Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации национального проекта образования .
статья

Что же входит в это понятие: психолого-педагогическое сопровождение? - это, прежде всего система, в которую входят направления,описанные в данной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации национального проекта образования

В рамках реализации национального проекта образования 2019-2024 особое внимание отводится психолого-педагогическому сопровождению всех участников образовательного процесса. Что же входит в это понятие: психолого-педагогическое сопровождение? - это, прежде всего система, в которой можно выделить несколько основных направлений работы:

  • Диагностическая работа,
  • Консультативная;
  • Коррекционно-развивающая
  • Просветительская и психопрофилактическая.

Целью диагностической работы является выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам.

Консультативная работа заключается в оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования.


Просветительская и психопрофилактическая работа  включает в себя
формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей.

Осуществление коррекционно-развивающей деятельности предполагает содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности с помощью специальных психологических приемов и средств.

Данное направление работы занимает главенствующее место в нашем детском саду и обеспечивает повышение уровня интеллектуального, эмоционального и социального развития ребенка.

 Анализ полученной информации путем диагностирования детей, анкетирование родителей, наблюдений, индивидуальных бесед позволяет разработать план комплексной помощи, определить последовательность действий каждого участника образовательного процесса, выработать рекомендации для педагогов, родителей, специалистов.     

На базе нашего детского сада коррекционно-развивающая работа выстраивается исходя из индивидуального и группового взаимодействия.

Индивидуальная работа представлена в форме индивидуальных занятий с ребенком. В структуру данных занятий входят игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности, упражнения для развития познавательных процессов, а также релаксационные упражнения и элементы психогимнастики.

Групповая работа с детьми строится в виде коррекционно - развивающих занятий. Выбранная форма работы даѐт положительные результаты. Благодаря групповому взаимодействию, значительно уменьшается процент детей с наличием страхов и тревожных состояний, также улучшаются отношения между детьми и их родителями. На таких занятия решаем задачи, направленные на:

 -Развитие эмоциональной сферы. Введение ребѐнка в мир человеческих эмоций.

-Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешности развития процесса общения.

 -Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

 -Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

Занятия проводятся с использованием серии  коррекционно-развивающих занятий  И.А. Пазухина «Давай познакомимся», О.Е. Севостьянова «Дорогою добра». Помимо занятий в нашем детском саду организуем конкуры, различные праздники и вечера развлечений, где дети выступают в главных ролях, участвуют в инсценировках, соревнуются, что позволяет повышению самооценки, умению общаться со сверстниками, развитие произвольности, а также умению сопереживать.

Таким образом, мы решаем одну из важнейших задач нашего детского сада по сохранению и укреплению психологического здоровья детей.

Старший дошкольный возраст – подготовка к школе. В рамках этого направления реализуются программы формирования интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной готовности детей к школе. На занятиях в данной возрастной категории используем упражнения, задания, игры, психологические этюды направленные на:

-Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

-Формирование позитивной мотивации к обучению.

-Развитие познавательных и высших психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения. При проведение данных занятий используем цикл коррекционно-развивающих занятий, основанный на программе Арцишевская И.Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников» и методического пособия  Л.И.Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий».  Широкое применение имели такие игры, как: «Собери картинку», «Найди букву», «Почтовый ящик» и др.  

В группах раннего возраста ведется взаимодействие педага-психолога с воспитателями данных групп. Воспитатели получают консультативную и методическую помощь в работе с детьми, а также перечень рекомендаций, игр,  направленные на снижение тревоги, стресса. В адаптационный период ведется наблюдение за детьми, затем совместно с воспитателями группы заполняем  адаптационные листы на каждого ребенка.

Важной составной частью психолого-педагогического сопровождения является повышение психологической компетентности педагогов и родителей. С родителями воспитанников посещающих детский сад проводятся консультации. Консультирование выстраивается с опорой на результаты диагностической работы и направлена на оказание психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели детского сада. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. В нашем детском саду проводим индивидуальные и групповые консультации, а также консультации по запросу.

 Помимо консультирования при работе с родителями используем такие формы работы как: проведении  общих родительских собраний, родительские тренинги «Шаг навстречу»,  «Учимся понимать друг друга», «Поиграй со мной мама»,  а также оформлены наглядно-информационные рекомендации «Странички психолога» для родительских уголков; ведется сайт детского сада, на котором размещена информация о деятельности педагога-психолога.

Работа с педагогами заключается в:

1. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности.

2. Разработка рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).

3. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).

4. Проведение семинаров, мастер-классов, психологические тренинги.

Проведенная работа в 2018-2019 учебном году носит положительный характер, высокую результативность.

За счет индивидуальных занятий с детьми улучшились результаты по развитию и коррекции познавательных процессов.

Существенно повысился интерес родителей к особенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей.

Следовательно:

На следующий год планируется больше времени уделять коррекционно-развивающим занятиям по различным проблемам познавательных процессов, эмоциональной сфере, сфере общения, устранению страхов. Также, необходимо усилить работу по психологическому просвещению родителей; чаще проводить практические обучающие семинары для педагогов по работе с проблемными детьми. Продолжение работы с родителями (психопросвещение, взаимодействие с семьями, имеющими психологические проблемы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»

Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...

"Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской  Федерации", в котором впервые дошкольное образование...

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...

«Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Опыт работы дошкольной организации по реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой  заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной...

Статья.Современный воспитатель: новые профессиональные компетентности в условиях реализации Национального проекта "Образование"

Что такое профессиональная компетентность педагога? Это соответствующие знания и опыт педагога, способного предвидеть возможные результаты, диагностировать их, анализировать педагогическую ситуацию и ...