«Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И.Д.Зверев). Цель экологического образования и просвещения в ДОУ - формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.
Уже несколько лет в своей работе с детьми как педагог-психолог применяю метод комплексной сказкотерапии, направленный на экологическое воспитание, решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_v_rabote_psihologa_dou.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57 ОАО «РЖД»
Сообщение на тему:
«Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников»
Педагог-психолог:
Климкина А.А.
г. Смоленск
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И.Д.Зверев). Цель экологического образования и просвещения в ДОУ - формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.
Уже несколько лет в своей работе с детьми как педагог-психолог применяю метод комплексной сказкотерапии, направленный на экологическое воспитание, решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем.
В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии – это любая детская книга, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром, добром и злом. Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у ребенка бережного отношения к природе [2].
Моя работа с детьми по использованию методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающий в себя определенное количество сказочных образов и сюжетов.
В своей работе применяю сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: спасают рыбок из грязной воды, выручают из беды исчезающие растения. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения. В своих работах дети находят много разных существ: исчезающих или исчезнувших животных и придумывают о них истории, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии, обогащения эмоционального мира .
На занятиях по сказкотерапии предлагаю детям обыгрывание экологических этюдов, что дает возможность ребенку прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и с помощью мимики и жестов передать эмоциональное состояние героев.
В работе с детьми дошкольного возраста применяю песочную терапию в контексте сказкотерапи. В рамках данного подхода с использованием специального оборудования дети создают сказки на песке: творят, оживляют, сочиняют и просто взаимодействуют с природными материалами – водой, камушками, ракушками, песком, «заземляя» тем самым негативную энергию, которая может накапливаться в каждом из нас.
Один из путей повышения эффективности экологического образования и просвещения детей в ДОУ состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы, в частности методов комплексной сказкотерапии.
Роль экологического образования в дошкольном учреждении Развитие науки и техники требует от государства постановки акцента на экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Не случайно Указ Президента РФ по охране окружающей среды и соответствующее постановление правительства РФ возвели экологическое образование в разряд важнейших государственных проблем. Цель экологического образования — «формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой». Педагогические наблюдения показывают, что уже в старшей группе дошкольники без труда усваивают комплекс экологических знаний, если они преподносятся в увлекательной и доступной форме и учитывают интерес детей к явлениям природы . Управление экологической работой ДОУ можно рассматривать как трехступенчатую систему: Административное управление — осуществляется заведующим ДОУ (функции: контроль над выполнением намеченных задач экологической работы с воспитанниками и педагогами, обеспечение необходимых материальных условий для организации предметно-пространственной развивающей среды экологического содержания в учреждении; установление внешних координированных связей с другими ДОУ и организациями, которые занимаются решением проблемы экологического просвещения населения). Управление процессом повышения уровня эколого-педагогической компетентности воспитателей — осуществляется старшим воспитателем (функции: организация эффективной экологической работы с педагогами ДОУ, интеграция усилий всех специалистов учреждения (руководителя по ИЗО, музыкальному образованию, физическому воспитанию детей и т. д.) для успешной организации экологической работы с дошкольниками; отражение в годовом плане работы таких задач экологического образования, как создание предметно-пространственной развивающей среды в учреждении, экологического ландшафта и проведение совместных экологических акций и праздников ). Управление воспитательно-образовательным процессом — осуществляется воспитателем (организация непосредственной работы с детьми). С. Н. Николаева в своей «Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста» характеризует педагога, как носителя экологической культуры и с этим трудно не согласиться. Часто именно воспитатель первым «вводит» детей в мир природы, помогает им испытать первый опыт общения и познания этого удивительного и чарующего мира. Крайне важно спланировать эту работу по экологическому образованию дошкольников и отслеживать результаты этой деятельности. Основой планирования работы