Индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ) на образование является одной из важнейших задач государственной политики.
Определение необходимых условий для получения образования, адекватного возможностям ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида опирается на решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п. 5 протокола от 18 апреля 2008 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adapt_progr_dlya_vospit_s_narush_zreniya.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД
Г.Покачи
Индивидуальный маршрут
сопровождения воспитанника с нарушением зрения
Дошкольный возраст 4-5 года
Срок реализации 1 год (2017-2018)
Составитель:
Османова З.К.,
учитель-логопед.
2017
Пояснительная записка.
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ) на образование является одной из важнейших задач государственной политики.
Определение необходимых условий для получения образования, адекватного возможностям ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида опирается на решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п. 5 протокола от 18 апреля 2008 г.).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализа-
ции, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125_ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 24 ноября 1995 г. 181_ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. № 120_ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля1998 г. № 124_ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184_ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131_ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Цель: построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Коррекционные задачи:
∙ коррегировать зрительные функции: остроту зрения, конвергенцию, глазодвигательные и прослеживающую функции, резерв аккомодации;
∙ формировать способы зрительного восприятия при ознакомлении с предметами окружающей действительности и с сенсорными эталонами;
∙ развивать навыки пространственной ориентировки и адаптивные способы ориентации в окружающем мире;
∙ формировать умения и навыки осязательного восприятия предметов;
∙ обучать детей приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов;
∙ формировать предпосылки развития внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
∙ развивать эмоционально-волевую сферу;
∙ преодолевать и предупреждать вторичные отклонения в развитии познавательной деятельности, поведения и личности в целом;
∙ формировать компенсаторные способы деятельности в условиях сенсорной депривации (недостаточности), способствующие социальной адаптации детей и интеграции в общество сверстников;
∙ оказывать консультативную и методическую помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организационно-педагогические условия
- атмосфера эмоционального комфорта;
- формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
- формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации;
- применение адекватных возможностям и потребностям детей современных технологий, методов, приемов, форм организации коррекционно-развивающей работы (в рамках разработки ИОП);
- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
- адаптация имеющихся или разработка необходимых дидактических материалов и др;
- адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников;
- организация мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей,
- организация работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни группы и сада, а
также использование адекватных возможностям детей способов оценки их достижений и продуктов деятельности.
Целевые ориентиры
Целевые ориентиры образования в возрасте 4-5 лет.
Зрительное восприятие: расширяются знания ребенка о сенсорных эталонах, закрепляются представления о системе сенсорных эталонов; расширяются умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования; формируется умение пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предметов;
Социально-бытовая ориентировка: расширяются представления ребенка о свойствах и качествах предметов реального мира; ребенок получает знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретает умения и навыки, которые позволяют успешно адаптироваться в быту в соответствии с нормами и правилами поведения; закрепляются знания об основных трудовых процессах и порядке их выполнения; закрепляются знания делать выводы об увиденном из наблюдений за людьми;
Пространственная ориентировка: ребенок овладевает знаниями о частях своего тела, у него формируется представление о Социально-бытовая ориентировка: формируются зрительные способности обследования предметов, выделение признаков и свойств предметов (форма, цвет, величина, и пространственное расположение); развивается умение устанавливать различия по величине, структуре материала (большой - маленький, твердый - мягкий); воспитывается интерес к труду взрослого, желание помогать; формируется умение зрительно узнавать и называть часто встречающиеся предметы; понимать обобщающие слова (овощи, фрукты, транспорт, домашние и дикие животные и т.д.); закрепляются знания об основных трудовых процессах; ребенок называет свое имя, фамилию, части тела, цвет волос, глаз;
Индивидуальный образовательный план для ребёнка с нарушением зрения, воспитанника МАДОУ ЦРР-д/с
I. Общие сведения
Ф. И.О ребенка: Дата рождения: Группа: Ф.И.О. родителей. Мать- Отец- Дата поступления в ДОУ:. Зрительный диагноз: | Ф.И.О. воспитателей: _ | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед: Педагог-психолог: Медсестра |
Заключение и рекомендации ПМПК | Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. | |
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности. | |
Режим пребывания ребенка в ОУ | Полный день. | |
Взаимодействие специалистов ОУ | Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе и единого коррекционно-образовательного пространства и определенной предметно-развивающей среды вокруг ребенка. | |
Соматическое состояние | Группа здоровья Группа физических занятий – | |
Рекомендации офтальмолога | - Постоянное ношение очков и окклюзии: - Соблюдение режима зрительных нагрузок - Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления - Посадка на занятиях: - Рабочая поверхность: | |
Противопоказания | Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью |
II. Специальные условия организации педагогического процесса
Направления деятельности | Потребности ребенка | |
Построение образовательного процесса | - построение работы зрительного анализатора с чередованием работы других анализаторов - соблюдение режима зрительных нагрузок - дозировка работы со зрительной нагрузкой - выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…) - проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла | |
Спец. организация рабочего поля и рабочего места ребенка | - посадка ребенка: - рабочая поверхность: - размер мебели в соответствии с ростом | |
Спец. организация рабочей позы ребенка | - рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища - постоянный контроль за осанкой | |
Индивидуальные ритм и темп деятельности | - щадящая зрительная нагрузка - максимальная зрительная нагрузка - зрительная гимнастика: * упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание), * упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин), * метка на стекле, | |
Специальные дозировки различных видов нагрузки | Зрительной Соблюдение режима зрительных нагрузок | Физической Соответствие размера мебели и роста ребенка |
Формы работы с родителями | Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация) | |
Формы работы с ребенком | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | |
Методы и прием работы с ребенком | Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки. |
III. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план
Направление работы | Кол-во занятий | Форма проведения | Специалист |
Педагогическая помощь: непосредственно образовательная деятельность по областям, совместная деятельность ребенка и взрослого, коррекционная работа, в ходе режимных моментов | 3 дней в неделю | разнообразные | воспитатели |
Психологическая помощь: – игровое взаимодействие в сенсорной комнате по развитию эмоционально-волевой сферы | 2 раз в неделю | групповые подгрупповые индивидуальные | педагог-психолог |
Логопедическое сопровождение по оказанию комплексной помощи: | 2 раза в неделю | групповые подгрупповые индивидуальные | учитель- логопед |
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | групповые | музыкальный руководитель |
Физкультурные занятия | 2 раза в неделю | групповые | инструктор по физической культуре |
Плавание | 2 раз в неделю | подгрупповые | инструктор по плаванию |
Осмотр врача - офтальмолога | по мере необходимости | индивидуально (осмотр) | врач-офтальмолог |
Занятия на ортоптических приборах | по назначению врача | индивидуально | медсестра- ортопитистка |
IV. Педагогическое сопровождение.
Образовательные области | Проблемы | Основные задачи |
Социально-коммуникативное развитие | - имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками; - не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий; - отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками; - не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых; - не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания; - не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки; - отсутствуют установки к различным видам труда и творчества; - не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. | - формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности; - формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу; - формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания; - формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков; - формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству; - формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых; - формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. |
Познавательное развитие | - не развито воображение, творческая активность; - отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях; - отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира, - отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия); - не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10); - не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры; - не знает (путает) цвета; - отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели; - испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета; - отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне; - отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей; - отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях; - не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года. | - формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом; - формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; - развитие познавательных интересов; - формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем; - развитие любознательности, познавательной мотивации; - формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия); - учить считать до 5 (10); - учить составлять и решать задачи; - развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели; - развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета; - развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение; -знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром; - знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира; - формирование гражданской принадлежности; - формирование представление о планете как общем доме людей; - ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями; - учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года; - воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе. |
Речевое развитие | Нарушение звукопроизношения всех групп звуков свистящих, шипящих, сонорных. - словарный запас ребенка не соответствует возрасту; - нарушения компонентов устной речи: грамматический строй; - не употребляет в речи синонимы, антонимы; - не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»; - не сформированы диалогическая и монологическая формы речи; - не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки; - отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению; - не может прочесть стихотворение наизусть; - не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации. | -развивать артикуляционный аппарат; мышцы языка,губ,щек. - развивать понимание речи, инструкций; - совершенствовать речь как средство общения; - расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка; - помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом; - развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях; - приучать ребенка слушать литературные произведения; - уточнить (закрепить) артикуляцию звуков; - развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи; - обучить умению вести диалог; - развивать (совершенствовать) связную речь; - воспитывать умение слушать литературные произведения; - учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту; - учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки; - формировать интерес к книгам; - формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях; - учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии с возрастом. |
Художественно-эстетическое развитие | - не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки; - не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции; - не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью; - отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании; - отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки; - не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими; - отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки; - не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала; - не имеет (путает) представления о деталях строительного материала; - не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.
