Закономерности развития
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Особенности функционирования | Закономерности развития | Условия развития |
Восприятие– ребенок не умеет выделить информативные свойства и весь предмет в целом; – перцептивные действия опираются на внешние практические действия, в результате образ предмета не точен. | Закономерность развития детского восприятия в дошкольном возрасте можно представить следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей. | 1.Продуктивные виды деятельности. 2.Специальные дидактические игры. 3.Развитие наглядно-образного мышления. 4.Включение речи для дифференциации свойств предметов. |
Мышление: 1.синкретизм(слитность), 2.конкретность(на основе единичных фактов), 3.эгоцентризм. 4.трансдукция(от единичных фактов к единичным,минуя обобщения.) | 1.Освоение разных видов мышления. 2.Развитие мысленных операций. | 1.Использование в обучении проблемно-практических ситуаций. 2.Детское экспериментирование. 3.Использование знаково-символических средств (моделей, схем). |
Память: 1.Непроизвольность, 2.Непрочность, 3.Бессистемность, 4.Ребёнок сначала запоминает,а затем анализирует материал. | 1.Произвольная память, 2.Словесно-логическая память, 3.Культурная(опосредованная)память, 4.Увеличивается продуктивность запоминания наглядного и вербального материала. | 1.Организация активной мыслительной деятельности ребёнка с запоминаемым материалом. 2.Включение игровой мотивации в процесс запоминания. 3.Обучение способам запоминания.
|
Воображение: 1.Эмоцианально, 2.Непроизвольно, 3.Некритично, 4.Сходно с игрой (воображаемая ситуация) | 1.Развитие воссоздающего воображения. 2.Развитие творческого воображения. 3.Развитие произвольного воображения. | 1.Создание условий для самостоятельной игровой деятельности. 2.Продуктивная и художественно-речевая деятельность. 3.Обучение способам создания образов воображения. |
Внимание: 1.Неустойчивость, 2.мал объем, 3.слабость распределения и переключения, 4.непроизвольно, 5. внимание и интерес ребенка не разделимы. На протяжении дошкольного возраста внимание развивается: 1.произвольное внимание, 2.свойства внимания. | Результат развития: внимание начинает выполнять функцию контроля деятельности и поведения ребёнка. | 1.Включение игровой мотивации в процесс обучения. 2.Усиление роли речи в процессе организации внимания детей. 3.Развитие воли и произвольности поведения. |
Речь: 1.Звуковая,грамматическая и связная речь. 2.Интелектуальная функция речи(Панирует и регулирует практические действия ребёнка). 3.Развиваются диалогическая и монологическая формы речи. | 1.С 2,5 лет начинается новый этап речевого развития в процессе речевой практики. Ребенок освобождается от опоры на воспринимаемый объект, жест, действие. Речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. До этого мышление являлось опорой для развития речи. Ребенок задумывается о морфологии и синтаксисе языка, осваивает речь по подражанию речи взрослых, начинает проявлять творчество в формировании новых слов по аналогии слов взрослых . 2. . В 4-5 лет развитие речи связано с развитием логического рассуждающего мышления. Ребенок переходит к употреблению различных сложных, связанных между собой предложений. Однако с семантической стороны речь детей бедна. Значения слов недостаточно точны. С трудом дети могут сделать речь предметом анализа. 3.Начало изучения языка в конце дошкольного возраста. | 1.Познания основанные на любознательности. 2. По мере освоения игры, речи, рисования на смену изолированным заместителям приходят их системы. 3.Схемы и модели способствуют более глубокому познанию окружающего мира,расширяет границы психических интеллектуальных возможностей детей. |
Задание 3.2.
1.Методика «Нелепицы»
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; Целостность зрительного восприятия. Кроме того, это задание ориентировано на выявление у ребенка чувства юмора как одного из аспектов развития эмоционально-личностной сферы. Для детей от 4 лет.
Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.
Критерии анализа:
- возможность узнавания конфликтных изображений;
- понимание нелепости изображенных объектов;
- стратегия восприятия (направление зрительного восприятия; тенденция работы слева направо или справа налево);
- стратегия анализа изображения;
- наличие и специфика чувства юмора.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.
2.Методика определения внимания.
Цель: выявить внимательность ребенка.
Стимульный материал: 2 картинки с изображение разных фигур, на первой запоминаем, через несколько минут на другой показываем. Разные предметы 7-8 шт.(кубик, машина, кукла, кастрюлька )
Критерии анализа:
- устойчивость внимания;
- концентрация;
- переключаемость;
- интерес;
Инструкция: Вариант 1 Посмотри на первую картинку и запомни изображённые фигуры.Теперь можешь поиграть. Теперь посмотри на вторую картинку и покажи фигуры которые запомнил.
