Методическая разработка по формированию ВПФ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данная методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Цель: Формировать умение классифицировать транспорт по видам и месту передвижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка дефектологического занятия
по развитию высших психических функций
Лексическая тема ‘Транспорт’’
Цель: Формировать умение классифицировать транспорт по видам и месту передвижения.
I.Коррекционно – образовательные задачи:
1.Закреплять у детей понятие «транспорт»
2.Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме "транспорт", "грузовой" и "пассажирский" транспорт.
3.Уметь четко дифференцировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный.
II.Коррекционно – развивающие задачи:
1.Формировать навык словообразования существительных ед. числа и мн. числа.
2.Научить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3.Развить слуховое и зрительное восприятие и внимание.
4.Развить восприятие величины, размера предмета.
5.Развить внимание, память, мышление, воображение.
6.Уточнить и закрепить артикуляцию гласных звуков [ у ], [ и ], [ы ] на примере звукоподражания.
7 . Развивать общую и мелкую моторику детей.
III.Коррекционно-воспитательные задачи:
1.Воспитывать уважение к работникам транспорта.
2. Воспитывать бережное отношение к имуществу на транспорте.
3. Воспитывать культуру поведения на транспорте.
Материалы и оборудование: карточка с загадками; предметные картинки всех видов транспорта; светофор зеленый и красный цвет; картинки с транспортом, раздаточные листы с заданием, цветные карандаши, магнитофон, CD диск.
Использование современных образовательных технологий: здоровьесберегающая, игровая.
Форма проведения занятия: фронтальная
Предварительная работа:
Беседа: “Куда и на чем вы любите ездить”. На прогулке обратить внимание детей на проезжающие мимо детей машины. Обратить внимание на машину, которая привозит продукты в детский сад.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Цель: развитие логического мышления
Инструкция: Ребята, отгадайте загадку:
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей,
Что это? Скажи скорей!
Ответы детей: Транспорт.
Логопед: Догадались, о чем мы будем говорить сегодня? Правильно, о транспорте.
Ребята, на каком транспорте вы любите ездить?
Ответы: Детей: Я люблю ездить на автобусе, трамвае, машине, и т.д.
Дефектолог: Развешивает картинки с транспортом на доске.
2.Классификация транспорта
Дефектолог: Весь транспорт делится на: пассажирский и грузовой.
А по месту передвижения, на - наземный, подземный, воздушный, водный.
Транспорт нам нужен, чтобы ездить и перевозить грузы.
3.Игра: "Распределите транспорт верно".
Цели: Закрепить умения делить транспорт по видам, уметь полно отвечать на вопросы: обогащение словаря по теме "транспорт".
Инструкция: давайте определим, к каким видам транспорта относятся картинки.
Трамвай - кто вспомнит, какой это вид транспорта? (-наземный). Почему? (Он передвигается по земле).
Воздушный шар - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?
Троллейбус - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?
Поезд - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?
Самолет - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?
Пароход - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?
Вертолет - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?
Автобус - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?
Ход выполнения упражнения: Детям раздаются карточки с изображением транспорта.
Дефектолог просит их встать, показать карточку и назвать и соотнести с нужным видом транспорта, обосновывая свой ответ.
Дефектолог: Молодцы, ребятки. Правильно.
4.Дефектолог: Ребята давайте рассмотрим, что общего во внешнем виде транспортных средств? У каждого вида транспорта есть мотор, колеса, кабина, салон. А отличаются разные виды транспорта друг от друга тем что, поезда, электрички, метро, трамваи – двигаются по рельсам. Машины, автобусы, троллейбусы ездят по дороге. Самолеты, вертолеты, - летают в небе. Корабли, яхты, лодки – плавают по морю.
5.Пальчиковая игра
Цель: развитие общей моторики.
Инструкция: посмотрите внимательно, и повторите за мной движения и слова:
Пароход плывет по речке и пыхтит он словно печка - пых, пых, пых
Соединение всех пальцев с большим, по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог.
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (Смена рук).
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
6.Игра ‘Один-много''
Цель: образование существительных ед. и мн. числа в родительном падеже.
