Программа «Радостный мир» (коррекционно-профилактические занятия с дошкольниками 6-7 лет)
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Подготовка ребенка к школе – это осуществление сложного комплекса мероприятий, направленных на развитие умений и навыков во всех сферах деятельности ребенка. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его адаптация в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начинается для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.
В настоящее время к числу актуальных вопросов дошкольного образования относится подготовка к школе. Актуальность программы заключается в том, что сегодня существует необходимость, целостного развития каждого ребенка, т.е. максимально разностороннее и гармоничное развитие способностей детей, интересов и склонностей, формирование культурной, нравственной и творчески активной личности.
При составлении данной программы были использованы методические разработки по эмоциональному развитию детей Р.Р. Калинина, О.В. Хухлаева, С.И.Семенака, Е.А.Алябьевой, В.В.Ветровой, Л.А.Никифоровой, по развитию познавательных функций В.Л.Шарохиной, Е.О.Севостьяновой, так же были использованы упражнения для психомоторного развития, рекомендованные А.Л.Сиротюк.
Программа «Радостный мир» предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана на 1 года обучения. В процессе обучения по данной программе, дети смогут научиться произвольно управлять поведением и психическими функциями. Для построения наиболее эффективной работы с детьми, необходимо выделить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный.
Содержанием диагностического этапа является анкетирование взрослых и беседа с ними; проведение групповых бесед, диагностических игр и наблюдение за поведением детей в период общения; диагностика развития эмоциональной сферы ребенка, разработанная Л. П. Стрелковой.
Диагностика уровня умений межличностного общения у детей со сверстниками продолжается и на протяжении следующего этапа – формирующего (в процессе занятий). Содержанием формирующего этапа являются занятия в процессе которых дети осваивают умения межличностного общения, посредствам игр, элементов тренинга, бесед, чтения и сочинения сказок; заключительное занятие в форме развлечения. Контрольный этап заключается в тестировании.
Необходимость формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера. Как показывают исследования, культура поведения ребенка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом людей. В лице окружающих ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д.Б. Эльконин, «...образ себя через другого».
К старшему дошкольному возрасту нарастают невербальные средства общения — появляется беглый взгляд, позволяющий уловить изменяющиеся характеристики субъекта в отличие от длительного рассматривания предмета - статичного и неизменного. Занятия способствуют развитию общения и их эффект проявляется в способности к согласованным действиям — умении слушать, слышать, говорить и действовать в согласии с другими, взаимодействии со сверстниками. В общении со сверстником они реже используют зрительный контакт, позволяющий судить о внимании к партнеру по общению. Вот почему для организации коммуникации более сложного порядка следует минимизировать использование предметов во взаимодействии со сверстником.
Цель данной программы:
Развитие предпосылок к учебной деятельности, коммуникативных и поведенческих навыков, познавательных процессов у детей 6 – 7 лет посредством формирования мотива общения и потребности в общении.
Задачи:
- Развивать навыки произвольной регуляции поведения;
- Формировать позитивное отношение к своему «я» и к сверстникам;
- Развивать познавательные процессы: внимания, восприятия, памяти, речи и мышления;
- Помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе.
- Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми.
Принципы работы:
1. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.
2. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.
3. Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.
В организации занятий следует предусмотреть и правильное общение сверстников. Внимание и интерес к другому ребенку — достаточно трудная задача для дошкольника. Они складываются не сразу. Детям в их контактах друг с другом свойственны импровизация, спонтанность, двигательная активность, игра. Дошкольники часто не слушают друг друга, перебивают рассказчика, либо повторяют машинально чужие слова. В общении со сверстником они реже используют зрительный контакт, позволяющий судить о внимании к партнеру по общению.
Пройдя все этапы обучения программы «Радостный мир», на пороге выпуска в школу, ребёнок может овладеть знаниями, умениями и навыками:
- использовать речевые этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность);
- устанавливать контакт (при помощи речевых и неречевых средств);
- выражать свое настроение;
- принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения, особенности мимики и жестикуляции);
- внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние;
- произвольно регулировать поведение и психические процессы (память, внимание, восприятие).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут
У дошкольников в группе не должно быть более 10 человек.
В группе не должно быть более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерике ребенка.
Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только амимичных или только с неустойчивым вниманием и т.п.
Нельзя включать в одну группу детей с нормой развития, задержкой психического развития и детей с интеллектуальным недоразвитием.
