коррекционная работа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Рисование" с детьми, имеющими проблемы со здоровьем.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
В каждой группе детского сада есть дети, имеющие недоразвитие речи, нарушения мелкой моторики, задержкой психического развития. Рисование карандашами, кистью требует от них высокого уровня владения техникой этого вида искусства, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования. Ведь любое нарушение развития ребенка часто сопровождается нарушением памяти, внимания, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по образовательной области
«Художественно эстетическое развитие. Рисование»
с детьми, имеющими проблемы со здоровьем.
В каждой группе детского сада есть дети, имеющие недоразвитие речи, нарушения мелкой моторики, задержкой психического развития. Рисование карандашами, кистью требует от них высокого уровня владения техникой этого вида искусства, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования. Ведь любое нарушение развития ребенка часто сопровождается нарушением памяти, внимания, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточны и несогласованны.
Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.
Доказано, что развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность и зависит не только от физической зрелости коры головного мозга, но и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают, следовательно, необходимо проведение коррекционно-развивающей работы направленной на устранение недоразвития мелкой моторики.
Разработанная серия коррекционно-развивающих занятий по рисованию, в наибольшей степени отвечает особенностям познавательной деятельности старших дошкольников и оказывает эффективность на развитие моторики детей, общего развития.
Рисование позволяет детям овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, позволяют преодолеть имеющиеся трудности и обеспечивают подготовку руки ребёнка к обучению в школе.
Цель: Коррекция и развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности: рисовании.
Задачи:
- Формировать художественный вкус, разнообразные сенсорные эталоны, адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях.
- Развивать мелкую моторику и речь детей , умение выразить своё отношение к увиденному или сделанному словами. Обогащать и активизировать словарь.
- Содействовать творческому развитию личности ребенка, его свободному творческому самовыражению, способствовать развитию любознательности и познавательной активности.
- Воспитывать у детей интерес к рисованию с использованием нетрадиционных технологий. Учить применять их на практике.
Методы и приемы работы:
Наглядные методы:
– показ способов действия с инструментами и материалами;
– предъявление наглядных пособий;
Словесные методы:
– анализ выполненных работ;
– объяснение способов действия с инструментами и материалами;
– использование художественного слова.
Практические методы:
– обучение способам рисования;
– обследование предметов;
– индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;
– экспериментальная деятельность;
– нетрадиционные приемы рисования.
Игровые методы:
– сюрпризные моменты, игровые ситуации;
– пальчиковые игры, динамические упражнения
- интерактивные игры;
– графические игры и упражнения.
Организация работы:
- Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста.
- Продолжительность занятия – 30 минут.
- Занятие проводится по подгруппам (от1 до 5 детей в одной подгруппе).
Ожидаемые результаты:
В результате занятий у детей старшего дошкольного возраста предполагаются следующие результаты:
- Развитие мелкой моторики и речи детей.
- Расширение и закрепление у детей знаний и представлений об окружающем мире.
- Совершенствование умений и навыков работы с различными инструментами и материалами (карандашами, кистями, нетрадиционным оборудованием)
- Формирование художественного вкуса.
- Развитие творческих способностей у дошкольников.
- Улучшение всех психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.
- Повышение самооценки.
Способы проверки результатов:
Диагностика проводится два раза в год – первая неделя сентября, а также четвертая неделя мая индивидуально с каждым ребёнком, используются диагностические методики Т.С.Комаровой. Для определения уровня развития мелкой моторики и координации рук: «Домики» Н.И. Гуткиной, «Дорожки» Л.А. Венгера, «Узоры» и «Линии», «Стежки», «Фигуры» В. Мытацина. Уровень сформированности навыков и умений рисования определяется на специально разработанных занятиях.
Инструментарий коррекционной работы.