Вариант 2 Посмотри на предметы, лежащие перед тобой и запомни форму, цвет, и место где лежит. Отвернись, сейчас я поменяю их местами и возможно что-нибудь уберу. Твоя задача разложить все по местам и определить, чего не хватает.
3.Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Цель: выявление уровня развития восприятия детей с 4 лет.
Стимульный материал: 3 рисунка с изображением наложенных друг на друга контуров реальных объектов.
Критерии анализа:
1.количество правильно узнанных стимулов;
2. стратегия восприятия,
3. стратегия анализа изображения.
4. время, затраченное на каждую картинку.
Инструкция: «На рисунке спрятались предметы. Найди как можно больше предметов и назови их». Время обследования – 1 минута.
4.Методика "Узнай фигуры"
Цель: Выявление уровня развития памяти. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
Стимульный материал: 5 картинок, расположенных рядами. Картинка с лева отделена.
Критерии анализа:
1.к оличество правильных ответов;
2. затраченное время;
3. стратегия запоминания;
Инструкция: «Перед тобой 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
- Методика Придумай игру
Цель: Выявить способность воображения ребенка 4 лет.
Материал: Заранее подготовить вопросы.
Критерии анализа:
- Оригинальность и новизна.
- Продуманность условий.
- Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.
- Наличие в игре определенных правил.
- Точность критериев оценки успешности проведения игры.
Инструкция: Сейчас я буду задавать тебе вопросы, а ты должен придумать ответы.
1. Как называется игра?
2. В чем она состоит?
3. Сколько человек необходимо для игры?
4. Какие роли получают участники в игре?
5. Как будет проходить игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет закончиться игра?
8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
Во всех выбранных методиках присутствует стимульный материал это вызывает у детей 4 лет интерес тем самым дает возможность без конфликтно провести эксперименты. Так же их можно проводить в форме игры и ребенок не догадывается что его тестируют. Так как уже конец учебного года у них наступает период перехода из средней группы в старшую соответственно необходимо знать уровень познавательного развития для выявления плюсов и минусов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_funktsionirovaniya.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности функционирования | Закономерности развития | Условия развития |
Восприятие– ребенок не умеет выделить информативные свойства и весь предмет в целом; – перцептивные действия опираются на внешние практические действия, в результате образ предмета не точен. | Закономерность развития детского восприятия в дошкольном возрасте можно представить следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей. | 1.Продуктивные виды деятельности. 2.Специальные дидактические игры. 3.Развитие наглядно-образного мышления. 4.Включение речи для дифференциации свойств предметов. |
Мышление: 1.синкретизм(слитность), 2.конкретность(на основе единичных фактов), 3.эгоцентризм. 4.трансдукция(от единичных фактов к единичным,минуя обобщения.) | 1.Освоение разных видов мышления. 2.Развитие мысленных операций. | 1.Использование в обучении проблемно-практических ситуаций. 2.Детское экспериментирование. 3.Использование знаково-символических средств (моделей, схем). |
Память: 1.Непроизвольность, 2.Непрочность, 3.Бессистемность, 4.Ребёнок сначала запоминает,а затем анализирует материал. | 1.Произвольная память, 2.Словесно-логическая память, 3.Культурная(опосредованная)память, 4.Увеличивается продуктивность запоминания наглядного и вербального материала. | 1.Организация активной мыслительной деятельности ребёнка с запоминаемым материалом. 2.Включение игровой мотивации в процесс запоминания. 3.Обучение способам запоминания. |
Воображение: 1.Эмоцианально, 2.Непроизвольно, 3.Некритично, 4.Сходно с игрой (воображаемая ситуация) | 1.Развитие воссоздающего воображения. 2.Развитие творческого воображения. 3.Развитие произвольного воображения. | 1.Создание условий для самостоятельной игровой деятельности. 2.Продуктивная и художественно-речевая деятельность. 3.Обучение способам создания образов воображения. |
Внимание: 1.Неустойчивость, 2.мал объем, 3.слабость распределения и переключения, 4.непроизвольно, 5. внимание и интерес ребенка не разделимы. На протяжении дошкольного возраста внимание развивается: 1.произвольное внимание, 2.свойства внимания. | Результат развития: внимание начинает выполнять функцию контроля деятельности и поведения ребёнка. | 1.Включение игровой мотивации в процесс обучения. 2.Усиление роли речи в процессе организации внимания детей. 3.Развитие воли и произвольности поведения. |
Речь: 1.Звуковая,грамматическая и связная речь. 2.Интелектуальная функция речи(Панирует и регулирует практические действия ребёнка). 3.Развиваются диалогическая и монологическая формы речи. | 1.С 2,5 лет начинается новый этап речевого развития в процессе речевой практики. Ребенок освобождается от опоры на воспринимаемый объект, жест, действие. Речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. До этого мышление являлось опорой для развития речи. Ребенок задумывается о морфологии и синтаксисе языка, осваивает речь по подражанию речи взрослых, начинает проявлять творчество в формировании новых слов по аналогии слов взрослых . 2. . В 4-5 лет развитие речи связано с развитием логического рассуждающего мышления. Ребенок переходит к употреблению различных сложных, связанных между собой предложений. Однако с семантической стороны речь детей бедна. Значения слов недостаточно точны. С трудом дети могут сделать речь предметом анализа. 3.Начало изучения языка в конце дошкольного возраста. | 1.Познания основанные на любознательности. 2. По мере освоения игры, речи, рисования на смену изолированным заместителям приходят их системы. 3.Схемы и модели способствуют более глубокому познанию окружающего мира,расширяет границы психических интеллектуальных возможностей детей. |
Задание 3.2.
