Использование здоровьесберегающих технологий в совершенствовании просодической стороны речи дошкольников
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Мухаметшина Халима Венеровна

Использование здоровьесберегающих технологий в совершенствовании просодической стороны речи дошкольников

       Учитывая основные направления технологии «Здоровый дошкольник» Ю. Ф. Змановского, мы адаптируем и используем в работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, немедикаментозные методы в комплексе с оздоровительными мероприятиями. 

        Нарушения голоса оказывают существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, т.к. снижают ее разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в ее восприятии. А у самого ребенка патологические изменения нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями. Дети физиологических групп также имеют в некоторых случаях проблемы с интонацией, темпом и ритмом (осиплость, недостаточная модулированность, глуховатый, тусклый тембр).

       В последние годы появились данные об увеличении числа детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому назрела необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями.

       Наиболее часто диагностируется в детском возрасте периферическое функциональное нарушение голоса – спастическая дисфония - расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения при чрезмерной громкости (крик в играх, спорте, хоровом пении, подражании звукам, голосам животных), неправильной голосподачи.

        Каждый звук является результатом сложной мускульной работы целого комплекса органов, участвующих в произношении, - языка, губ, щек, зубов, мягкого и твердого неба, верхней и нижней челюстей. Кроме того, на звучание голоса оказывает влияние работа мимических мышц, слизистая оболочка ротоглоточного резонатора. Дыхательная система сообщает энергию для колебаний голосовых складок, увеличивает амплитуду их колебаний, обеспечивая силу голоса. Таким образом, голосообразовательная функция человека подчинена регулирующему влиянию центральной нервной системы, взаимосвязана и обусловлена работой дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в совершенствовании просодической стороны речи дошкольников

       Учитывая основные направления технологии «Здоровый дошкольник» Ю. Ф. Змановского, мы адаптируем и используем в работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, немедикаментозные методы в комплексе с оздоровительными мероприятиями.  

        Нарушения голоса оказывают существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, т.к. снижают ее разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в ее восприятии. А у самого ребенка патологические изменения нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями. Дети физиологических групп также имеют в некоторых случаях проблемы с интонацией, темпом и ритмом (осиплость, недостаточная модулированность, глуховатый, тусклый тембр).

       В последние годы появились данные об увеличении числа детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому назрела необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями.

       Наиболее часто диагностируется в детском возрасте периферическое функциональное нарушение голоса – спастическая дисфония - расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения при чрезмерной громкости (крик в играх, спорте, хоровом пении, подражании звукам, голосам животных), неправильной голосподачи.

        Каждый звук является результатом сложной мускульной работы целого комплекса органов, участвующих в произношении, - языка, губ, щек, зубов, мягкого и твердого неба, верхней и нижней челюстей. Кроме того, на звучание голоса оказывает влияние работа мимических мышц, слизистая оболочка ротоглоточного резонатора. Дыхательная система сообщает энергию для колебаний голосовых складок, увеличивает амплитуду их колебаний, обеспечивая силу голоса. Таким образом, голосообразовательная функция человека подчинена регулирующему влиянию центральной нервной системы, взаимосвязана и обусловлена работой дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.

    Использование здоровьесберегающих технологий в совершенствовании просодической стороны речи дошкольников       

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Одной из задач по развитию просадических компонентов речи является развитие артикуляционной моторики. Эту задачу мы решаем с помощью немедикаментозных методов и приемов. Применяем различные виды развивающего массажа: артикуляционный массаж, фонопедические упражнения В.В.Емельянова с элементами массажа неба, голосовых связок, самомассажа лица, кистей и пальцев рук, аурикулярный массаж.

Артикуляционный массаж

         Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляции необходимо использовать артикуляционную гимнастику, активизирующую мышцы губ, языка, глотки и гортоносоглотки. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, т.к., по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

Артикуляционный массаж В.В.Емельянова

  1. Покусать кончик языка.
  2. Покусать язык по всей длине.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
  4. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
  5. Закусить изнутри щеки боковыми зубами.                    
  6. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев.
  7. Положить указательные пальцы обеих рук под глаза и поднимать лицевыми мышцами пальцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
  8. Поставить указательные пальцы на переносицу. Сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
  9. Поставить пальцы на челюстно – височные  суставные сочленения и помассировать их, открывая рот.

Резонаторный массаж

     Голос становится тусклым, если не работают резонаторы. Для активизации резонаторных зон используем резонаторный массаж (постукивание пальцами по частям тела), поглаживающий и вибраци-                 онный массаж гортани.

Резонаторный массаж Е.С. Алмазовой

  1. Постукивать по груди – произносить звук «М»
  2. Постукивать по лбу от центра к вискам – произносить «М», «Н», «МИ», «НИ».
  3. Постукивать по крыльям носа – зажимать и отпускать ноздри – произносить «М-М-М».
  4. Постукивать над верхней губой – произносить «ВИ-ВИ-ВИ»
  5. Постукивать под нижней губой – произносить «ЗИ-ЗИ-ЗИ»
  6. Постукивать по второму подбородку ребром ладони и произносить «М-м-м» (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).
  7. Постукивать по спине в области лопаток – произносить «М-м-м».
  8. Кончик языка между губами – произносить «М-м-м».

