Индивидуальное планирование по ОО "Физическое развитие" для детей 4-5 лет с нарушением зрения
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Обеспечение с помощью специальной методики АФК формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности( нравственно эстетическое, социально-личностное,интеллектуальное, физическое); укрепление фичического и психического здоровья детей; создание специальных условий для получения образования в соответствии с индивидуальными и возрастными его особенностями и потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальное планирование | 52.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное планирование на 2018-2019 год
по ОО «Физическое развитие»
для детей 4-5 лет: Вишняковой Анны с нарушением зрения
инструктор по физической культуре: Гайнуллиа Н.В.
сроки | Содержание |
сентябрь | Общие упражнения Правила безопасности. Занятия адаптивной физкультурой и их роль для здоровья человека. Общеразвивающие упражнения без предметов «С хлопочками», «Собираем урожай», «Ритмика для зверят», «С осенними листочками» Развивать пространственную ориентировку на слуховой сигнал. Разновидности бега с сохранением правильной осанки и изменением положения рук на звуковой сигнал: - на один сигнал свистка-руки к плечам ладонями вперед, лопатки сблизить. - на два сигнала свистка- руки в стороны ладонями вперед. -на три сигнала- ходьба руки вперёд- проконтролировать дистанцию друг от друга Подвижные игры: «Найди мячик» «Паровозик» их правила, требования к играющим. Дыхательное упражнение «принюхивайся».
|
октябрь | Лечебно-корригирующие упражнения Дыхательные упражнения их значение и правильное выполнение: Упражнение «Ладошки»
Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины: « Езда на велосипеде» «Ножницы». Зрение и упражнения лечебной физкультуры. Упражнения для совершенствования зрительных функций: 1. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке яркий мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10 -12 раз (в зависимости от возраста). 2. И. п. – лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч или султанчик. Поднять руку с мячом (султанчиком) вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч (султанцик) в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч (султанчик). Повторить 5 – 6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох. 3. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15 – 20 сек. Дыхание произвольное. 4. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15 – 20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать. |
ноябрь | Упражнения коррекционно-развивающей направленности Упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться: имитация ходьбы слона , движений птиц (петуха, гуся, цапли), полета птиц. Упражнения на развитие ловкости и координационных способностей: игровые упражнения с мячом, и обручем Упражнения на развитие выносливости: дорожка препятствий без предметов (3 раза) |
декабрь | Упражнения на тренажерах Упражнения на велотренажере. Общие упражнения Осанка человека. Упражнения, формирующие правильную осанку:
Строевые упражнения. Упражнения для подвижности глаз: «Воздушный шарик", "Помоги животным", «Накорми животных». Подвижные игры: «Горячий мяч», «Узнай по голосу», «Догони колокольчик, «Ёлочки» Упражнения повышающие силу отдельных мышечных групп шеи и спины: 1. Ходьба обычная, на носках, с небольшой подушечкой (наполненной песком) на голове. 2. И. п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоны, вперёд прогнувшись, спина прямая, лопатки соединить, смотреть вперёд. 3. И. п. – сидя на стуле, держаться руками за спинку внизу. Подать грудь вперёд, прогнуться, затем вернуться в и. п. 4. И. п. – сидя на стуле (гимнастической скамейке), кисти на затылке. Наклонить голову вперёд, затем отводить её назад, оказывая руками небольшое сопротивление. 5. И. п. – стоя, руки сзади в замок. Отводить руки назад, прогибаться. |
январь | Лечебно-корригирующие упражнения Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины: «Мост над дорогой», «Акробат Котенок». Упражнения для развития моторики рук: игровые упражнения с предметами (со скакалкой и ленточками) Дыхательное упражнение «Погончики»
Упражнения для совершенствования подвижности глаз и зрительных функций: «Закрываем двери», «Крылья бабочки», «Катаемся по горке», «Качели». |
февраль | Упражнения на тренажерах Упражнения на беговой дорожке Общие упражнения Общеразвивающие упражнения с мячом «Снежок дружок» ( с малым мячом) «Снежинки летят» ( с ленточками), «Снеговик» (на фитбол мяче). Подвижные игры: «Золотая рыбка», «Секретное донесение», «Паук»