нужно рассматривать программу, принятую в конкретном образовательном учреждении. «Именно программа определяет основной круг задач и содержание экологической работы с детьми». Главная цель этого планирования — это обеспечение системности. Экологическое образование выступает одним из компонентов целостного педагогического процесса. Поэтому при планировании задач экологической деятельности с дошкольниками нужно обращать внимание на постановку не только образовательных, но также воспитательных и развивающих задач. При этом задачи должны охватывать все направления работы с дошкольниками: интеллектуальное развитие, нравственное, этическое, эстетическое воспитание, развитие трудолюбия и т. д. Важную роль для планирования экологической деятельности с детьми имеет также интеграция разных видов и форм деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкально-театрализованной. «Важнейшим условием эффективного планирования является не только его конкретность и соответствие программе, но и реальность» . Это значит, что нужно ориентироваться на интеллектуальный уровень развития дошкольника, его возможности, степень сформированности его экологической культуры, то есть на результаты педагогической оценки ребенка в данной области. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) подразумевает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса дошкольников. Экологическое образование детей дошкольного возраста может осуществляться по разным образовательным областям. Так, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» нацелено на усвоение норм и ценностей, принятых в социуме; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и в отношении к объектам природы; формирование основ безопасного поведения в быту, обществе, на природе. Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (цвете, форме, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, о природных явлениях, о многообразии стран и народов; расширение кругозора детей. Содержание образовательной области «Речевое развитие» подразумевает знакомство с детской литературой, в частности с природоведческой. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» подразумевает становление основ ценностно-смыслового восприятия и понимания окружающего мира; формирование эстетического отношения к миру природы. Образовательная область «Физическое развитие» нацелена на становление ценностей здорового образа жизни у детей. Новые виды и формы экологического образования дошкольников Дидактические экологические игры Игра является одним из видов деятельности человека, который в детском возрасте является ведущим. Значение игры нельзя ограничить лишь развлекательными возможностями. Игру, как метод обучения, как способ передачи социального опыта использовали с древности. Дидактическая игра — активная форма обучения, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и занимательное. Дидактическая игра призвана смягчить переход от одной деятельности к другой, сделать более легким процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. В дидактической игре, в отличие от учебных занятий, учебные цели не формулируются прямо, они завуалированы, на первом плане для играющего — естественное стремление поиграть. Дидактические игры используются уже в дошкольных учреждениях. «Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть», — пишут С. А. Козлова и Т. А. Куликова. Л. Ю. Павлова выделяет следующие виды дидактических экологических игр: ‒ игры, нацеленные на ознакомление с фауной и флорой; ‒ игры, нацеленные на ознакомление с окружающей средой; ‒ игры, нацеленные на ознакомление с созданной человеком средой обитания для людей и животных .
Примеры дидактических игр:
1. Тема: «Чьи семена?» Цели: ‒ научить детей дифференцировать овощи, фрукты и их семена; ‒ развивать сосредоточенность, память и наблюдательность. Материал: карточки фруктов, овощей, плодовых деревьев; тарелка с различными семенами. Методика: дети должны соотнести семена с карточками соответствующих фруктов, овощей или плодовых деревьев.
2. Тема: «Вода, земля, воздух» Цели: ‒ закрепить знания детей о природных объектах; ‒ развить мышление, слуховое внимание и сообразительность. Материал: мяч. Методика: педагог бросает мяч ребенку и называет животное, которое ребенок должен отнести к одной из стихий (сорока — воздух; волк — земля; кит — вода) и бросить мяч обратно.
3. Тема: «Кто чем питается?» Цели: ‒ закрепить знания детей о пищевых пристрастиях разных животных; ‒ развить познавательный интерес. Материал: мешочек. Методика проведения: дети достают из мешочка разную «пищу» (мед, сыр, орехи, яблоко, пшено, морковь и т. д.) и угадывают, для кого она, кто ей питается.
4. Тема: «Береги природу» Цель: ‒ закрепить знания об охране объектов природы. Материал: карточки с объектами живой и неживой природы. Методика: на столе располагаются картинки, изображающие зверей, птиц, растения, человека, солнце, воду и т. д.; педагог убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что случится с оставшимися живыми существами, если на Земле не окажется спрятанного объекта (убирает птицу — гибнут деревья от червяков и т. д.).
