Программа коррекционно-профилактической работы с детьми 3-4 лет в условиях общеразвивающей группы ДОО.
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
Каждое дошкольное учреждение стремится разработать свою систему профилактики речевых нарушений, опираясь на ранее разработанные известные программы (Васильева, Гербова, Фомичева и др.).
В нашем ДОУ предлагается ввести свою систему работы в данном направлении, первым этапом которой являются проводимые воспитателем группы под непосредственными руководством логопеда коррекционно-профилактические занятия с детьми младшего и среднего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-profilakticheskaya_rabota_s_detmi_3-4_let_-_kopiya.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-профилактической работы с детьми 3-4 лет в условиях общеразвивающей группы ДОО.
Пояснительная записка.
В последнее время специалистами – логопедами и дефектологами – отмечается рост количества детей с различными речевыми нарушениями. Это вызвано разными причинами. И количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, год от года неуклонно растет, причем спектр речевых нарушений очень широк – от нарушения произношения отдельных звуков до сложной системной речевой патологии. Наряду с детьми с обычным «физиологическим», или возрастным, косноязычием, ряд детей имеет большие трудности в общении со сверстниками и со взрослыми, в выражении словами своей просьбы или желания, т.е. у них нарушена коммуникативная сторона речи, с трудом усваивают программу своей возрастной группы, т.е. нарушена познавательная функция речи. Попадая в ДОУ, дети 3-4 лет не зачисляются в логопедические группы по причине своего возраста, однако работа над их речевым развитием должна начинаться сразу после прихода ребенка в любую возрастную группу ДОУ. Эта работа ложится на плечи воспитателей, но вся трудность в том, что конкретных методических рекомендаций по профилактике речевых нарушений пока не разработано, а воспитатели в первую очередь нацелены на реализацию в работе общеобразовательной программы ДОУ. Вследствие этого звуковая культура речи детей не получает должного внимания, и дети в 5-6 лет, попадая в логогруппу, уже имеют стойкие, сложные дефекты речи, при этом работа логопеда многократно усложняется.
Поэтому каждое дошкольное учреждение стремится разработать свою систему профилактики речевых нарушений, опираясь на ранее разработанные известные программы (Васильева, Гербова, Фомичева и др.).
В нашем ДОУ предлагается ввести свою систему работы в данном направлении, первым этапом которой являются проводимые воспитателем группы под непосредственными руководством логопеда коррекционно-профилактические занятия с детьми младшего и среднего возраста.
Задачи коррекционно-профилактических занятий
с детьми 3-4 лет (младший, средний возраст)
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики, координации речи и движения, темпоритмических характеристик речи.
- Формирование фонематического восприятия.
- Развитие слухового внимания.
- Выработка правильного речевого дыхания.
- Оптимизация эмоционального фона (положительный настрой на занятия).
Содержание программы.
Работа запланирована по неделям, в каждый недельный блок включаются обязательные упражнения на стимуляцию биоактивных зон кисти руки и пальцев (развитие подвижности, гибкости, координации движений пальцев с помощью массажа и других упражнений); на развитие слухового внимания; на становление правильного речевого дыхания; на развитие и укрепление артикуляционной мускулатуры, а также игры с музыкальным сопровождением для координации речи с движением, развития чувства ритма и темпа. Материал игр и упражнений учитывает сезонность и время года.
В программе используются ИК-технологии ( интерактивные игры на дисках «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно»)
Методические рекомендации.
Занятия проводятся по подгруппам в групповой комнате или музыкальном зале, можно выполнять под музыку или с применением музыкальных инструментов (дудочки, бубны, металлофон и др.) Некоторые элементы игр и упражнений можно использовать в качестве динамических пауз на других занятиях или на прогулках.
В течение недели отрабатывается и закрепляется одно упражнение для пальцев, одна подвижная игра, одно слуховое или артикуляционное упражнение. Все упражнения можно провести комплексно, как одно занятие, либо разбить его на части и провести отдельные элементы на других занятиях, на усмотрение воспитателей.
План коррекционно-профилактической работы
с детьми 3-4 лет.
