ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Применение ИКТ на игровых занятиях не только облегчает усвоение учебного материала, но и повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Совет педагогов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Страна чудес» Протокол № ____ от «___» __________2013 г. Председатель Совета педагогов _____________ Н.В. Гордеева | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Страна чудес» ______________Е.О. Котлярова «___» _________2013 г. |
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей
работе с дошкольниками
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 32 «Страна чудес»
на 2013 – 2016 учебные года
г. Зеленогорск
2013 г.
Творческий проект «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей
работе с дошкольниками»
Авторский коллектив:
Казаковская О.А. – руководитель, учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория.
Ермишкина Т.В. - учитель-дефектолог, I квалификационная категория.
Коновалова Л.Ю. - учитель-логопед, высшая квалификационная категория.
Фогельгезанг Е.А.- учитель-логопед, высшая квалификационная категория.
Огдина Л.В. – консультант, заместитель заведующего по ВМР.
Тип проекта – творческий.
Число участников – коллективный.
Участники проекта – дети, педагоги, родители.
Продолжительность – долгосрочный (с 01.09.2013 по 01.01.2016 года).
Актуальность. В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса, и в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям. Использование ИКТ даёт возможности для оптимизации деятельности педагога, создания современной предметно – развивающей среды для детей, разнообразия предоставляемого учебного материала и повышения познавательной активности ребенка с ОВЗ. Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий для коррекционной работы является:
∙дифференцированный подхода к обучению;
∙полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
∙ объективность оценки, ребёнок сам видит свой результат на экране;
∙ использование игровой формы обучения;
∙ формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
∙ снятие тревожности и повышение самооценки ребенка, за счёт использования системы поощрений – компьютерные герои, звуковые и мультимедийные эффекты.
Цель проекта – оптимизация и повышение эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса через использование интерактивных средств.
Задачи этапов реализации проекта:
I этап – организационно-подготовительный:
- изучить мультимедийные средства и технологии для использования в работе с дошкольниками;
- овладеть технологией создания интерактивного плаката;
- осуществить подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта.
II этап - рефлексивно-диагностический:
- проанализировать профессиональную компетентность и предполагаемые затруднения у педагогов ДОУ по теме проекта;
- выявить интерес у родителей по теме проекта;
- провести анализ заинтересованности родителей темой проекта.
III этап - практический:
- повышать мотивационную готовность ребенка к совместной деятельности;
- формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные навыки, высшие психические функции у детей;
- осуществлять индивидуализацию коррекционного-развивающего процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка;
- формировать компетентность педагогов при создании и использовании интерактивного плаката;
- формировать компетентность родителей при использовании интерактивного плаката;
- включать педагогов и родителей в процесс реализации проекта;
- обобщать и распространять опыт работы (конкурсы, семинары-практикумы, открытые показы, выступления) на различных уровнях.
Реализация работы ежегодно осуществляется по принципу «модульного конструктора», происходит поэтапное усложнение её содержания.
Итог проекта – создание мультимедийного средства в виде интерактивного плаката для использования в коррекционно-развивающем образовательном процессе.
Интерактивный плакат – это педагогическое программное средство представления дидактического материала с помощью интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. Такие плакаты содержат большое количество учебного материала и предоставляют широкие возможности для организации учебного процесса.
