План индивидуальной коррекционной работы по развитию психических процессов, обогащению словаря, формированию коммуникативных навыков
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»
(ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»)
План индивидуальной коррекционной работы по развитию психических процессов, обогащению словаря, формированию коммуникативных навыков
---------------------------------------------------
---------------------------------------------------
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сухарева С.А.
2014 г.
Пояснительная записка
Нарушения речевого развития у детей проявляются уже в раннем возрасте: у большинства детей отсутствует или поздно появляется лепет; первые слова в активной речи – после двухлетнего возраста; фразовая речь – после трех лет. Временной интервал между появлением первых слов и фразовой речи у таких детей более длительный, чем у нормально развивающихся детей.
Несформированность речевой деятельности выражается в слабости мотивации и снижении потребности в речевом общении; в нарушенных операциях программирования речевого высказывания, создания внутренних речевых программ и нарушенных операциях реализации речевой программы и контроля за речью.
У таких детей не сформировано фонематическое восприятие, не развит артикуляционный аппарат, отмечаются полиморфное нарушение звукопроизношения, ограниченный словарный запас. Их фразовая речь часто представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. В речи типичны аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и в простых формах словоизменения; нарушено словообразование; характерна слабая сформированность связной речи или ее отсутствие. Характерные особенности просодической стороны речи детей с речевыми нарушениями выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций. Нарушения речи очень стойки.
Выделяют следующие основные причины нарушений звукопроизношения у детей: несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи; позднее развитие фонематического слуха; недоразвитие общей и речевой моторики (нередки остаточные явления параличей, парезов речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи); аномалии в строении органов артикуляции: губ, твердого и мягкого неба, челюстей.
Инертность нервных процессов, плохая переключаемость процессов возбуждения и торможения проявляются у детей с нарушением интеллекта при постановке и особенно при автоматизации звуков. Коррекция нарушений звукопроизношения связана с формированием речевой функции в целом, так как дефекты звукопроизношения проявляются на фоне системного недоразвития речи детей.
Условия эффективности логопедического воздействия
Успешное преодоление нарушений речевого развития возможно при обеспечении выполнения таких условий, как:
1) установление взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива (логопеда, , воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры, массажиста);
2) установление тесной связи логопеда и воспитателя с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях;
3) адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт логопеда с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада;
4) сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения;
5) постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;
6) разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.
Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических принципов. Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ:
• учет возрастных особенностей ребенка;
• учет особенностей высшей нервной деятельности;
• учет особенностей познавательной деятельности;
• учет индивидуально-личностных особенностей;
• учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития;
• прогнозирование динамики развития ребенка.Педагог, составляющий данную индивидуальную программу коррекционной работы, руководствуется следующим алгоритмом их построения:
1) формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);
2) работа над пониманием обращенной речи;
3) развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;
4) развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
5) развитие чувства ритма;
6) развитие дыхания и голоса;
7) совершенствование произносительной стороны речи;
8) формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи).
Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных коррекционных занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.
Этап | Задачи коррекционно-логопедической работы |
I | Расширение понимания речи Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина – «би-би»; мишка – «ми») Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мычит корова? Как собачка лает? Как лягушка квакает?» Научить ребенка сортировать предметы по цвету, форме, величине, показывать части тела, приносить игрушки по словесной инструкции Соотносить предметы с их словесными обозначениями Стимулировать формирование первых форм слов Научить ребенка сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слога слитно Постепенно учить ребенка объединять усвоенные слова в двусловные предложения Выражать свои потребности словами «дай пить», «хочу спать», «спасибо» |
II | Расширять понимание обращенной речи Формировать двусловные предложения Осуществлять постановку звуков |
III | Совершенствовать фразовую речь Развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов Продолжать работу по словоизменению и словообразованию Продолжать работу по коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты |
Логопедическая работа начинается с комплекса упражнений артикуляционной гимнастики (от простых упражнений к более сложным).
Артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом. Используется и механическая помощь (шпатель, зонд и т.п.).
Различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая) способствуют развитию словаря, создают предпосылки к развитию связной речи.
Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи.
В специальной дошкольной педагогике практические методы обучения сочетаются с наглядными и словесными.
Методы обучения | ||
словесные | наглядные | практические |
Беседа, инструкция, рассказ, описание события и др. | Наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира и др. | Организация детской деятельности (дидактических игр и пр.) |
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКОМ (4-5 ЛЕТ)
Содержание работы | Сроки |
Обследование речи детей и разработка индивидуальных программ обучения | Первые две недели обучения |
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого дыхания, силы голоса, развитие чувства ритма, развитие фонематического восприятия, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук | В течение года |
Работа по формированию понимания речи: «Покажи игрушку» (выбор игрушки и выполнение действий в соответствии с инструкцией), «Покажи картинку: чем мы режем хлеб? Чем ты ешь суп?» | В течение года |
Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря: | В течение года |
1) Звукоподражания («Кто как кричит?»), лепетные слова | Сентябрь, октябрь |
2) Предметный словарь по темам: «Детский сад», «Кабинет логопеда», «Игрушки», | Сентябрь, октябрь |
«Овощи», «Фрукты», | Октябрь, ноябрь |
«Одежда», | Декабрь |
«Посуда», | Январь |
«Зима», | Февраль |
«Семья», | Март |
«Часть суток: день–ночь», | Апрель |
«Лето» | Май, июнь |
3) Слова, обозначающие признак предмета по цвету (красный, желтый, синий, зеленый) | В течение года |
4) Глагольный словарь (играет, рисует, танцует, поет, катается, кормит, прыгает, бегает, улыбается, плачет, смеется, спит, идет, стоит, ест, строит...) | В течение года |
Формирование лексико-грамматических средств языка: 1) единственное и множественное число существительных: «Покажи и назови (Где кукла? Где куклы?)» | Октябрь, ноябрь (Повторение – февраль, март) |
2) Предлоги: на, под, в, за | В течение года |
3) Слова-антонимы (большой – маленький, грязный – чистый) | В течение года |
Формирование слоговой структуры слов: двусложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (пила, рыба...); трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (сапоги, молоко...);односложные слова, состоящие из закрытого слога (мяч, лук...);двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (батон, каток...); двусложные слова, состоящие из закрытого и открытого слогов (ложка, мишка, кошка...) | В течение года |
Развитие навыков связной речи | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуально-коррекционной работы учителя - логопеда с ребёнком на учебный год.
Краткое планирование коррекционной работы с ребёнком С ОНР в логопедической группе....
Работа по развитию речи и обогащению словаря дошкольников в процессе экспериментирования
Работа по развитию речи дошкольников....
План индивидуальной коррекционной работы с ребенком по формированию навыков общения
индивидуальная коррекционная работа...
План индивидуальной коррекционной работы по развитию звукопроизношения
План индивидуальной работы по развитию звукопроизношения...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.Программа разработана для развития познавательных процессов и...