Статья: "Методические рекомендации по использованию арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:
- невротическая симптоматика;
- есть сопутствующие диагнозы;
- поведенческие проблемы;
- речевой негативизм;
- не использует речь для коммуникации;
- нарушение способности к приёму и переработке информации, вследствие чего отстаёт в развитии.
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, воспитателю следует учитывать: речевые недостатки; психологические и возрастные возможности детей данной категории (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевая моторика и игровая деятельность)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации в тезисном формате по использованию арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:
- невротическая симптоматика;
- есть сопутствующие диагнозы;
- поведенческие проблемы;
- речевой негативизм;
- не использует речь для коммуникации;
- нарушение способности к приёму и переработке информации, вследствие чего отстаёт в развитии.
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, воспитателю следует учитывать: речевые недостатки; психологические и возрастные возможности детей данной категории (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевая моторика и игровая деятельность)
Осуществляя работу по использованию арттерапевтических технологий в коррекционной работе воспитатель должен уделять внимание:
- Становлению и развитию у детей игровой деятельности;
- Развитию у детей внимания и памяти - процессов, тесно связанных с речью;
- Совершенствованию словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
- Развитию у детей пальцевой моторики;
- Эмоционально-волевой сфере (следствием нарушения речи часто становится: неуверенность, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям);
- Обучению расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности (умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение и т.п.)
Арт-терапия эффективна в работе с детьми с ТНР и является важным элементом его полноценного развития.
Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работе с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества.
Основное значение лечения искусством состоит в том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу.
Организуя занятия по изотерапии, педагог реализует следующие функции:
- эмпатическое принятия ребёнка;
- создание психологической атмосферы и психологической безопасности;
- эмоциональная поддержка ребенка;
Существуют определённые чёткие правила проведения изотерапии:
- Обеспечить рабочее место.
- Определить вид работы.
- Сформировать цели и задачи.
- Создать спокойную, деловую обстановку.
- Пробудить интерес.
- Временной промежуток 30-40 минут.
- Менять формы занятий.
- Подведение итогов (никакой критики, не превращать выставку в соревнование, не должно быть победителей и побеждённых).
- Нужно учить детей доводить начатое дело до конца, очень плохо, если он бросает свою работу на полпути.
Формы организации изотерапии:
- игры и упражнения с разными изобразительными материалами,
- работа в парах,
- совместное групповое рисование,
- индивидуальное рисование
Материал для художественного творчества: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон, нитки, пуговицы, мелки, фломастеры, пластилин, пластик, специальное тесто, журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, природные материалы – кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, кусочки шерсти, камешки, уголь, глина.
Основные этапы изотерапии:
1. Предварительный ориентировочный этап.
2. Процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление.
3.Дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.
4. Вербализация чувств и мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.
При анализе продукта творчества уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка.
Рекомендуемые техники изотерапии:
Техника «Марания» - техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно».
«Рисование истории» - позволяет корректировать неадекватное поведение, разрешать внутренние конфликты, диагностировать расстройства, снимать напряжение.
«Рисунок по кругу» - сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки.
«Штриховка, каракули» - помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием.
«Рисунок на стекле - развитие речи и мышления в процессе восприятия; подходит зажатым детям, так как провоцирует активность.
«Рисунки к психотерапевтическим сказкам» - для более глубокой «отдачи» чувств, возникших в ходе терапии.
«Рисование пластилином» - требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.
Библиотерапия позволит улучшить понимание ребенком своего поведения или мотиваций, определить свои интересы и склонности, облегчить последствия стресса, помочь ребенку более свободно обсуждать проблему, видеть пути выхода из сложных ситуаций, спланировать правильный путь действий в решении проблемы. Библиотерапия позволит улучшить понимание ребенком своего поведения или мотиваций, определить свои интересы и склонности, облегчить последствия стресса, помочь ребенку более свободно обсуждать проблему, видеть пути выхода из сложных ситуаций, спланировать правильный путь действий в решении проблемы.
В зависимости от благоприятного влияния чтения на состояние ребенка, оно может быть разных видов:
- Упреждающее чтение поддерживает и укрепляет здоровье.
- Текущее или постоянное чтение способствует психическому оздоровлению, снятию психического напряжения, улучшению настроения.
- Вспомогательное или выборочное чтение используется как составная часть определенных комплексных лечебных мероприятий.
