Преемственность в реализации регионального компонента на этапе социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Проблема социализации детей с ОВЗ является одной из актуальных проблем, стоящих перед государством. Необходимо создать специальные условия для успешной социальной и образовательной интеграции детей данной категории. Дети с интеллектуальной недостаточностью - наиболее многочисленная категория среди детей с ОВЗ. Биологическое и психическое неблагополучие ребенка с интеллектуальной недостаточностью является пусковым механизмом нарушения его взаимодействия с окружающим миром. Он не в состоянии самостоятельно познавать мир, выбирать адекватную реакцию на происходящее. Можно сказать, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью обладает дефицитом приспособленческого поведения. Для социализации ребенка с ИН в современном мире, формирования жизненной компетенции важно не только сформировыать у него культурно - гигиенические навыки, которые являются важной частью культуры поведения, но и вовлечь ребенка в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус и содействовала формированию и развитию коммуникативных навыков. Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ИН является проектная деятельность. В группе детей старшего дошкольного возраста с ИН, в которой я работаю в должности воспитателя, разработаны и реализованы педагогические проекты, которые позволяют предотвращать либо смягчать нарушения социализации. Одним из них является проект "Наш красивый город", краткое содержание которого я предлагаю вашему вниманию. Дошкольный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею в младшем школьном возрасте. Методу проектов в начальном школьном обучении принадлежит ведущее место среди методов коррекционного воздействия, который помогает ребенку с интеллектуальной недостаточностью овладеть способами действий, необходимых для развития и совершенствования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преемственность в реализации регионального компонента на этапе социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Современные требования к обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы акцентируют внимание на личностном развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение непрерывности в развитии его способностей и компетентности.
В основу построения преемственности в обучении детей положены следующие принципы:
- принцип интеграции содержания дошкольного и начального образования;
- принцип гуманизации, означающий личностно - ориентированный подход к детям с ОВЗ;
- принцип системности, означающий непрерывность в реализации образовательных программ;
- принцип возрастной адекватности.
Сегодня понятие «преемственность» понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка. Начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Одним из требований ФГОС ДОО и ФГОС НОО является направленность основных образовательных программ на процесс успешной социализации ребенка с ОВЗ.
Проблема обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ является одной из актуальных проблем, стоящих перед государством. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции и инклюзии обуславливает необходимость создания специальных условий для успешной интеграции детей данной категории.
Приобретение ребенком личностных качеств, навыков социального поведения — главная цель социализации.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за формирование у ребенка культурных норм и социальных ценностей: родители, родственники, педагоги, друзья.
Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: детский сад, школа, библиотека, музей, телевидение, учреждения дополнительного образования.
Понятие «социализация» рассматривается как процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, ценности, убеждения и нормы, свойственные нашей культуре, как способность ребенка встроится, вписаться в общество, занять в нем определенное место, с одной стороны — приспособиться к актуальным запросам социума, с другой — попытаться создать себе пространство для роста и развития. Одной из задач педагогов является оказание помощи ребенку в создании такого пространства.
Важную роль в преодолении противоречия между необходимостью и желанием ребенка с ОВЗ контактировать с окружающими людьми и непониманием и отторжением «особенного» ребенка людьми с «нормой» должны взять на себя не только педагоги и родители, но и общество в целом. Позицию социума по отношению к детям с ОВЗ необходимо изменить: равнодушие, растерянность должны уступить место терпимости, сотрудничеству, поддержке.
Преодолению проблемы социализации детей с ОВЗ способствуют:
- готовность окружающего социума оказывать «особенному» ребенку помощь и поддержку;
- желание и возможности семьи участвовать в процессе специального образования,
- готовность системы образования к выполнению всех требований по созданию условий для специального образования
- уровень профессиональной компетенции педагогов и психологов
Я работаю с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Эта категория детей наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ. Термин «интеллектуальная недостаточность» является собирательным и включает как задержку психического развития различного генеза, так и умственную отсталость разной степени.
Биологическое и психическое неблагополучие ребенка с интеллектуальной недостаточностью является пусковым механизмом нарушений его взаимодействия с окружающим миром. У ребенка с ИН наблюдается отставание в развитии всех психических функций и частично физиологических функций. Замедленное неполноценное развитие анализаторов резко задерживает развитие речи.
