Картотека заданий по дифференциации звуков [Р]-[Л]
картотека по логопедии на тему
Картотека содержит речевой материал по дифференциации звуков [Р]-[Л]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_r-l.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
[Р] – [Л]-1
Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.
РА-ЛА-РА-ЛА АР-АЛ-АР-АЛ АРА-АЛА-АРА-АЛА
РО-ЛО-РО-ЛО ОР-ОЛ-ОР-ОЛ ОРО-ОЛО-ОРО-ОЛО
РУ-ЛУ-РУ-ЛУ УР-УЛ-УР-УЛ УРУ-УЛУ-УРУ-УЛУ
РЫ-ЛЫ-РЫ-ЛЫ ЫР-ЫЛ-ЫР-ЫЛ ЫРЫ-ЫЛЫ-ЫРЫ-ЫЛЫ
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении.
[Р] – [Л]-2
Упражнение № 2. Произносить (читать) слова парами.
рад – лад раз – лаз рак - лак
рань – лань рама – лама ров – лов
рог – лог рот – лот рожь – ложь
розы – лозы рожки – ложки рука – Лука
рукав – лукав бар – бал стар – стал
сер – сел пир – пил жир - жил
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-3
Упражнение № 3. Произносить (читать) слова парами.
мир – мил укор – укол поры – полы
порка – полка пороть – полоть город – голод
порог – полок варка – валка сварка – свалка
барка – балка жарко – жалко бурки - булки
корка – колко мерка – мелко терка – телка
ирга – игла зарок – залог борт – болт
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-4
Упражнение № 4. Произносить (читать) слова парами.
коробок – колобок гроза – глаза кран – клан
красть – класть прут – плут проток – платок
прыть – плыть правка – плавка править – плавить
справка – сплавка храм – хлам расправить – расплавить
розы – лозы брошка – блошка жар - жал
тёрка – чёлка ручьи – лучи руки – лунки
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-5
Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.
Ермолай Клара Лариса
крокодил крыло коралл
мармелад орлы нравилась
рыболов формула берлога
журнал спортзал стрелка
тарелка прыгалка рояль
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-6
Упражнение № 6. Произносить (читать) словосочетания.
орлы над горам волны огромны концертный зал
облака над озером крыша из соломы красивые глаза
волосы красивы рассада мелковата розовое мыло
вечер прохладен луна кругла спелый виноград
лак для лакировки морская волна озеро Байкал
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л] - 7
Упражнение № 7. Игра с мячом «Измени слово». Перекидывая мяч друг другу, взрослый называет слово из первого столбика, ребенок – из второго.
била – разбила мыла – размыла
шила – расшила вила – развила
качала – раскачала катала – раскатала
путала – распутала пугала – распугала
копала – раскопала мазала – размазала
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-8
Упражнение № 8 Игра с мячом «Измени слово». Перекидывая мяч друг другу, взрослый называет слово из первого столбика, ребенок –из второго.
рубил – разрубил крыл – раскрыл
ровнял– разровнял рвал – разорвал
резал – разрезал крошил – раскрошил
крепил – раскрепил порол – распорол
кроил – раскроил дробил - раздробил
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-9
Упражнение № 9 Игра с мячом «Измени слово» (добавь приставку «при»). Перекидывая мяч друг другу, взрослый называет слово из первого столбика, ребенок –из второго.
кормил – прикормил колол – приколол
давил – придавил морозил – приморозил
копал – прикопал колотил – приколотил
крутил – прикрутил грел – пригрел
тормозил – притормозил писал – приписал
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л] - 10
Упражнение № 10. Произносить (читать) словосочетания.
спелый персик кислый крыжовник летняя гроза
белый кролик шустрая белка сливочное мороженное
старое кресло горный орел хлебные крошки
мелкий брод полосатый матрас бронзовая люстра
белый мрамор лавровый лист первый класс
гладкая дорога глубокий ров махровое полотенце
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-11
Упражнение № 11. Произносить (читать) словосочетания.
жаркий полдень прозрачное стекло пологая крыша
голубая рубашка городская площадь Рома упал
белый георгин веселый праздник ловить форель
крутой склон крутой склон горелые сухари
оранжевый апельсин вареный картофель ласковый ребенок
больное горло стеклянный графин полевая крыса
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-12
Упражнение № 12. Произносить (читать) предложения.
