ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
методическая разработка по логопедии по теме
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_korrekcionno.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Тема моей работы затрагивает «Проблему профилактики дисграфий и дислексий у детей с нарушением речи». В течении нескольких лет я уделяю внимание этой проблеме. Проводя анализ литературы и учитывая опыт работы я пришла к выводу, что одна из основных причин этих нарушений- это нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонетико-фонематического восприятия, анализа и синтеза, несформированность ориентировки в прстранстве , на бумаге ( конечно, есть и другие причины, ведущие к другим видам нарушений письменной речи), т.е. те нарушения, которые необходимо ликвидировать в дошкольном возрасте, так как эти недостатки затрудняют обучение в школе.
Воробьева А.Н. привела данные , что 95 % неуспевающих по русскому языку- это те дети, которые имели речевые проблемы в дошкольном возрасте и у которых слышимая патология устранена, а скрытая ( недостаточно дифференцирует) осталась.
По данным Р.Беккер дислексия у детей начальной школы составляет 13 % и 22 % у детей с тяжелыми нарушениями речи. По данным Р.И.Лалаевой в 1 классе вспомогательной школы у 62 % учеников в европейских странах отмечается до 10 % детей с дислексией. У мальчиков эти нарушения встречаются в 4,5 раза чаще, чем у девочек, следовательно, актуальность данной проблемы не вызывает сомнений.
По данным статистики количество детей с такими нарушениями растет и проблема профилактики приобретает глобальный характер. Особо хочу отметить, что этому необходимо уделять большое внимание именно в ДОУ , так как в СОШ нет вообще учителей- логопедов, которые должны продолжать работу специалиста ДОУ, и как правило, такие дети со своими проблемами остаются «за бортом».А родителям, которые знают о проблемах своих детей и небезразлично относятся к этому, ищут логопедов на платной основе.
Актуален данный вопрос и в плане работы с леворукими детьми. Таких детей немало и работу провожу также как и с праворукими .Этому уделяю немалое внимание , так как у них есть все проявления оптических дисграфий. Частота зеркального письма составляет 85 %.Бытует даже такое мнение ученых, что зеркальное письмо может сохраниться, особенно у переученных левшей. Я использую следующие методы и приемы( некоторые привожу в пример):
- Рассматривание буквы и ее элементов в сочетании со стихом ( материал В.Волиной)
- Обведение пальцем ее контура
- Написание буквы в воздухе.
- Моделирование буквы из спичек , палочек, полосок бумаги, шнура, мозайки, крупы, семечек ит.д.
- Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами и другими буквами. Выяснение на что похожа с последующим дописыванием элементов.
- Деформирование букв.
- Лепка из пластилина, глины, теста.
- Вырезание букв по контуру.
- Расскрашивание, штриховка разными способами букв.
- Обведение контура буквы карандашом, написание буквы по опорным точкам.
- Нахождение и обведение буквы в ряду других букв, в тексте.
- Ощупывание букв( по типу « Чудесный мешочек»).
- Написание букв на ладошке, на спине.
- Нахождение букв среди предложенных по описанию.
- Описание букв.
- Соотнесение буквы со звуком. Характеристика звука с использованием моделей артикуляции, моделей замков Гласных, Согласных.
Много работы провожу по развитию зрительно –пространственных представлений. Это и ориентировка на себе, на листе бумаги, в пространстве.(это одна из следующих тем обсуждения)
Если это не сформировано и не развито, наблюдаются оптические нарушения. Не помешают на этом этапе и зрительные упражнения.
Еще одно из наиболее важных и значительных этапов в работе- развитие фонематических процессов, это и фонематический слух , восприятие, звуко- буквенный анализ и синтез. Все происходит через различные игры и упражнения игрового характера, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.
Еще одним из направлений в профилактической работе является обогащение словарного запаса детей и работа над грамматическим строем речи. Если над этим не работать, у ребенка могут быть нарушения в согласовании, неправильном воспроизведении окончаний, суффиксов, приставок, изменяя грамматические формы слов- аграмматическая дисграфия, а также все это проявляется на письме на уровнен слова, словосочетания, предложения и текста. Все это обусловлено несформированностью лексико-грамматического строя речи .
И последнее профилактическое направление – развитие ручного праксиса. Это различные упражнения , игры на развитие мелкой моторики и мускулатуры пальцев рук. При несформированности и недоразвитии у ребенка возникают трудности формирования навыка письма, неправильном держании карандаша, т.е. моторные нарушения. И не надо забывать о почерке, что он является индикатором функционального состояния ребенка. Чем хуже его состояние, тем хуже его почерк. Кроме этого необходимо помнить, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук( М.М.Кольцова).Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может даже быть нормальной и даже выше нормы.(Л.В.Фомина).
В процессе работы параллельно основной идет и развитие психических функций.
На основе глубокого изучения теории и практики, я могу сделать вывод, что несмотря на то, что учение о нарушениях чтения и письма( дисграфии, дислексии) и их профилактики существует уже более 100 лет, вопрос об этом остается открытым и до сих пор освещается в литературе и в журналах.
И так как количество детей с нарушениями речи неуклонно растет, то необходимо уделять большое внимание мерам профилактики , дабы не было в последствии наслоений первичных наслоений на вторичные, а это еще одна из тем ,которая остро будет стоять на обсуждении в начальных классах образовательных учреждений.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
Содержание коррекционной работы по развитию фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза, познавательных процессов, мелкой моторики рук, конструктивного мышления, сукцессивных способностей,...
«Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
презентация для педагогов...
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.Причина...
Профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и ...
Профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и ...
Проект: «Будущие отличники» по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет».
Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и практической логопедии....
Презентация "Проект "Будущие отличники" по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет»
Презентация проекта "Будущие отличники" по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет....