Концепция развития системы помощи детям с нарушениями зрения Приморского р-на
методическая разработка по теме
Целью разработки данной концепции является научное обоснование путей развития ДОУ № 36 Приморского района Санкт-Петербурга, определение реальных перспектив перестройки системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_razvitiya_sistemy_pomoshchi_detyam_s_narusheniyami_zreniya_primorskogo_r-na.docx | 48.42 КБ |
Предварительный просмотр:
тифлопедагог ГБОУ ЦДК, методист
Концепция развития системы помощи детям с нарушениями зрения Приморского р-на
Целью разработки данной концепции является научное обоснование путей развития ДОУ № 36 Приморского района Санкт-Петербурга, определение реальных перспектив перестройки системы.
Исходными при подготовке концепции являются следующие:
1. Важнейшая цель развития личности дошкольника с ОВЗ.
2. В поисках эффективных путей решения задач разработана и реализована концепция внедрения службы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи.
Это позволило предоставить равные права и возможности всем детям на получение полноценного образования и развития.
1. Обоснование необходимости создания системы помощи детям с нарушениями зрения и социализации.
2. Теоретические основы создания системы помощи детям с нарушениями зрения.
3. Практические основы создания системы помощи детям с нарушениями зрения.
4. Модель и этапы формирования системы помощи.
5. Смысл и цели деятельности.
6. Принципы организации деятельности.
7. Содержание деятельности.
8. Структурная модель.
9. Управление.
10. Основные направления деятельности.
11. Комплексная диагностика и консультирование.
12. Медицинское направление деятельности.
13. Психологическое направление.
14. Социально-педагогическое направление.
15. Коррекционно-педагогическое направление.
16. Критерии оценки.
Создание районной системы помощи детям с проблемами в физическом развитии должно базироваться на антропоцентрической сущности, проявляющейся в укреплении системных связей педагогики с медициной и психологией. В современных условиях требуется новая стратегия поиска приоритетов и перехода на комплексный (полипрофильный) вариант психолого-медико-социально-педагогической модели.
Система помощи, находясь в неразрывной и постоянной связи с системой образования в целом, педагогической, психологической, медицинской, тифлопедагогической и др., отражает все их особенности, этапы развития и поэтому может рассматриваться как развивающая и развивающаяся система-комплекс.
Наиболее перспективной оказывается ориентация системы помощи на возможность формировать развивающие среды. Такой подход и ранее рассматривался. Как показывает анализ, начал он доминировать с начала 90-х годов и катализирован в связи с резким ухудшением физического здоровья детей.
Новизна нашего подхода по данному вопросу состоит в том, что дальнейшее функционирование и развитие коррекционных дошкольных образовательных учреждений требует изменения традиционного взгляда на образование, взгляда на дискретность оказания тифлопедагогической, психологической и медицинской помощи ребёнку.
В создании коррекционной службы центра сопровождения детей с нарушениями зрения на базе ДОУ № 36 интегрирующими компонентами образовательной деятельности являются технологии психологической, педагогической, тифлопедагогической, логопедической помощи наряду с технологиями медицинской коррекции органа зрения.
Районная программа помощи как условие интегрированной реабилитационной деятельности представляет собой комплекс технологий, который обеспечивает формирование личностного комфорта ребёнка. Личностный комфорт может обеспечиваться только целостностью в пространстве и времени этого комплекса и исключается при разобщённости образовательных и психолого-педагогических технологий, несоответствия окружающей среды на всех уровнях её организации.
Организация центра помощи детям со зрительной депривацией требует объединения усилий всех участников образовательного процесса на единой концептуальной основе и задаёт те самые оптимальные условия и оптимальную среду, которые необходимы для формирования полноценной личности и функционирования своеобразного центра развития и здоровья ребёнка.
Комплексная абилитация проблемного ребёнка ставит своей целью восстановление нарушенных механизмов индивидуальной адаптации и формирование оптимального состояния социальной и биологической адаптированности. Адаптация рассматривается как социально-психологический процесс развития личности, способной жить, развиваться и функционировать в окружающей среде, что возможно только в условиях центра, обеспечивающего комплексность процесса.
На наш взгляд, такими элементами являются: развитие когнитивной сферы, формирование положительного эмоционального тонуса, коммуникабельности, восстановление структуры и функций сенсорных органов, коррекция двигательной активности.
Это может быть достигнуто при взаимодействии педагогов, воспитателей, медицинских работников, психологов. Практически речь идёт о педагогических, психологических и медицинских технологиях абилитации проблемного ребёнка и работе с его семьёй.
Вывод:
1. Видение человека, личности как целостной, развивающейся и динамической системы даёт основания определить методологические ориентиры формирования центра помощи детям с проблемами в зрении по сущности антропоцентрической, развивающей, задающей и создающей условия для формирования личности системы образования в целом.
Модель и этапы формирования центра
Как социально-педагогическая система помощи в качестве стержневой функциональной цели деятельности, раскрывающей сущностное назначение педагогической системы, предполагает оказание помощи:
- родителям, лицам, их заменяющим и другим взрослым в семье;
- учителям классов «Охраны зрения» в выборе адекватных уровню развития учащихся способов организации их деятельности, в формировании собственного педагогического опыта;
- педагогическим коллективам, администрации образовательных учреждений по научному обоснованию выбора образовательного маршрута для каждого конкретного учащегося.
Принципы организации и деятельности центра:
- Методологические.
- Принципы построения системы как формы по оказанию помощи клиентам.
- Принципы комплексного подхода учитывать интересы конкретной личности с её потребностями, ценностными ориентациями.
- Субъектное профессиональное взаимодействие, выражающее координацию усилий тифлопедагогов, воспитателей, медиков и психологов центра.
- Информационное обеспечение.
- Единство действий всех участников коррекционно-педагогического процесса.
Система помощи в своей работе должна исходить из гуманизации психолого-педагогических влияний на детей и взрослых, признавать приоритет индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка.
Центр помощи, выполняя функции сопровождения образовательного процесса, должен максимально способствовать общему личностному и психическому развитию ребёнка.
Суть реабилитационного подхода в деятельности центра определяется как комбинированное и координированное применение медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на компенсацию нарушения зрения.
Качественный анализ состояния работы ДОУ № 36 строится на основе систематического анализа количественных показателей, характеризующих её деятельность. Для этого систематически проводится мониторинг, отражающий деятельность учреждения.
Работа центра должна быть направлена на решение следующих основных задач:
- создание и апробация банка методик для комплексного изучения детей с нарушениями зрения;
- комплексная диагностика, мониторинг состояния зрения детей, разработка индивидуальных программ по оказанию медико-психолого-педагогической помощи;
- создание условий и обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушений зрения;
- научно-методическая и практическая помощь педагогам общеобразовательных школ и детских садов;
- соотношение достигнутого и планируемого уровня развития центра;
- соответствие предлагаемых специальных услуг потребностям и запросам родителей и детей;
- соответствие целей и системы специального образования динамике потребностей родителей.
Содержание деятельности центра
Система работы центра сориентирована на многопрофильную и многофункциональную деятельность в следующих направлениях:
а) по объекту деятельности: работа с детьми и их родителями, с профессионалами, с учреждениями образования на договорной основе;
б) по виду помощи: медицинская, тифлопедагогическая, психологическая;
в) по содержанию деятельности: диагностика, коррекционная работа, профилактика, консультирование, просвещение, методическое обеспечение.
Данные направления деятельности составляют компоненты для разработки целевых комплексных программ.
Структурная модель центра
В соответствии концепций и содержанием деятельности, система помощи детям с нарушениями зрения является неотъемлемым компонентом образовательной системы. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов деятельности.
Цель и задачи системы направлены на развитие следующих ресурсных потенциалов: научного, организационно-управленческого, педагогического, медицинского, информационного.
- Постоянно действующий коллектив с привлечением ведущих педагогов и психологов профильных ВУЗов обеспечивает разработку и апробацию медико-психолого-педагогических технологий, развитие системы помощи, проведение педагогического мониторинга.