5. Тема: «Летает, плавает, бегает, прыгает» Цель: ‒ закрепить знания об объектах живой природы. Материал: картинки с изображением разных животных. Методика: педагог показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны классифицировать животных по способу передвижения (прыгающие, летающие, бегающие, плавающие). Экологические акции. Одной из форм экологического образования и воспитания в ДОУ являются экологические акции — это комплекс мероприятий, действий, который помогает детям лучше узнать определенную экологическую проблему, проявить свою гражданскую позицию, выразить свое отношение к чему-либо. Как отмечают Т. Н. Кондратьева и С. Н. Курочкина в своей статье «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе природоохранных акций», экологическим (природоохранным) акциям следует уделять особое внимание в старшем дошкольном возрасте. «Важным фактором, способствующим пониманию детьми экологического содержания акций, — пишут авторы статьи, — является непосредственный чувственно-эмоциональный опыт общения детей с объектами природы». Длительность проведения экологической акции может длиться 2–3 месяца. Кроме детей в экологической акции можно задействовать сотрудников ДОУ, родителей, близлежащие школы, жителей района. Акция может включать в себя разные мероприятия, объединенные одной темой: цикл наблюдений, чтение и заучивание стихотворений, подбор иллюстраций, энциклопедической и художественной литературы, комплекс занятий по разным методикам, продумывание и иллюстрирование сказок, выставки детских рисунков, организация опытов, создание экологических плакатов и пр. Акция может подразумевать и однократное мероприятие. Многие дошкольные учреждения регулярно проводят с детьми экологические акции, которые не только привлекают детей к размышлению над необходимостью беречь природу, но и развивают дополнительные умения и навыки, расширяют круг знаний. Например, осенняя акция «Трудовой десант» может подразумевать субботник с участием родителей и детей: дошкольники обычно с энтузиазмом собирают ветки, работают с граблями, подметают. Акция «Вместе озеленим участок наш» не только сформирует у детей элементарный навык посадки растений, но и сформирует уважительное отношение к чужому труду. Зимняя акция «Накормим птиц» подразумевает также творческую работу — изготовление оригинальной кормушки или скворечника. Акция «Вторая жизнь ненужным вещам» научит детей более бережно относиться к труду и использовать воображение. «Такие акции способствуют закреплению знаний о природных явлениях, учат детей самостоятельно планировать свою деятельность, развивают в детях самостоятельность, ответственность. Участие детей в экологических акциях, да еще вместе с родителями, помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки экологической деятельности», — пишут О. А. Никульшина и О. А. Скутина . Т. Н. Кондратьева и С. Н. Курочкина предлагают проводить экологическую работу в два этапа .
1. На первом дети знакомятся с растительным и животным миром, с явлениями неживой природы, с работой земледельцев. Возможны следующие акции: 1.1. «Земля — кормилица наша».
Цель — сформировать у детей представления о взаимодействии людей разных профессий в процессе выращивания урожая, о последовательности трудовых процессов земледельцев
1.2. «Сохраним воду — чистой». Цель — привлечь внимание детей к необходимости экономного использования воды Возможные мероприятия: ‒ придумывание сказки о воде «Королева вода» ‒ оформление тематической ширмы «Давайте беречь воду» ‒ экологические ширмы ‒ экологический праздник «Берегите воду»
1.3. «День Земли». Цель — развить стремление беречь Землю, заботиться о ней, относиться к ней как к родному дому 2. На втором этапе дети должны осмыслить экологические акции. Для этого проводится следующие мероприятия: ‒ игры «Ручеек», «Заморозь», ‒ отгадывание загадок, ‒ исполнение песен «Улыбка», «Кто пасется на лугу», «Ежик», ‒ создание рисунков и панно, ‒ проведение субботника. Экологические акции символизируют дружбу, единение, взаимопомощь, культуру общения коллективов: детского, педагогического и родителей, а также имеют огромное значение в формировании экологической культуры у дошкольников. Проведение экологических акций часто становится хорошей традицией детского сада. Хочется верить, что дети, вырастая, будут бережно относиться ко всему живому и любовь к родной природе останется в их сердцах на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром. Заключение Актуальность экологического образования определяется тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества, а такое бережное отношение к окружающему миру нужно сформировать как можно раньше. Цель экологического образования — формирование личности нового типа с особым экологическим мышлением, способной осознавать последствия собственных действий в отношении окружающей среды и умеющей жить в относительной гармонии с ней. Задачи экологического образования: ‒ ознакомить ребенка с флорой и фауной, с природой и с искусственно созданной средой обитания людей и животных; ‒ сформировать у подрастающего поколения ответственное отношение к планете, к родной земле, к природе. Инновационные формы экологического образования в современных ДОУ — это разнообразные дидактические игры и экологические акции.
Список литературы:
1.Грецкая Ю. П. Инновационные подходы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 51-54.
2.Залкинд Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 110-114.
3.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. М., Новая школа, 2005. 148с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОУ
Выступление на тему "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учрежде...
Доклад на педсовет "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Цель: совершенствование работы по формированию у дошкольников экологической культуры.Задачи:- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;- повышать методический уровень;- способствовать...
Презентация к докладу "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условии реализации ФГОС ДО"
сопроводительный материал к докладу "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условии реализации ФГОС ДО"...
«Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Пусть будет в человеке все прекрасно.И мысли, и поступки, и душа!В гармонии с природой и с собоюНа свете чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души! Мир природы удивит...
Методическая разработка по теме: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «ЭКОЛЯТА» автор: Лебедева Татьяна Львовна
Для экологического образования в системе дошкольного и общего образования.Ключевые слова: экология; воспитание; дошкольник; дошкольники.T. Lebedeva (Russia). INNOVATIVE APPROACH TO ECOLOGICAL EDUCATIO...
Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Проект "Экологическая мозаика"
Формирование ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация непосредственной образовательной деятельности в форме партн...
Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-эти...