Игры и игровые задания на дифференциацию звуков.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме

Нифедьева Наталья Анатольевна

Даётся перечень и описание игрового материала для использования на логопедических занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Логопедам на заметку.        

 

Игры и игровые задания на дифференциацию звуков.

  1. «Поймай звук» -

а) логопед называет цепочку гласных звуков, а  ребенок выделяет  только заданный звук,  поднимая карточку с обозначением звука определенным символом или буквой   (звук «а»:  а-у-о-и-а-а-о-и)                                                                                     б) логопед называет цепочку любых звуков, а ребенок выделяет заданный  (звук – «о»: к-а-о-п-о-м-и-о …)                  

  1. «Различай и повторяй» - логопед называет цепочку слов, а ребенок  слушает и повторяет только  слова с названным звуком  (звук «о»: сок – мак – каша – суп – торт – соль… )
  2. «Назови нужный слог» - логопед называет цепочку слогов, а  ребенок называет заданный слог ( слог «са»:  ма - са – та – са – ка– са….)
  3. «Нажми кнопку» - логопед называет звуки по порядку. Услышав мягкий звук  ребенок нажимает на зеленую кнопку, твердый звук – на синюю.
  4. «Две рейки» - логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки на доске,  с твердым звуком «с» поместить картинку на верхнюю рейку, с мягким  «сь» - на нижнюю ( то же с отбором картинок по звонкости – глухости).
  5. «Хлопни – топни» - логопед называет цепочку звуков, а  ребенок выполняет определенное движение на заранее оговоренные звуки         ( на звук «ль»– топни, а на звук «й»- хлопни).
  6. «Бегите ко мне» -                                                                                             а)логопед называет цепочку звуков, услышав  заданный звук  дети подбегают к логопеду                                                                                             б) подбегают лишь те дети, у которых на картинках есть  слова с заданным звуком                            
  7. «Четвертый лишний» - логопед называет слова с определенным гласным ( или согласным) звуком, ребенок определяет лишнее слово      (звук «у»: ком-дом-лук; звук «а»: мак-сок-сом  и т.д.)
  8. «Разноцветные фигурки» - логопед называет предметные картинки, расположенные на мольберте. Услышав звук «а» в начале слова ребенок поднимает кружок,  на звук «у»- квадрат.
  9. «Будь внимателен» - логопед называет слово с определенными начальными звуками, дети выполняют различные  движения ( «а» - присели, «у» - потянулись;  « утка»– потянулись,  «астра»-присели)
  10. « Разноцветные корзинки» - логопед предлагает детям картинки, которые надо разложить по корзинкам различным по цвету ( со звуком «а» - в желтую, со звуком «у» - в белую, со звуком «о» - в черную: ушки, осень, аист, утка, ослик, астры и т.
  11. «Кто больше?» - логопед  детям рассмотреть и запомнить картинки с дифференцируемыми звуками  ( «с» - «з» ), затем  картинки убирает, а детям  предлагает  назвать запомнившиеся им картинки со звуком «с»; со звуком «з». Побеждает тот, кто вспомнит большее количество картинок.

     



Предварительный просмотр:

Игры и игровые задания  на различение слов, близких по звуковому составу.

  1. «Подбери пару» -  у детей картинки с изображенными предметами, названия которых произносятся похоже. Логопед предлагает ребенку  назвать картинки и разложить  их по парам (ком, бак, сук, дом, мак, лук), Как вариант используем пособие « Волшебные часы», когда похожие слова определяются стрелками.
  2. «Скажи в рифму» - логопед  показывает  ребенку картинку и предлагает придумать слово, которое звучит похоже. Усложненный вариант: логопед называет слово, а ребенок придумывает слово в рифму.
  3. «Назови непохожие звуки»- логопед называет два слова, а ребенок находит непохожий звук  в этих словах (кит – кот, Маша – каша, шар – шарф)
  4. «Лишнее слово»-  логопед называет ребенку цепочку слов, а он определяет лишнее, услышав которое хлопает в ладоши (канава – канава – какао- канава – какаду-канава и т.д.)
  5. «Подскажи  словечко»  - логопед читает четверостишье, а последнее слово должен подсказать ребенок так, чтобы оно подошло не только по звучанию, но и по смыслу.
  6. «Найди картинку» - у ребенка набор картинок. Логопед читает стихотворение ( загадки, потешки и т.д.), а ребенок выбирает из набора картинок ту, которая подходит по смыслу к читаемому тексту.
  7. «Подними кружок»  - у ребенка кружок желтого цвета,  на   доске – картинка, которую называет логопед.  Если ребенок слышит правильное название, он поднимает  кружок, если название неправильное – не поднимает. (баман – панан – банан –банам – паван…)



