План индивидуальной коррекционной работы по развитию психических процессов, обогащению словаря, формированию коммуникативных навыков
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Сухарева Светлана Александровна

планирование на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_shevitskas.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»

(ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»)

План индивидуальной коррекционной работы по развитию психических процессов, обогащению словаря, формированию коммуникативных навыков

---------------------------------------------------

---------------------------------------------------

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сухарева С.А.

2014 г.

Пояснительная записка

Нарушения речевого развития у детей проявляются уже в раннем возрасте: у большинства детей отсутствует или поздно появляется лепет; первые слова в активной речи – после двухлетнего возраста; фразовая речь – после трех лет. Временной интервал между появлением первых слов и фразовой речи у  таких детей более длительный, чем у нормально развивающихся детей.

Несформированность речевой деятельности выражается в слабости мотивации и снижении потребности в речевом общении; в нарушенных операциях программирования речевого высказывания, создания внутренних речевых программ и нарушенных операциях реализации речевой программы и контроля за речью.

У таких детей не сформировано фонематическое восприятие, не развит артикуляционный аппарат, отмечаются полиморфное нарушение звукопроизношения, ограниченный словарный запас. Их фразовая речь часто представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. В речи типичны аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и в простых формах словоизменения; нарушено словообразование; характерна слабая сформированность связной речи или ее отсутствие. Характерные особенности просодической стороны речи детей с  речевыми нарушениями  выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций. Нарушения речи очень стойки.

Выделяют следующие основные причины нарушений звукопроизношения у детей: несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи; позднее развитие фонематического слуха; недоразвитие общей и речевой моторики (нередки остаточные явления параличей, парезов речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи); аномалии в строении органов артикуляции: губ, твердого и мягкого неба, челюстей.

Инертность нервных процессов, плохая переключаемость процессов возбуждения и торможения проявляются у детей с нарушением интеллекта при постановке и особенно при автоматизации звуков. Коррекция нарушений звукопроизношения связана с формированием речевой функции в целом, так как дефекты звукопроизношения проявляются на фоне системного недоразвития речи детей.

Условия эффективности логопедического воздействия

Успешное преодоление нарушений речевого развития возможно при обеспечении выполнения таких условий, как:

1) установление взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива (логопеда, , воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры, массажиста);

2) установление тесной связи логопеда и воспитателя  с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях;

3) адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт логопеда с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада;

4) сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения;

5) постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;

6) разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.

Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических принципов. Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ:

• учет возрастных особенностей ребенка;

• учет особенностей высшей нервной деятельности;

• учет особенностей познавательной деятельности;

• учет индивидуально-личностных особенностей;

• учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития;

• прогнозирование динамики развития ребенка.Педагог, составляющий данную индивидуальную  программу  коррекционной работы, руководствуется следующим алгоритмом их построения:

1) формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);

2) работа над пониманием обращенной речи;

3) развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;

4) развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

5) развитие чувства ритма;

6) развитие дыхания и голоса;

7) совершенствование произносительной стороны речи;

8) формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи).

Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных коррекционных занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.

 

Этап

Задачи коррекционно-логопедической работы

I

Расширение понимания речи Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина – «би-би»; мишка – «ми») Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мычит корова? Как собачка лает? Как лягушка квакает?» Научить ребенка сортировать предметы по цвету, форме, величине, показывать части тела, приносить игрушки по словесной инструкции Соотносить предметы с их словесными обозначениями Стимулировать формирование первых форм слов Научить ребенка сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слога слитно Постепенно учить ребенка объединять усвоенные слова в двусловные предложения Выражать свои потребности словами «дай пить», «хочу спать», «спасибо»

II

Расширять понимание обращенной речи Формировать двусловные предложения Осуществлять постановку звуков

III

Совершенствовать фразовую речь Развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов Продолжать работу по словоизменению и словообразованию Продолжать работу по коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты

 

Логопедическая работа начинается с комплекса упражнений артикуляционной гимнастики (от простых упражнений к более сложным).

Артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом. Используется и механическая помощь (шпатель, зонд и т.п.).

Различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая) способствуют развитию словаря, создают предпосылки к развитию связной речи.

Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи.

В специальной дошкольной педагогике практические методы обучения сочетаются с наглядными и словесными.

 

Методы обучения

словесные

наглядные

практические

Беседа, инструкция, рассказ, описание события и др.

Наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира и др.

Организация детской деятельности (дидактических игр и пр.)

 

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКОМ  (4-5 ЛЕТ)

 

Содержание работы

Сроки

Обследование речи детей и разработка индивидуальных программ обучения

Первые две недели обучения

Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого дыхания, силы голоса, развитие чувства ритма, развитие фонематического восприятия, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук

В течение года

Работа по формированию понимания речи: «Покажи игрушку» (выбор игрушки и выполнение действий в соответствии с инструкцией), «Покажи картинку: чем мы режем хлеб? Чем ты ешь суп?»

В течение года

Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря:

В течение года

1) Звукоподражания («Кто как кричит?»), лепетные слова

Сентябрь, октябрь

2) Предметный словарь по темам: «Детский сад», «Кабинет логопеда», «Игрушки»,

Сентябрь, октябрь

«Овощи», «Фрукты»,

Октябрь, ноябрь

«Одежда»,

Декабрь

«Посуда»,

Январь

«Зима»,

Февраль

«Семья»,

Март

«Часть суток: день–ночь»,

Апрель

«Лето»

Май, июнь

3) Слова, обозначающие признак предмета по цвету (красный, желтый, синий, зеленый)

В течение года

4) Глагольный словарь (играет, рисует, танцует, поет, катается, кормит, прыгает, бегает, улыбается, плачет, смеется, спит, идет, стоит, ест, строит...)

В течение года

Формирование лексико-грамматических средств языка: 1) единственное и множественное число существительных: «Покажи и назови (Где кукла? Где куклы?)»

Октябрь, ноябрь (Повторение – февраль, март)

2) Предлоги: на, под, в, за

В течение года

3) Слова-антонимы (большой – маленький, грязный – чистый)

В течение года

Формирование слоговой структуры слов: двусложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (пила, рыба...); трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (сапоги, молоко...);односложные слова, состоящие из закрытого слога (мяч, лук...);двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (батон, каток...); двусложные слова, состоящие из закрытого и открытого слогов (ложка, мишка, кошка...)

В течение года

Развитие навыков связной речи

В течение года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуально-коррекционной работы учителя - логопеда с ребёнком на учебный год.

Краткое планирование коррекционной работы с ребёнком С ОНР в логопедической группе....

План индивидуальной коррекционной работы по развитию звукопроизношения

План индивидуальной работы по развитию звукопроизношения...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.Программа разработана для развития познавательных процессов  и...