Психолого-педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДО»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppasport_po_tolerantnosti.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Психолого-педагогический проект на тему:
«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»
Выполнила:
Дурманова Н.А.-
педагог-психолог;
Сычева Т.В. - воспитатель;
Бухвал И.А. - воспитатель
Сухиничи, 2018год
Актуальность
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к людям других национальностей. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Поэтому, воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Под толерантностью исследователи понимают:
- терпимость к чужим мнениям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям разных культур и традиций, к людям с ограниченными возможностями здоровья. В нашем детском саду, и именно в данной группе, как и во многих других в наше время, есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто находится вместе с нами.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Проект позволит организовать новое приоритетное направление в развитии дошкольного образовательного учреждения, практическую деятельность педагогов по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработать и реализовать систему мероприятий с детьми в данном направлении.
Педагогическими условиями формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении станут:
1.Создание толерантного пространства в данной группе образовательного учреждения.
3. Применение в работе с детьми современных педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности.
Новизна заключается в формировании толерантности у детей старшего дошкольного возраста через организацию различных мероприятий в группе; организации специально разработанных познавательных занятий, бесед, чтения произведений художественной литературы по теме.
Цель проекта: Формирование основ толерантности у дошкольника.
Задачи:
1.Создание условий для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к людям с ограниченными возможностями здоровья.
3. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
4.Организация партнерских отношений с семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
Участники: воспитатели, педагог-психолог детского сада, родители, дети.
Время реализации проекта: вторая половина ноября 2018 года.
Тип проекта: краткосрочный, социально-просветительский,
Материально-техническое оснащение:
- Компьютер, музыкальный центр;
- Проектор для презентации;
- Литература.
Планируемые результаты
После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом.
Стратегия достижения поставленной цели и задач
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, деятельность.
Реализация проекта в образовательных областях:
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
I этап: Подготовительный
1.Разработать план работы по формированию толерантности | Воспитатели, психолог |
2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведению проекта | Воспитатели, психолог |
3. Изготовление дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов | Воспитатели, психолог, родители |
4. Составить список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения | Воспитатели, педагог-психолог |
5. Разработать консультации для родителей | Воспитатели, педагог-психолог |
6. Подобрать мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением | Воспитатели, педагог-психолог |
7. Сформировать картотеку игр | Педагог-психолог |
8. Оснащение предметно-развивающей среды в группе | Воспитатели |
9. Вовлечение родителей в образовательный процесс | Воспитатели, психолог |
II этап: Реализация проекта
Разработка и проведение мероприятий
с 16 по 30 ноября
Чтение сказок народов мира, пословиц и поговорок о добре.
16 ноября выпуск стенгазеты для родителей и детей « « 16 ноября - Всемирный день толерантности».
16 ноября - беседа с детьми и разучивание стихотворений о толерантности (совместно с родителями).
19, 22 ноября - беседы о толерантности и разбор ситуаций (педагог-психолог)
20 ноября - дидактические игры (см. картотеку)
21 ноября – интегрированное занятие «Добрые и злые поступки» с выпуском стенгазеты
23 ноября игра-занятие «Путешествие в страну Толерантности»
26 ноября -аппликация «Наша планета» с выпуском стенгазеты
27 ноября -лепка «Мы разные, но мы вместе»
28 ноября – сюжетно-ролевые игры по теме
29 ноября – викторина « Помоги разобраться»
30 ноября – создание «Дерева толерантности», совместно с родителями.
Основные формы работы:
1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения через дидактические игры основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
2. Беседы, где используется психологическая и развивающая работа
4.Психогимнастика и дидактические игры. включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
Этюды и упражнения направленные на: на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: воспитание уважения к людям.
5.Использование художественного слова – стихотворений, пословиц и поговорок,
6.Аппликация и лепка – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
В качестве основных методов и приемов работы использовались:
- Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения
- Слушание и пение детских песен
- Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
- Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.
- Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера .
- Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).
2. С родителями воспитанников ДОУ
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
3. Выпуск тематических групповых газет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру
4. Организация совместной деятельности (разучивание стихотворений, создание «Дерева толерантности» .
III этап: Заключительный
1.Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста.
2. Презентация проекта на собрании педагогов.
В результате реализации проекта будет:
1.Пополнение группы современной методической пособиями по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста; появятся картотеки подвижных игр, сценарии досугов.
2.В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.
3.Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
4. У детей будут развиты такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от, социального статуса.
Оценка результатов
Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.
Продукт проекта: дидактическое пособие «Добрые зверюшки» и набор заданий на развитие толерантности у детей. Также это пособие можно использовать по различным тематикам на любых других занятиях, и в качестве «волшебного мешочка» для заданий.
Теоретическая и практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что в ней раскрыты условия, содержание работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Внедрена модель формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, и в нее включены цикл занятий и бесед, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения, подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирована картотека игр и упражнений «Уроки добра» .
Данный проект не только развивает у дошкольников к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, а главное он способствует формированию основных черт толерантной личности:
- Терпимость к чужим мнениям.
- Сотрудничество.
- Отказ от причинения вреда кому-либо.
- Дружелюбие.
- Чуткость и заботу.
- Доверие.
- Доброжелательность.
- Умение владеть собой и не осуждать других.
- Гуманизм.
- Любознательность. .
- Чувство юмора.
- Умение слушать собеседника.
Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности своих детей.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь
Список используемой литературы
- Арушанова А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27
- Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
- Воспитание индивидуальности .Учебно-методическое пособие под ред.Степанова Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
- Всеобщей декларации прав человека ООН 1995.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
- Закон «Об образовании» 2013 г.
- Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. // М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль
- “Ознакомление дошкольников с историей родного края” Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений
- Панфилова М.А. Игротерапия общения // Москва , 2001 г.
- Сборник упражнений в рамках программы «Образование ххi века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
- Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
- Эльконин Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов. Москва. Издательский центр «Академия» 2001,144с
Электронные ресурсы
- Ганенкина Е.Н. Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий с здоровьесберегающими технологиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...
Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".
Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...
Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....
Статья на тему:Психолого-педагогические основы формирования изобразительных умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчесва (Сакулина Н.П., Камарова Т.С., и...
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Преодоление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста».
Настоящая рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Голубок» г. Сальска разработана в соответствии с Федеральными гос...
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах развития речи детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Формы работы с родителями....
Психолого-педагогические основы развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование представлений о числе у ребенка происходит очень рано. Первые работы, посвященные методике и содержанию работы по формированию представлений о числе и счете у детей в период дошкольного д...