Предварительный просмотр:

Консультация:  «  ЗАДАЧИ  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ  В  РАБОТЕ  ЛОГОПЕДА  И  

                                   ВОСПИТАТЕЛЯ».

Для    развития  речи   детей  с  нарушением  зрения  особое  значение  имеет  усвоение  ими  родного  языка,  формирование  речи.

Развитие  речи  осуществляется  во  всех  видах  деятельности  детей  и  является  необходимой  частью  коррекционно-воспитательной  работы  детского  сада, которая включает  в себя задачи по развитию звуковой культуры речи, обогащению словарного запаса, формированию грамматической стороны речи, развитию связной речи.

Эта  работа  проводится  дефектологами-тифлопедагогами,   логопедами  и  воспитателями.  Цель  нашей  работы   одна  -  речевое  развитие  детей,  но  задачи  несколько  разнятся.

Работа  дефектолога-тифлопедагога   направлена  на  формирование  предметных  представлений, развитие  номинативной  функции  слова,  вербализацию  сенсорного  опыта,  активизацию  предметной  соотнесенности  слова  и  образа.

Задача  учителя-логопеда  состоит  в  обогащении  словаря   через  введение  в  речь  новых  лексических  единиц,  овладение  навыками  словоизменения  и  словообразования;  в  формировании  специальных   речевых  умений  и  навыков;  в  подготовке  детей  к  практическому  усвоению  грамматических  признаков  слов.

Задача  воспитателя  -  работа  над  обиходно-бытовым  словарем,  закреплением  речевых  умений  и  навыков   на  занятиях,  во  внеучебной  деятельности,  в игровой  деятельности, в свободном  общении.

Коррекционно-воспитательная  работа  по  развитию   речи  ведется по двум   направлениям.

1. Формирование  базы  для  речевой  деятельности   детей.

---- обогащение  сенсорного  опыта  детей

     ----- организация   игровой  и  практической  деятельности  детей

     ---- развитие  активной  познавательной  деятельности

     ----активизация   общения

2.Самостоятельная  речевая  деятельность

       ----- коррекция  словарного  запаса

      ---специальное  формирование   речевых  умений  и  навыков

      ( составление  предложений  различной  конструкции,  упражнение  в  диалогической  речи,  упражнение  в  связной  описательно-повествовательной  речи)

Основная  роль  в   1  направлении  принадлежит  воспитателям,  

Во  2ом  --логопедам.

Как  должна  строиться  эта  работа?

Вначале  учебного  года, после  обследования  детей,  логопед  составляет   тематический  план,  в  котором  подробно  расписаны  все  лексические  темы  работы  на  год    Они  распределяются  таким  образом,  чтобы  пройденный  материал  повторялся  и  закреплялся  в  течение  года.

К  каждой  лексической  теме  подбирается  речевой  материал,  определяются  коррекционные  цели  и  приемы  их  реализации.

Отображение  лексических  тем  можно  увидеть  на  индивидуальных,  подгрупповых   и  фронтальных  занятиях.

Но  работать  над  темой  логопед  может  лишь  тогда, когда  у  детей  есть  элементарные  знания  по  теме (название  объектов,  детали,  сенсорные  данные,  употребление)

Эти  знания  должны  быть  у  детей  от  воспитателя.

Тогда  логопед  может   дать  детям  новые  понятия,  отработать   необходимый  для  дальнейшего  речевого  развития  словарь,  грамматические  категории,  включить  новые  знания  в  процесс  построения  предложений.

На  логопедических занятиях   ведется  работа  над  приставочными  глаголами, падежными  окончаниями,  согласованием  существительных   с  прилагательными,  словоизменением  с  помощью  суффиксов,  определением   единственного  и  множественного   числа  существительных

Ведется  углубленная  отработка  лексико-грамматических  категорий: распространение  предложений  однородными  членами,    составление  сложных  предложений,   словосложение,    употребление  предлогов  в  предложениях.