Умения | Игры и упражнения | |
1. | Способность передавать форму | 1.1.Обследование предметов. 1.2.Упражнение «Повтори» 1.3. «Подбери по форме» 1.4. «Дорисуй» 1.5. «Рисунки из геометрических фигур» 1.6. «Трафареты» 1.7.«Компот» 1.8. «Конфеты» 1.9. «По точкам» |
2. | Использование цвета | 2.1. Рассматривание иллюстраций. 2.2. «Не ошибись» 2.3. «Найди ошибку» 2.4. «Помоги Незнайке найти цвет» 2.5. «Какого цвета?» 2.6. «Подбери по цвету» 2.7. «Собери букет» 2.8. «Прогулка по картине» 2.9.«Найди и покажи» 2.10. «Какого цвета осень, зима, весна, лето?» 2.11.«Сказки про краски» 2.12. «Холодные и теплые картинки» 2.13.«Собери цветок 2.14.«Цветные капельки» |
3. | Соотношение по величине | 3.1. «Найди ошибку» 3.2. Тестовые рисунки 3.3. «Подбери по размеру» 3.4. «Для какой куклы бант?» 3.5. «Гаражи для машин» 3.6. «Дорисуй изображение» 3.7.«Пирамидки» 3.8. «Дома для медвежат» 3.9. «Одень куклу» 3.10. «Самый большой». |
4. | Композиционные умения | 4.1. Рассматривание иллюстраций. 4.2. «Далеко - близко» 4.3. «Живая картинка» (создание панно из деталей) 4.4. «Найди ошибку» 4.5. «Дорисуй» |
5. | Владение инструментами: кистью, карандашом. | 5.1. «Ниточки и ленточки» 5.2. «Паутинка» 5.3. «Свет и тень» 5.4. «Пасмурный денек» 5.5. « Тучи и облака» 5.6. «Штриховка» 5.7. «Обойди чудовище» 5.8. «Соедини точки» 5.9. «Проплыви по реке» 5.10. «Дорисуй» 5.11.«Дым» 5.12.«Лесные тропинки» 5.13. «Толстый и тонкий» 5.14.«Железная дорога» 5.15.«Полосатые коврики» 5.16. «Расческа» 5.17.«Иголки для ежа» 5.18. «Щетка», раскраски 5.19.«Молния» 5.20.«Пройди по дороге» 5.21. «Любопытная змейка» 5.22.«Лабиринты», 5.23.Пальчиковая гимнастика 5.24.графический диктант. |
6. | Использование средств выразительности | 6.1. Рассматривание иллюстраций. 6.2. «Пушистый, колючий» 6.3. «Точка, линия и штрих» 6.4. «Штриховка» 6.5. «Холодные и теплые картинки» 6.6.«Какое настроение?» 6.7.«Какого цвета радость?» 6.8. «Угадай, что изменилось?», |
7. | Творчество | 7.1. «На что похоже?» 7.2. «Дорисуй» 7.3. «Весело и грустно» 7.4. « Фантазия» 7.5.Эксперименты с изобразительным материалом 7.6. «Рисунок в несколько рук» 7.7. Интерактивная игра «Сказочные истории» 7.8. Нетрадиционные приемы рисования. |
8. | Завершенность | 8.1. Анализ работ. 8.2. «Чего не хватает?» 8.3. «Дорисуй» 8.4. «Помоги товарищу» 8.5. «Тестовые картинки» |
Группа: Карта индивидуального коррекционного маршрута.
Ф.И. В чем затрудняется: | ||||||||
Число | 1. форма | 2. цвет | 3. величина | 4. композиция | 5. владение инструментами | 6. выразительность | 7. творчество | 8. завершенность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.
Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...
«Технологии используемые в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии»
Для повышения мотивации коррекционного обучения, формирования качественных знаний, воспитанников с ОНР мы используем данные технологии....
«Системный подход к работе учителя-дефектолога и педагогами ДОУ с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе развивающих игр В.В. Воскобовича».
Проект По теме: «Системный подход к работе учителя-дефектолога и педагогами ДОУ с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе развивающих игр В.В....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР""
Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию новог...
Опыт работы: Применение речевых коммуникаторов (GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы вербальной коммуникации
Счастье -это когда тебя понимают!Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».Альтер...
"Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы с выстраиванием коммуникации»
В статье описывается как строится коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы с выстраиванием коммуникации...
Коррекционная работа по речевому развитию с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Согласно ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и р...