Рома строит планер, кругом были стружки. Плетистые розы опутали перила крыльца. Журавль взмахнул крыльями и полетел. Лёва поливал огурцы теплой водой. Варенька на прогулку надела черные валенки. Валера уронил тарелку. Билетёр продал билет, а контролер его проверил. Лариса стала королевой карнавала. Мила – краса, голубые глаза. Дедушку зовут Лука, у него болит рука.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-13
Упражнение № 13. Произносить (читать) предложения.
В руках игла – это не игра! Среди белых голубей один серый воробей. У нашей Луши в руках две груши. Лесорубы на столы положили топоры. На небе ярко сверкнула молния. Валера выиграл в лотерею автомобиль. У Лары в тарелке клубничный мармелад. Варвара на прогулку надела теплые бурки. Ворона села на верхушку ели. Артем отломил у булки горбушку. Слава кормил голубей крошками.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-14
Упражнение № 14. Выучить наизусть стихотворения.
Прыг на горку, с горки – скок!
Покатился колобок!
Хочет знать скорее, кто его хитрее!
Наловил Валерий полведра форели.
Угостил форелью Дарью и Лукерью.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-15
Упражнение № 15. Произносить (читать) стихотворение.
Что ты ветер натворил?
Что ты ветер натворил? Ветер из терпенья вышел,
Что ты в небе смастерил? Рассердился, набежал,
Из курчавых облаков Облака перемешал.
Сделал рыб, коров, слонов. Где картины? Где река?
Ветер, видно, не услышал, В небе просто облака!
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-16
Упражнение № 16. Произносить (читать) стихотворение.
В лесу.
Здесь, в лесу, царит прохлада, На полянках вдоль дорожки
Здесь кричать, шуметь не надо. Землянички наберем,
По лесной тенистой стёжке И под пенье птичек
Мы до просеки дойдем, Россыпи найдем лисичек.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-17
Упражнение № 17. Выучить наизусть стихотворения.
На лужайке сидел рыболов,
Терпеливо копал червяков,
Увидал рыболова скворец
И сказал: «Настоящий отец!
Ищет корм даже лучше, чем я
Сразу видно – большая семья!
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-18
Упражнение № 18. Произносить (читать) стихотворение
В тихой речке у причала Я удила рыбака,
Рыбка рыбку повстречала: Дедю Петю – чудака.
- Здравствуй! Где же твой рыбак?
- Здравствуй! Попался?
- Как дела? - Нет. Ушел хитрец!
- На рыбалке я была. Сорвался.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-19
Упражнение № 19. Пересказать текст.
Проступок.
Кирилл порвал на прогулке рубашку. Испугался Кирилл, что мама будет его ругать. Пришел он домой и бросил рубашку в корзину с грязным бельем. Мама обнаружила рубашку и сказала: «Ты меня огорчил, Кирилл, не тем, что рубашку порвал, а тем, что хотел скрыть свой проступок»
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-20
Упражнение № 20. Проговаривать (читать) стихотворение.
Вся деревня, весь народ А на маковы цветы
Мчится к Тане в огород. Небывалой красоты!
Бежит через дорожку На цветы прекрасные!
Смотреть не на картошку, Алые да красные!
Не на брюкву крепкую,
Не на свеклу с репкою,
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-21
Упражнение № 21. Произносить (читать) стихотворение
Розы.
Алые розы в саду расцвели,
Розы прекрасные цвета зари.
Только цветы эти лучше не тронь!
Острым шипом вмиг поранишь ладонь.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-22
Упражнение № 22. Выучить наизусть стихотворение.
По прозрачной паутинке У него, у паучка,
Паучок спускается. В животе спускала».
На прозрачной паутинке
Медленно качается
«Лифт не нужен пауку,
–мне казала галка,-
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-23
Упражнение № 23. Выучить наизусть стихотворение.
У нашего луня, у милого друга
Срок кадушек соленых лягушек.
Сорок амбаров сухих тараканов.
Пятьдесят поросят
Только ножки висят.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-24
Упражнение № 24. Произносить (читать) стихотворение.