Общеразвивающие упражнения в сочетание с движением глаз: 1. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево. То же левой ногой вверх – вправо. Смотреть на носок. Повторить 6 – 8 раз каждой ногой (на носки ног одеваются цветные толстые резинки для волос). 2. И. п. – то же, прямая нога слегка поднята (резинки одеты). Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10 – 15 сек. каждой ногой. 3. И. п. – стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 6 – 8 раз. 4. И. п. – стоя, держать кубики впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15 – 20 сек. Смотреть то на один, то на другой кубик. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном направлении. 5. И. п. – стоя, рука впереди держит обруч. Вращать обруч в одном и противоположном направлении 20 – 30 сек. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой. 6. И. п. – стоя, смотреть только вперёд. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8 – 10 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся на расстоянии 3 м и более (гимнастическая стойка, метка на стене). |
март | Лечебно-корригирующие упражнения Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины: «Корзина ягод», « Пловец». Упражнения повышающие силу отдельных мышечных групп шеи и спины: 1. И. п. – стоя, гимнастическую палку держать сзади. Отводить её назад, прогибаться. 2. И. п. – лёжа на спине, ноги согнуты, локти на кровати полу. Опираясь затылком, локтями и стопами, поднять туловище (таз); вернуться в и. п. 3. И. п. – то же. Прогнуться в грудном отделе позвоночника, вернуться в и. п. 4. И. п. – лёжа на животе, руки вдоль туловища. Поднять голову и плечи, прогнуться, вернуться в и. п. 5. И. п. – то же. Приподнять голову, плечи и прямые ноги, прогнуться. Подвижные игры: «Попади в мишень» «Догони меня» Дыхательные упражнения «Кошка»:
Сделайте 12 серий по 8 таких приседаний-вдохов. Упражнения на тренажерах Упражнения на тренажёре «Гребля» |
апрель | Упражнения коррекционно-развивающей направленности Упражнения на развитие координационных способностей. Упражнения на развитие выносливости: Дорожка препятствий с предметами (набивным мешочком и гим-ой палкой) Общие упражнения Упражнения для профилактики плоскостопия: ходьба по ортопедическим коврикам (на носках, пятках, полуприсяде) Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины: «Колобок», «Лодочка». Лечебно-корригирующие упражнения Дыхательные упражнения «Насос»:
Рекомендуется делать для начала 12 серий. |
май | Упражнения коррекционно-развивающей направленности Упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться: имитация движения черепахи, кошки, собаки, прыжков зайца, прыжков лягушки. Упражнения для формирования правильной осанки:
Упражнения для укрепления глазных мышц: «Моем окно», «Красим забор», «На колесе обозрения» Упражнения на тренажерах Упражнения на тренажёре «Беговая дорожка» Подвижная игра «Знатоки спорта». |
Содержание игр и упражнений.
«Найди мячик»
Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи. Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок. Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри). Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски. Методические указания- - Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика.- Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши. - Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади. - Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.
«Паровозик»
Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений. Игра проводится с группой детей из 5—6 человек. Инвентарь: две гимнастические палки или гладкие рейки. Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед- назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух». Методические указания - Игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке - Если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед или назад. - Смена движений происходит по команде ведущего.
«Попади в мишень»
Цель: развитие слуховой памяти и меткости. Игра проводится с группой из четырех и более детей. Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами. Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздается звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов. Методические указания- Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив бубен с тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных материалов (липкой ленты, пластыря). - Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать уровню глаз ребенка
«Догони меня»
Цель: развитие слуховой памяти и меткости. Игра проводится с группой из четырех и более детей. Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами. Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздается звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов. Методические указания- Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив бубен с тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных материалов (липкой ленты, пластыря). - Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать уровню глаз ребенка.
