Игры и игровые задания на дифференциацию звуков.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме
Даётся перечень и описание игрового материала для использования на логопедических занятиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедам на заметку.
Игры и игровые задания на дифференциацию звуков.
- «Поймай звук» -
а) логопед называет цепочку гласных звуков, а ребенок выделяет только заданный звук, поднимая карточку с обозначением звука определенным символом или буквой (звук «а»: а-у-о-и-а-а-о-и) б) логопед называет цепочку любых звуков, а ребенок выделяет заданный (звук – «о»: к-а-о-п-о-м-и-о …)
- «Различай и повторяй» - логопед называет цепочку слов, а ребенок слушает и повторяет только слова с названным звуком (звук «о»: сок – мак – каша – суп – торт – соль… )
- «Назови нужный слог» - логопед называет цепочку слогов, а ребенок называет заданный слог ( слог «са»: ма - са – та – са – ка– са….)
- «Нажми кнопку» - логопед называет звуки по порядку. Услышав мягкий звук ребенок нажимает на зеленую кнопку, твердый звук – на синюю.
- «Две рейки» - логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки на доске, с твердым звуком «с» поместить картинку на верхнюю рейку, с мягким «сь» - на нижнюю ( то же с отбором картинок по звонкости – глухости).
- «Хлопни – топни» - логопед называет цепочку звуков, а ребенок выполняет определенное движение на заранее оговоренные звуки ( на звук «ль»– топни, а на звук «й»- хлопни).
- «Бегите ко мне» - а)логопед называет цепочку звуков, услышав заданный звук дети подбегают к логопеду б) подбегают лишь те дети, у которых на картинках есть слова с заданным звуком
- «Четвертый лишний» - логопед называет слова с определенным гласным ( или согласным) звуком, ребенок определяет лишнее слово (звук «у»: ком-дом-лук; звук «а»: мак-сок-сом и т.д.)
- «Разноцветные фигурки» - логопед называет предметные картинки, расположенные на мольберте. Услышав звук «а» в начале слова ребенок поднимает кружок, на звук «у»- квадрат.
- «Будь внимателен» - логопед называет слово с определенными начальными звуками, дети выполняют различные движения ( «а» - присели, «у» - потянулись; « утка»– потянулись, «астра»-присели)
- « Разноцветные корзинки» - логопед предлагает детям картинки, которые надо разложить по корзинкам различным по цвету ( со звуком «а» - в желтую, со звуком «у» - в белую, со звуком «о» - в черную: ушки, осень, аист, утка, ослик, астры и т.
- «Кто больше?» - логопед детям рассмотреть и запомнить картинки с дифференцируемыми звуками ( «с» - «з» ), затем картинки убирает, а детям предлагает назвать запомнившиеся им картинки со звуком «с»; со звуком «з». Побеждает тот, кто вспомнит большее количество картинок.
Предварительный просмотр:
Игры и игровые задания на различение слов, близких по звуковому составу.
- «Подбери пару» - у детей картинки с изображенными предметами, названия которых произносятся похоже. Логопед предлагает ребенку назвать картинки и разложить их по парам (ком, бак, сук, дом, мак, лук), Как вариант используем пособие « Волшебные часы», когда похожие слова определяются стрелками.
- «Скажи в рифму» - логопед показывает ребенку картинку и предлагает придумать слово, которое звучит похоже. Усложненный вариант: логопед называет слово, а ребенок придумывает слово в рифму.
- «Назови непохожие звуки»- логопед называет два слова, а ребенок находит непохожий звук в этих словах (кит – кот, Маша – каша, шар – шарф)
- «Лишнее слово»- логопед называет ребенку цепочку слов, а он определяет лишнее, услышав которое хлопает в ладоши (канава – канава – какао- канава – какаду-канава и т.д.)
- «Подскажи словечко» - логопед читает четверостишье, а последнее слово должен подсказать ребенок так, чтобы оно подошло не только по звучанию, но и по смыслу.
- «Найди картинку» - у ребенка набор картинок. Логопед читает стихотворение ( загадки, потешки и т.д.), а ребенок выбирает из набора картинок ту, которая подходит по смыслу к читаемому тексту.
- «Подними кружок» - у ребенка кружок желтого цвета, на доске – картинка, которую называет логопед. Если ребенок слышит правильное название, он поднимает кружок, если название неправильное – не поднимает. (баман – панан – банан –банам – паван…)
Предварительный просмотр:
Консультация: « ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И
ВОСПИТАТЕЛЯ».
Для развития речи детей с нарушением зрения особое значение имеет усвоение ими родного языка, формирование речи.
Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы детского сада, которая включает в себя задачи по развитию звуковой культуры речи, обогащению словарного запаса, формированию грамматической стороны речи, развитию связной речи.
Эта работа проводится дефектологами-тифлопедагогами, логопедами и воспитателями. Цель нашей работы одна - речевое развитие детей, но задачи несколько разнятся.
Работа дефектолога-тифлопедагога направлена на формирование предметных представлений, развитие номинативной функции слова, вербализацию сенсорного опыта, активизацию предметной соотнесенности слова и образа.
Задача учителя-логопеда состоит в обогащении словаря через введение в речь новых лексических единиц, овладение навыками словоизменения и словообразования; в формировании специальных речевых умений и навыков; в подготовке детей к практическому усвоению грамматических признаков слов.