В результате ребенок с ИН становится не в состоянии самостоятельно познавать мир, выбирать адекватную реакцию на происходящее, то есть он дезадаптирован как в жизни, так и в социуме. Можно сказать, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью обладает дефицитом приспособленческого поведения.
Для социализации ребенка с ИН в современном мире, формирования жизненной компетенции, важно не только сформировать у него культурно — гигиенические навыки, которые являются важной частью культуры поведения, но и вовлечь ребенка в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с интеллектуальной недостаточностью, является технология проектной деятельности.
Проектная деятельность связана с развивающим характером обучения, личностно — ориентированным подходом.
Технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную активность ребенка, позитивный социальный опыт.
Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми, т. к. в работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.
Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ.
При разработке этапов проектной деятельности с детьми с ОВЗ приходится учитывать их психологическое и физическое состояние, с тем, чтобы правильно составлять план их включения в совместную деятельность, обеспечив им посильную познавательную и коммуникативную нагрузку.
В ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя – дефектолога. Именно командный подход необходим для всестороннего развития ребенка с ОВЗ.
Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Вот почему одной из главных задач совместной деятельности в рамках проекта является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог – дети –родители». Родители – активные участники образовательного процесса.
Сотрудничество с семьями включает в себя: анкетирование родителей, подбор семьями иллюстрированного материала, познавательной и художественной литературы, создание коллекции познавательных фильмов, журналов по темам, участие родителей в консультациях, совместных мероприятиях, просвещение через родительский уголок, участие в оформлении фото стендов, фотоальбомов, совместная с детьми продуктивная и творческая деятельность, совместное посещение учреждений дополнительного образования, культурно – досуговых мероприятий, участие в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях.
Постоянная работа с родителями, вовлечение их в проектную деятельность, привлечение специалистов ДОУ, совместные события позволяют родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями здоровья.
В группе детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью были разработаны и реализованы педагогические проекты, которые позволяют предотвращать либо смягчать нарушения социализации. Одним из них является проект «Наш красивый город». Предлагаю вашему вниманию его краткое изложение.
Цель данного проекта – активизировать познавательный интерес детей и родителей, стимулировать коммуникативную и личностную активность детей.
Задачи проекта.
1. Для детей:
- создать условия для развития интереса к городу Владимиру;
- обогатить представления детей о семье, доме, городе;
- познакомить с улицами города, транспортом, объектами социального мира, достопримечательностями;
- воспитывать положительные личностные качества, позитивное отношение к семье, родному городу;
- расширять позитивные способы взаимодействия с окружающим миром.
2. Для родителей:
- укреплять взаимоотношения между детьми и родителями;
- объединить усилия родителей и педагогов для взаимодействия по вопросам воспитания и развития детей в достижении цели проекта
- обогащать детско – родительские отношения опытом познавательной, творческой деятельности по теме проекта
- способствовать возможности воплотить идеи, проявить инициативу.
3. Для педагогов:
- повысить профессионализм;
- внедрить новые методы в работе с детьми и родителями;
- способствовать возможности самореализации.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, педагоги группы, родители.
Актуальность проекта. В настоящее время остро стоит вопрос социализации детей с ОВЗ. Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в социуме. В группе детей с интеллектуальной недостаточностью содержание коррекционно – развивающей работы формируется с акцентом на социализацию воспитанников. Формирование начальных представлений о семье, о городе, в котором живут дети, имеет важное значение для адаптации, самореализации «особенных» детей в социуме.
Вид проекта: информационный, игровой, творческий, долгосрочный
Первая ступень долгосрочного проекта началась с мини – проекта «Моя семья».
Актуальность мини – проекта заключалась в создании единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и семье, повышения роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Цель мини - проекта: формировать у детей представления о семье, о родственных отношениях близких ребенку членах семьи, гендерную принадлежность.
Содержание основного этапа реализации проекта.
Работа с родителями.
Стендовая информация о предстоящем проекте, цель которой заинтересовать родителей включиться в проект; индивидуальные беседы на данную тему.
Консультации для родителей «Моя семья – что может быть дороже?», «Совместные игры дома».
Предложить родителям подготовить презентации на тему «Наша семья».
Привлечь к участию в театрализованной деятельности.
Совместная деятельность детей и педагогов:
- дидактическая игра «Кто у нас такой?» (рассматривание себя в зеркало);
- рассматривание фото членов семьи детей, педагогов;
- рассказ педагога из личного опыта «Моя семья»
- пальчиковая игра «Моя семья»
- чтение художественной литературы: сказки «Репка», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», К. Ушинский «Петушок с семьей», Е. Благинина «Посидим в тишине»
- сюжетно – ролевая игра «День рождения»
Совместная деятельность детей и родителей.
- родители в сотворчестве с детьми подготовили презентации, в которых они рассказывали о составе семьи, традициях, увлечениях, сообщения сопровождались показом фотографий, рисунков, творческих работ;
- составление фотоальбомов, пополнение материалов портфолио
Итоговое мероприятие:
- театрализация сказки «Репка» с участием детей, родителей и педагогов.
Вторая ступень была представлена мини - проектом «Мой дом. Моя улица»
Цель мини - проекта: формировать у детей начальные представления об улицах города.
Актуальность мини — проекта. Дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью страдают дефицитом знаний о городе, улице, доме, в котором живут. Необходимо преподнести детям материал доступно, эмоционально, опираясь на то, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать. Способствовать формированию у детей с ИН практически – ориентировочных навыков.
Содержание основного этапа проекта.
Работа с родителями.
Стендовая информация о предстоящем мини – проекте, цель которой заинтересовать родителей стать его участниками, индивидуальные беседы на данную тему.
Консультация для родителей на тему: «Как построить отношения с «особенным» ребенком».
Предложить родителям организовать семейные прогулки по улице, на которой живут, а также по возможности посетить центр города, осмотреть достопримечательности (фото, видео материалы приветствуются)
Консультация для родителей на тему: «Организация семейных прогулок по городу».
Папка - передвижка о правилах безопасного поведения детей на улице, во дворе, в парке, транспорте.
Предложить родителям принять участие в фотовыставке «Мой дом».
Привлечь к совместной с детьми продуктивной деятельности на тему «Мой дом»
Совместная деятельность педагогов и детей.
- рассматривание иллюстраций «Транспорт», «Здания»;
- организация педагогами группы целевой прогулки по улице, на которой находится детский сад, наблюдение за транспортом;
- коллективная работа детей по аппликации «Наша улица»;
- изготовление лэпбука «Правила дорожного движения»
- сюжетно - ролевая игра «Автобус»
- рассказ воспитателя из личного опыта «Вот моя улица, это мой дом»
- беседа с детьми на тему: «Мой дом» с использованием наглядного материала: фото домов; улиц города, на которых живут дети;
- дидактическая игра «Составь светофор»;
- подвижная игра «Наш друг – светофор»
- конструирование из крупного строительного материала на тему: «Построим дом (улицу)», моделирование из счетных палочек «Транспорт»
- чтение художественной литературы: С. Михалков «Шла по улице машина», А. Барто «Грузовик», С. Волков «Про правила дорожного движения: пешеходы и машины», русская народная потешка «Кошкин дом».
Совместная деятельность детей и родителей:
-организация родителями семейных прогулок по улицам города;
- сотворчество при выполнении творческих работ на тему «Мой дом».
Совместная деятельность родителей и педагогов.
Организация фотовыставки «Мой дом. Моя улица»; выставки творческих работ детей и родителей «Мой дом».
Итоговое мероприятие
- родительское собрание, на котором семьи подготовили сообщения о своей улице, доме, демонстрировали фотографии, совместные творческие работы.
Третья ступень была реализована в виде мини – проекта «Мой город. Профессии моего города»
Цель мини – проекта: продолжать знакомить детей с городом, его названием, объектами, формировать начальные представления о профессиях.
Актуальность мини – проекта. Базовый этап социализации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью состоит не только в формировании у детей представлений о родном городе, но и накоплении ими социального опыта жизни в городе, усвоении принятых норм поведения, взаимоотношений.
Содержание основного этапа проекта.
Работа с родителями.
Стендовая информация о мини – проекте, цель которой пригласить родителей к дальнейшему сотрудничеству с педагогами в рамках проектной деятельности.
Консультация для родителей: «Воспитание культуры поведения в общественных местах».
Предложить родителям во время семейных прогулок по городу, обратить внимание детей на социальные объекты (школа, детский сад, поликлиника, магазин), посетить по возможности пекарню, детский музей, кукольный театр, парк,
Предложить родителям принять участие в составлении фотоальбома «Я и мой город»
Привлечь к участию в совместной с детьми творческой деятельности
Совместная деятельность педагогов и детей
- беседа с детьми на тему: «Мой город», рассматривание фотографий зданий, в которых находятся магазины, парикмахерская, пекарня, парк, кукольный театр, поликлиника.
- конструирование из крупного строительного материала: «Дома большие и маленькие»
- подвижная игра «Найди свой домик»
- инсценировка с использованием кукольного театра сказки «Теремок»
- рассказ воспитателя на тему: «Профессии», рассматривание сюжетных картин
- дидактическая игра «Кто что делает?»
- чтение художественной литературы: русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Теремок», К. Чуковский «Айболит», Б. Заходер «Шофер», А. Барто «Игрушки»
- дидактическая игра «Кому что нужно»
- сюжетно – ролевая игра «У врача»
- дидактическая игра «Чудесный мешочек» по теме: «Игрушки»
- предложить детям выбрать игрушки для игры в магазин, закрепить их названия, помочь составить описание игрушки
- сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»
Совместная деятельность детей и родителей
- организация родителями семейных прогулок по улицам города
- лепка из пластилина с использованием природного материала на тему: «Кто в теремочке живет?»
- изготовление макета «Город Владимир»
Совместная деятельность родителей и педагогов
- организация выставки детских работ в сотворчестве с родителями по лепке «Кто в теремочке живет?»
Итоговое мероприятие:
- изготовление макета «Город Владимир» (в совместной деятельности с родителями дети мастерили макеты домов, транспорта, в совместной деятельности с педагогами дополнили макет разными атрибутами); после презентации макета родителям, он был перенесен в предметно - пространственную развивающую среду группы для совместной с педагогом и самостоятельной игровой деятельности детей
Вывод. Активное участие родителей в совместной познавательной, творческой деятельности с детьми и педагогами способствовало формированию у детей позитивного отношения к родному городу, расширению представлений о нем, развитию познавательных, творческих способностей, коммуникативных навыков, самостоятельности, инициативы. Наличие таких качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует их успешной социализации.
Проектная деятельность по теме «Наш город Владимир» найдет свое продолжение в младшем школьном возрасте. Она будет направлена на расширение и углубление знаний детей о городе Владимире, на самореализацию школьников в городском социуме.
Базовые основы социализации детей с интеллектуальной недостаточностью, сформированные в дошкольном возрасте, будут совершенствоваться в специализированном образовательном учреждении восьмого вида, в частности во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется за рамками учебного процесса по направлениям развития личности ребенка, одним из этих направлений является проектная деятельность.
Дошкольный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею в младшем школьном возрасте. Методу проектов в начальном школьном обучении принадлежит ведущее место среди методов коррекционного воздействия, который помогает ребенку с интеллектуальной недостаточностью овладеть способами действий, необходимых для развития и совершенствования.
Создание условий для успешной социализации «особенных» детей, в том числе через проектную деятельность, является одной из приоритетных задач как дошкольного, так и начального школьного образования. Преемственность в решении данной задачи влияет на умение ребенка общаться, выстраивать отношения с окружающими людьми и дает ребенку с интеллектуальной недостаточностью возможность почувствовать себя успешным. Это очень важно для обеспечения социализации детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные проблемы преемственности в обучении основам изобразительного искусства детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемст...
Преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
В чем заключается преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста? В преемственности в содержании художественного образования; преемственности способ...
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА»
В данной статье указывается о проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни, а так же раскрыта работа по вопросу приобщения детей дошкольного и младшего школьно возраста к здоровому образу жизни....
Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста
Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Программа мероприятия -Круглый стол «Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»,2018
Программа мероприятия -круглый стол "Премственость в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста",2018...
Программа Круглый стол "Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Круглый стол "Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста "...
Преемственность устойчивого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы преемственности в процессе воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие активной, самостоятельной, мотивированной к непре...