Задачи | Содержание занятий |
Сентябрь. 1-я неделя. | |
|
|
2-я неделя | |
2. Различение неречевых звуков. 3. Тренировка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и глубокого выдоха. Укрепление лицевых мышц. 4.Развитие темпа и координации речи и движений.
| 1.Упражнение «мама» - самомассаж кистей рук (прямолинейное поглаживание тыльной стороны ладоней ладонью другой руки) 2. Игра «Звучащие баночки» с использованием любого шумового материала. 3. Упражнение «Листопад»(сдувание листочков с ладошки) 4. Игра «Меж еловых мягких лап» (Нищева) |
Октябрь. 1-я неделя | |
1. Стимуляция б\а зон. 2. Различение неречевых звуков. 3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос. 4. Развитие темпа и координации речи и движений | 1. Упражнение «Пила» - самомассаж кистей рук (поперечные движения по тыльной стороне ладоней ребром ладони другой руки) 2. Игра «звучащие предметы» (стекло, дерево, металл, пластик). 3. Упр-е «Ёжики»: подражать фырканью ежика. 4. Игра «Кружатся листья» |
2-я неделя | |
1. Стимуляция б\а зон. 2. Различение неречевых звуков. 3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи (выдоха) через рот. 4. Развитие слухового внимания, реакции на звуковой импульс. | 1. Упражнение «Тесто» - самомассаж кистей рук (вращательные движения кулачком по ладони другой руки) 2. Игра «Звучащие предметы» (льется вода, рвется бумага, ключ скрипит в замке, карандаш штрихует бумагу и т.п.) 3. Упражнение «раздуй горошки» 4. Игра «Зайцы и лисички» |
3-я неделя | |
1. Стимуляция б\а зон. 2. Различение неречевых звуков. 3. Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через нос. 4. Развитие темпа и ритма речи. | 1. Упражнение «Дрель»: самомассаж кистей рук (вращательные движения указательным пальцем по ладони другой руки) 2. Запись звуков музыкальных инструментов (труба, барабан, гармошка, колокольчик или металлофон) 3. Упражнение «Хомячки» 4. Игра «Дождик» |
4-я неделя | |
1. Стимуляция б\а зон. 2. Различение неречевых звуков. 3. Тренировка правильного носового дыхания, длительного ротового выдоха. 4. Развитие координации речи и движений, слухового внимания. |
|
Ноябрь. 1-я неделя | |
1. Стимуляция б\а зон. 2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру. 3. Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через рот. 4. Развитие чувства ритма, координации речи и движений. | 1. Упражнение «терка» - самомассаж ладоней (растирающие движения кулачками по ладони другой руки). 2. Игра «Три медведя». 3. Упражнение «Свечки» - выдох короткий, направленный точно на один объект. 4. Игра «Ветер» |
2-я неделя | |
1. Стимуляция б\а зон. 2. Обучение дыханию через рот, формирование короткого, ритмичного выдоха через рот. 3. Развитие артикуляционной моторики. 4. Развитие темпа и ритма речи. | 1. «Барашки» - самомассаж пальцев (круговые движения по каждому пальцу указательным пальцем другой руки). 2. «Собачки» - быстрый неглубокий выдох через рот, подражание дыханию собачки (высунув язык). 3. Упр-я для губ «Губы-художники». 4. Игра «Аты-баты, шли солдаты» |
3-я неделя | |
1. Стимуляция б\а зон. 2. Тренировка продолжительного выдоха через рот. 3. развитие артикуляционной моторики. 4. Развитие темброво-высотных характеристик голоса. | 1. «Я круги мячом катаю» - массаж кистей рук игольчатыми массажерами. 2. «Веселый мяч» - сдувание теннисного мячика по воде. 3. Игра «Домик Язычка» 4. Игра «Три медведя» |
4-я неделя | |
1. Стимуляция б\а зон. 2. Развитие слухового восприятия неречевых звуков. 3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. 4. Развитие артикуляционной моторики. 5. Развитие координации движения и речи. | 1. «Я круги мячом катаю» - массаж кистей рук игольчатыми мячиками. 2. Прослушивание звуков природы (зима, вьюга) по диску «Учимся говорить правильно» 3. Упражнение «Снегопад» (ватные комочки). 4. Игра «Язычок наводит порядок» 5. Игра «Снежок» |
