«Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – обучающегося с ОВЗ».
статья по коррекционной педагогике на тему

Смирнова Ирина Алексеевна

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это институциональный документ,  регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком,  имеющим  проблемы в психическом и/или физическом развитии, и семьей,  воспитывающей  такого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1637»


111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А                                                                  тел.:(495) 672-02-35

e-mail: 1637@edu.mos.ru                                                                                       тел./факс: (495) 672-01-99

Выступление

на педагогическом совете

   

«Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – обучающегося с ОВЗ».

Учитель-дефектолог Смирнова Ирина Алексеевна

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это институциональный документ,  регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком,  имеющим  проблемы в психическом и/или физическом развитии, и семьей,  воспитывающей  такого ребенка.

  Если ребенок по ряду причин не готов взаимодействовать с педагогом в процессе организации образовательной деятельности, для него разрабатывается индивидуальная программа со специальной организацией деятельности. Среди нарушений зрения особое место занимают слепота и слабовидение, требующие специфических методов обучения и иной системы кодирования информации, способной быть  воспринятой этой категорией детей. Именно эти дети требуют особенно тщательно проработанных направлений и методов коррекции.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с  тяжелыми нарушениями зрения, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на психолого–педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей).

     Задача ППконсилиума – выявление характера трудностей, возникающих у ребенка и в работе с ним у педагогов и родителей, а также установление причин этих трудностей. Специалисты консилиума должны дать конкретные рекомендации, определить условия воспитания и развития.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

   Сопровождение консилиумом:

  • разработка индивидуального образовательного маршрута, как механизма реализации адаптированной общеобразовательной программы;
  •   отслеживание динамики развития ребенка не реже … (указать сколько раз в год);
  •  своевременное внесение коррективов в индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с решением консилиума образовательной организации.
  • Проведение групповых и/или индивидуальных коррекционно-развивающих занятий и др. (указать специалиста, направления работы, периодичность). Формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
  • Организация психолого-педагогического консультирования родителей и педагогических работников по следующим вопросам:
  •  особенности психофизического развития ребенка;
  •  особенности воспитания ребенка, гармонизация детско-родительских отношений;
  •  организация образовательного процесса;
  •  применение эффективных педагогических технологий при обучении ребенка с ОВЗ и т.д.
  •  Включение родителей в образовательный процесс (консультации, мастер-классы, семинары, тренинги, групповые занятия с детьми).

     

Порядок разработки и корректировки ИОМ может быть определен локальным нормативным актом - Положением об ИОМ, который позволит рационализировать работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры ИОМ, порядка его разработки, реализации и корректировки.

Структура ИОМ представляет собой единую систему, состоящую из нескольких  

взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку:

1. Обучение. Освоение адаптированной образовательной программы.

  •  учебный план (инвариантная и вариативная части);
  • рабочие программы,
  • расписание занятий.

2. Коррекционно-развивающая работа

  •  со специалистами сопровождения
  • коррекционно-развивающие программы, разработанные исходя из индивидуально-типологических особенностей, особенностей психофизического развития и специфики нарушений ребенка с ОВЗ;
  • система отслеживания динамики развития ребенка по каждому выбранному направлению коррекционно-развивающей работы.

3. Социализация

  •  внеклассная и внеурочная деятельность;
  • мероприятия, направленные на социализацию ребенка.

Алгоритм проектирования ИОМ

1. Выявление и анализ проблем развития ребенка с ОВЗ (на уровне ППк ОО) специалистами сопровождения (диагностика, заключения основным педагогом и специалистами сопровождения). Определение возможности инклюзии конкретного ребенка (из заключения ЦПМПК).

2. Предварительное определение вида и объема необходимой помощи (образовательной, психолого-педагогической, медицинской), исходя из имеющихся или привлеченных ресурсов.

3. Обсуждение намеченных действий на заседании ППк, утверждение.

4. Проведение предварительной работы, направленной на подготовку к инклюзии: с ребенком и его родителями; с родителями, обучающимися и педагогами массовой школы.

5. Организация мероприятий по адаптации ребенка.

6. Организация образовательного процесса (составление адаптированной образовательной программы).

7. Организация психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ. разработка коррекционных программ в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребенка.

8.  Реализация ИОМ (систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии). Возможные коррективы ИОМ.

9. Мониторинг реализации ИОМ (отслеживание динамики развития ребенка, оценка результатов обучения и социализации). По окончании периода производится оценка достижений ребенка — динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Индивидуальный образовательный план (по рекомендации ППк ДО) это план работы, который определяет цели, которые должен достичь определенный ученик с ОВЗ в обучении.

Индивидуальные образовательные планы должны разрабатываться для учащихся, обучающихся:     интегрированно;     в специальном классе;     индивидуально.

  • Комплексную диагностику ребенка с особыми образовательными потребностями осуществляет ППк школы (с согласия родителей). Каждый из специалистов (учителя, психолог,  дефектолог) обследует ребенка и составляет соответствующее представление.
  • Определение зоны ближайшего развития ребенка (какую часть учебной работы он может выполнять самостоятельно, а где нужна помощь и каковы объемы помощи).
  • По итогам комплексной диагностики консилиум совместно с родителями разрабатывают ИОМ (план) ученика с ОВЗ.

Охранительный режим

  • Обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья).
  • Создание климата психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.).
  • Предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.).
  • Введение достаточной продолжительности перемен: не менее 10 минут между уроками и 20 минут после третьего урока, проведение динамического часа.
  • Особое оформление классных комнат, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности обучающихся с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид).
  • Соблюдение норм СанПиНа 2.4.4.3048-13; норм СанПиНа 2.4.2.2821 - 10 (температурный, световой режимы; соответствие мебели росту).
  • Организация бесплатного двухразового питания в соответствии с п. 7 ст. 79 Закона РФ «Об образовании в РФ».