«Горячий мяч»
Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук. Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения, так и без зрительных нарушений. Инвентарь: озвученный мяч. Инструкция. Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки. Методические указания- Если в игре принимают участие слабовидящие или здоровые дети, при построении игроков в круг незрячего ребенка следует поставить рядом со слабовидящим или здоровым, объяснив им, что незрячему участнику игры мяч нужно давать прямо в руки. - Незрячему ребенку необходимо объяснять, как держать руки наготове (ладонями вверх, мизинцы касаются друг друга, ладони раскрыты, локти прижаты к туловищу). - Уронивший мяч выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не останутся двое, которые и становятся победителями.
«Узнай по голосу»
Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве. Количество игроков — 5—20. Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая: Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто назвал тебя, узнай. С последними словами игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени измененным голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить. Методические указания- Во время игры следует соблюдать полную тишину. - Водящий с остатком зрения или нормально видящий должен закрыть глаза или надеть повязку.
Игры с бегом
«Дгониони колокольчик» Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве. Количество игроков — 10—12. Инвентарь: колокольчик. Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих. Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры. Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается. Методические указания - Пары следует комплектовать так: незрячий — ребенок с остатком зрения; зрячий — незрячий. - Играющим нельзя выходить за пределы площадки - Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.
«Золотая рыбка»
Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве. Количество игроков 5 -15 Инвентарь: два звучащих предмета. Инструкция. Игровую площадку следует обозначить осязательными ориентирами. Назначается водящий «рыбак» (звучащий предмет в руке). «Рыбак» начинает ловить «рыб». Первая пойманная «рыбка» присоединяется к «рыбаку», взяв его за руку. Образуется «невод», и они продолжают ловить «рыб» уже вдвоем. Если «рыбакам» удается догнать «рыбку» и схватить ее свободными руками так, чтобы она оказалась в неводе, «рыбка» считается пойманной. Каждый пойманный игрок присоединяется к «неводу». Последний пойманный игрок — «золотая рыбка». Методические указания - Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки .- «Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду. - «Рыбки», спасаясь от «рыбаков», могут обегать«невод» или подлезать под руки «рыбаков». - Разорвавший «невод» считается пойманным. - Игра характеризуется большой интенсивностью, поэтому непродолжительна.
Игры-эстафеты
«Секретное донесение»
Цель: развитие ловкости, быстроты, точности движений, умения ориентироваться в пространстве. Инвентарь: десять обручей, два пакета, две стойки. Инструкция. Играют две команды по 5 - 6 человек. Пять игроков встают в шеренгу на одной линии и вертикально держат обручи, поставив их на землю и образовав таким образом «тоннель». Остальные пять участников команды становятся перед «тоннелем» в колонну по одному. У первого игрока в руках«пакет с секретным донесением». По сигналу ведущего первый игрок с пакетом пролезает через «тоннель», бежит к стойке, огибает ее и возвращается назад к своей команде, минуя «тоннель». Он передает пакет следующему игроку своей команды, а сам становится в конец колонны. Очередной игрок проделывает то же самое. Замыкающий колонну, получив пакет, преодолевает «тоннель» и передает пакет ведущему. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.
«Паук»
Цель: развитие ловкости, способности к коллективным действиям, чувства сплоченности команды. Играют две команды, по 10 человек в каждой. Инвентарь: две веревки. Инструкция. Игра проводится на площадке, на которой прочерчиваются два круга диаметром 1,5—2 метра на линии старта и два — на линии финиша. Команды становятся в стартовый круг. Каждую команду нужно обвязать веревкой, чтобы получилось два «паука». По команде «Марш!» оба «паука» начинают наперегонки перебираться к финишным кругам. «Паук», первым достигший финиша, выигрывает. Методические указания- «Пауки» не бегут, а еле ползут, чтобы не упасть. - Все играющие должны быть в тапочках.
