Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Н.А.Писаренко

Материал может быть использован для работы с детьми в младшей группе и как тема для самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы  

школа № 2051

Самообразование педагога

Писаренко Натальи Александровны

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Начало и окончание работы над темой самообразования

2015 – 2016 учебный год  

План работы по самообразованию воспитателя:

  1. 1)Актуальность выбранной темы

             2)   Постановка цели

               3) Выявление задач исследования:

  1. Содержание работы:

1 этап. Подбор литературы. Изучение традиционных методик по данной теме.

Что используется  в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература  при работе над данной темой.

2 этап. Предупреждение и коррекция слабого состояния мелкой моторики.

-Подбор игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей в младшей группе;

-развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности;

-Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей.

3 этап. Результат/форма отчетности: Организация выставки работ детей  по теме самообразования;

Консультация для педагогов по теме самообразования; составление игровой картотеки.

Актуальность: Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием .

Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. 
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.
На руке находятся биологически активные точки нашего организма. 
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно, и развить речь. Отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.

Исходя из всего вышесказанного, мной была поставлена

 Цель: формировать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.

Для достижения поставленной цели, решались задачи.

Обучающие:

— активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;
— накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики.

Развивающие:
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;
— развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

— воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

Задачи для педагога:

1. Определить оптимальное время для регулярной работы по развитию мелкой моторики рук в режиме дня в процессе организации совместной деятельности с детьми.

2. Способствовать появлению и повышению интереса детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

3. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

4. Организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей.

5. Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

Методы и приемы работы:

  • Массаж кистей рук
  •  физкультминутки
  • пальчиковая гимнастика со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  • нетрадиционные техники рисования:  жесткой кистью, пальцем, на крупе, печатание и т.д.
  • конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
  • рисование по трафаретам
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • Дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами
  • пазлы, мозаика.

Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Сентябрь

1.Заучивание пальчиковой игры « на двери весит замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «зайка», «улитка», «Бинокль», «солнышко», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином).

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник-неведимка» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Январь

1.Заучивание пальчиковой игры «мы с тобой снежки лепили», повторение «Апельсин».

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «я  хочу построить дом», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Прокати шарик в ворота», «Мозаика».

Февраль

1.Закрепление пальчиковых игр «художник неведимка», «Апельсин», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото».

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация)

Март

1.Заучивание пальчиковой игры «вышли пальчики гулять». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги ).

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение ранее разученных игр.

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «прилетели птички».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Пальчики в лесу».

2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».

3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

4.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

5.Настольные игры «Мозаика», «Пазл».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

«В гостях у тети Вали»

 

Программное содержание:

- формировать умение выполнять действия, согласно тексту пальчиковой игры;

- продолжать учить правильно держать карандаш;

- добиваться свободного движения руки с карандашом во время штриховки;

- развивать мелкую моторику;

- закрепить знание названий цветов и оттенков.

 

Материал и оборудование:

- театральная ширма;

- игрушка – кукла «тетя Валя»;

- цветные карандаши по количеству детей;

- половина  альбомного листа с изображением бус;

- моталочки «Насекомые»;

- мольберт.

Ход занятия:

Перед занятием дети играют в игру – приветствие:

 «Здравствуй солнце золотое! – дети держатся за руки

Здравствуй, небо голубое! – поднимают руки вверх

Здравствуй, вольный ветерок! – показывают «дуновение» ветерка

Здравствуй, маленький дубок! – приседают, показывают маленький дубок

Мы живем в родном краю, - руки вдоль туловища

Я вас всех приветствую!» - далее дети здороваются друг с другом.

 

Воспитатель приглашает детей пройти на места. Стулья стоят полукругом. На столе стоит театральная ширма, за которой слышен шум.

-         Ребята, что случилось? К нам кто-то пришел в гости. - Из-за ширмы появляется игрушка – кукла «тетя Валя».

-         Куда пропали мои очки? Кто их взял? - Тетя Валя продолжает искать очки.

 

Воспитатель предлагает встать около стульев и поиграть в игру «Что стряслось у тети Вали». Дети должны образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их, говорить:

 « - Что стряслось у тети Вали?

- У нее очки пропали!

Нет очков у тети Вали.

Очевидно, их украли!»

В конце игры воспитатель «находит» очки и отдает тете Вале. За помощь тетя Валя благодарит и дарит детям цветные карандаши.

 

Воспитатель убирает на время персонаж за ширму. Воспитатель уточняет, какого цвета карандаши (ответы детей), говорит о том, что карандашами можно не только рисовать, но и играть.

-         Давайте поиграем? (Игра «Карандаш в руках катаю»)

 «Карандаш в руках катаю,

 Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу».

 

-   Ребята, посмотрите. Тетя Валя ушла и что-то забыла. Что это? (ответы детей). Воспитатель подводит детей к тому, что это бусы. Давайте раскрасим их: большие бусы красным карандашом, а маленькие – синим. Предлагает пройти за столы и заштриховать бусы. Перед выполнением задания, воспитатель показывает, как правильно выполнить штриховку.

 

http://detsadd.narod.ru/risunki/index_2_7_183_clip_image001_0000.gif

 

Появляется тетя Валя.

-        Что сегодня со мной происходит? Я все забываю и теряю.

-        Тетя Валя, а что вы потеряли?

-        Альбомные листочки

-        Что на них нарисовано?

-        Бусы.

-        Мы их уже раскрасили. Вот посмотрите, что у нас получилось. Далее воспитатель развешивает рисунки на стенд (на веревку).

-        Ой, спасибо! Как вы мне помогли! Без вашей помощи мне бы не справиться. Эти бусы я подарю своей соседке. У нее сегодня день рождения. За помощь я хочу подарить вам моталочки. Тетя Валя прощается с детьми. После занятия дети играют с подарком тети Вали.

 

Наши творческие работы.

C:\Users\User\Desktop\20160127_124733.jpg

                                                C:\Users\User\Desktop\детсад 2\118___02\IMG_0983.JPG

C:\Users\User\Desktop\детсад 2\IMG_1003.JPG

C:\Users\User\Desktop\детсад 2\IMG_1000.JPG

C:\Users\User\Desktop\детсад 2\118___02\IMG_0984.JPG

C:\Users\User\Desktop\детсад 2\IMG_0940.JPG

                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ИГРАЕМ В КУБИКИ»

Программное содержание.1. Учить рассматривать сюжетную картину, отвечать по ней на вопросы педагога. Формировать словарь по теме.2. Развивать мелкую моторику рук.3. Учить строить из кубиков дорожку, п...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игру с крупами.

Развитие мелкой моторики рук большое значение имеет для общего физического и психического развития ребенка и положительно сказывается на становлении детской речи.  Игра с крупами хорошо стимулиру...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются п...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе

Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...