Упражнения, направленные на отработку речевого дыхания

  Для коррекции физиологического дыхания используем различные виды дыхательной гимнастики. Наиболее эффективной является дыхательная система А. Н. Стрельниковой, которая тонизирует и тренирует группы мышц, нужные для голосоведения. Речевое дыхание – это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.

Самомассаж лица

Фритц Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способность мозга сопоставлять факты, а значит и на развитие речи. Комплекс доктора был опробирован и творчески развит И.А. Блынской (С.-Петербург). Подключая интонирование, меняя высоту голоса, темп и ритм, мы используем эти упражнения для развития просодики. Вначале ребята выполняют массаж по показу, затем самостоятельно.

                      Ручки растираем и разогреваем

                      И теплом своим  лицо мы умываем.

                      Пальчики сгребают все плохие мысли,

                      Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

                      Их вперед сгибаем, тянем их за мочки

                      А потом уходим пальцами на щеки.

                      Щеки разминаем, чтобы надувались.

                      Губки разминаем, чтобы улыбались.

                      Губы пожуем мы, шарики надуем,

                      И губами вправо-влево потанцуем.

                      Тянем подбородок и его щипаем

                      А потом по шейке ручками стекаем.

                                    Аурикулярный массаж

  Массаж ушных раковин (аурикулярный) показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Технология аурикуляторного массажа заключается в целенаправленном влиянии на зоны артикуляционного аппарата.

«Игра с ушками»

                    Раз, два, три, четыре, пять-

                    Будем с вами мы играть.

            Есть у ушка бугорок под названием «козелок»

           «Козелок» мы помнем и опять считать мы начнем.

             Раз, два, три, четыре, пять - продолжаем мы играть.

             Сверху в ушке ямка есть – нужно ямку растереть.

     Раз, два, три, четыре, пять - продолжаем мы играть.

              Из ушка к верхушке дорожка идет,

             По этой дорожке наш пальчик пройдет.

             Погладим ее мы, чтоб гладкой была…

             И дальше продолжится наша игра.

             Снизу в ушке ямка есть, нужно ямку растереть.

       Раз, два, три, четыре, пять - продолжаем мы считать.

             Ушкам отдыхать пора. Вот и кончилась игра.  

                     ( Поглаживание ушных раковин).

           

                Фонопедические упражнения В.В. Емельянова

    Специфика проведения фонопедических упражнений заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движения с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком.

    В проведении данных упражнений используем «толстый» - низкий речевой голос и «тонкий» - высокий речевой голос.

Песенка про смех

«Толстый» голос  

                   Эта песенка про смех – ха-ха-ха!

                  Мы поем ее для всех – ха-ха-ха!

                  Так  смеются медвежата – ха-ха-ха!

                  И тигрята, и слонята -  ха-ха-ха!

                  Они басом все хохочут – ха-ха-ха!

                  Все вокруг гремит, грохочет – ха-ха-ха!

«Тонкий» голос

                        Эта песенка про смех – ха-ха-ха!

                      Мы поем ее для всех – ха-ха-ха

                      Так смеются лягушата – ха-ха-ха!

                      И цыплята, и мышата – ха-ха-ха!

                      Они тоненько хохочут – ха-ха-ха!

                      Все вокруг свистит, стрекочет – ха-ха-ха!

                   

                             «От шепота до крика»    

Произносить на одном дыхании (движение рук по телу вверх)Раз, два (шепот), три, четыре (тихий голос), пять, шесть (средний голос), семь, восемь (громкий голос), девять (очень громко), десять (крикнуть). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие просодической стороны речи дошкольников при подготовке к обучению грамоте.

...о работе по развитию интонационной выразительности у детей......

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников.

Повышение знаний о значении физического развития  и закаливания в жизни детей. Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Формирование единого подхода к методам ...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий и методик в работе с дошкольниками"

В статье описан опыт внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. Раскрыта актуальность проблеммы, обозначена цель и задачи работы, структ...

Совершенствование просодических компонентов речи дошкольников через театрализованную деятельность

представление опыта работы по совершенствованию просодических компонентов речи дошкольников через театрализованную деятельность....

Мастер-класс «Совершенствование просодических компонентов речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Цель: представление опыта работы по совершенствованию просодических компонентов речи дошкольников через театрализованную деятельность.Задачи:Обобщение профессиональных знаний, практических умений...

Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Все чаще стали встречаться дети с дизартрией. В логопедической литературе дизартрия оп...

Совершенствование грамматической стороны речи дошкольников с ЗПР

В статье рассматриваются особенности мыслительных процессов и особенности словообразования и словоизменения  у дошуольников с ЗПР. Предлагается последовательность логопедической работы по устране...