1.Методика «Нелепицы»
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; Целостность зрительного восприятия. Кроме того, это задание ориентировано на выявление у ребенка чувства юмора как одного из аспектов развития эмоционально-личностной сферы. Для детей от 4 лет.
Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.
Критерии анализа:
- возможность узнавания конфликтных изображений;
- понимание нелепости изображенных объектов;
- стратегия восприятия (направление зрительного восприятия; тенденция работы слева направо или справа налево);
- стратегия анализа изображения;
- наличие и специфика чувства юмора.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.
2.Методика определения внимания.
Цель: выявить внимательность ребенка.
Стимульный материал: 2 картинки с изображение разных фигур, на первой запоминаем, через несколько минут на другой показываем. Разные предметы 7-8 шт.(кубик, машина, кукла, кастрюлька )
Критерии анализа:
- устойчивость внимания;
- концентрация;
- переключаемость;
- интерес;
Инструкция: Вариант 1 Посмотри на первую картинку и запомни изображённые фигуры. Теперь можешь поиграть. Теперь посмотри на вторую картинку и покажи фигуры которые запомнил.
Вариант 2 Посмотри на предметы, лежащие перед тобой и запомни форму, цвет, и место где лежит. Отвернись, сейчас я поменяю их местами и возможно что-нибудь уберу. Твоя задача разложить все по местам и определить, чего не хватает.
3.Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Цель: выявление уровня развития восприятия детей с 4 лет.
Стимульный материал: 3 рисунка с изображением наложенных друг на друга контуров реальных объектов.
Критерии анализа:
1.количество правильно узнанных стимулов;
2. стратегия восприятия,
3. стратегия анализа изображения.
4. время, затраченное на каждую картинку.
Инструкция: «На рисунке спрятались предметы. Найди как можно больше предметов и назови их». Время обследования – 1 минута.
4.Методика "Узнай фигуры"
Цель: Выявление уровня развития памяти. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
Стимульный материал: 5 картинок, расположенных рядами. Картинка с лева отделена.
Критерии анализа:
1.к оличество правильных ответов;
2. затраченное время;
3. стратегия запоминания;
Инструкция: «Перед тобой 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
- Методика Придумай игру
Цель: Выявить способность воображения ребенка 4 лет.
Материал: Заранее подготовить вопросы.
Критерии анализа:
- Оригинальность и новизна.
- Продуманность условий.
- Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.
- Наличие в игре определенных правил.
- Точность критериев оценки успешности проведения игры.
Инструкция: Сейчас я буду задавать тебе вопросы, а ты должен придумать ответы.
1. Как называется игра?
2. В чем она состоит?
3. Сколько человек необходимо для игры?
4. Какие роли получают участники в игре?
5. Как будет проходить игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет закончиться игра?
8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
Во всех выбранных методиках присутствует стимульный материал это вызывает у детей 4 лет интерес тем самым дает возможность без конфликтно провести эксперименты. Так же их можно проводить в форме игры и ребенок не догадывается что его тестируют. Так как уже конец учебного года у них наступает период перехода из средней группы в старшую соответственно необходимо знать уровень познавательного развития для выявления плюсов и минусов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание».
Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание»....
Основные закономерности развития речи ребенка
Одним из важных моментов в развитии ребенка является правильное и своевременное развитие речи.Своевременное формирование речи влияет на формирование всей нервной деятельности, и является основой умств...
Закономерности развития личности
В статье рассматривается личность как человек, взятый в его социально-психологической сущности....
Общие закономерности развития речи у детей с нормальным речевым развитием и в условиях нарушения
Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследователями нормальной детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них опреде...
"Закономерности развития детской речи" Автор учитель-логопед ГБДОУ 140 Демидова Ирина Николаевна
Методическая разработка содержит основные этапы и законы развития детской речи в онтогенезе...
Консультация для родителей "Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи".
Консультация для родителей "Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи"....
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др. А.Н. Гвоздев...