План реализации творческого проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками»
на 2013-2014 учебный год
№ | Содержание | Сроки реализации | Ответственные | |
1. | Изучение технологии создания интерактивного плаката. | сентябрь-октябрь | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А. | |
2. | Выступление на МО «Информационные технологии в коррекционно-образовательном процессе с дошкольниками имеющими ОВЗ» | ноябрь | Ермишкина Т.В. | |
3. | Интегрированное детско-родительское занятие с использованием ИКТ «Чудесная страна сказок» | декабрь | Коновалова Л.Ю.. | |
4. | Тематический коррекционно - игровой, интегрированный досуг с использованием ИКТ: «В гости к Смешарикам». | январь | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А. | |
5. | Разработка и создание игр на формирование фонематических и математических представлений | февраль - апрель | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А. | |
6. | Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста (с использованием ИКТ)» | февраль | Казаковская О.А. | |
7. | Презентация игр на формирование фонематических представлений и развитие познавательных процессов родителям (на родительском собрании, практикуме или сайте МБДОУ). | март - апрель | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А. | |
8. | Тематический коррекционно - игровой, интегрированный досуг с использованием ИКТ: «Математический КВН». | апрель | Коновалова Л.Ю. | |
9. | Практическая консультация пед. коллективу по созданию и использованию интерактивного плаката. | май | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А. | |
10. | Подбор картинного материала и составление каталога интернет источников, литературы. | в течение года | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | |
11. | Подбор дидактических игр, направленных на развитие и коррекцию психических функций и речи ребенка. | в течение года | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | |
12. | ||||
13. | ||||
14. | ||||
15. |
Руководитель проекта _______________ О.А. Казаковская
План реализации творческого проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками»
на 2014-2015 учебный год
№ | Содержание | Сроки реализации | Ответственные | |
Практическая консультация педагогическому коллективу по созданию и использованию интерактивного плаката. | сентябрь-ноябрь | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А. | ||
Памятка для педагогов «ИКТ в работе с детьми». | декабрь | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А. | ||
Тематический коррекционно - игровой, интегрированный досуг с использованием ИКТ: «Путешествие по нашему краю». | январь | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А. | ||
Разработка и создание игр, направленных на развитие психических процессов и коррекцию речи. | февраль - апрель | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А. | ||
Практикум для родителей с использованием ИКТ «Играя, развиваемся!» | март | Ермишкина Т.В. Коновалова Л.Ю. | ||
Памятка для родителей «Компьютер и дети». | апрель | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | ||
Практикум для родителей с использованием ИКТ «Играя, развиваемся!» (в рамках работы родительского клуба «Заботливые родители») | апрель | Казаковская О.А. | ||
Создание проекта интерактивного плаката «Коррекционно-развивающие игры для детей». | май | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | ||
Отчет по методической теме. | июнь | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | ||
Создание перечня сайтов, содержащих игры, направленные на развитие и коррекцию психических функций и речи ребенка. | в течение года | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | ||
Анализ журналов ДОУ по теме за 5 лет. Составление картотеки. | в течение года | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | ||
Участие в методических мероприятиях различного уровня с представлением материалов из опыта работы «ИКТ в дошкольном образовании». | в течение года | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | ||
Руководитель проекта _______________ О.А. Казаковская
План реализации творческого проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками»
на 2015-2016 учебный год
Содержание | Сроки реализации | Ответственные | ||
1. | Мастер-класс для родителей «Использование ИКТ в развитии ребёнка» | октябрь-ноябрь | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | |
2. | Совместный коррекционно – игровой досуг с использованием ИКТ (родитель, ребёнок) | январь | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | |
3. | Презентация интерактивного плаката и мастер-класс по его использованию для педагогов МБДОУ №32 «Коррекционно-развивающие игры для детей». | май | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | |
4. | Отчет по работе творческой группы. | июнь | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | |
5. | Участие в методических мероприятиях различного уровня с представлением материалов из опыта работы «ИКТ в дошкольном образовании». | в течение года | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | |
6. | Разработка и создание игр, направленных на развитие познавательной и речевой деятельности ребёнка. | в течение года | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | |
7. | Пополнение перечня сайтов, содержащих игры, направленные на развитие и коррекцию психических функций и речи ребенка. | в течение года | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | |
8. | Пополнение картотеки периодической литературы. | в течение года | Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А | |
9. | ||||
10. |
Руководитель проекта _______________ О.А. Казаковская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"
Реферат "Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.
Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...
План- конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Собака – лучший друг человека» с применением информационно-компьютерной технологии иигровых технологий.
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ИКТ и игровыми технологиями...
Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками младшей группы Тема: «Угощение для Мишутки».
Исследовательская деятельность с мукой и тестом для младших дошкольников ...
Сценарий педагогического мероприятия на тему: «В гостях у бабушки» для детей 1 младшей группы с использованием информационно-компьютерных, здоровьесберегающих технологий
Задачи: Образовательные Уточнять и расширять представления детей о домашних животных- внешний вид, с кем живут, учить различать голоса домашних животных и отвечать на вопросы воспитателя;Обучающи...
Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками
Тема: «Угощение для Мишутки». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое...
План- программа факультатива «Азы компьютерной грамотности для детей старшего дошкольного возраста » с использованием информационно - компьютерных технологий (ИКТ).
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию ...