Интегрированное занятие
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Волкова Светлана Николаевна учитель-логопед

Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя старшей группы комбинированной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon занятие60 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие для родителей

с детьми старшей группы комбинированной направленности с ТНР

На тему:

«ВЕСНА. ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» 

Подготовили и провели:  

Неверова И.В.музыкальный руководитель,

Волкова С.Н. учитель-логопед,

Анашкина Т.К. воспитатель.

г. Жигулевск

Тема. «Весна. Перелётные птицы».

 ЦЕЛЬ: Сохранение и укрепление здоровья детей средствами музицирования.

ЗАДАЧИ:

Развивающие:

  • Способствовать формированию артикуляционного аппарата
  • Развивать координацию речи с движение средствами ритмотерапии.
  • Укреплять певческий аппарат посредством звукотерапии, мелотерапии, вокалотерапии.

Обучающие:

  • Способствовать формированию навыков  координации движений.
  • Способствовать развитию восприятия.
  • Совершенствовать умение передавать ритмический рисунок в движении.

Воспитательные:

  • Формировать положительное  отношение детей к окружающим.
  • Развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки.
  • Развивать положительную самооценку.
  • Воспитывать любовь к природе.

Коррекционные:

  • Развивать органы артикуляционного аппарата.
  • Закреплять навыки правильного  уклада органов артикуляции.
  • Закреплять навыки словообразования ( образование названий детенышей птиц )
  • Развитие фонематического слуха  с ритмическими движениями.

ИНТЕГРАЦИЯ:

ОО «Коммуникация»

  • Развитие свободного общения о музыке, практическое овладение детьми нормами речи.
  • Закрепление словарного запаса по лексической теме «Весна».

    ОО «Здоровье»

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Развитие навыков  правильного (диафрагмального) дыхания.

ОО « Физическая культура»

  • Развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов деятельности  и двигательной активности.

ОО «Познание»

  • Расширение музыкального кругозора детей, сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

ОО «Художественное творчество»

  • Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

ОО «Безопасность»

  • Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

ОО Социализация

  • - Развитие игровой  деятельности детей;
  • - Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам   взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • Рассказ,
  • Упражнение,
  • Игровая деятельность,
  • Показ,
  • Подражание,
  • Выразительное исполнение,
  • Тактильный метод.
  • Наглядность

ПРИНЦИПЫ   И  ПОДХОДЫ:

  • Интеграция
  • Последовательность
  • Постепенность
  • Индивидуализация
  • Доступность
  • Систематичность
  • Преемственность
  • Мобильность

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Фортепиано,
  • Музыкальный центр,
  • Нотный материал,
  • Иллюстрации: «Пернатые друзья»
  • Фланелеграф.
  • Фонограмма записи пьесы П.И.Чайковского «Песнь жаворонка»
  • Игрушка – птичка.
  • Маска кошки.

Ход занятия.

Организационный момент. Проводит Муз. руководитель 

ИНТОНАЦИОННОЕ ПРИВЕТСТВИЕ.

Педагог отчетливо пропевает каждый слог «интонационного приветствия»

пропевая большую  терцию вверх и вниз. Дети повторяют.

Затем транспонирует мелодию на тон выше, и на тон ниже.

-  Ребята, посмотрите, как ласково и ярко светит  сегодня солнце! Как будто хочет у вас спросить:

Зазвенели ручьи,

 Прилетели грачи,

            В дом свой – улей пчела

         Первый мед принесла.

       Кто скажет, кто знает,

  Когда это бывает?

Дети. Весной.

М.Р. -  Я приглашаю вас совершить «весеннюю» прогулку.

Ритмическое упражнение

«БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ НОГИ» муз. В Агафонникова

«ПОБЕГАЕМ, ПОПРЫГАЕМ» муз. С.Соснина  

Дети садятся на стульчики.

Логопед приветствует детей:

 - Звонко тенькает синица

Возле нашего окна…

В нашу дверь давно стучится

Настоящая весна!

Под  пьесу   «ПЕСНЬ ЖАВОРОНКА» муз. П. Чайковского. (грамзапись)

Входит воспитатель, одетый Весной.

Воспитатель – Пришла к вам я, Весна красная,

Принесла вам солнце ясное,

Жизнь новую. Траву шелковую.

Стаи лебединые. Песни ваши любимые.

Логопед. - Давайте с вами  поприветствуем весну.

ЧИСТОГОВОРКА «Ждали мы весну»

Ну-ну-ну  - ждали мы весну.              Дети складывают руки полочкой и  

                                                            качают ими, поднимая локти поочередно.

На-на-на  - к нам пришла весна    хлопают в ладоши  на каждый слог.

Не-не-не  - солнце скачет на коне.   Хлопают по коленям.

Но-но-но -  и глядит в окно             качают головой вправо-влево.

ПЕСНЯ «МЫ СИДЕЛИ У ОКНА» муз. Абеляна

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА под музыку

1 «Улыбнемся весне»

на счет «раз» - Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии.