Задача воспитателя - работа над обиходно-бытовым словарем, закреплением речевых умений и навыков на занятиях, во внеучебной деятельности, в игровой деятельности, в свободном общении.
Коррекционно-воспитательная работа по развитию речи ведется по двум направлениям.
1. Формирование базы для речевой деятельности детей.
---- обогащение сенсорного опыта детей
----- организация игровой и практической деятельности детей
---- развитие активной познавательной деятельности
----активизация общения
2.Самостоятельная речевая деятельность
----- коррекция словарного запаса
---специальное формирование речевых умений и навыков
( составление предложений различной конструкции, упражнение в диалогической речи, упражнение в связной описательно-повествовательной речи)
Основная роль в 1 направлении принадлежит воспитателям,
Во 2ом --логопедам.
Как должна строиться эта работа?
Вначале учебного года, после обследования детей, логопед составляет тематический план, в котором подробно расписаны все лексические темы работы на год Они распределяются таким образом, чтобы пройденный материал повторялся и закреплялся в течение года.
К каждой лексической теме подбирается речевой материал, определяются коррекционные цели и приемы их реализации.
Отображение лексических тем можно увидеть на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
Но работать над темой логопед может лишь тогда, когда у детей есть элементарные знания по теме (название объектов, детали, сенсорные данные, употребление)
Эти знания должны быть у детей от воспитателя.
Тогда логопед может дать детям новые понятия, отработать необходимый для дальнейшего речевого развития словарь, грамматические категории, включить новые знания в процесс построения предложений.
На логопедических занятиях ведется работа над приставочными глаголами, падежными окончаниями, согласованием существительных с прилагательными, словоизменением с помощью суффиксов, определением единственного и множественного числа существительных
Ведется углубленная отработка лексико-грамматических категорий: распространение предложений однородными членами, составление сложных предложений, словосложение, употребление предлогов в предложениях.
Полученные знания и умения развиваются и закрепляются в повседневной жизни воспитателем. Ведь именно воспитатель, находясь с детьми целый день, имеет возможность на прогулках, экскурсиях, на занятиях, в игровом общении уточнить и закрепить лексическое значение слова, исследовать предмет более объемно по времени путем осязания, обоняния, более длительного его рассматривания.
Для решения речевых проблем у детей определенной группы, воспитателям и логопеду необходимо работать в тесном контакте.
Логопед, с целью контроля в употреблении детьми полученных на логопедических занятиях знаний, может присутствовать на занятиях, прогулках, режимных и игровых моментах у воспитателя.
Воспитатель присутствует на фронтальных логопедических занятиях, фиксируя в тетради все, что нуждается в доработке.
Дети, не справляющиеся с заданиями на фронтальном занятии, берутся на дополнительные индивидуальные занятия, как логопедом, так и воспитателем. Индивидуальная работа с ними проводится воспитателем в свободное время. Это время в режиме дня обозначено, но не выдерживается по ряду причин. Поэтому, воспитатель выбирает его самостоятельно в течение дня, а также, включает эти задачи в план работы на подгрупповых и фронтальных занятиях.
Вся работа, направленная на формирование лексико—грамматических категорий, помогает решать вопросы обучения детей связной речи.
Что предполагает этот раздел? ------развитие диалогической речи,
овладение различными видами монологической речи.
Монологические высказывания всем известны---это различные виды рассказывания: по картине, по серии картин, творческие рассказы.
При решении данной задачи логопед:
Дает понятие о построении высказывания( начало-середина—конец)
---- о наполнении каждой части рассказа учит пользоваться различными типами предложений
Воспитатель: закрепляет полученные знания, речевые умения,
---- автоматизирует словарный запас в ходе построения
предложений,
----- формирует эмоциональную окраску монологического
высказывания,
----- учит разнообразить сюжеты, исходя из повседневного
опыта детей.
Таким образом, как следует из сказанного, цель работы воспитателей и дефектологов одна------ развитие речи детей, но задачи у них разные.
И добиться поставленной цели можно лишь решая свои, специфические задачи в тесном рабочем контакте друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
домашнее задание по дифференциации звуков И-Ы
буклет содержит речевой материал, задания для дифференциации в самостоятельной речи ребенка звуков И-Ы....
Картотека заданий по дифференциации звуков [Л]-[Ль]
Картотека содержит речевой материал по дифференциации звуков [Л]-[Ль]....
Картотека заданий по дифференциации звуков [Р]-[Л]
Картотека содержит речевой материал по дифференциации звуков [Р]-[Л]...
Картотека речевых заданий на дифференциацию звуков.
Дифференциация (или различение звуков)-очень важный раздел логопедической работы. Нарушение звукопроизношения- это не только дефект артикуляции, но и полное в речи одного или нескольких звуков, котрые...
Игровые задания по автоматизации звука Ш для детей с нарушением зрения.
Учитель-логопед работающий с детьми с нарушением зрения решает вопросы развитияразличных параметров зрительных функций....
Конспект логопедического занятия с использованием игровой технологии. Тема: Дифференциация звуков С-Ш. «Игры с Малышариками».
Конспект логопедического занятия на дифференциацию звуков [с] [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических з...
Игровые задания для закрепления звуков.
Задания для закрепления анализа звуков. Выделить указанный звук в названии картинки и написать соответствующую букву....