Программа включает три блока:
1 блок «Давайте познакомимся»
2 блок «Такие разные эмоции»
3 блок «Я и другие»
Календарно-тематический план занятий
по программе «Радостный мир»
(6-7лет)
№ п/п | Тема занятия | Цель | Кол-во часов |
Тема 1 «Давайте познакомимся» | |||
1 | Знакомство | -способствовать сплочению группы -развитие самоуважения детей - содействовать формированию доверия в группе | 1 |
2 | Зачем нужны правила | -содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе - способствовать осознанию детьми мотивов своего поведения | 1 |
3 | Здравствуй, это я! | - содействовать развитию у детей положительного образа Я - способствовать повышению самооценки детей | 1 |
4 | Мое имя | - способствовать развитию самоуважения детей - содействовать повышению самоуважения ребенка и установлению отношений доверия в группе | 1 |
5 | Я люблю | - помочь детям высказать собственную точку зрения по значимой проблеме - способствовать осознанию детьми мотивов своего поведения | 2 |
6 | Хочу быть счастливым | -развивать рефлексию эмоциональных состояний - развивать фантазию и самоуважение детей - способствовать самовыражению детей
| 2 |
7 | Я хороший! | - способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств | 2 |
8 | Каким я буду, когда вырасту? | - предоставить ребенку возможность получения опыта проживания незнакомой ситуации | 1 |
9 | Мои поступки | - развивать умение различать нормы поведения и уметь их применять - способствовать самовыражению детей | 1 |
Итого | 12 ч | ||
Тема 2 «Такие разные эмоции» | |||
1 | Обида | - повышение у детей уверенности в себе -сплочение группы -знакомство с чувством обиды | 1 |
2 | Радость | -первичное знакомство с чувством радости -развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние -развивать способность понимать эмоц. состояние другого человека | 1 |
3 | Страх | -знакомство с чувством страха -изучение выражения эмоциональных состояний в мимике -развивать умение справляться с чувством страха -учить детей выражать чувство страха в рисунке | 3 |
4 | Удивление | -знакомство с чувством удивления -закрепление мимических навыков | 1 |
5 | Самодовольство | -знакомство с чувством самодовольства | 1 |
6 | Злость | -знакомство с чувством злости -тренировка умения различать эмоции | 1 |
7 | Стыд, вина | -знакомство с чувством вины | 1 |
8 | Отвращение, брезгливость | -знакомство с чувством отвращения | 1 |
Итого | 10 ч | ||
Тема 3 «Я и другие» | |||
1 | Моя семья
| -помочь детям осознать, что их родители и они – это члены одной команды -обратить внимание, что необходимо уважать каждого члена семьи | 1 |
2 | Каким бывает общение? | - познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать то, о чем говорим -обучать детей общаться при помощи мимики и жестов -познакомить детей с правилами поведения в общении с окружающими | 1 |
3 | Дружба | -учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека -закреплять правила доброжелательного поведения | 1 |
4 | Как найти друга? | -обучать детей умению слушать собеседника - воспитывать гуманное отношение у детей друг к другу в общении | 1 |
5 | Мои друзья | -учить чувствовать эмоциональное состояние другого человека - воспитывать гуманное отношение у детей друг к другу в общении | 1 |
6 | Как справляться со своими чувствами? | -учить детей анализировать собственное поведение и поступки других -формировать позицию ненасилия | 1 |
7 | Как преодолеть конфликт? | -учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам решения конфликтов -формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений | 1 |
8 | Мои права и обязанности | -знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых -закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях | 1 |
Итого | 8 ч | ||
| 30 ч |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Радостный мир»
(коррекционно-профилактические занятия
с дошкольниками 6-7 лет)
Подготовка ребенка к школе – это осуществление сложного комплекса мероприятий, направленных на развитие умений и навыков во всех сферах деятельности ребенка. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его адаптация в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начинается для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.
В настоящее время к числу актуальных вопросов дошкольного образования относится подготовка к школе. Актуальность программы заключается в том, что сегодня существует необходимость, целостного развития каждого ребенка, т.е. максимально разностороннее и гармоничное развитие способностей детей, интересов и склонностей, формирование культурной, нравственной и творчески активной личности.
При составлении данной программы были использованы методические разработки по эмоциональному развитию детей Р.Р. Калинина, О.В. Хухлаева, С.И.Семенака, Е.А.Алябьевой, В.В.Ветровой, Л.А.Никифоровой, по развитию познавательных функций В.Л.Шарохиной, Е.О.Севостьяновой, так же были использованы упражнения для психомоторного развития, рекомендованные А.Л.Сиротюк.