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ:

использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила; оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся; близость учеников к учителю; наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг); сохранение достаточного пространства между партами; распределение учащихся по парам для выполнения проектов и заданий; предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства; разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент; игнорирование незначительных поведенческих нарушений; разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.

Использование специальных ассистирующих средств и технологий: слуховые аппараты, стационарные радиоприѐмники, специальные компьютерные программы, тренажѐры, лупы, линейки тактильные и др.

Использование оборудования в рамках программы «Доступная среда» (пандусы; поручни, ручки-скобки, , съезды на тротуарах, и др.)        

Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения: аудио/видео кассеты; работа на компьютерном тренажере; обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ; дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Учет работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ: замедленность темпа обучения; упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика; рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала; дробление большого задания на этапы; поэтапное разъяснение задач; последовательное выполнение этапов задания с контролем/самоконтролем каждого этапа; осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока; повторение учащимся инструкций к выполнению задания; предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания; сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий; сокращенные тесты, направленные на отработку правописания работы; предоставление дополнительного времени для завершения задания; выполнение диктантов в индивидуальном режиме; максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка; максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; опора на более развитые способности ребенка.

Использование дополнительных вспомогательных приемов и средств: памятки; образцы выполнения заданий; алгоритмы деятельности; печатные копии заданий, написанных на доске; использования упражнений с пропущенными словами/предложениями; использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, использование маркеров для выделения важной информации; предоставление краткого содержания глав учебников; использование учетных карточек для записи главных тем; предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста; указание номеров страниц для нахождения верных ответов; предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме); альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.

Постановка практических и познавательных задач.  Целенаправленные действия с дидактическими материалами. Многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения; дидактические игры; создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

Наглядные методы: обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира; рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

             • речевая инструкция, беседа, описание предмета;

             • указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

             • метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

             • вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

             • педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.         

     

Специальные условия обучения и воспитания

для слабовидящего ребенка

1.Офтальмо-гигиенические условия

Офтальмологическая коррекция:

соблюдение рекомендаций по ношению очков и окклюдора. 

Правильная организация рабочего места:

посадка ребенка в зависимости от остроты и характера зрения;

расположение материала со стороны лучше видящего глаза (глаз без окклюдора, глаз с более высокой остротой зрения).

Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.

Работа на вертикальной поверхности (подставка, доска, фланелеграф).

Режим зрительных нагрузок:

соблюдение продолжительности непрерывной зрительной работы в зависимости от возраста и характера нарушения;

проведение зрительной гимнастики в течение дня;

упражнения на офтальмотренажерах,  зрительных лабиринтах.

Противопоказано:

напряженная зрительная работа с мелкими деталями и низкой освещенностью.

Длительная без своевременного отдыха зрительная работа.

Резкий, избыточный свет.

Вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз.

2. Адаптация печатных, наглядных и дидактических материалов:

цвета и оттенки предметов и изображений яркие и насыщенные;

предметы крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям;

сюжетное изображение с ограниченным количеством объектов;

увеличение масштаба изображения при выполнении графических заданий;

усиление яркости, контрастности, насыщенности цвета объекта для облегчения его вычленения из фона;

использование индивидуальных фонов;

размер объекта для зрительного восприятия и  ширина контура – увеличенные;

цвет -  основные цвета и оттенки, фоном для показа предмета черно-белый, либо зеленый (успокаивающий), коричневый (спокойный, контрастный) или оранжевый (стимулирующий);

форма  объемная, плоскостная;

предлагаемые наглядные пособия должны быть небликующими.

3. Специальные приёмы:

предварительное рассматривание объекта с ребенком, обеспечивающее успешность восприятия;

приём «рука в руку», «рука на руке» при зрительно-осязательном и осязательном обследовании предметов;

формирование алгоритмов зрительного обследования предметов, сюжетных картин для организации зрительного восприятия и  осязательного обследования предметов для создания целостного образа предметов;

постоянное использование указки для показа, для прослеживания объекта в полном объеме;

выделение (показ указкой, графическими средствами, словесным уточнением) в объекте восприятия информативных признаков, по которым он наиболее быстро узнаваем;

в продуктивных видах деятельности образцы для показа  в 2-2.5 раза больше детских работ.

Безбарьерная среда

Для реализации главной цели коррекционной педагогической работы необходимо создать специальные условия, соответствующие требованиям и рекомендациям гигиены, офтальмологии, дефектологии, дидактики.

Особое место отводится оборудованию и оснащению. Предметно-развивающая среда должна соответствовать коррекционным задачам программы и психолого-педагогическим методам, направленным на развитие зрительного восприятия: активизацию сенсорно-перцептивных, селективных и мыслительных процессов.

Своеобразие организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения тесно связано с особенностями патологии зрения и развития детей дошкольников. В связи с разным темпом развития детей, разным нарушением зрительных функций развивающая среда должна сохранять некоторые черты среды предыдущего года обучения и свои обновленные, только ей присущие особенности.

Пространственная организация среды должна предусматривать широкие возможности разнообразной двигательной деятельности ребенка, быть комфортной и безопасной.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ.

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...

Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""

Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""...

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося кружка «Роботенок»

Пояснительная запискаЯ вообще не верю в одну единственную силу таланта,без упорной работы.Выдохнется без нее самый большой талант,как заглохнет в пустыне родник,не пробивая себе дороги через пески.Ф.И...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ, ребенок - инвалид.

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ,  ребенок - инвалид....