РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ДЕТИ И МЫ» ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
статья на тему
В настоящее время система дошкольного образования, как и все образование в целом, находится в стадии существенной модернизации и обновления содержания воспитательно-образовательной работы. . Пристальное внимание обращено к гуманистической парадигме образования, суть которой состоит в создании условий для максимального развития возможностей ребенка, в педагогической поддержке его индивидуальности и творческого потенциала, в предоставлении каждому возможности получения качественного образования на концепции личностно-ориентированного образования. На современном этапе развития изменились взгляды и на детей с ограниченными возможностями здоровья, но проблема осталась. Статистика рождаемости в России свидетельствует об увеличении детской инвалидности, включая зрительную патологию (амблиопия, близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм, нистагм, косоглазие (гетеротропия) и другие, более тяжёлые нарушения зрения). На этом фоне особое внимание требуют дети с нарушением зрения.Они испытывают затруднения не только в обучении, общении, но и в социализации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Лев Семенович Выготский утверждал, что судьбу личности ребенка с нарушением зрения решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия. Трудности создания адекватных возрасту и общепринятым нормам поведения развивающих и корригирующих условий общения с окружающими взрослыми и сверстниками затрудняют и процесс адаптации в обществе нормально видящих людей.В связи с этим возрастает актуальность организации целенаправленного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения с момента их поступления в ДОУ, в рамках которого воспитателями, психологами и тифлопедагогами осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-психологической адаптации и социализации на всех этапах развития личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_programmy_integrativnogo_kursa.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ДЕТИ И МЫ» ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Елисеева Ольга Ивановна, воспитатель МДОУ – детского сада № 3 «Ромашка»
В настоящее время система дошкольного образования, как и все образование в целом, находится в стадии существенной модернизации и обновления содержания воспитательно-образовательной работы. Пристальное внимание обращено к гуманистической парадигме образования, суть которой состоит в создании условий для максимального развития возможностей ребенка, в педагогической поддержке его индивидуальности и творческого потенциала, в предоставлении каждому возможности получения качественного образования на концепции личностно-ориентированного образования. На современном этапе развития изменились взгляды и на детей с ограниченными возможностями здоровья, но проблема осталась. Статистика рождаемости в России свидетельствует об увеличении детской инвалидности, включая зрительную патологию (амблиопия, близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм, нистагм, косоглазие (гетеротропия) и другие, более тяжёлые нарушения зрения). На этом фоне особое внимание требуют дети с нарушением зрения.
Они испытывают затруднения не только в обучении, общении, но и в социализации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Лев Семенович Выготский утверждал, что судьбу личности ребенка с нарушением зрения решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия.
Трудности создания адекватных возрасту и общепринятым нормам поведения развивающих и корригирующих условий общения с окружающими взрослыми и сверстниками затрудняют и процесс адаптации в обществе нормально видящих людей.
В связи с этим возрастает актуальность организации целенаправленного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения с момента их поступления в ДОУ, в рамках которого воспитателями, психологами и тифлопедагогами осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-психологической адаптации и социализации на всех этапах развития личности ребенка.
Актуальность проблемы определила основное направление эксперимента в нашем детском саду, которое можно сформулировать как организация воспитательно-образовательного процесса с учетом дифференцированного подхода к детям старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Тема нашей экспериментальной работы: «Разработка и внедрение программы интегративного курса «Дети и Мы» по социально-психологическому развитию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».
Была выдвинута следующая гипотеза: «Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников с нарушением зрения будет результативно, если учитывать психолого - педагогические особенности развития детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и реализовывать в работе основополагающий принцип интеграции».
Цель исследования: «Выявление уровня социально-личностного развития детей с нарушением зрения и организация психолого - педагогического сопровождения по адаптации и социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».
Психолого-педагогическая работа будет направлена на организацию деятельности дошкольников в интегративных образовательных областях: социализация, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.
Деятельность по эксперименту руководствуется Законом РФ «Об образовании», Законом «Об образовании» Московской области, основной общеобразовательной программой г. ДОУ № 3, ФГТ, Положением «О городской экспериментальной площадке», Концепцией модернизации российского образования до 2020 г.
Результатом деятельности будут являться количественные и качественные показатели развития интегративных качеств у старших дошкольников с нарушением зрения как важный показатель социально-психологического развития.
На первом этапе реализации программы в результате анализа зарубежных и отечественных педагогических и психологических исследований социализации личности (Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, Л.В. Фомичева, Ж.А. Чеснокова, Г.А. Якунин), нами была выявлена недостаточная разработанность проблемы социализации дошкольников с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении. В нашем исследовании понятие «социализация детей с нарушением зрения» рассматривается как индивидуальная поддержка ребенка и коррекция становления его активной социальной позиции в детско-взрослом сообществе на основе учета его психофизиологических особенностей; процесс и результат усвоения ребенком социального опыта, способов взаимодействия с социальным окружением, обеспечивающие адаптацию к социуму, формирование ценностных ориентаций (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное и т.д.) на основе учета компенсаторных возможностей ребенка. Под высоким уровнем социального развития в настоящее время понимается не только усвоение дошкольником социальных и психологических механизмов, норм и ценностей общества, но и способность функционирования его в качестве полноценного члена общества. В педагогике разрабатываются разные пути, методы и приемы социально-личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мы выделили три основных направления, где средствами образования осуществляют социализацию детей с нарушением зрения.