Скачут резвые лошадки Шелковистые хвосты
Друг за другом по порядку, Небывалой красоты,
Бьют копытом – раз, два, три. Золотистые копытца…
Что за прелесть, посмотри! Кони эти словно птицы
У лошадок чудо – гривы Над землей они летят,
Развеваются игриво, Прокатить детей хотят.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-25
Упражнение № 25. Произносить (читать) стихотворение.
С воза яблоко упало Расчудесно, что упало -
И, как водится, пропало. Видишь, яблоня растет.
Потому что не попало
Ни в повидло, ни в компот.
Хорошо, что не попало,
Превосходно, что пропало
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-26
Упражнение № 26. Выучить наизусть стихотворение.
Три бельчонка маму – белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама – белка
Девять шишек принесла.
Разделила на троих.
Сколько каждому из них?
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-27
Упражнение № 27. Произносить (читать) стихотворение
Рыбка.
Рыбка словно мотылек Спинка выгнулась дугой,
Над водой взлетала. Чешуинки так и блещут
Глазик – черный уголек У красавицы такой.
И как льдинка тело. Я собрался на рыбалку,
Плавнички дрожат, трепещут, Только вот рыбешку жалко.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-28
Упражнение № 25. Выучить наизусть стихотворение.
Орел и лягушка.
Орел на лягушку обижен и зол:
Лягушкой хотел пообедать орел,
Лягушка взяла от орла удрала,
Лягушка обед отняла у орла.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-29
Упражнение № 29. Пересказать текст.
Муравей и голубка.
Муравей пришел к ручью пить. Волна набежала и чуть его не потопила. Голубка несла ветку. Она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть и хотел поймать голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-30
Упражнение № 30. Произносить (читать) предложения.
У волка – логово, а у медведя – берлога. У крота – нора, а у белки – дупло. У горного орла два огромных крыла. Хорош козел, да рогат и зол. От лампы светло, а от костра тепло. Горы высоки, а овраги глубоки. У вороны воронята, а галки галчата. Проворны сороки, черны белобоки. Прокаркала ворона у самого перрона. Парашют раскрылся, парашютист спустился. Была у Прошки плошка, и плов он ел из плошки.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-31
Упражнение № 31 Произносить (читать) предложения.
Этот ДАР он мне ДАЛ. В окошке РАМА, а животное – ЛАМА. Я РАД, что в семье ЛАД. У губки ПОРЫ, а у шубки – ПОЛЫ. В ХРАМ не носят ХЛАМ. Этот ПЛУТ взял в руку ПРУТ. На зубе КОРОНКА, а для воды – КОЛОНКА. У здания – КОЛОННА, на голове – КОРОНА. Где ЛУКА твоя РУКА? В доме ПОРОГ, а в бане – ПОЛОК. Не заработать, чтоб порку, убрал я коробки на полку.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-32
Упражнение № 32. Произносить (читать) предложения.
На лице – ГЛАЗА, а на небе – ГРОЗА. Для металла – СВАРКА, для мусора – СВАЛКА. Металл СВАРИВАЮТ, а мусор СВАЛИВАЮТ. Ввинтили БОЛТ в корабельный БОРТ. Как-то РАЗ нашли мы ЛАЗ. И велика ПРЫТЬ, да нелегко ПЛЫТЬ. В речке РАК, а в бутылке ЛАК. В такую РАНЬ я встретил ЛАНЬ. Платят РЕНТУ, а носят ЛЕНТУ. У хлеба – КОРКИ, а иголки – КОЛКИ.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека заданий для дифференциации р-л
картотека заданий для дифференциации р-л...
домашнее задание по дифференциации звуков И-Ы
буклет содержит речевой материал, задания для дифференциации в самостоятельной речи ребенка звуков И-Ы....
Картотека заданий по дифференциации звуков [Л]-[Ль]
Картотека содержит речевой материал по дифференциации звуков [Л]-[Ль]....
Картотека речевых заданий на дифференциацию звуков.
Дифференциация (или различение звуков)-очень важный раздел логопедической работы. Нарушение звукопроизношения- это не только дефект артикуляции, но и полное в речи одного или нескольких звуков, котрые...
Картотека автоматизации и дифференциации звуков
Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков....
Игры и игровые задания на дифференциацию звуков.
Даётся перечень и описание игрового материала для использования на логопедических занятиях....
"Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь"
Османова Г. А., Перегудова Т. С.Изд. Каро, 2010 г."Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь"Пособие представляет собой систему карточек...