Декабрь. 1-я неделя | |
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. 2. Развитие слухового восприятия неречевых звуков. 3. Развитие артикуляционной моторики. 4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование воздушной струи через рот. | 1. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» (Нищева) 2. Прослушивание звуков транспорта, угадывание их (диск «УГП») 3. Игра «Язычок просыпается». 4. Игра «Автомобили» (подражание звукам) |
2-я неделя | |
1. Развитие точных слуховых дифференцировок на неречевые звуки. 2. Развитие двигательных навыков пальцев. 3. Развитие чувства ритма, умения самостоятельно менять движения в соответствии с ритмом музыки. 4. Развитие равномерного вдоха носом, медленного выдоха ртом. 5. Развитие артикуляционной моторики. | 1. Прослушивание звуков природы «Лес зимой» (диск «УГП») 2. Пальчиковая гимнастика «На прогулку» 3. Игра «Зимние забавы» 4. «Запах ели» - вдыхание аромакулонов (масел) 5. «Язычок делает зарядку» |
3-я неделя | |
1. Развитие пальчиковой моторики. 2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха через рот. 3. Развитие артикуляционной моторики. 4. Развитие слухового внимания, умения изменять движения в соответствии с характером музыки. | 1. Пальчиковая гимнастика с массажем «Гости» 2. Упражнение «Буря в стакане» 3. Игра «Язычок и кошечка» 4. Игра «Новогодний бубен-колокольчик» |
4-я неделя | |
1. Развитие дифференцированных движений пальцев. 2. Дыхательные упражнения. 3. Развитие артикуляционной моторики. 4. Развитие слухового внимания, умения изменять движения в соответствии с характером музыки. | 1. Гимнастика «Елочка» (Нищева) 2. «Задуй свечу» 3.Игра «Язычок и лошадка» 4. Хоровод «Веселая зима» |
Январь. 2-я неделя | |
1. Стимуляция б\а зон. 2. Тренировка правильного равномерного выдоха. 3. Развитие артикуляционной моторики. 4. Развитие координации речи и движений. | 1. «Репка» - самомассаж пальцев с помощью вытягивания . 2. Упражнение «Подуем на снежинку» 3. Игра «Язычок и велосипед» 4. Игра «Ветер и снежинки». |
3-я неделя | |
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. 2. Тренировка продолжительного выдоха. 3. Развитие артикуляционной моторики. 4. Развитие координации речи и движений. | 1. Пальчиковая гимнастика «Дружба» 2. Упражнение «Пингвины на льдине» 3. Игра «Язычок в зоопарке» 4. Игра «Снежок» (Нищева) |
4-я неделя | |
1. Стимуляция б\а зон. 2. Дыхательные упражнения. 3. Развитие артикуляционной моторики. 4. Развитие координации движений. | 1. Работа в «сухом бассейне» - Найди игрушку. 2. «Игры для Тигры» - упражнение «Одуванчики». 3. Упражнение «Язычок в цирке» 4. Игра «Катушка» - ходьба «змейкой» согласно заданному темпу. |
Февраль. 1-я неделя | |
1. Стимуляция б\а зон. 2. Дыхательные упражнения. 3. Развитие артикуляционной моторики. 4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма. | 1. Пальчиковая гимнастика «Гуси» с прищепками. 2. «Игры для Тигры», упражнение «Кораблики». 3. Игра «Язычок играет на музыкальных инструментах». 4. Игра «Снежная баба» (Нищева) |
2-я неделя | |
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. 2. Развитие артикуляционной моторики. 3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха. 4. Развитие координации речи и движений в соответствии с характеристиками музыки. | 1. Упражнение «Горох-фасоль» - разобрать на две кучки смешанные крупы. 2. «Язычок пошел гулять». 3. Упражнение «Разгони тучки, покажи солнышко» - раздуть кусочки ваты или бумажные облака, закрывающие «Солнце» 4. Игра «Аты-баты, шли солдаты». |