В библиографической деятельности используются тексты:
- обычные, любых литературных жанров;
- обычные, но адаптированные, отрывки из произведений;
- специально созданные для терапевтических целей.
В подборе книг очень важна ориентация литературного произведения на позитивное решение проблемы:
- Классическая художественная литература Классическая художественная литература
- Юмористическая и сатирическая литература
- Фольклор (в том числе сказки)
Структура занятия в рамках проведения техники библиотерапии.
1.Начало «Погружение в тему»
2 Вводная часть. Вступительная беседа
3 Основная часть: ознакомление с художественным произведением
4 Физминутка
5.Просмотр видеоролика, отрывка из фильма по мотивам его произведений.
6.Проведение мини - викторин для закрепления прочитанного произведения.
7. Практическая часть (рисунок, поделка, и.т.д.)
8. Разбор воспитательных и образовательных моментов.
9. Подведение итогов занятия.
Имаготерапия основой является театрализация психотерапевтического процесса.
Задачи имаготерапии: укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей.
Формы организации:
- индивидуальная;
- -групповая;
- -коррекционная.
Виды театров:
- пальчиковый театр,
- кукольный театр,
- театр вязаных игрушек,
- театр перчаток,
- театр теней,
- театр масок,
- настольный театр.
Принципы работы с детьми с ТНР
1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка.
2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
4. Принцип интегративности, характеризующийся связью: театрализованной с другими с различными видами искусств.
5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков.
Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Формы музыкотерапии для тетей с ТНР
Активные формы музыкотерапии: ритмотерапия, вокалотерапия, хореотерапия, сказкотерапия, игровая психотерапия.
Пассивные формы музыкотерапии: коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком), реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта), регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).
Варианты проведения:
Пассивная форма
- Музыкальные картинки: восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с музыкальным руководителем, помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 5-10 минут побывать в мире музыкальных звуков. Используются классические инструментальные произведения, не применяемые в учебном процессе; звуки живой природы.
- Музыкальное моделирование: используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений:
- Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.
Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
- Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка.
- Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах.
- Кинезитерапия – различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций.
Кинезитерапия включает в себя: психогимнастику, коррекционню ритмику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию.
- Сюжетно-игровая кинезитерапия – вариант двигательной терапии, где все пражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация.
В занятие включены упражнении, обеспечивающие релаксацию, коррекцию моторики.
2. Составьте терминологический словарь на предложенные понятия, заполнив предложенную форму:
Арт педагогика | Это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. |
Арт терапия | Это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. |
Библиотерапия | Это лечебное воздействие чтением |
Драматерапия | «Имаготерапия» лечебное воздействие через образ, театрализацию |
Изотерапия | это лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством, художественным трудом и т.д |
Коллаж | это техника и основанная на ней разновидность декоративного искусства, заключающаяся в вырезании фигур по контуру из какого-либо материала |
Маскотерапия | Это метод психологической работы, основанный на выводе внутреннего глубинного состояния человека на поверхность с помощью маски. |
Мандалотерапия | Это диагностика и психотерапевтическое использование циркулярных круглых изображений, создаваемых в произвольном творческом процессе или по определённой инструкции терапевта. |
Музыкотерапия | Это лечение через восприятие музыки |
Песочная терапия | Это современная дечебная методика «терапии песком» |
Сказкотерапия | Это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. |
Танцедвигательная терапия | «Кинезитерапия» (танец, хореография, ритмика) лечение через движения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР
учебно-дидактические игры с использованием современных технологий...
Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР
учебно-дидактические игры с использованием современных технологий...
Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Артерапия-это лечение искусством. в своей работе с детьми, родителями и педагогами стараюсь использовать арт-терапевтические технологии. Презантауия демонстрирует мои наработки по данной теме. арт-тер...
Использование информационных компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми
Консультация для воспитателей...
статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР"
laquo;Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР»Подготовила воспитатель Горская Н.А В настоящее время ИКТ прочно охватывают ...
Использование элементов LEGO – технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
LEGO-конструирование позволяет детям оказывать благотворное влияние на все аспекты речевого развития ребёнка и является одним из средств в коррекционной работе по развитию всех сторон речи детей с ОВЗ...
Использование элементов Лего-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Специфика современной жизни показывает, что неотъемлемой её частью стали - информационные технологии, сложнейшие электронные устройства, тем самым, пришли игры нового поколения, игры, моделирующие сам...