Дефектолог: Поезд- поезда – поездов, ( на станцию прибыл поезд, а вы опоздали – приходите – нет чего на станции? Поезда. А много поездов?
Трамвай – трамвая - трамваев. Вы пришли на трамвайную остановку – ждете ждете – а нет чего? Трамвая. А много чего – трамваев.
Автобус – автобуса - автобусов. Едет автобус , уехал – нет чего? Автобуса. Нет много – автобусов.
Вертолет – вертолета – вертолетов. Летит вертолет- улетел-нет чего? А много?
Теплоход – теплохода – теплоходов. Плывет красивый теплоход. Уплыл – нет чего теплохода? А много – теплоходов.
Велосипед – велосипеда – велосипедов и т.д.
У магазина стоит велосипед. Вышел хозяин из магазина и уехал – нет чего? Велосипеда. А много велосипедов.
7.Артикуляционная гимнастика для губ.
Игра на звукоподражание.
– параход – Ы..Ы…Ы…;
-полицейская машина = У… И…У…И… У…И
Упражнение на силу голоса.
- поезд ЭХО = У..У..У
- поезд далеко тихий голос, близко – громкий голос.
Какая профессия на транспорте самая главная? Правильно: шофер
8.Физкультминутка ‘Шофер''
Качу, лечу , Дети бегут по кругу и крутят воображаемый руль
Во весь опор
Я сам - шофер
И сам – мотор.
Нажимаю на педаль – Останавливаются, нажимают правой ногой
И машина мчится вдаль. На воображаемую педаль и бегут в противоположную сторону.
9.Игра "Назови ласково".
Цель: научить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развитие восприятия величины, размера предмета.
Инструкция: У меня на картинках две машины: одна большая, одна маленькая. Про большую мы скажем "машина", а про маленькую ласково "машинка". Сейчас мы с вами поиграем в игру "Назови ласково".
Ход выполнения упражнения: У дефектолога пары картинок с одинаковыми видами транспорта разной величины. Дефектолог раздает детям картинки с маленькими изображениями.
Дефектолог: У меня большая машина. А у тебя?
Ответы детей: У меня маленькая машинка.
Трамвай - трамвайчик
Вертолет - вертолётик
Теплоход - теплоходик
Грузовик - грузовичёк
Катер - катерок
Троллейбус - троллейбусик
Лодка – лодочка
Самолёт - самолётик
Самосвал - самосвальчик.
Итог.
10. Игра "Кто самый внимательный?"
Цель: развивать слуховое восприятие и внимание.
Инструкция: А теперь посмотрим, кто самый внимательный и как вы усвоили сегодняшнюю тему. Возьмите светофорчики. Я буду называть вам слова, и если это будет транспорт, то вы поднимите зеленый светофор и скажите "проезжай". А если это слово не относится к транспорту - красный и скажите "стой".
Слова: велосипед, лошадь, трактор, верблюд, электричка, корова, такси, трамвай, самокат, автомобиль, троллейбус, грузовик, мотоцикл, автобус.
11. Раскраска картинок с транспортом
Дефектолог: Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Вы хорошо работали на занятии, и поэтому я вам подарю эти картинки с транспортом для раскрашивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-66543-1359957911.jpg)
Методическая разработка "Формирование навыков общения старших дошкольников"
Формирование навыков общения у дошкольников играет большую роль в социализации. В процессе общения формируется детская личность, умение комфортно жить и действовать в коллективе, что особенно влияет н...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»
В методической разработке представлена система по формированию у дошкольников правил основ пожарной безопасности....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/14/picture-67367.jpg)
Учебно-методическое пособие "Формирование культуры здоровья у старших дошкольников"
В учебно-методическом пособии "Формирование культуры здоровья у старших дошкольников" предлагаются игровые приемы помогающие решить проблему формирования у детей осознанного отношения к здо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-109950-1354535600.jpg)
Методическая разработка "Формирование интереса детей к музыкальному фольклору славянских народов"
Изучение, освоение традиционного народного искусства России и других стран способствует развитию межэтнического общения, сохранению и обогащению культур других этно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-176321-1358668732.jpg)
Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".
Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-207582-1361384515.jpg)
Методическая разработка "Формирование у детей валеологической культуры, через физкультурные досуги"
Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов....