Развитие эмоций дошкольников со сложными дефектами в развитии через тактильно-двигательное восприятие (из опыта работы)
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Статья адресована специалистам, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии, а также для осуществления помощи родителям, воспитывающих детей с проблемами в развитии. Маленький ребёнок живёт в плену эмоций и с огромным трудом он справляется с ними. Чем меньше ребёнок, тем менее дифференцированы его эмоции. Например, дети различают такие базовые эмоции, как радость, грусть, но не их оттенки. Развитию эмоциональной сферы способствует, прежде всего, общение со взрослыми и сверстниками и практическая деятельность. К сожалению, сфера общения и двигательная активность детей со сложными дефектами ограничена. Как помочь ребёнку с церебральным параличом управлять своими эмоциями и дать представления об окружающем мире?Всестороннее представление об окружающем предметном мире у детей не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Различные виды деятельности, прямо или косвенно способствуют развитию тактильно-двигательных ощущений: лепка из пластилина, теста; рисование пальчиками, губкой; аппликации из различного материала; игры с мозаикой, конструктором и т.д.Для развития тактильной чувствительности у детей с тяжелыми дефектами в развитии необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие эмоций дошкольников со сложными дефектами в развитии через тактильно-двигательное восприятие (из опыта работы)
Реализация прав и свобод ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития напрямую зависит от объема и качества системы его повседневной поддержки. И дома, и в условиях ДОУ для детей со сложными нарушениями в развитии, осуществление сопровождения такого ребенка требует значительных ресурсов и специальных знаний. Статья адресована специалистам, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии, а также для осуществления помощи родителям, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
Тяжелые и множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма ( например: ДЦП (детский церебральный паралич и плюс нарушения зрения, интеллекта ). Тяжесть двигательных нарушений такова, что большинство детей самостоятельно не передвигаются, сидят в специализированном инвалидном кресле и как следствие, полная или почти полная зависимость от взрослого в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Процесс общения с некоторыми детьми затруднен в связи с несформированностью языковых средств. У большинства детей диагностируется интеллектуальная недостаточность разной степени выраженности.
Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при ДЦП затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на всё их развитие. У большинства детей со сложными дефектами наблюдается значительное снижение эмоционального отклика на общение взрослого. Это выражается в том, что дети ведут себя пассивно, не проявляют особого желания к сотрудничеству со взрослыми и детьми.
Одним из основных требований к системе обучения и воспитания в современном дошкольном учреждении является принцип личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка. Поэтому наша работа с детьми со сложными дефектами направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворении потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира.
В процессе общения дети со сложными дефектами предпочитают использовать жесты, сопровождая их мимикой и гримасами подчёркнуто восклицательного характера, выражая таким образом свои эмоции. Маленький ребёнок живёт в плену эмоций и с огромным трудом он справляется с ними. Чем меньше ребёнок, тем менее дифференцированы его эмоции. Например, дети различают такие базовые эмоции, как радость, грусть, но не их оттенки. Развитию эмоциональной сферы способствует, прежде всего, общение со взрослыми и сверстниками и практическая деятельность.
К сожалению, сфера общения и двигательная активность детей со сложными дефектами ограничена. Как помочь ребёнку с церебральным параличом управлять своими эмоциями и дать представления об окружающем мире?
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у детей не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. С помощью тактильно-двигательного восприятия у детей складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Отмечу, что первоначальное действие детей с предметами - это хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, то есть задействована рука.
У детей со сложными нарушениями пальчики малоподвижны, их движения неточны, несогласованны или сжаты (все время в кулачках из-за спастики) и к контакту с различными предметами не готовы, поэтому ребенок не может завладеть предметом, чтобы ощупать его и изучить его свойства. Передвижение ребенка ограничено, следовательно, у него не формируются предметно-пространственные представления. В результате негативного опыта дети становятся пассивными, тревожными, плаксивыми, отсутствует интерес к какой-либо деятельности.
Учитывая вышеперечисленные особенности детей со сложными дефектами в развитии, работа учителя-дефектолога и воспитателей направлена в первую очередь на развитие чувствительности рецепторов рук, развития тактильного восприятия. Необходимым условием проведения тактильных упражнений является их пошаговое освоение. Сначала это спокойные, медленные, совместные обследовательские действия педагога и ребенка. Педагог стимулирует реакции ребенка на прикосновения ( поглаживания, легкое надавливание на руки, щеки и т.д.). Затем стимулирует кожную чувствительность, прикасаясь различными поверхностями, с помощью различных материалов( вата, шерсть, мех, меховые игрушки, кисточка, мяч, резиновая игрушка, щеточка, губка, колючий мячик и др.). Педагог развивает умение узнавать и различать тактильно различные материалы и предметы.