Программа «Радостный мир» предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана на 1 года обучения. В процессе обучения по данной программе, дети смогут научиться произвольно управлять поведением и психическими функциями. Для построения наиболее эффективной работы с детьми, необходимо выделить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный.
Содержанием диагностического этапа является анкетирование взрослых и беседа с ними; проведение групповых бесед, диагностических игр и наблюдение за поведением детей в период общения; диагностика развития эмоциональной сферы ребенка, разработанная Л. П. Стрелковой.
Диагностика уровня умений межличностного общения у детей со сверстниками продолжается и на протяжении следующего этапа – формирующего (в процессе занятий). Содержанием формирующего этапа являются занятия в процессе которых дети осваивают умения межличностного общения, посредствам игр, элементов тренинга, бесед, чтения и сочинения сказок; заключительное занятие в форме развлечения. Контрольный этап заключается в тестировании.
Необходимость формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера. Как показывают исследования, культура поведения ребенка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом людей. В лице окружающих ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д.Б. Эльконин, «...образ себя через другого».
К старшему дошкольному возрасту нарастают невербальные средства общения — появляется беглый взгляд, позволяющий уловить изменяющиеся характеристики субъекта в отличие от длительного рассматривания предмета - статичного и неизменного. Занятия способствуют развитию общения и их эффект проявляется в способности к согласованным действиям — умении слушать, слышать, говорить и действовать в согласии с другими, взаимодействии со сверстниками. В общении со сверстником они реже используют зрительный контакт, позволяющий судить о внимании к партнеру по общению. Вот почему для организации коммуникации более сложного порядка следует минимизировать использование предметов во взаимодействии со сверстником.
Цель данной программы:
Развитие предпосылок к учебной деятельности, коммуникативных и поведенческих навыков, познавательных процессов у детей 6 – 7 лет посредством формирования мотива общения и потребности в общении.
Задачи:
- Развивать навыки произвольной регуляции поведения;
- Формировать позитивное отношение к своему «я» и к сверстникам;
- Развивать познавательные процессы: внимания, восприятия, памяти, речи и мышления;
- Помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе.
- Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми.
Принципы работы:
1. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.
2. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.
3. Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.
В организации занятий следует предусмотреть и правильное общение сверстников. Внимание и интерес к другому ребенку — достаточно трудная задача для дошкольника. Они складываются не сразу. Детям в их контактах друг с другом свойственны импровизация, спонтанность, двигательная активность, игра. Дошкольники часто не слушают друг друга, перебивают рассказчика, либо повторяют машинально чужие слова. В общении со сверстником они реже используют зрительный контакт, позволяющий судить о внимании к партнеру по общению.
Пройдя все этапы обучения программы «Радостный мир», на пороге выпуска в школу, ребёнок может овладеть знаниями, умениями и навыками:
- использовать речевые этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность);
- устанавливать контакт (при помощи речевых и неречевых средств);
- выражать свое настроение;
- принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения, особенности мимики и жестикуляции);
- внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние;
- произвольно регулировать поведение и психические процессы (память, внимание, восприятие).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут
У дошкольников в группе не должно быть более 10 человек.
В группе не должно быть более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерике ребенка.
Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только амимичных или только с неустойчивым вниманием и т.п.
Нельзя включать в одну группу детей с нормой развития, задержкой психического развития и детей с интеллектуальным недоразвитием.
Программа включает три блока:
1 блок «Давайте познакомимся»
2 блок «Такие разные эмоции»
3 блок «Я и другие»
Календарно-тематический план занятий
по программе «Радостный мир»
(6-7лет)
№ п/п | Тема занятия | Цель | Кол-во часов |
Тема 1 «Давайте познакомимся» | |||
1 | Знакомство | -способствовать сплочению группы -развитие самоуважения детей - содействовать формированию доверия в группе | 1 |
2 | Зачем нужны правила | -содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе - способствовать осознанию детьми мотивов своего поведения | 1 |
3 | Здравствуй, это я! | - содействовать развитию у детей положительного образа Я - способствовать повышению самооценки детей | 1 |
4 | Мое имя | - способствовать развитию самоуважения детей - содействовать повышению самоуважения ребенка и установлению отношений доверия в группе | 1 |
5 | Я люблю | - помочь детям высказать собственную точку зрения по значимой проблеме - способствовать осознанию детьми мотивов своего поведения | 2 |
6 | Хочу быть счастливым | -развивать рефлексию эмоциональных состояний - развивать фантазию и самоуважение детей - способствовать самовыражению детей | 2 |
7 | Я хороший! | - способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств | 2 |
8 | Каким я буду, когда вырасту? | - предоставить ребенку возможность получения опыта проживания незнакомой ситуации | 1 |
9 | Мои поступки | - развивать умение различать нормы поведения и уметь их применять - способствовать самовыражению детей | 1 |
Итого | 12 ч | ||
Тема 2 «Такие разные эмоции» | |||
1 | Обида | - повышение у детей уверенности в себе -сплочение группы -знакомство с чувством обиды | 1 |
2 | Радость | -первичное знакомство с чувством радости -развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние -развивать способность понимать эмоц. состояние другого человека | 1 |
3 | Страх | -знакомство с чувством страха -изучение выражения эмоциональных состояний в мимике -развивать умение справляться с чувством страха -учить детей выражать чувство страха в рисунке | 3 |
4 | Удивление | -знакомство с чувством удивления -закрепление мимических навыков | 1 |
5 | Самодовольство | -знакомство с чувством самодовольства | 1 |
6 | Злость | -знакомство с чувством злости -тренировка умения различать эмоции | 1 |
7 | Стыд, вина | -знакомство с чувством вины | 1 |
8 | Отвращение, брезгливость | -знакомство с чувством отвращения | 1 |
Итого | 10 ч | ||
Тема 3 «Я и другие» | |||
1 | Моя семья | -помочь детям осознать, что их родители и они – это члены одной команды -обратить внимание, что необходимо уважать каждого члена семьи | 1 |
2 | Каким бывает общение? | - познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать то, о чем говорим -обучать детей общаться при помощи мимики и жестов -познакомить детей с правилами поведения в общении с окружающими | 1 |
3 | Дружба | -учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека -закреплять правила доброжелательного поведения | 1 |
4 | Как найти друга? | -обучать детей умению слушать собеседника - воспитывать гуманное отношение у детей друг к другу в общении | 1 |
5 | Мои друзья | -учить чувствовать эмоциональное состояние другого человека - воспитывать гуманное отношение у детей друг к другу в общении | 1 |
6 | Как справляться со своими чувствами? | -учить детей анализировать собственное поведение и поступки других -формировать позицию ненасилия | 1 |
7 | Как преодолеть конфликт? | -учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам решения конфликтов -формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений | 1 |
8 | Мои права и обязанности | -знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых -закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях | 1 |
Итого | 8 ч | ||
30 ч |
Литература
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.
2. Психология эмоций. Тесты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1993.
3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб., 2005
4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1998.
6. Формирование школьной зрелости ребенка. Тезисы конференции. / Сост. Т. Тулва. – Таллин, 1982.
7. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2003
8. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1990.
9. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование коррекционно-профилактической работы в ДОУ
В планировании показана взаимосвязь инструктора по физкультуре, воспитателя, медработника и родителей по коррекционно- профилактической работе ДОУ...
«Использование сказок в коррекционно - профилактической работе с целью решения проблем эмоциональной нестабильности у дошкольников»
Исользование психолого-педагогических технологий в работе педагога-психолога ДОУ...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ....
Коррекционно-профилактическое занятие для педагогов с использованием сказкотерапии
Данное занятие направлено на решение следующих задач:Формирование адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности.Развитие у педагогов навыков самооценки неблагоприятны...
Статья "Коррекционно-профилактические мероприятия с детьми, имеющими отклонения в физическом и речевом развитии, в летний оздоровительный период".
В настоящее время проблема децелерации (замедленного темпа физического, речевого и интеллектуального развития) приобретает всё большие масштабы, охватывающие не только детей школьного, но и дошкольног...
Программа коррекционно-профилактической работы с детьми 3-4 лет в условиях общеразвивающей группы ДОО.
Каждое дошкольное учреждение стремится разработать свою систему профилактики речевых нарушений, опираясь на ранее разработанные известные программы (Васильева, Гербова, Фомичева и др.). В н...
Коррекционно-профилактическое занятие для подготовительной группы (в том числе группы риска) "Мое имя"
Занятие с детьми подготовительной группы (в том числе с детьми «Группы риска») «Мое имя»Цель урока: Идентификация ребенка со своим именем. Формирование вни...