.

Основное значение лечения искусством состоит в том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу.

Организуя занятия по изотерапии, педагог реализует следующие функции:

  • эмпатическое принятия ребёнка;
  • создание психологической атмосферы и психологической безопасности;
  • эмоциональная поддержка ребенка;

Существуют определённые чёткие правила проведения изотерапии:

  • Обеспечить рабочее место.
  • Определить вид работы.
  • Сформировать цели и задачи.
  • Создать спокойную, деловую обстановку.
  • Пробудить интерес.
  • Временной промежуток 30-40 минут.
  • Менять формы занятий.
  • Подведение итогов (никакой критики, не превращать выставку в соревнование, не должно быть победителей и побеждённых).
  • Нужно учить детей доводить начатое дело до конца, очень плохо, если он бросает свою работу на полпути.

Формы организации изотерапии:

  • игры и упражнения с разными изобразительными материалами,
  • работа в парах,
  • совместное групповое рисование,
  • индивидуальное рисование

Материал для художественного творчества: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон, нитки, пуговицы, мелки, фломастеры, пластилин, пластик, специальное тесто, журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, природные материалы – кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, кусочки шерсти, камешки, уголь, глина.

Основные этапы изотерапии:

1. Предварительный ориентировочный этап.

2. Процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление.

3.Дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.

4. Вербализация чувств и мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы. 

5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме. 

При анализе продукта творчества уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка. 

Рекомендуемые техники изотерапии:

Техника «Марания» - техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно».

«Рисование истории» - позволяет корректировать неадекватное поведение, разрешать внутренние конфликты, диагностировать расстройства, снимать напряжение.

«Рисунок по кругу» - сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки.

«Штриховка, каракули» - помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием.

«Рисунок на стекле - развитие речи и мышления в процессе восприятия; подходит зажатым детям, так как провоцирует активность.

«Рисунки к психотерапевтическим сказкам» - для более глубокой «отдачи» чувств, возникших в ходе терапии.

«Рисование пластилином» - требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Библиотерапия позволит улучшить понимание ребенком своего поведения или мотиваций, определить свои интересы и склонности, облегчить последствия стресса, помочь ребенку более свободно обсуждать проблему, видеть пути выхода из сложных ситуаций, спланировать правильный путь действий в решении проблемы. Библиотерапия позволит улучшить понимание ребенком своего поведения или мотиваций, определить свои интересы и склонности, облегчить последствия стресса, помочь ребенку более свободно обсуждать проблему, видеть пути выхода из сложных ситуаций, спланировать правильный путь действий в решении проблемы.

 В зависимости от благоприятного влияния чтения на состояние ребенка, оно может быть разных видов:

  • Упреждающее чтение поддерживает и укрепляет здоровье.
  • Текущее или постоянное чтение способствует психическому оздоровлению, снятию психического напряжения, улучшению настроения.
  • Вспомогательное или выборочное чтение используется как составная часть определенных комплексных лечебных мероприятий.

В библиографической деятельности используются тексты:

  • обычные, любых литературных жанров;
  • обычные, но адаптированные, отрывки из произведений;
  • специально созданные для терапевтических целей.

В подборе книг очень важна ориентация литературного произведения на позитивное решение проблемы:

  • Классическая художественная литература Классическая художественная литература
  • Юмористическая и сатирическая литература
  • Фольклор (в том числе сказки)

Структура занятия в рамках проведения техники библиотерапии.

1.Начало «Погружение в тему»

2 Вводная часть. Вступительная беседа

3 Основная часть: ознакомление с художественным произведением

4 Физминутка

5.Просмотр видеоролика, отрывка из фильма по мотивам его произведений.

6.Проведение мини - викторин для закрепления прочитанного произведения.

7. Практическая часть (рисунок, поделка, и.т.д.)

8. Разбор воспитательных и образовательных моментов.

9. Подведение итогов занятия.

Имаготерапия основой является театрализация психотерапевтического процесса.

Задачи имаготерапии: укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей.

Формы организации:

  • индивидуальная;
  • -групповая;
  • -коррекционная.

Виды театров:

  • пальчиковый театр,
  • кукольный театр,
  • театр вязаных игрушек,
  • театр перчаток,
  • театр теней,
  • театр масок,
  • настольный театр.

Принципы  работы с детьми с ТНР

1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка.

2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

4. Принцип интегративности, характеризующийся связью: театрализованной с другими  с различными видами искусств.

5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и  планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков.

Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, является средством  коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Формы музыкотерапии для тетей с ТНР

Активные формы музыкотерапии: ритмотерапия, вокалотерапия, хореотерапия, сказкотерапия, игровая психотерапия.

Пассивные формы музыкотерапии: коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком), реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта), регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения). 

Варианты проведения:

Пассивная форма

  • Музыкальные картинки: восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с музыкальным руководителем, помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 5-10 минут побывать в мире музыкальных звуков. Используются классические инструментальные произведения, не применяемые в учебном процессе; звуки живой природы.
  • Музыкальное моделирование: используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений:
  • Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.

Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

  • Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка.
  • Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах.
  • Кинезитерапия – различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций.

 Кинезитерапия включает в себя: психогимнастику, коррекционню ритмику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию.

  • Сюжетно-игровая кинезитерапия – вариант двигательной терапии, где все пражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация.

 В занятие включены упражнении, обеспечивающие релаксацию, коррекцию моторики.

2. Составьте терминологический словарь на предложенные понятия, заполнив предложенную форму:

Арт педагогика

Это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете.

Арт терапия

Это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.  

Библиотерапия

 Это лечебное воздействие чтением

Драматерапия

«Имаготерапия» лечебное воздействие через образ, театрализацию

Изотерапия

 это лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством, художественным трудом и т.д

Коллаж

 это техника и основанная на ней разновидность декоративного искусства, заключающаяся в вырезании фигур по контуру из какого-либо материала

Маскотерапия

 Это  метод психологической работы, основанный на выводе внутреннего глубинного состояния человека на поверхность с помощью маски. 

Мандалотерапия

 Это  диагностика и психотерапевтическое использование циркулярных круглых изображений, создаваемых в произвольном творческом процессе или по определённой инструкции терапевта. 

Музыкотерапия

 Это лечение через восприятие музыки

Песочная терапия

 Это современная дечебная методика «терапии песком»

Сказкотерапия

 Это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Танцедвигательная терапия

«Кинезитерапия» (танец, хореография, ритмика)  лечение через движения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Артерапия-это лечение искусством. в своей работе с детьми, родителями и педагогами стараюсь использовать арт-терапевтические технологии. Презантауия демонстрирует мои наработки по данной теме. арт-тер...

статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР"

laquo;Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР»Подготовила воспитатель Горская Н.А    В настоящее время ИКТ прочно охватывают ...

Использование элементов LEGO – технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

LEGO-конструирование позволяет детям оказывать благотворное влияние на все аспекты речевого развития ребёнка и является одним из средств в коррекционной работе по развитию всех сторон речи детей с ОВЗ...

Использование элементов Лего-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Специфика современной жизни показывает, что неотъемлемой её частью стали - информационные технологии, сложнейшие электронные устройства, тем самым, пришли игры нового поколения, игры, моделирующие сам...