На счет «два» губы соединить.

Упражнение способствует развитию умения спокойно открывать и закрывать рот расслабляя мышцы языка.

2. «Птенцы ищут выход из гнезда»

Приоткрыв рот, дети языком-иголочкой упираются то в правую, то в левую щеку.

Упражнение способствует укреплению мышц щек и языка.

3. «Щелкаем клювом»

Опускание и поднимание нижней челюсти.

Упражнение способствует профилактике возникновения контрактур (ограничений движеня) жевательно-артикуляционных мышц.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

 «Удивляемся» Вытянуть губы вперед, округлить их, как при звуке «у» и сделать длинный выдох.

 Упражнение укрепляет круговую мышцу рта и способствует приобретению равномерного выдоха.

Весна  принесла в корзине картинки с изображением  перелетных птиц.

Логопед. Птицы сидят в гнездах, высиживают птенчиков.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « НАЗОВИ ПТЕНЦОВ»

( образование названий детенышей птиц: у грача – граченок, грачата…)

Весна - Попробуйте отгадать загадки, какие птицы к нам летят?

- На вид не удался,

А голос достался.  (соловей)

ПЕСНЯ «СОЛОВЕЙКО» муз. А. Филиппенко

Весна – С веселой полечкой продолжим нашу прогулку.

ПОЛЬКА  «ВЕСЕЛЫЙ ЖУК»

Весна - А  теперь скажите мне кто как голос подает:

Соловей    (поет, заливается)

Утка  (крякает)

Гусь  (гогочет)

Синица  (тенькает)

Кукушка  (кукует)

ПЕСНЯ –ИГРА «КУКУШЕЧКА»   р.н.м.

Весна - Сейчас вы будете передавать эту птичку  друг другу, а я в это время буду петь. У кого в руках окажется птичка, когда  я остановлюсь, тот и споет как кукушка.

Весна ведет детей «по лесной тропинке»

МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ  «ЗМЕЙКА»

музыка

Логопед - Прилетел дятел и стал отстукивать телеграммы по стволу дерева.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОВТОРИ  РИТМ»

Весна -  Ещё одна загадка:

На шесте дворец,

Во дворце – певец. Кто это? (скворец)

Конечно скворец, но чтобы он прилетел нам нужно спеть ему песенку

ПЕСНЯ «СКВОРУШКИ» муз. А. Филиппенко.

ИГРА « СКВОРУШКИ И КОТ» муз. А. Филиппенко.

РЕФЛЕКСИЯ.

Весна - Птички очень рады с  вами поиграть  и на прощание  дарят вам перышки. Выберите для себя  перышко того цвета, который вам нравится.

ИНТОНАЦИОННОЕ  ПРОЩАНИЕ

Педагог пропевает последовательно звуки большой терции вверх и вниз

« До свидания»  дети повторяют.

САМОАНАЛИЗ .

Детям были предложены перышки  оранжевого, желтого, зеленого, синего и фиолетового цвета.

Рефлексия показала, что из 19 детей

6   (31%)– взяли бантики оранжевого цвета.

8   (43%)- желтого

4   (21%)– зеленого

1   (5%)–синего

Феолетововый цвет никто не выбрал.

 

Опираясь на методику цветовых аналогий отечественного психолога А.Лутошкина, символическое обозначение:

Оранжевый – радость.

Желтый – светлое, приятное ощущение.

Зеленый – ровное спокойствие, уверенность в себе.

Синий  - легкая тревожность.

Феолетовый  - тревожное, тоскливое состояние.

Исходя из данных рефлексии можно сказать, что детям занятие понравилось. Положительный эффект в укреплении и закреплении здоровья детей средствами музицирования был достигнут благодаря высокой эмоциональной насыщенности занятия, ориентации на успех, опоре на интерес, воспитанию чувства восприятия, музыкальных способностей. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к вокалотерапии, звукотерапии, ритмотерапии, стремления к расширению опыта музицирования.

ЛИТЕРАТУРА:

  • И.Каплунова,И. Новоскольцева    Праздник каждый день.

(конспекты музыкальных занятий с приложением СD).старшая группа.

Санкт-Петербург изд. «Композитор» 2008.

  • М. Картушина Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003» 2009.
  • М. Картушина.  Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  • Л.Гераскина Ожидание чуда кн.2. – М. :Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
  • Инновации в логопедическую практику (методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений) Сост. О. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2008
  • О.Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду.  Волгоград.  2010.
  • Н.И. Мыськова, Музицирование как фактор здоровьесбережения /Учебно-методическое пособие // Н.И.Мыськова, к.п.н., Тольятти, 2007.
  • О.Радынова Музыкальное развитие детей в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС  1997
  • А.Лутошкин Методика эмоционально – цветовых аналогий. –

Журнал «Школьный психолог» 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и  воспитателя Слав Марианн...

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...