- ГБОУ ЦДК входит в блок центра, уделяя большое внимание на взаимодействие с органами социального и медицинского обеспечения при осуществлении диагностики, консультации и реабилитации.
- Исследовательская и научно-методическая лаборатория центра должна осуществлять исследования, связанные с проблемами центра и его повседневной деятельностью.
На основе этих исследований разрабатываются методические материалы и методические сборники. Создаётся банк данных с целью получения информации о детях «группы риска по зрению».
- Центр организует совместно с АППО специальное обучение учителей общеобразовательных школ по развивающим технологиям в области
тифлологии.
- Консилиум специалистов центра является основной формой профессионального сотрудничества в вопросах принятия квалифицированных решений, связанных с оказанием практической помощи детям с нарушениями зрения и их родителям в воспитании детей с ОВЗ.
- Информационный комплекс управления центром с возможностью выхода в компьютерные сети формирует: банк данных о детях с нарушениями зрения района, единое информационное пространство центра (конференции, семинары, консультации), систему обучающих и коррекционных программ.
- Издательский комплекс центра обобщает и выпускает научно-методические и просветительские материалы по различным вопросам деятельности центра.
Подразделения центра комплектуются кадрами по вариативному штатному расписанию. По нашему проекту должно происходить постепенное включение индивидуальных и групповых отношений в систему работы центра через актуализацию
того опыта профессиональной деятельности, который был накоплен на предшествующем этапе лаборатории.
Стратегический уровень
Координационный совет при (АППО, РОНО…)?
Районный отдел образования | Глазной центр | ГБОУ ЦДК | Общественные организации |
Тактический уровень
Научно-методические объединения специалистов
Медицинские Психологические Педагогические Коррекц.-педагогические
Учреждения здравоохранения, образования |
Глазной центр, Общеобразовательные Специальные Реабилитационные
детские школы, массовые школы III-IV вида, центры
поликлиники дошкольные специальные
учреждения детские сады
Основные направления деятельности Центра помощи детям с нарушениями зрения и социализации
Направления работы в зависимости от цели и задач, содержания деятельности включают следующее:
1. Комплексная диагностика и консультирование.
2. Медицинское.
3. Психологическое.
4. Коррекционно-педагогическое.
Критерии деятельности центра
Система критериев оценки эффективности и результативности деятельности служб центра определяется совокупностью показателей, отвечающих целям развития ребёнка.
В ближайшей перспективе показателями для определения эффективности деятельности центра являются результаты развития, социализации, воспитания детей, позитивные изменения в состоянии зрения.
Структура центра
Развитие социального дошкольного образования на перспективу требует прогностического подхода, мониторинг результатов, коррекции системы работы центра в случае необходимости.
Модель центра определяется задачами развития и совершенствования системы тифлопедагогической помощи детям с проблемами Приморского района Санкт-Петербурга. В него войдут:
1. Административно-управленческий комплекс.
2. Научно-методический комплекс.
3. Комплекс информационного обеспечения.
4. Экспериментальный комплекс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через изобразительное искусство
В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева,...
Статья: «Современные здоровьесберегающие технологии в комплексной помощи детям с нарушением зрения.»
В общей системе всестороннего и гармонического развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этот период закладываются основы здоровья и правиль...
Сенсорная интеграция в системе помощи детям с нарушениями развития
В нашем городе проходило обучение специалистами ЦЛП г. Москва, нейропсихологом Ермолаевым Д.В. и детским и семейным психологом Ратынской Т.М. по теме "Сенсорная интеграция в системе помощи детям с нар...
Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии
Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии.Авторы статьи Арланова В. М., Кожанова Т. М, Иванова Е. П.В статье рассмотрены особенности психолого-педагогического...
Тематическая выставка для родителей"Ортоптическая и плеоптическая помощь детям с нарушением зрения в детском саду"
Выставка знакомит родителей с аппаратным лечением в ДОУ....
Доклад "Организация и содержание психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения"
В данном докладе представлен опыт работы и организация психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения...
Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения. Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения.
На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различ...