«Знатоки спорта»
Цель: развитие быстроты движений и мышления, проверка теоретических знаний о спорте. В игре участвует две команды по б—8 человек в каждой. Инструкция. Команды выстраиваются в колонны по одному на расстоянии 2—3 метров одна от другой. В 10—15 метрах от стартовой линии расставляются табуретки, на каждую из которых кладется листок с вопросами на спортивную тематику (количество вопросов соответствует количеству игроков в команде). По сигналу первые игроки с карандашами в руках (это эстафетные палочки) подбегают к табуретке, записывают ответ на первый вопрос, бегут обратно к команде и передают эстафету (карандаш) вторым номерам. Вторые отвечают на следующий вопрос и так далее. Команда, закончившая эстафету первой, получает 1 очко; команда, закончившая второй, — 2 очка и т.д. Окончательные места определяются после проверки правильности ответов. За неправильный ответ команда получает 1 штрафное очко. Выигрывает та команда, которая набирает наименьшее количество очков. Методические указания- Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить коротко, одним-двумя словами.
Упражнений для разминки:
- вдох воздуха животом через рот с последующей задержкой дыхания на несколько секунд и последующий выдох через нос;
- вращательные движения плечами вместе и поочередно;
- наклоны головы в разные стороны;
- махи руками;
- наклоны туловища в разные стороны из положения «руки в замке»;
- вращения бедрами;
- наклоны вниз, стараясь при этом коснуться руками кончиком пальцев ног;
- ходьба на месте с высоким подъемом коленей;
- бег на месте;
- глубокий вдох и полный выдох.
Основным упражнениям для укрепления мышц спины и брюшного пресса:
- Езда на велосипеде. Из положения лежа на спине ноги делают в воздухе круговые движения с воображаемыми педалями.
- Ножницы. Махи прямыми ногами в горизонтальном направлении с перекрещиванием.
- Колобок. Подтягивание согнутых ног в коленях, обхватывание их руками и катание на спине по удобной траектории.
- Мост над дорогой. Это упражнение выполняется из положения лежа на спине, при этом ноги должны быть согнуты в коленях, а ступни опираться на пол, руки остаются вдоль туловища. Нужно оторвать от пола таз и стараться прогнуться, поднимая так как можно выше. В этом положении следует задержаться на 5 секунд, после чего вернуться в исходную позу.
- Акробат. Выполняется из положения лежа на спине, руки лежат вдоль туловища. Необходимо поднять прямые ноги, стараясь коснуться пола за головой носками.
- Котенок. Прогибы спины вниз и вверх из положения стоя на четвереньках.
- Корзина ягод. Лежа на животе, ребенок обхватывает обеими руками лодыжки ног и старается подтянуться как можно выше до положения, похожего на объемную корзину.
- Пловец. Из положения лежа на животе совершаются махи прямыми руками и ногами в воздухе с имитацией движений пловца.
- Лодочка. Лежа на животе, ребенок должен постараться оторвать руки и ноги от пола и замереть в воздухе, оставаясь в этом положении как можно дольше.
Упражнения для совершенствования зрительных функций
"Помоги животным"
Дети по словесной инструкции воспитателя следят глазами за указкой или лазером вправо, влево, вверх, вниз, по диагонали.
«Накорми животных»
Эту гимнастику лучше всего проводить при индивидуальной работе с ребенком. Она направлена на развитие мелкой моторики рук и глазодвигательных функций. Картинки меняются в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды.
"Воздушный шарик"
Дети по инструкции воспитателя следят глазами за указкой или лазером снизу вверх и обратно. Также можно закрепить знание основных цветов, сравнить шарики по величине и посчитать их.
Занимаясь на тренажёрах дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закруглённые, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами запутанные линии.
На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без неё. Необходимо зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнения со схемами проводятся в положении сидя или стоя.
Упражнения для развития силы отдельных мышечных групп.
Упражнения для укрепления мышц шеи и спины.
У многих близоруких детей наблюдается сутулость, что говорит о слабости мышц задней поверхности туловища, которая может способствовать появлению и прогрессированию близорукости. Поэтому рекомендуем выполнять приведённые ниже физические упражнения, включая их по 3 – 4 в каждый комплекс.
1. Ходьба обычная, на носках, с небольшой подушечкой (наполненной песком) на голове.
2. И. п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоны, вперёд прогнувшись, спина прямая, лопатки соединить, смотреть вперёд.
3. И. п. – сидя на стуле, держаться руками за спинку внизу. Подать грудь вперёд, прогнуться, затем вернуться в и. п.
4. И. п. – сидя на стуле (гимнастической скамейке), кисти на затылке. Наклонить голову вперёд, затем отводить её назад, оказывая руками небольшое сопротивление.
5. И. п. – стоя, руки сзади в замок. Отводить руки назад, прогибаться.
6. И. п. – стоя, гимнастическую палку держать сзади. Отводить её назад, прогибаться.
7. И. п. – лёжа на спине, ноги согнуты, локти на кровати полу. Опираясь затылком, локтями и стопами, поднять туловище (таз); вернуться в и. п.
8. И. п. – то же. Прогнуться в грудном отделе позвоночника, вернуться в и. п.
9. И. п. – лёжа на животе, руки вдоль туловища. Поднять голову и плечи, прогнуться, вернуться в и. п.
10. И. п. – то же. Приподнять голову, плечи и прямые ноги, прогнуться.
Упражнения для укрепления передней брюшной стенки
Наклоненное вперёд туловище при близорукости во время стояния, ходьбы и сидения способствует расслаблению и ослаблению мышц передней брюшной стенки. Поэтому рекомендуем выполнять приведённые ниже физические упражнения, включая их по 2 – 3 в каждый комплекс.
1. И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, на животе стоит кубик. Сделать вдох, приподнимая брюшную стенку и кубик, затем выдох, втягивая её.
2. И. п. – то же. Сделав вдох и не выдыхая, выпятить и втянуть брюшную стенку. Повторить несколько раз.
3. И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять голову, руки вперёд, пытаясь дотянуться до висящего мячика, затем опустить.
4. И. п. – лёжа на спине, руки, на затылке. Поднять голову и плечи, затем опустить.
5. И. п. – лёжа на спине. Согнуть ноги и подтянуть к груди с помощью рук.
6. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги подняты. Развести ноги, затем выполнить скрестное движение «ножницы», вновь развести.
7. И. п. – сидя на полу, носками держаться за нижнюю рейку гимнастической стенки, руки вдоль туловища. Слегка наклониться назад и вернуться в и. п. То же, кисти на затылке. То же, но руки подняты вверх.
При выполнении упражнений на укрепление передней брюшной стенки при близорукости высокой степени нужно учитывать, что нежелательны продолжительные и напряжённые переходы из положения сидя в положение лёжа и обратно. Вдох выполняется в и. п., а при напряжении передней брюшной стенки – выдох. Степень применяемых усилий не должна быть большой.
Специальные упражнения для наружных мышц глаз
Приведённые ниже специальные физические упражнения(или их варианты) необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости). Для повышения интереса детей к этим упражнения они имеют образные названия.
1. «Закрываем двери»: И. п. – сидя. Крепко зажмурив глаза на 3 – 5 сек., а затем открыть глаза на 3 – 5 сек. Повторить 6 – 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них.
2. «Крылья бабочки»: И. п. – сидя. Быстро моргать в течение 1 мин. (с перерывами). Способствует улучшению кровообращения.
3. «Катаемся по горке»: И. п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2 – 3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 сек., опустить руку. Повторять 10 – 12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
4. «Качели» И. п. – стоя. Вытянуть вперёд руку, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
5. «Моем окно» И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
6. «Красим забор» И. п. – сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторять 8 – 12 раз.
7. «На колесе обозрения» И. п. – сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4 – 6 раз).
Упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться.
1. Имитация ходьбы слона – спина прямая, руки на поясе, ходьба большими шагами (впередистоящая нога согнута в коленном суставе, сзади стоящая нога – прямая).
2. Имитация ходьбы пингвина – спина прямая, ходьба частыми мелкими шагами.
3. Имитация движений птиц (петуха, страуса, цапли). При выполнении упражнения бедро выносимой вперед ноги должно быть высоко поднято, спина прямая, плечи развернуты, смотреть вперед-вверх.
4. Имитация движений гуся. Выполнять упражнение из и.п. в приседе, руки на поясе, спина прямая.
5. Имитация движения полета птиц. Ребята выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц) в беге.
6. Имитация движения черепахи. Из и.п. в приседе, руками сзади опереться о пол, передвигаться с помощью рук и ног: а) выполнять упражнение лицом вперед; б) выполнять упражнение спиной вперед.
7. Имитация движений животных (кошки, собаки и т.д.). Опираясь о пол на прямые руки и ноги, высоко поднять таз, опустив голову.
8. Имитация прыжков зайца. Прыжки выполняются в полуприседе. И.п.: ноги вместе, руки на поясе, спина прямая, отталкиваться двумя ногами одновременно.
9. Имитация прыжков лягушки. Прыжки – из полного приседа. И.п.: ноги врозь, спина прямая, отталкивание выполнять двумя ногами одновременно, выпрыгивать вверх из полного приседа.
10. Прыжки на одной ноге: чередуя по два прыжка на каждой ноге определенное число раз.
Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз. При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.
1. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке яркий мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10 -12 раз (в зависимости от возраста).
2. И. п. – лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч или султанчик. Поднять руку с мячом (султанчиком) вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч (султанцик) в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч (султанчик). Повторить 5 – 6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох.
3. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15 – 20 сек. Дыхание произвольное.
4. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15 – 20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
5. И. п. – то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15 – 20 сек.
6. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево. То же левой ногой вверх – вправо. Смотреть на носок. Повторить 6 – 8 раз каждой ногой (на носки ног одеваются цветные толстые резинки для волос).
7. И. п. – то же, прямая нога слегка поднята (резинки одеты). Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10 – 15 сек. каждой ногой.
8. И. п. – стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 6 – 8 раз.
9. И. п. – стоя, держать кубики впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15 – 20 сек. Смотреть то на один, то на другой кубик. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном направлении.
10. И. п. – стоя, рука впереди держит обруч. Вращать обруч в одном и противоположном направлении 20 – 30 сек. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.
11. И. п. – стоя, смотреть только вперёд. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8 – 10 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся на расстоянии 3 м и более (гимнастическая стойка, метка на стене).
Упражнения для развития выносливости:
- Дорожка препятствий без предметов
- Дорожка препятствий с предметами (набивным мешочком, мячом, ленточками, гим-ой палкой, обручем)
Упражнения для развития координации и ловкости:
- Игровые упражнения с предметами (набивным мешочком, мячом, ленточками, гим-ой палкой, обручем)
Упражнения для формирования правильной осанки:
- Перед зеркалом ребенку рекомендуется то нарушать, то искривлять осанку, разрабатывая при этом мышцы.
- Возле стены нужно прислониться к ней пятью точками: пятки и икры, ягодицы, лопатки и затылок. Затем в таком положении делаются разные движения: приседания, отведения в стороны рук и ног. При каждом движении нужно напрягать мышцы по 3-6 секунд.
- Полезны упражнения с предметами на голове (подушечки, книжки). Можно ходить, приседать, ходить на коленях и носках, разводить в сторону руки, постоянно при этом удерживая предмет на голове. Это позволяет отлично выработать рефлекс правильной осанки, напрягая и расслабляя при этом разные группы мышц.
- Выполняйте упражнения на равновесие: ходьба по бревну, стойка на одной ноге.
Подборка гимнастики для глаз.
Задачи: Повышать зрительную работоспособность, улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала. Развивать глазодвигательные навыки, двигательную систему глаз. Воспитывать у детей дошкольного возраста представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
«Глазки»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг. (вращение по кругу)
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где кино. (посмотреть влево, вправо)
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг. (смотреть в разных направлениях)
«Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели, (сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.)
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор.
ЧАСОВЩИК
Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз).
