Проект по социализации ребёнка с ОВЗ «Мы вместе»
проект по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний. Перед нами встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в группе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества.
Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Как правило, родители детей с ОВЗ погруженные в проблему собственного ребёнка, по-разному реагируют на состояние здоровья своих детей : кто-то замыкается в проблеме, другие «Перестают видеть проблему» , но безусловно каждый родитель хочет, чтобы его ребёнка принимало общество таким какой он есть. Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.
Цель проекта: создание условий для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды. Задачи проекта: Вовлечь ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс. Выявить особенности межличностных отношений ребёнка с ОВЗ с детьми группы. Повысить уровень социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Создать условия для проявления инициативы и самостоятельности, для формирования объективной самооценки. Расширять, обогащать и закреплять познавательный интерес воспитанников; Развивать коммуникативные навыки; Воспитывать дружелюбие , взаимопомощь, отзывчивость.
Участники проекта: дети старшей общеобразовательной группы «Пчелка », ребенок с ОВЗ, родители, воспитатели группы: Найман Т.А., Криушова Ю.В. Тип проекта: творческий. Продолжительность проекта: долгосрочный – 1 год (сентябрь 2017г – май 2018г.)
Расширен круг познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Снижен коммуникативный барьер и как следствие повышена социальная активность ребёнка с ОВЗ Сформированы навыки общения с ребёнком с ОВЗ. Толерантное отношение к ребёнку с особенностями развития. Адаптированы образовательная программа, методические рекомендаций, разработки сценариев мероприятий.
Ожидаемый результат № Участники проекта Ожидаемый результат 1. Ребёнок с ОВЗ Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ 2. Родители Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития 3. Ребёнок, педагоги Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития. 4. Педагоги Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.
Показатели результативности и эффективности проекта Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать. Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах. Повышение показателей качества обученности ребёнка. Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы проекта: I этап - подготовительный: - Самообразование (изучение литературы, общение на форумах по теме инклюзивного образования); - Повышение курсов квалификации «Инклюзивное образование в ДОУ» - Работа с родителями (анкетирование, родительское собрание) II этап – Основной (дата, задачи, содержание участники) - Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ. - Составление плана мероприятий по социализации ребёнка с ОВЗ . III этап – Итоговое мероприятие
Перспектива: В перспективе планируем продлить срок реализации проекта до 2018 года, результатом работы в проекте показать в итоговом мероприятии совместный выпускной балл воспитанников общеразвивающей группы и воспитанников групп компенсирующей направленности . Разработка методов реализации проекта Разработка игровых тренингов, сценариев, мероприятий, ролевых игр, направленных на интеграцию ребёнка с ОВЗ в коллектив слышащих сверстников.
Календарный план по реализации проекта № Направления работы Пути реализации Сроки 1 Сбор информации Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей Сентябрь 2 Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ Диагностика состояния речи ребёнка Сентябрь 3 Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ Составление плана работы с учётом возможностей ребенка Сентябрь 4 Организация адаптационного периода Сбор информации Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка. Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей Диагностика состояния речи ребёнка Сентябрь
5 Развитие коммуникативных навыков Организация ежедневного «Утра радостных встреч». Цикл бесед «Добро живёт рядом» Фотовыставка «Моя семья» Поощрение общения детей с Мишей. Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга. Поощрение вежливого обращения ребёнка к детям и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к детям В течение года Октябрь «Где прячется здоровье?» (открытое мероприятие по ЗОЖ)
Формирование игровой деятельности Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь, Коммуникативные игры «Зеркало», «Потерялась …девочка», «Ожившие игрушки», «Солнечные зайчики» Дидактические игры «Что правильно - что неправильно» Помощь в налаживании совместной игровой деятельности. Перевод самой игровой деятельности на более высокую ступень: от игры «рядом» к игре «вместе»; Обучение делать что-то по очереди или согласно принятой на себя роли, следовать правилам. Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других детей) ежемесячно
7 Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных. Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях), Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
8. Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми; формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками. Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.) Участие в акциях «Лохматое счастье», «Милосердие» В течение года Январь. Февраль 9 Работа с родителями Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка: беседы, консультации: «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста»; «Требования к ребенку и его обязанности в семье» «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка» В течение года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по воспитанию творческого читателя "Книга-театр-ребёнок" в педагогических чтениях "Вместе с книгой мы растем"
Городской проект "Познавательно - речевое развитие детей: проблемы, поиск, решение". Педагогические чтения "Вместе с книгой мы растем" часть 1...
проект социализация ребёнка в обществе через освоение прав и обязанностей
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по воспитанию человека , соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспит...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА»
Цель: содействие в развитии познавательных интересов, творческой активности участников, развитии навыков четкого изложения своих мыслей, умению моделировать ситуацию. Задачи: Выявить уровень професс...
Проект по социализации "Вместе весело шагать"
Проект по социализации "Вместе весело шагать"...
"Я - ГРАЖДАНИН" проект социализации ребёнка в обществе через освоение прав и обязанностей
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспита...
Игры технологии позитивной социализации Е.В. Рылеевой "МЫ ВМЕСТЕ".
Материал включает в себя игры, развивающие у детей навыки культурного общения, сотрудничества, работы в команде. Может быть использован как воспитателями, так и узкими специалистами, работающими...
Интегративно-коммуникационный проект в разновозрастной группе (1-2 младшая): «Дидактические игры как средство развития речи и социализации ребёнка»
Пояснительная записка: Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впеча...