Система визуальных тренировок для детей с нарушением зрения.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Семьянова Татьяна Евгеньевна

Что означает термин "дефектология"?

Что означает "нозология"?

Краткая характеристика нозологических групп.

Сочетанные нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

«На вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания, -Я.А.Каменский отвечает: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека.  Если эти люди обладают человеческой природой, то они имеют право и на участие в образовании. И даже в большей степени в силу необходимости внешней помощи, так как природа из-за внутреннего недостатка не может помочь себе сама».

Термин «дефектология» имеет отечественное происхождение: по некоторым данным, его автор был В.П.Кащенко. Медицинские термины «дефект», «дефективность», «дефективный ребенок» часто включались в педагогический лексикон, не получили международного признания и употреблялись только в Советском Союзе.

Дефектология буквально означает «учение о дефектах». С конца 20-х годов 20 века этот термин завоевал прочное место в понятийном аппарате отечественной специальной педагогики. В специальной педагогике, преимущественно зарубежной, принято опираться на международную классификацию понятий, связанных с нарушениями и отклонениями в развитии человека, разрабатываемую  Всемирной организацией здравоохранения. И в 1992 году ВОЗ предложила три категории, которые могут быть соотнесены с тремя сферами - биологической, психической и социальной:

Биологическая - дефект, потеря физической субстанции или необратимое изменение в психологической, физиологической или анатомической структуре;

Психологическая – помеха, ограничение, возникшее вследствие нарушения, которое приводит к частичному или полному сокращению обычных умений или навыков человека;

Социальная – социальное ограничение индивидуума, являющееся следствием нарушения, которое не позволяет или ограничивает возможность принятия им адекватной данному возрасту и полу социальной роли в социокультурных условиях.

В 1997 году ВОЗ разработала обновленную классификацию понятий и выделила категории следующим образом:

Биологическая – дефект – понятие, включающее органические нарушения и функциональные нарушения, относящиеся к медицине: анатомии и физиологии;

Активность – ограничение активности, степень возможности вести самостоятельную, независимую жизнь, относится к сфере психолого-педагогических наук:

 Возможности и ограничение социальной включенности показывают, как нарушение здоровья влияют на участие человека в разных аспектах жизни общества, относится к сфере социальных наук.

И вот в правовых документах ООН включены международные стандарты в области защиты прав человека, которые разрабатываются в соответствии общепринятой формой юридических актов.

Понятие «дефект», разработанное ВОЗ, включает

- постоянную или временную утрату психической, физиологической или анатомической структуры или функции, а также отклонение от нее.

Нозология – учение о болезнях; под нозологической единицей подразумевается отдельное заболевание.

Нозологические группы:

1 Дети с нарушением слуха (I-II) вида.

2 Дети с нарушением зрения (III-IV) вида.

3 Дети с нарушением речи (V) вида.

4  Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (VI) вида.

5 Дети с умственной отсталостью (VII) вида.

6 Дети с расстройством аутистического спектра (VIII) вида.

Дети с нарушением слуха (I-II) вида.

Классификация тугоухости и глухоты у детей (по Л.В Нейману) выделяет три степени тугоухости:

1 степень – потеря слуха не превышает 50 децибел, возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии 1 метра.

2 степень – потеря слуха от 51 до 70 децибел, речь разговорной громкости воспринимается на расстоянии менее 1 метра

3 степень – потеря слуха от 71 до 75-80 децибел, речь разговорной громкости неразборчива даже у самого уха.

По объему воспринимаемых частот глухие дети, имеющие остатки слуха, делятся на четыре группы:

1 группа – дети, воспринимающие только частоты 128-256 Герц, вообще не различающие звуков речи, реагирующие только на громкий голос у уха и интенсивные звуки  на близком расстоянии (крик, скрип, скрежет);

2 группа – дети, воспринимающие частоты 128, 256, 512 Герц, реагирующие не только на громкий голос у уха, но и различающие низкочастотные форманты (гласные о,у) и интенсивные неречевые звуки окружающего мира на близком расстоянии;

3 группа – дети, воспринимающие низкие и средние частоты (128, 256, 512, 1024 Герц), реагирующие на голос разговорной громкости около уха и различающие 3-4 гласных звука; многие из них распознают некоторые знакомые слова;

4 группа - , дети, воспринимающие широкий диапазон частот от128 до2048 Герц; большинство из них слышат голос разговорной громкости около уха и на небольшом расстоянии, различают почти все гласные, некоторые согласные, отдельные знакомые слова и фразы.

Таким образом,

Тугоухость – стойкое снижение слуха, при котором возможны, пусть в минимальной степени, самостоятельное накопление речевого запаса и восприятие обращенной речи хотя бы на близком расстоянии от уха.

Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможны самостоятельное овладение речью и ее восприятие даже при ее произнесении голосом повышенной громкости и на близком расстоянии от уха,

Дети с нарушением зрения (III-IV) вида

Среди детей с нарушением зрения выделяются слепые и слабовидящие.

К слепым относятся – тотально слепые – дети с абсолютной слепотой (полным отсутствием зрительных ощущений, с неспособностью отличать свет от тьмы, ориентироваться во времени суток);

- дети, обладающие светоощущением ( они способны воспринимать свет и вместе с тем не могут  для воспринимать  величину, форму, цвет объекта, степень его удаленности);

-дети, имеющие остаточное зрение ( при остроте зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции, что позволяет им воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов и объектов, степень их удаленности);

При характеристике слепых большое значение приобретает период, в котором произошла утрата зрения или нарушение зрительного анализатора.