3-я неделя | |
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. 2. Развитие продолжительного вдоха и сильного равномерного выдоха. 3. Развитие артикуляционной моторики. 4. Развитие темпо-ритмических характеристик речи | 1. Упражнение «Пуговка» - крупные пуговицы, пришитые на плотную ткань. 2. Упражнение «Свечка на торте» 3. Игра «Язычок собирает грибы» 4. Игра «Андрей-воробей» |
4-я неделя | |
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. 2. Развитие вдоха и выдоха. 3. Развитие артикуляционной моторики. 4. Развитие слухового внимания, умения реагировать на смену музыки | 1. Упражнение «Раз колечко, два колечко» - нанизывание колечек или бусин на шнурок. 2.Упражнение «Мельницы» - «Игры для Тигры». 3. Игра «Язычок в зоопарке» (см. Косинова) 4. Игра «Совы и мыши» |
Март. 1-я неделя | |
1. Укрепление мышц кистей рук. 2. Знакомство с органами и работой речевого аппарата. 3. Дыхательные упражнения. 4. Развитие координации речи и движений. | 1. Упражнение с резинками – натягивание на пальцы. 2. «Сказочка-указочка» (Крупенчук) 3. «Вертушки». 4. Хоровод «Будем маме помогать» |
2-я неделя | |
1. Стимуляция б\а зон. 2. Знакомство с органами речи. 3. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка правильного носового дыхания при сомкнутых губах. 4. Развитие координации речи и движений, слухового внимания. | 1. Упражнение «Травушка-муравушка» - самомассаж рук с помощью коврика-«травки». 2. «Сказочка-указочка», «Домик Язычка» 3. Упражнение «буря в стакане» с трубочками для коктейля. 4. Игра «Едем на лошадке» |
3-я неделя | |
1. Стимуляция тактильных ощущений. 2. Формирование знаний о названии и работе органов артикул. аппарата. 3. Развитие равномерного продолжи-тельного выдоха через рот. 4. Развитие темпа и ритма речи. | 1. Упражнение «Тесто» для массажа рук в «сухом» бассейне. 2. «Домик для Язычка» - продолжение. 3. Упражнение «Кораблики» - сдувание корабликов в тазу с водой на другой край емкости. 4. Игра «маленькие ножки» |
4-я неделя | |
1. Стимуляция тактильных ощущений. 2. Развитие умения расслаблять мышцы органов артикуляции. 3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе. 4. Развитие координации речи и движений. 5. Развитие слухового восприятия неречевых звуков. | 1. Упражнение «Постираем платочки» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. 2. Упражнение «Месим тесто», «Пошлепаем непослушный язычок». 3. Упражнение «Клубочек» 4. Игра «Догонялки с Мишкой». 5. «УГП», неречевые звуки, тема «Дом» - ванная комната. |
Апрель. 1-я неделя | |
1. Стимуляция тактильных ощущений, развитие двигательных навыков пальцев рук. 2. Развитие умения расслаблять мышцы органов артикуляции. 3. Развитие равномерного, продолжи-тельного выдоха, формирование воздушной струи через рот. 4. Развитие зрительного и слухового внимания. | 1. Упражнения «Дары леса» - перекатыва-ние каштанов, орешков, желудей, шишек в ладонях, удержание между пальцами. 2. Упражнение «Язычок ложится спать», «Язычок загорает на крылечке». 3. «Игры для Тигры», упражнение «Кораблики». 4. Игра «День-ночь» |
2-я неделя | |
1. Укрепление мышечной силы пальцев рук. 2. Формирование артикуляционной моторики – гимнастика для губ. 3. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка правильного носового дыхания при сомкнутых губах. 4. Развитие слухового внимания, умения изменять скорость движения в зависимости от темпа музыки. 5. Развитие слухового восприятия неречевых звуков. | 1. Упражнение «Веселые резиночки» - натягивание цветных резинок на 2-3 пальца. 2. Упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Хоботок» 3. Упражнение «Надуй воздушный шар» 4. Игра «Побежали!»
