ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Казаковская Ольга Александровна

Применение ИКТ на игровых занятиях не только облегчает усвоение учебного материала, но и повышает мотивацию воспи­танников к изучению нового материала, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жиз­ненную позицию в современном обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

Совет педагогов МБДОУ

«Детский сад комбинированного

вида № 32 «Страна чудес»

Протокол № ____

от «___» __________2013 г.

Председатель Совета педагогов

_____________ Н.В. Гордеева

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ                                                                                                                                                                                                                                  

«Детский сад  комбинированного

вида № 32 «Страна чудес»                                                  

______________Е.О. Котлярова

«___» _________2013 г.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей

работе с дошкольниками

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 32 «Страна чудес»

на 2013 – 2016 учебные года

г. Зеленогорск

2013 г.

Творческий проект «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей

работе с дошкольниками»

Авторский коллектив: 

Казаковская О.А. – руководитель, учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория.

Ермишкина Т.В. -  учитель-дефектолог, I квалификационная категория.

Коновалова Л.Ю. - учитель-логопед,  высшая квалификационная категория.

Фогельгезанг Е.А.- учитель-логопед,  высшая квалификационная категория.

Огдина Л.В. – консультант, заместитель заведующего по ВМР.

Тип проекта – творческий.

Число участников – коллективный.

Участники проекта – дети, педагоги, родители.

Продолжительность – долгосрочный (с 01.09.2013 по 01.01.2016 года).

Актуальность. В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса, и в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям. Использование ИКТ даёт возможности для оптимизации деятельности педагога, создания современной предметно – развивающей среды для детей, разнообразия предоставляемого учебного материала и  повышения  познавательной активности ребенка с ОВЗ. Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий для коррекционной работы является:

дифференцированный подхода к обучению;

полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;

 объективность оценки, ребёнок сам видит свой результат на экране;

 использование игровой формы обучения;

 формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

 снятие тревожности и повышение самооценки ребенка, за счёт использования системы поощрений – компьютерные герои, звуковые и мультимедийные эффекты.

Цель проекта  – оптимизация и повышение эффективности коррекционно-развивающего образовательного  процесса через использование интерактивных средств.

Задачи этапов  реализации проекта:

I этап – организационно-подготовительный:

  • изучить мультимедийные средства и технологии для использования в работе с дошкольниками;
  • овладеть технологией создания интерактивного плаката;
  • осуществить подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта.

II этап - рефлексивно-диагностический:

  • проанализировать профессиональную компетентность и предполагаемые затруднения  у педагогов ДОУ по теме проекта;
  • выявить интерес у родителей  по теме проекта; 
  • провести анализ заинтересованности родителей темой проекта.

III этап - практический:

  • повышать мотивационную  готовность ребенка к совместной деятельности;
  • формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные навыки, высшие психические функции у детей;
  • осуществлять  индивидуализацию коррекционного-развивающего процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка;
  • формировать компетентность педагогов при создании и использовании интерактивного плаката;
  • формировать компетентность родителей при использовании интерактивного плаката;
  • включать педагогов и родителей в процесс реализации проекта;
  • обобщать и распространять опыт работы (конкурсы, семинары-практикумы, открытые показы, выступления) на различных уровнях.

Реализация работы ежегодно осуществляется по принципу «модульного конструктора», происходит поэтапное усложнение её содержания.

Итог проекта – создание мультимедийного средства в виде интерактивного плаката для использования в коррекционно-развивающем образовательном процессе.

Интерактивный плакат – это педагогическое программное средство представления дидактического материала с помощью интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. Такие плакаты содержат большое количество учебного материала и предоставляют широкие возможности для организации учебного процесса. 

План реализации творческого проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками»

на 2013-2014 учебный год

Содержание

Сроки реализации

Ответственные

1.

Изучение технологии создания интерактивного плаката.

сентябрь-октябрь

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А.

2.

Выступление на МО «Информационные технологии в коррекционно-образовательном процессе с дошкольниками имеющими ОВЗ»

ноябрь

Ермишкина Т.В.

3.

Интегрированное детско-родительское занятие с использованием ИКТ «Чудесная страна сказок»  

декабрь

Коновалова Л.Ю..

4.

Тематический коррекционно - игровой, интегрированный досуг с использованием ИКТ: «В гости к Смешарикам».

январь

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А.

5.

 Разработка и создание игр на формирование фонематических и математических представлений

февраль - апрель

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А.

6.

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста (с использованием ИКТ)»

февраль

Казаковская О.А.

7.

Презентация игр на формирование фонематических представлений и развитие познавательных процессов родителям (на родительском собрании, практикуме или сайте МБДОУ).

март - апрель

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А.

8.

Тематический коррекционно - игровой, интегрированный досуг с использованием ИКТ: «Математический КВН».

апрель

Коновалова Л.Ю.

9.

Практическая консультация пед. коллективу по созданию и использованию интерактивного плаката.

май

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А.

10.

Подбор картинного материала и составление каталога интернет источников, литературы.

в течение года

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

11.

Подбор дидактических игр, направленных на развитие и коррекцию психических функций и речи ребенка.

в течение года

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

12.

13.

14.

15.

Руководитель проекта _______________ О.А. Казаковская

План реализации творческого проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками»

на 2014-2015 учебный год

Содержание

Сроки реализации

Ответственные

Практическая консультация педагогическому коллективу по созданию и использованию интерактивного плаката.

сентябрь-ноябрь

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А.

Памятка для педагогов «ИКТ в работе с детьми».

декабрь

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А.

Тематический коррекционно - игровой, интегрированный досуг с использованием ИКТ: «Путешествие по нашему краю».

январь

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А.

 Разработка и создание игр, направленных на развитие психических процессов и коррекцию речи.

февраль - апрель

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А.

Практикум для родителей с использованием ИКТ «Играя, развиваемся!»

март

Ермишкина Т.В. Коновалова Л.Ю.

Памятка для родителей «Компьютер и дети».

апрель

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

Практикум для родителей с использованием ИКТ

 «Играя, развиваемся!»

(в рамках работы родительского клуба «Заботливые родители»)

апрель

Казаковская О.А.

Создание проекта интерактивного плаката «Коррекционно-развивающие игры для детей».

май

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

Отчет по методической теме.

июнь

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

Создание перечня сайтов, содержащих игры, направленные на развитие и коррекцию психических функций и речи ребенка.

в течение года

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

Анализ журналов ДОУ по теме за 5 лет. Составление картотеки.

в течение года

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

Участие в методических мероприятиях различного уровня с представлением материалов из опыта работы «ИКТ в дошкольном образовании».

в течение года

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

Руководитель проекта _______________ О.А. Казаковская

План реализации творческого проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками»

на 2015-2016 учебный год

Содержание

Сроки реализации

Ответственные

1.

Мастер-класс для родителей  «Использование ИКТ в развитии ребёнка»

октябрь-ноябрь

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

2.

Совместный коррекционно – игровой  досуг с использованием ИКТ (родитель, ребёнок)

январь

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

3.

Презентация  интерактивного плаката и мастер-класс по его использованию для педагогов МБДОУ №32 «Коррекционно-развивающие игры для детей».

май

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

4.

Отчет по работе творческой группы.

июнь

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

5.

Участие в методических мероприятиях различного уровня с представлением материалов из опыта работы «ИКТ в дошкольном образовании».

в течение года

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

6.

 Разработка и создание игр, направленных на развитие познавательной и речевой деятельности ребёнка.

в течение года

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

7.

Пополнение перечня сайтов, содержащих игры, направленные на развитие и коррекцию психических функций и речи ребенка.

в течение года

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

8.

Пополнение картотеки периодической литературы.

в течение года

Ермишкина Т.В. Казаковская О.А. Коновалова Л.Ю. Фогельгезанг Е.А

9.

10.

Руководитель проекта _______________ О.А. Казаковская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"

Реферат "Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.

Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...

Сценарий педагогического мероприятия на тему: «В гостях у бабушки» для детей 1 младшей группы с использованием информационно-компьютерных, здоровьесберегающих технологий

Задачи: Образовательные Уточнять и расширять представления детей о домашних животных- внешний вид, с кем живут, учить различать голоса домашних животных и отвечать на вопросы воспитателя;Обучающи...

Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками

Тема: «Угощение для Мишутки». Интеграция  образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое...

План- программа факультатива «Азы компьютерной грамотности для детей старшего дошкольного возраста » с использованием информационно - компьютерных технологий (ИКТ).

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию ...