«Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – обучающегося с ОВЗ».
статья по коррекционной педагогике на тему
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и/или физическом развитии, и семьей, воспитывающей такого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный образовательный маршрут. | 48.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1637»
111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А тел.:(495) 672-02-35
e-mail: 1637@edu.mos.ru тел./факс: (495) 672-01-99
Выступление
на педагогическом совете
«Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – обучающегося с ОВЗ».
Учитель-дефектолог Смирнова Ирина Алексеевна
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и/или физическом развитии, и семьей, воспитывающей такого ребенка.
Если ребенок по ряду причин не готов взаимодействовать с педагогом в процессе организации образовательной деятельности, для него разрабатывается индивидуальная программа со специальной организацией деятельности. Среди нарушений зрения особое место занимают слепота и слабовидение, требующие специфических методов обучения и иной системы кодирования информации, способной быть воспринятой этой категорией детей. Именно эти дети требуют особенно тщательно проработанных направлений и методов коррекции.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с тяжелыми нарушениями зрения, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на психолого–педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей).
Задача ППконсилиума – выявление характера трудностей, возникающих у ребенка и в работе с ним у педагогов и родителей, а также установление причин этих трудностей. Специалисты консилиума должны дать конкретные рекомендации, определить условия воспитания и развития.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Сопровождение консилиумом:
- разработка индивидуального образовательного маршрута, как механизма реализации адаптированной общеобразовательной программы;
- отслеживание динамики развития ребенка не реже … (указать сколько раз в год);
- своевременное внесение коррективов в индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с решением консилиума образовательной организации.
- Проведение групповых и/или индивидуальных коррекционно-развивающих занятий и др. (указать специалиста, направления работы, периодичность). Формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
- Организация психолого-педагогического консультирования родителей и педагогических работников по следующим вопросам:
- особенности психофизического развития ребенка;
- особенности воспитания ребенка, гармонизация детско-родительских отношений;
- организация образовательного процесса;
- применение эффективных педагогических технологий при обучении ребенка с ОВЗ и т.д.
- Включение родителей в образовательный процесс (консультации, мастер-классы, семинары, тренинги, групповые занятия с детьми).
Порядок разработки и корректировки ИОМ может быть определен локальным нормативным актом - Положением об ИОМ, который позволит рационализировать работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры ИОМ, порядка его разработки, реализации и корректировки.
Структура ИОМ представляет собой единую систему, состоящую из нескольких
взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку:
1. Обучение. Освоение адаптированной образовательной программы.
- учебный план (инвариантная и вариативная части);
- рабочие программы,
- расписание занятий.
2. Коррекционно-развивающая работа
- со специалистами сопровождения
- коррекционно-развивающие программы, разработанные исходя из индивидуально-типологических особенностей, особенностей психофизического развития и специфики нарушений ребенка с ОВЗ;
- система отслеживания динамики развития ребенка по каждому выбранному направлению коррекционно-развивающей работы.
3. Социализация
- внеклассная и внеурочная деятельность;
- мероприятия, направленные на социализацию ребенка.
Алгоритм проектирования ИОМ
1. Выявление и анализ проблем развития ребенка с ОВЗ (на уровне ППк ОО) специалистами сопровождения (диагностика, заключения основным педагогом и специалистами сопровождения). Определение возможности инклюзии конкретного ребенка (из заключения ЦПМПК).
2. Предварительное определение вида и объема необходимой помощи (образовательной, психолого-педагогической, медицинской), исходя из имеющихся или привлеченных ресурсов.
3. Обсуждение намеченных действий на заседании ППк, утверждение.
4. Проведение предварительной работы, направленной на подготовку к инклюзии: с ребенком и его родителями; с родителями, обучающимися и педагогами массовой школы.
5. Организация мероприятий по адаптации ребенка.
6. Организация образовательного процесса (составление адаптированной образовательной программы).
7. Организация психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ. разработка коррекционных программ в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребенка.
8. Реализация ИОМ (систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии). Возможные коррективы ИОМ.
9. Мониторинг реализации ИОМ (отслеживание динамики развития ребенка, оценка результатов обучения и социализации). По окончании периода производится оценка достижений ребенка — динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Индивидуальный образовательный план (по рекомендации ППк ДО) – это план работы, который определяет цели, которые должен достичь определенный ученик с ОВЗ в обучении.
Индивидуальные образовательные планы должны разрабатываться для учащихся, обучающихся: интегрированно; в специальном классе; индивидуально.
- Комплексную диагностику ребенка с особыми образовательными потребностями осуществляет ППк школы (с согласия родителей). Каждый из специалистов (учителя, психолог, дефектолог) обследует ребенка и составляет соответствующее представление.
- Определение зоны ближайшего развития ребенка (какую часть учебной работы он может выполнять самостоятельно, а где нужна помощь и каковы объемы помощи).
- По итогам комплексной диагностики консилиум совместно с родителями разрабатывают ИОМ (план) ученика с ОВЗ.
Охранительный режим
- Обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья).
- Создание климата психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.).
- Предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.).
- Введение достаточной продолжительности перемен: не менее 10 минут между уроками и 20 минут после третьего урока, проведение динамического часа.
- Особое оформление классных комнат, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности обучающихся с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид).
- Соблюдение норм СанПиНа 2.4.4.3048-13; норм СанПиНа 2.4.2.2821 - 10 (температурный, световой режимы; соответствие мебели росту).
- Организация бесплатного двухразового питания в соответствии с п. 7 ст. 79 Закона РФ «Об образовании в РФ».
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ:
использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила; оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся; близость учеников к учителю; наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг); сохранение достаточного пространства между партами; распределение учащихся по парам для выполнения проектов и заданий; предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства; разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент; игнорирование незначительных поведенческих нарушений; разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.
Использование специальных ассистирующих средств и технологий: слуховые аппараты, стационарные радиоприѐмники, специальные компьютерные программы, тренажѐры, лупы, линейки тактильные и др.
Использование оборудования в рамках программы «Доступная среда» (пандусы; поручни, ручки-скобки, , съезды на тротуарах, и др.)
Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения: аудио/видео кассеты; работа на компьютерном тренажере; обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ; дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Учет работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ: замедленность темпа обучения; упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика; рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала; дробление большого задания на этапы; поэтапное разъяснение задач; последовательное выполнение этапов задания с контролем/самоконтролем каждого этапа; осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока; повторение учащимся инструкций к выполнению задания; предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания; сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий; сокращенные тесты, направленные на отработку правописания работы; предоставление дополнительного времени для завершения задания; выполнение диктантов в индивидуальном режиме; максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка; максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; опора на более развитые способности ребенка.
Использование дополнительных вспомогательных приемов и средств: памятки; образцы выполнения заданий; алгоритмы деятельности; печатные копии заданий, написанных на доске; использования упражнений с пропущенными словами/предложениями; использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, использование маркеров для выделения важной информации; предоставление краткого содержания глав учебников; использование учетных карточек для записи главных тем; предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста; указание номеров страниц для нахождения верных ответов; предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме); альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.
Постановка практических и познавательных задач. Целенаправленные действия с дидактическими материалами. Многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения; дидактические игры; создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
Наглядные методы: обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира; рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
Словесные методы:
• речевая инструкция, беседа, описание предмета;
• указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
• метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
• вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
• педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
Специальные условия обучения и воспитания
для слабовидящего ребенка
1.Офтальмо-гигиенические условия
Офтальмологическая коррекция:
соблюдение рекомендаций по ношению очков и окклюдора.
Правильная организация рабочего места:
посадка ребенка в зависимости от остроты и характера зрения;
расположение материала со стороны лучше видящего глаза (глаз без окклюдора, глаз с более высокой остротой зрения).
Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.
Работа на вертикальной поверхности (подставка, доска, фланелеграф).
Режим зрительных нагрузок:
соблюдение продолжительности непрерывной зрительной работы в зависимости от возраста и характера нарушения;
проведение зрительной гимнастики в течение дня;
упражнения на офтальмотренажерах, зрительных лабиринтах.
Противопоказано:
напряженная зрительная работа с мелкими деталями и низкой освещенностью.
Длительная без своевременного отдыха зрительная работа.
Резкий, избыточный свет.
Вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз.
2. Адаптация печатных, наглядных и дидактических материалов:
цвета и оттенки предметов и изображений яркие и насыщенные;
предметы крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям;
сюжетное изображение с ограниченным количеством объектов;
увеличение масштаба изображения при выполнении графических заданий;
усиление яркости, контрастности, насыщенности цвета объекта для облегчения его вычленения из фона;
использование индивидуальных фонов;
размер объекта для зрительного восприятия и ширина контура – увеличенные;
цвет - основные цвета и оттенки, фоном для показа предмета черно-белый, либо зеленый (успокаивающий), коричневый (спокойный, контрастный) или оранжевый (стимулирующий);
форма объемная, плоскостная;
предлагаемые наглядные пособия должны быть небликующими.
3. Специальные приёмы:
предварительное рассматривание объекта с ребенком, обеспечивающее успешность восприятия;
приём «рука в руку», «рука на руке» при зрительно-осязательном и осязательном обследовании предметов;
формирование алгоритмов зрительного обследования предметов, сюжетных картин для организации зрительного восприятия и осязательного обследования предметов для создания целостного образа предметов;
постоянное использование указки для показа, для прослеживания объекта в полном объеме;
выделение (показ указкой, графическими средствами, словесным уточнением) в объекте восприятия информативных признаков, по которым он наиболее быстро узнаваем;
в продуктивных видах деятельности образцы для показа в 2-2.5 раза больше детских работ.
Безбарьерная среда
Для реализации главной цели коррекционной педагогической работы необходимо создать специальные условия, соответствующие требованиям и рекомендациям гигиены, офтальмологии, дефектологии, дидактики.
Особое место отводится оборудованию и оснащению. Предметно-развивающая среда должна соответствовать коррекционным задачам программы и психолого-педагогическим методам, направленным на развитие зрительного восприятия: активизацию сенсорно-перцептивных, селективных и мыслительных процессов.
Своеобразие организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения тесно связано с особенностями патологии зрения и развития детей дошкольников. В связи с разным темпом развития детей, разным нарушением зрительных функций развивающая среда должна сохранять некоторые черты среды предыдущего года обучения и свои обновленные, только ей присущие особенности.
Пространственная организация среды должна предусматривать широкие возможности разнообразной двигательной деятельности ребенка, быть комфортной и безопасной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ.
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...
Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""
Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""...
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося кружка «Роботенок»
Пояснительная запискаЯ вообще не верю в одну единственную силу таланта,без упорной работы.Выдохнется без нее самый большой талант,как заглохнет в пустыне родник,не пробивая себе дороги через пески.Ф.И...
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ, ребенок - инвалид.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ, ребенок - инвалид....