Работа учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.
статья по логопедии

Бурхянова Оюна Зоригтуевна

Самое главное в работе логопеда с детьми с ОВЗ - это помочь, приласкать, посочувствовать и подойти к детям с душой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_uchitelya-logopeda_s_detmi_s_ovz_v_dou.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

 ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

                                                       Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

                                                 Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

                                       Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

                                        Мир особого ребёнка безобразен и красив.

 Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

                                              Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

                                           Почему он агрессивен? Почему не говорит?

  Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

                                                Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

     Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

     В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений.

     Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Это обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка,  в том числе ограниченных возможностей здоровья.


    Главная
цель работы учителя-логопеда – это формирование речевых навыков, необходимых для коммуникации и социализации каждого ребёнка.

     Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, необходимо выяснить характер нарушений речевой деятельности с учётом специфических особенностей, потенциальных возможностей ребёнка.

   У детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, различная степень моторного развития, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

     Учителю-логопеду необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.

     В связи с этим наша работа строится по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное.

     Главное в коррекционно-образовательном процессе, чтобы  деятельность  была социально ориентированной. Руководящая роль при этом отводится доброте, справедливости, любви, уважению к воспитанникам, особенно имеющим какие – то проблемы, в том числе и речевые.

     В нашем саду функционируют 2 логопедические группы. Имеются логопедические кабинеты, оснащенные необходимым оборудованием. Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной помощью, имеют направления с ПМПК, подтверждающие наличие у ребёнка определённого речевого дефекта.  В коррекционной работе основное время отводится индивидуально-подгрупповым занятиям.

      Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. В своей деятельности мы тоже применяем информационно-компьютерные технологии (ИКТ), систематически используя их при подготовке к занятиям. Наиболее широкое применение получили: интернет-ресурсы, мультимедийные презентации. Полноэкранные озвученные видео - и анимационные сюжеты и высококачественные фотографии представляют собой богатый иллюстративный материал. 

      Развитие воображения, мышления и, конечно же,  творческих способностей  напрямую зависит от игровой деятельности, поэтому  мы стараемся  использовать игрушки, через которые и происходит общение с детьми. 

     В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используются такие методики,  как:

      - Физкультурная зарядка, которая активизирует весь аппарат ребёнка. Утренний ритуал, занимаемый 5 минут даёт колоссальную нагрузку на все группы мышц и подготавливает детский организм к восприятию разных техник, таких как дыхательные, зрительные и др., которые плодотворно влияют не только на речь, но и на физическое состояние ребенка.

     - Дыхательная гимнастика, которая стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы. Упражнения для дыхания по лексическим темам направлены на индивидуальный, фронтальный, подгрупповой подход.

     - Зрительная гимнастика, снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. Используется комплекс  упражнений после напряженной 10 минутной работы

     - Артикуляционная гимнастика. Она способствует коммуникации, эмоциональному развитию. Выполняется на каждом занятии, перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции.

     -  Релаксация, снимает напряжение, чувство беспокойства. Релаксация, является одним из основных этапов работы. При этом у детей развивается умение управлять своим телом, они могут контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

     - Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения.

     - Физминутки по лексическим темам, которые повышают работоспособность, и предназначены для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

          - Психогимнастика. Обучение детей выразительным движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения, так же развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств. Этот вид гимнастики очень эффективен в паре со сказкотерапией.

    - Сказкотерапия при выполнении артикуляционной гимнастики. Она направлена на нормализацию речевой моторики, эмоционального развития.

     - Биоэнергопластика. Активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики. При использовании биоэнергопластики речь,  сопряженная с движениями рук, при котором улучшается речь, а выполнение артикуляционной гимнастики сопровождается движениями рук.

     - Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры, при этом происходит  стимулирование и активизация мышечного тонуса. Использование различных комплексов упражнений по самомассажу, происходит формирование тактильных ощущений, укрепляется мимическая мускулатура, а впоследствии развивается и речь у детей.

     - Гимнастика для пальчиков. Это и развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов. Так же сюда входят и крупотерапия, пескотерапия, суджок, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, с катушками.

     Дети с ОВЗ  редко имеют уверенную координацию движения пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

     Игры, развивающие речь, занятия по развитию координации движений обязательно должны присутствовать среди других. А забавные стишки и веселые потешки сделают такие занятия более привлекательными, что позволит проводить время с детьми интересно и содержательно, при этом развивая их внимание и память. Более того, упражнения, сопровождающиеся стихами, позволяют проводить совместную увлекательную зарядку, доставляя при этом ребенку радость.

      В нашем детском саду в каждой группе имеется в свободном доступе для детей большое количество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. В логопедических группах есть речевые уголки, в которых содержатся не только игры для моторики, но и множество учебно-развивающих пособий.

       Я считаю, что в работе логопеда с детьми с ОВЗ самое главное – это помочь, приласкать, посочувствовать и подойти к детям с душой.  И нет ничего радостнее, чем   видеть довольные  детские глаза, улыбки, желание и интерес. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. От интереса воспитанника протягивается ниточка-тропинка к его способностям, познавать и открывать новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей....

Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Технология проектирования в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. На примере конкретного проекта рассмотрены основные принципы данной технологии....