Приведу пример: педагог берет ладошку ребенка, в другой руке у него колючий мячик, прикасаясь , поглаживая ладошку ребенка, тем самым он стимулирует его кожную чувствительность. Все действия сопровождаются проговариванием потешек, детских четверостиший.
Гладь мои ладошки еж! ( педагог медленно поглаживает ладошку ребенка,
Ты колючий, ну и что ж? затем другую руку ребенка.
Я хочу тебя погладить, педагог стимулирует ребенка, чтобы он сам
Я хочу с тобой поладить! погладил колючий мячик.
Простые манипуляции с пальчиками, ладошкой, а сколько пользы. Простые движения рук помогают снизить умственную усталость, улучшить произношение звуков, и наконец – это заряд положительных эмоций.
В своей работе мы вместе с воспитателями используем различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: лепка из пластилина, теста; рисование пальчиками, губкой; аппликации из различного материала; игры с мозаикой, конструктором и т.д.
Для развития тактильной чувствительности у детей с тяжелыми дефектами в развитии необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Приведу несколько примеров использования дидактических игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей со сложными дефектами в развитии.
«Погладь киску»
(Педагог показывает мягкую игрушку котенка и читает стихотворение)
К нам пришел котенок,
Маленький котенок,
С детками играет,
Песню распевает! (мяу-мяу, мяу-мяу!)
Педагог касается, гладит мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, ребенок сам гладит котенка( по аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.)
Игра с использованием приема разминания, пощипывания по ногам, рукам и другим частям тела.
« Черепаха»
Шла большая черепаха
И кусала всех со страха ( постукиваем руками по полу)
За ножки! ( похлопываем по ножкам)
Кусь-кусь-кусь-кусь.
Никого я не боюсь ( взрослый пощипывает за ножки, ручки, повторяет для других частей тела)
«Пальчиковые ванны» представляют собой емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми крышками. По аналогии в небольшой коробке рассыпаны фасоль, горох, бобы, крупа и др. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.
« Найди игрушку»
Опускаем руки ребенка в крупу. Где мои ручки? Спрятались. Давай пошевелим пальчиками. А теперь потри ладошки друг о друга! Давай поищем игрушку ( во время поиска можно разгребать ладонями, копать совочком). Если ребенок сам не может, то используются совместные действия со взрослым.
Для этих детей все виды коммуникаций в форме зрительных, слуховых, тактильных и других ощущений – окно в окружающий мир, средство их развития. Кажущаяся невосприимчивость – педагогическая ошибка, так как даже нейтральное присутствие среди взрослых, сверстников – это способ признания их личности окружающими, способ социальных контактов, а значит возможность включения в жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АООП для дошкольников со сложным дефектом развития МБДОУ № 23
АООП для дошкольников со сложным дефектом развития государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад...
Статья : Обобщение опыта воспитателя группы сложного дефекта по теме "Роль игры в организации коррекционно- развивающеё работы с детьми ТМНР."
Частые светлые воспоминания о детстве связанны именно с играми. Для детей с ТМНР, это учиться видеть и понимать мир вокруг себя , учиться общаться со взрослыми и детьми . учиться говорить и что-...
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений»...
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений&raqu...
Воспитание семейных ценностей как основа развития свободы и ответственности у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом
В статье рассматриваются вопросы о понятиях «свобода», «ответственность» и их формирование у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом. С какого возраста, в какой среде, каким специалистом или родит...
«Развитие речи глухих дошкольников со сложными нарушениями в развитии на занятиях по ознакомлению с окружающим» (из опыта работы).
Материал будет интересен воспитателям дошкольных групп с нарушением слуха....
КОНСПЕКТ индивидуального коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с ребёнком с ОВЗ (со сложными дефектами) по развитию сенсорного восприятия II этап обучения ТЕМА: "Поиграем с зайчиком".
ЦЕЛЬ: создание условий для обобщения и закрепления на доступном для ребенка сОВЗ (со сложными дефектами) уровне полученных ранее на занятиях знаний, умений и навыков с использованием сохранных ан...