-не сформированы музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса. Отсутствует опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей. -слабо развиты музыкальные средства выразительности: темп, ритм, динамик -двигательные нарушения: некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию, медленная установка связи между движением и изменением музыкального сигнала. | - развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности; - формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку; - учить аккуратно закрашивать рисунки; - формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании; - знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества; - развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином; - учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов; - учить составлять композиции; - учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки; - учить создавать игрушки из природного материала; - формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала; - учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме; - обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки. Формирование музыкального слуха. -знакомить с произведениями («Детский альбом» П.И.Чайковского; классические пьесы танцевального жанра Шумана, Шуберта, Глинки, Римского-Корсакова; произведения советских композиторов – Прокофьев, Шостакович, Кабалевский; инструментальные пьесы из «Детских альбомов» Майкапара -знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш), отличающимися друг от друга средствами выразительности. Цикл Кабалевского «Три кита». -игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры и танцы, способствующие развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у ребенка внутреннего контроля за своими действиями. «Логоритмика» М. Ю. Картушиной и А.Е. Вороновой |
Физическое развитие | - не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни; - не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела; - отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности; - не знаком(а) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка» - не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье; - присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.
| - формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни; - учить называть, различать органы чувств и части тела; - развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности; - познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»; - формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека; - развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча. |
VI. Индивидуальной план логопедической работы
№ | Направление | Содержание коррекционной работы |
1. | Укрепление соматического состояния |
|
2. | Уточнение нервнопсихического состояния и укрепление нервной системы |
|
3. | Развитие произвольной моторики пальцев рук |
|
4. | Развитие моторики речевого аппарата |
|
5. | Формирование правильного звукопроизношения |
|
6. | Коррекция фонематического восприятия и слуха путем |
|
7. | Развитие звукового анализа и синтеза |
|
8. | Коррекция слоговой структуры слова |
|
9. | Развитие лексико-грамматической стороны речи через формирование активного словаря и активизацию пассивного словаря | I. Номинативность: 1Существительные. 2. Глаголы. 3.Имена прилагательные. 4.Наречия. 5.Антонимы, синонимы. II. Словообразование:
III. Словоизменение:
а) прилагательных с существительными единственного и множественного числа; б) числительных и существительных; в) существительных с глаголами;
а) использование падежей; б) употребление с предлогами. |
10. | Развитие связной речи | 1. Разговорная речь, диалог (вопросно-ответная форма диалога, действия с диалогом, диалоги с игрушками). 2. Пересказ по образцу. 3. Пересказ по сюжетной линии. 4. Пересказ по серии сюжетных картинок (по вопросам, по плану, по схеме). 5. Самостоятельный пересказ. 6. Рассказы-описания. 7. Составление рассказа по сюжетной картинке (по вопросам, по плану, по схеме). 8. Составление рассказа по опорным словам и сюжетной картинке. 9. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
III. Организационный раздел
3.1.Материально - техническое обеспечение программы
Дидактическое обеспечение соответствует реализуемой программе и способствует реализации всех направлений коррекционной работы.
Дидактические пособия подобраны с учетом: для детей с отслойкой сетчатки на один глаз, с атрофией зрительного нерва, для слабовидящих детей); направлений коррекционного воздействия на развитие зрительного, осязательного, слухового, обонятельного, вкусового восприятия, развитие мелкой моторики, развитие пространственного восприятия и ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развитие неречевых средств общения и др. реализации тематического планирования (демонстрационный и раздаточный материал соответствует зрительным возможностям и возрасту детей, эстетически и качественно выполненный.
Состоит из подлинных муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов.
Это способствует не только эффективному решению поставленных задач, но и повышению интереса детей к занятиям). Д
ля проведения коррекционных занятий с детьми, с учетом рекомендаций врача- офтальмолога и требованиям СанПин, оснащен необходимым оборудованием, укомплектованы игровыми и коррекционно-развивающими пособиями (мольберт, настольные игры, деревянные игрушки, авторские дидактические игры и т.д.),световой стол с песком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут ребенка
Индивидуальный маршрут ребенка...
Индивидуальный маршрут ребенка
Индивидуальный маршрут ребенка...
Индивидуальный маршрут ребенка
индивидуальное планирование (программа) ребенка с ТНР...
Индивидуальный маршрут ребенка в группе компенсирующей направленности
Индивидуальный маршрут ребенка в группе компенсирующей аправленности....
Индивидуальный маршрут ребенка ОВЗ на 2017-2018 учебный год
В детском саду особое внимание уделяется детям ОВЗ....
Программа психолого-педагогической помощи и индивидуальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья
На современном этапе распространение процесса инклюзии в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответ...
индивидуальный маршрут ребенка - инвалида
составление индивидуального плана развития...