Полученные  знания  и  умения  развиваются  и  закрепляются  в  повседневной  жизни  воспитателем.      Ведь  именно  воспитатель,  находясь  с  детьми  целый  день,  имеет  возможность  на  прогулках,  экскурсиях,  на  занятиях,  в  игровом  общении  уточнить  и  закрепить  лексическое  значение  слова,  исследовать  предмет  более  объемно  по  времени  путем  осязания,  обоняния,  более  длительного  его  рассматривания.

Для   решения  речевых  проблем  у  детей  определенной  группы,  воспитателям  и  логопеду   необходимо  работать  в  тесном  контакте.

Логопед,  с  целью  контроля   в  употреблении  детьми  полученных  на  логопедических  занятиях  знаний,  может  присутствовать  на  занятиях,  прогулках,  режимных  и  игровых  моментах  у  воспитателя.

Воспитатель   присутствует  на  фронтальных  логопедических занятиях, фиксируя в тетради все, что нуждается в доработке.

Дети,     не  справляющиеся  с    заданиями   на фронтальном занятии,  берутся  на  дополнительные    индивидуальные  занятия,  как  логопедом,  так  и  воспитателем.   Индивидуальная  работа  с  ними  проводится  воспитателем  в  свободное  время.   Это  время  в  режиме  дня  обозначено,  но  не  выдерживается  по  ряду  причин.    Поэтому,  воспитатель  выбирает  его  самостоятельно  в   течение  дня,  а  также,  включает   эти  задачи  в  план  работы  на  подгрупповых   и  фронтальных  занятиях.

Вся   работа,   направленная  на  формирование    лексико—грамматических  категорий,  помогает  решать  вопросы  обучения  детей  связной  речи.

Что  предполагает  этот  раздел?   ------развитие  диалогической  речи,

овладение  различными  видами  монологической  речи.

Монологические  высказывания  всем  известны---это  различные  виды  рассказывания:          по  картине,    по  серии  картин,          творческие  рассказы.

При  решении  данной  задачи  логопед:

Дает  понятие   о  построении  высказывания( начало-середина—конец)

----        о  наполнении  каждой  части  рассказа                                                                                                                                                                                             учит  пользоваться  различными  типами  предложений

Воспитатель:     закрепляет  полученные  знания,   речевые  умения,

        ----        автоматизирует  словарный  запас  в  ходе  построения  

        предложений,

        -----        формирует  эмоциональную  окраску  монологического        

        высказывания,

        -----   учит  разнообразить  сюжеты,  исходя  из  повседневного

        опыта  детей.

Таким  образом, как  следует  из  сказанного,   цель  работы  воспитателей  и  дефектологов  одна------  развитие  речи  детей,   но  задачи  у  них  разные.

И  добиться  поставленной  цели   можно  лишь  решая  свои,  специфические  задачи  в  тесном  рабочем  контакте  друг  с  другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

домашнее задание по дифференциации звуков И-Ы

буклет содержит речевой материал, задания для дифференциации в самостоятельной речи ребенка звуков И-Ы....

Картотека заданий по дифференциации звуков [Л]-[Ль]

Картотека содержит речевой материал по дифференциации звуков [Л]-[Ль]....

Картотека заданий по дифференциации звуков [Р]-[Л]

Картотека содержит речевой материал по дифференциации звуков [Р]-[Л]...

Картотека речевых заданий на дифференциацию звуков.

Дифференциация (или различение звуков)-очень важный раздел логопедической работы. Нарушение звукопроизношения- это не только дефект артикуляции, но и полное в речи одного или нескольких звуков, котрые...

Игровые задания по автоматизации звука Ш для детей с нарушением зрения.

Учитель-логопед работающий с детьми с нарушением зрения решает  вопросы развитияразличных параметров  зрительных функций....

Конспект логопедического занятия с использованием игровой технологии. Тема: Дифференциация звуков С-Ш. «Игры с Малышариками».

  Конспект логопедического занятия на дифференциацию звуков [с] [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических з...

Игровые задания для закрепления звуков.

Задания для закрепления анализа звуков. Выделить указанный звук в названии картинки и написать соответствующую букву....