Дети с нарушением речи (V) вида.

 Классификация речевых нарушений осуществляется на основе различных подходов: клинико-педагогического, психолого-педагогического, психолингвистического.

В основе клинико-педагогической классификации речевых нарушений лежит этиопатогенный принцип, позволяющий определить механизм нарушения и охарактеризовать его структуру. С его позиций выделяются нарушения устной и письменной речи. Среди нарушений устной речи отмечаются как речевые, так и языковые расстройства. К речевым расстройствам относятся многочисленные нарушения (дислалия, дизартрия, алалии, афазия, нарушения голоса и др).

В основе психолого-педагогической классификации лежат речевые нарушения, которые подразделяются на нарушение средств общения и нарушения в применении средств общения.

К нарушениям средств общения относят: фонетико-фонематическое нарушение речи, фонетическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи.

К нарушениям в применении средств общения относят заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи.

Психолингвистический подход к диагностике нарушений речи позволяет определить нарушенное звено речевого процесса:

-расстройство моторного уровня реализации речевого высказывания;

-недоразвитие или расстройство языковых операций порождения речи;

-расстройство семантических операций.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (VI) вида.

В зависимости от причин и времени действия факторов выделяются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

1 Заболевания нервной системы – детский церебральный паралич (ДЦП), полиомелит.

2 Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

3 Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

Дети с умственной отсталостью (VII) вида.

Классификация умственной отсталости строится на основе критерия выраженности нарушения, степени умственной отсталости. Выделяют 4 степени олигофрении:

1 Легкая умственная отсталость   (40-69 IQ показатель интеллекта) – наиболее распространенная форма интеллектуальной недостаточности; возможно развитие социальных коммуникативных навыков; минимальные отклонения в сенсомоторной сфере; трудности отграничения от нормы на ранних этапах развития;

2 Умеренная умственная отсталость (35-49) - дети способны овладеть речью, навыками коммуникации, навыками самообслуживания; у них достаточное моторное развитие и слабая социальная осведомленность; дети трудолюбивы, малоинициативны; они нуждаются в помощи;

3 Тяжелая умственная отсталость (20-34) – слабое моторное развитие; минимальное развитие речи, общая неспособность овладения навыками самообслуживания; навыки коммуникации незначительные или отсутствуют; детям доступен простой физический труд, они способны к внешней подражательности движениям и действиям другого человека;

4 Глубокая умственная отсталость (ниже 20) – грубое отставание в развитии; минимальная способность функционирования в сенсомоторной области; мышление практически отсутствует, речь может представлять собой набор нечленораздельных звуков; навыки самообслуживания фактически не формируются; возможна привязанность к ухаживающим людям; поведение направлено на удовлетворение элементарных физиологических потребностей или ограничивается реагированием на внешние стимулы;

Дети с расстройством аутистического спектра (VIII)

К расстройствам аутистического спектра относят ряд различных форм психической патологии, общим для которых является наличие в клинической картине аутизма. Под этим термином понимают – отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.

При детском аутизме отмечаются:

- качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

- ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов  и видов деятельности;

- аномалии развития, отмечающиеся в первые три года жизни.

РАС встречается чаще, чем синдром Дауна. Частота аутизма с течением времени растет и в последние годы специалисты сообщают о 40-45 случаях на 10000 новорожденных. Общепризнано, что у мальчиков аутизм встречается в 4-4,5 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, РАС не зависит от национального, расового, географического и многих других факторов, что подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого тяжелого нарушения психического развития.

Иногда у ребенка бывает сложный дефект — сочетание двух и более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности воспитания и обучения ребенка. Например: одновременные нарушения зрения и слуха, зрения и речи, слуха и моторики и т. д.
При осложненном дефекте возможно выделение (определение) ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Например: у умственно отсталого ребенка могут быть снижение слуха или зрения, эмоциональные илиповеденческие нарушения, дефекты опорно-двигательной сферы, речи. К множественным нарушениям относится сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный (лат. — увеличение, скопление) эффект. Например: при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.
В.Н. Чулков выделяет три основные группы детей с сочетанными нарушениями:
дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухонемые дети; умственно отсталые глухие;
слабослышащие с задержкой психического развития (первичной); дети, имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха (так называемый "осложненный" дефект);
дети с множественными нарушениями (три и более первичных нарушений, выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка): умственно отсталые слабовидящие глухие дети.
Дети с указанными выше сочетанными нарушениями составляют в среднем 40% контингента специальных образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визуальные тренировки в ДОУ для детей с нарушением зрения

Зрение можно улучшить так же, как это удается с другими частями тела, с помощью упражнений. Визуальная тренировка (т.е. зрительная гимнастика) это безопасный и эффективный способ профилактики зр...

Значение уровня сформированности зрительно-моторной координации (в системе «глаз – рука») у детей с нарушением зрения для готовности к школьному обучению.

О значении развития зрительно-моторной координации у ребенка-дошкольника для успешного обучения в школе. Практические рекомендации по этому вопросу....

Концепция развития системы помощи детям с нарушениями зрения Приморского р-на

Целью разработки данной концепции является научное обоснование путей развития ДОУ № 36 Приморского района Санкт-Петербурга, определение реальных перспектив перестройки системы....

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.

Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на д...

Значение зрительной гимнастики в системе медико-педагогической коррекции глазодвигательной системы детей с нарушением зрения.

Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, с...