Чинит часики для нас. (Закрыть другой глаз).
(Открыть глаза.)
ЁЛКА
Ёлка плакала сначала (Потереть глаза.)
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала, (Поморгать глазами.)
Задышала. Ожила. (Подышать.)
БАБОЧКА
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться,)
И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка
надавливая на них по часовой
стрелке и против неё.)
Больше спать не захотел, (Поморгать глазами.)
Встрепенулся, потянулся, Руки поднять вверх (вдох).
Посмотреть на руки.
Руки согнуты в стороны
(выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями,
посмотреть вправо-влево.)
СТРЕЛКИ ВЕСЕЛО БЕЖАЛИ
Стрелки весело бежали,
На экране рисовали:
Влево, вправо, вверх и вниз (Повороты головы.)
Вокруг себя ты повернись.
Руки стрелочками станут (Руки в стороны.)
И вращаться не устанут. (Круговые вращения руками.)
Станет спинка как картинка, (Выпрямляем спину.)
Ноги станут как пружинки. (Выполняем приседания.)
Посмотри ты влево, вправо,
Вдаль, на потолок, на пол –
Ты не зря сюда пришёл.
Все четыре направленья
Ты освоил без сомненья.
И теперь по жизни смело
Можешь ты шагать умело.
ЁЛКА
Вот стоит большая ёлка, (Выполняют движения глазами.)
Вот такой высоты. (Посмотреть снизу вверх.)
У неё большие ветки.
Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)
Есть на ёлке даже шишки, (Посмотреть вверх.)
А внизу – берлога мишки. (Посмотреть вниз.)
Зиму спит там косолапый (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. Повторить.)
И сосёт в берлоге лапу.
СОЛНЫШКО И ТУЧКИ
Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами)
Солнышко тучки-летучки считало: (вправо-влево,)
Серые тучки, чёрные тучки. (вверх-вниз.)
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Солнце на небе вовсю засияло. (Закрыть глаза ладонями.)
Продавало солнышко (Поморгать глазками.)
на весёлой ярмарке
Платья разноцветные,
яркие-при яркие.
Приходил на ярмарку весёлый народ.
Побывал на ярмарке весь огород.
СНЕЖИНКИ
Мы снежинку увидали, (Дети берут снежинку в руку.)
Со снежинкою играли. (Вытянуть снежинку вперёд перед
собой, сфокусировать на ней взгляд.)
Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели, (Отвести её влево, проследить взглядом.)
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал… (Поднимать снежинки вверх
и опускать вниз.)
Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив
снежинку на пол.)
Глазки закрываем, (Закрыть ладошками глаза.)
Глазки отдыхают. (Дети складывают снежинки
и садятся.)
Список литературы
- Азарян Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. М.,1989.
- Бастрон О. В., Сафронова И. Н., Коррекционная и профилактическая направленность адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей. - Томск.: Из-во ТГПУ, 2007. - С.167-169
- Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие. М., 2001.
- Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 140 с.
- Маллаев, Д. М. Игры для слепых и слабовидящих / Д. М Маллаев. - М.: Советский спорт, 2002. – С. 32-33
- Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (метод, рекомендации для учителей, воспитателей, родителей). СПб., - 2001.
- Семенов Л.А. ЛФК для слепых и слабовидящих детей и организация её реализации путем применения тренажеров. // Дефектология. - 1986.- N 3.
- Семенов Л.А., Шлыков В.Н. Азбука движения для слепых детей. М.-1984.
- Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие // Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – с. 93-156
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...
Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.
Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения в 2012 -13 учебном году....
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ДЕТИ И МЫ» ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
В настоящее время система дошкольного образования, как и все образование в целом, находится в стадии существенной модернизации и обновления содержания воспитательно-образовательной работы. . Пристальн...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Таким образом, слабовидящие дети нуждаются в целенаправленном формировании ма...
Индивидуально-дифференцированный подход при организации двигательной активности с детьми, имеющими нарушения зрения.
Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях, происходящих вокруг...
Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...