Во-первых, повышение социально-психологической компетентности через коммуникативное развитие, т.е. способность детей с нарушением зрения эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.
Во-вторых, расширение социального опыта детей с нарушением зрения через игровую и театрализованную деятельность.
В-третьих, формирование у детей с нарушенным зрением адекватного восприятия своей социальной роли и окружающих через эмоциональное развитие.
Перед взрослыми стоит важнейшая социальная задача – научить детей с нарушениями зрения адаптивному поведению в современном мире.
В этой связи программа интегрированного курса «Дети и Мы» представляет собой оптимальный вариант ненасильственный коррекции неблагоприятной ситуации социально-психологического воспитания и развития ребенка, основанный на взаимопонимании и уважении детей и взрослого в процессе коммуникативной и театрализованной деятельности.
Программа «Дети и Мы» адресована тифлопедагогам и педагогам (воспитателям и специалистам любого профиля) работающим с детьми с нарушением зрения. Обращение к внутреннему миру ребенка с помощью игровых ситуаций способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения детей и перенесению их в естественные жизненные ситуации. Программа предполагает установление тесной взаимосвязи между взрослым и детьми. Учитывая, что зрительный дефект обедняет способность детей к подражанию, то в связи с этим перед педагогом стоит серьезная задача довести до ребенка необходимую коммуникативную информацию, определенные чувства и эмоции, нравственные и этические понятия на доступном дошкольникам уровне.
Цель программы: социально-психологическое развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Задачи:
- Развитие интегративных качеств для успешной социализации детей.
- Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.
- Развитие высших психических функций.
- Нравственно-эстетическое воспитание.
Сроки реализации.
Программа составлена на старший дошкольный возраст и предусматривает проведение непосредственно образовательной деятельности 1 раз в неделю (36 в год) дети 5-6 лет (НОД 25 минут), дети 6-7 лет (НОД 30 минут) и организованной игровой деятельности в режимных моментах.
Основные формы работы.
1. Чтение, беседы, обсуждения, анализ.
2. Коммуникативные игры
3. Игры - импровизации, театрализованные игры, игры-драматизации, режиссерские игры.
4. Игры на развитие высших психических функций.
5. Просмотр и анализ этюдов, упражнений, видеофильмов,
6. Рассматривание и анализ иллюстраций, рисунков объектов и
сюжетных картин.
7. Психогимнастические упражнения и игры.
8. Художественное творчество
9. Музыкально-двигательные упражнения
10. Гимнастики: дыхательная, зрительная, пальчиковая.
Возможность решения коррекционных задач.
- развитие сохранных анализаторов;
- воспитание осмысленного дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей жизни;
- качественное улучшение зрительных представлений;
- коррекция и развитие пространственной ориентировки;
- развитие речи и коррекция речевых нарушений;
- активизация мыслительной деятельности в процессе восприятия и отображения.
Ожидаемые результаты.
Реализация программы позволит.
Детям:
- Научиться передавать и воспринимать эмоциональные состояния свои и собеседника.
- Сформировать умение воспринимать и воспроизводить вербальные и невербальные средства общения.
- Овладеть навыком, словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать внешние проявления у себя, у собеседника, персонажа литературного произведения и т.п.
- Сформировать потребность в сопереживании.
- Развить интерес к общению и к окружающим людям.
- Развить взаимоуважение и взаимодоверие к окружающим.
- Научиться пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности.
- Адаптироваться в коллективе детей.
- Развить интегративные качества личности.
Педагогам:
1. Получить знания о работе с детьми по формированию коммуникативных навыков.
2. Построить систему работы с детьми с нарушением зрения по формированию интегративных качеств.
3. Направить усилия на решение задач по определению путей социализации ребенка со зрительной патологией.
Таким образом, в условиях специально организованного, дифференцированного педагогического процесса и осуществления педагогического контроля над деятельностью в дошкольном образовательном учреждении, возможно достижение значительных успехов социально-психологического воспитания и развития детей с нарушением зрения в возрасте 5-7 лет. Особенности нарушения зрения у дошкольника позволят ему достичь необходимого уровня социализации в детско-взрослом сообществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка.- СПб.: Издательство, 2004, - 272с.
- Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра – драматизация – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 160 с.
- Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: Издательство РАОИКП, 1999
- Подколзина Е.Н. Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры /– М.: Издательство Город Детства, 2006.
- Солнцева Л.И. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении / - М.: Издательство , 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...
Современные подходы к организации психологической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в аспекте развития их самооценки.
В специальной психологии и педагогике в последнее время всё большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развит...
Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОДА посредством специально организованных занятий
У детей 5-6 лет с нарушением зрения и ОДА развитие тонкой моторики находиться на низком уровне или совсем не сформировано. Целеноправленная, комплексная работа способствует развитию тонкой моторики де...
Презентация "Использование камушков "Марблс" для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения".
Красота "Марблс" завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Мы используем камушки "Марблс" в непосредственно-образовательной деят...
Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».
Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....
Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для успеха коррекционной работы очень важ...
Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» «Деревня «Простоквашино». (для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)
Программное содержание:Образовательные задачиПродолжать учить детей согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.Продол...