|
3-я неделя | |
1. Увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук. 2. Формирование артикуляционной моторики - гимнастика для губ. 3. Дыхательные упражнения для сильного выдоха через рот. 4. Развитие чувства ритма и темпа, координации речи и движений. | 1. Упражнение «Пальчики здороваются», «Паучок ползет», «Лодка плывет» для массажа в «сухом» бассейне. 2. См. выше, упражнение «Окошко». 3. «Игры для Тигры», упражнения «Мельницы», «Одуванчики» 4. Игра «Заботливое солнышко». |
4-я неделя | |
1. Увеличение объема и амплитуды движений пальцев. 2. Развитие кинестетических ощущений от движений органов артикуляции. 3. Развитие спокойного продолжительного вдоха и выдоха через рот. 4. Координация речи и движений, развитие чувства ритма и темпа. | 1. Упражнение «Пальцеходы» (см. Крупенчук) 2. «Гимнастика для Язычка» с использованием динамических и статических упражнений. 3. Упражнение «мыльные пузыри» 4. Игра «Веселый дождик» |
Май. 1-я неделя | |
1. Стимуляция тактильных ощущений. 2. Развитие артикуляционной моторики, закрепление пространственной ориентировки левой и правой стороны. 3. Формирование умения протяжно произносить гласные на длительном выдохе. 4. Развитие координации речи и движений. | 1. Упражнение «Погладь ежика» для массажа пальцев и ладоней с помощью резиновых шаров с шипами и массажной щетки для волос. 2. «Гимнастика для язычка»: упражнения «Часики», «Качели», «Любопытный язычок», «Хомячок», «Обезьянка», «Бульдог» 3. Упражнение «Голосовые дорожки» (например, «Тропинка для Колобка») 4. Игра «Баба сеяла горох» |
2-я неделя | |
1. Увеличение объема и амплитуды движений пальцев. 2. Развитие артикуляционной моторики, закрепление пространственной ориентировки левой и правой стороны. 3. Дыхательные упражнения. 4. Развитие зрительного внимания» | 1. Упражнение «Найди сюрприз» в «сухом» бассейне. 2. «Гимнастика для язычка»: упражнения «Часики», «Качели», «Любопытный язычок», «Хомячок», «Обезьянка», «Бульдог» 3. «Игры для Тигры», упражнение «Мельницы». 4. Игра «Светофор». |
Список использованной литературы.
- Алябьева Е. А. использование на логоритмических занятиях речевых упражнений без музыкального сопровождения // Логопед. 2004. № 5.
- Галанов. А. С. Развивающие игры для малышей. М., 2009.
- Карельская Е. П. Поможем Буратино заговорить // Дошкольное воспитание. 1998 – 2001.
- Крупенчук. О. И. Пальчиковые игры. СПб., 2005.
- Крупенчук О. И, Воробьева Т. А. Исправляем произношение (комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств). СПб, 2007.
- Нищева Н. В. Система логопедической работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2004.
- Суборова Т. А. Дыхательные упражнения в игровой форме // Логопед. 2010. № 2.
- Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
- Гашкова Л. А, Бойцова Т. Ю. Коррекционно-профилактическая работа с детьми 3-4 лет// Логопед. 2012. № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы
Статья о влиянии театрализованных игр на коррекционную работу....
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Данная адаптированная рабочая программа построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и отвечает требован...
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....
Рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
Пояснительная записка, система коррекционной работы в ДОУ, планирование занятий с детьми 6-го, 7-го года жизни, содержание коррекционного процесса по преодолению ФН, ФФНР, ОНР (3-4ур.)у детей 6-го год...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (возрастная группа 4-7 лет)
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста(возрастная группа 4-7 лет)Составлена на основе «Система коррекционной р...
Презентация "Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в условиях комбинированных групп ДОУ"
Система образования усложняется, возрастают требования к развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а также к усовершенствованию коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер напра...
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2023 - 2024 учебный год
laquo;Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для занятий в логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад ...