Взаимосвязь учителя - логопеда с педагогом - психологом.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
В данной статье освещены вопросы взаимодействия учителя - логопеда и педагога - психолога с детьми имеющими нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz-s-psihologom.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Взаимодополняемость позиций педагога -психолога и учителя - логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого - логопедической службы в детском саду. Психолого - педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью, нарушением психических функций. У детей при сохранном интеллекте наряду с тяжёлым нарушением речи, зачастую наблюдаются проблемы в развитии:
Познавательная сфера: объём запоминания и воспроизведения материала снижен, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня осмысления и обобщения действительности; затруднена развёрнутая связная речь.
Эмоционально - волевая сфера: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, многократная смена настроения.
Социально - коммуникативная сфера: трудности в общении и взаимодействии ребёнка с взрослыми и сверстниками, замкнутость, обидчивость, плаксивость. Одной из основных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе, их эмоционального благополучия). Поэтому основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации ребёнка, имеющего речевое нарушение, в среду сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Целью сотрудничества учителя - логопеда и педагога - психолога в МДОУ являются: содействие личностному развитию ребёнка; определение психологических (логопедических) причин нарушения личностного и социального развития, трудностей в освоении образовательных программ; своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития; разъяснение специальных психологических (логопедических) знаний среди участников образовательного процесса (родителей, воспитателей). Сотрудники осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, администрации, педагогов. По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребёнка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно - образовательного процесса.
Не смотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя - логопеда и педагога - психолога видна общая логика построения коррекционно - образовательного процесса, поэтому выделяются основные направления работы взаимодействия: диагностическое, коррекционно -развивающее, консультативное, просветительское направление. При разработке коррекционно - развивающей программы учитель - логопед и педагог - психолог учитывает задачи, разработанные в ФГОС:
Таблица 1
Задачи учителя - логопеда и педагога - психолога в
коррекционно - развивающей работе.
Задачи работы учителя - логопеда | Задачи работы педагога - психолога |
Развитие коммуникативной деятельности (активизация активного словаря, развитие грамматически правильной, связной, диалогической и монологической речи). | Развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, снятие тревожности у детей при негативном настрое. |
Развитие звуковой и интонационной культуры речи. | Развитие познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления и т.д.). |
Развитие фонематического восприятия, развитие слухоречевого и зрительного внимания, зрительной и речевой памяти, словесно - логического мышления. | Развитие зрительной, слуховой произвольной деятельности и т. д. |
Развитие звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. | Развитие произвольности навыков самоконтроля, волевых качеств. |
Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы: системность, комплексность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, адекватность требований и нагрузок, индивидуализация темпа работ.
В соответствии с целями и задачами совместной работы были разработаны этапы работы:
Организационный (сентябрь - октябрь).
- Заключение договоров или заявлений с разрешением родителей на обследование.
- Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей.
- Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов.
- Обсуждение результатов обследования на ПМПк ДОУ.
- Заполнение индивидуальных карт развития ребёнка.
- Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.
- Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи.
- Разработка рабочих программ, в которых отражено планирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей по результатам мониторинга.
Основной (ноябрь - февраль).
- Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.
- Проведение интегрированных занятий.
- Осуществление логопедического и психологического мониторинга.
- Психолого - педагогическое просвещение родителей.
- Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.
- Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.
Заключительный (март - май).
- Оценка результативности коррекционной работы с детьми.
- Корректировка индивидуальных и групповых программ.
- Отчет о проделанной работе.
- Выявление проблем для построения работы на следующий учебный год.
Таблица 2 – Формы работы.
Учитель - логопед | Педагог - психолог |
Мониторинг. | Мониторинг. |
Игры, игровые упражнения. | Игры, упражнения, этюды. |
Непосредственно образовательная деятельность (индивидуальные и подгрупповые занятия). | НОД с элементами тренинга (индивидуальные и подгрупповые занятия). |
Элементы песочной терапии, элементы сказкотерапии, драматизация. | Упражнения с элементами арт - терапии, музыкотерапии, сказкотерапии. |
Психогимнастика, релаксация и другие. | Работа в комнате психологической разгрузки. |
Таблица 3 – Совместный план работы учителя - логопеда
и педагога - психолога.
Время проведе- ния | Взаимодействие с педагогами | Взаимодействие с детьми | Взаимодейст- вие с родителями |
1 период (сентябрь – ноябрь) | Проведение психолого-медико-педагогического консилиума по итогам диагностики. Составление календарно - тематического плана коррекционной работы. | Проведение диагностики уровня развития эмоциональной сферы, развития познавательных процессов, развитие речи. Составление карт развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия: логопедические с детьми, коррекция познавательных процессов у детей. Интегрированные занятия (учитель - логопед + педагог - психолог). | Родительское собрание "Давайте познакомимся". Родительское собрание "Итоги мониторинга и задачи обучения на учебный год". Консультация "Создание речевой среды в семье". |
2 период (декабрь – март) | Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за I период обучения. Консультация «Развитие эмоциональной лексики». | Коррекционно-развивающие занятия с учителем - логопедом и педагогом - психологом. Промежуточная диагностика развития речи, познавательного развития детей. Индивидуальные занятия по развитию эмоциональной сферы. Интегрированные занятия (учитель - логопед + педагог -психолог). | Родительское собрание "Развиваем речь ребёнка". Консультация "Мир эмоций". |
3 период (март - май) | Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за учебный год. | Коррекционно-развивающие занятия с учителем - логопедом и педагогом - психологом. Проведение диагностики (педагог - психолог, учитель -логопед). Интегрированные занятия. | Родительское собрание "Чему мы научились за год?". Родительское собрание "Рекомендации на летний период". |
Таблица 4 – План работы ПМПк
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
развитие лексико- грамматического строя речи, связная речь, фонематический слух. | Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и обучения детей, создания здоровье сберегающей среды в группе (по запросам).
| 1. Социологическое анкетирование родителей (по классическим методикам); анкетирование по различным темам; адаптация детей к детскому саду; медицинское анкетирование; выявление факторов риска в развитии детей. Логопедическое анкетирование родителей (анамнез, раннее речевое развитие детей). |
| Семинары и психологические тренинги для педагогического коллектива.
|
рекомендации для родителей.
|
познавательная сфера, эмоциональное благополучие, проверка готовности к школьному обучению;
| 1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров. 2. Пополнение знаний воспитателей и педагогов о развитии детей. |
(по запросам родителей).
специалистов по оздоровлению детей в летний период. |
Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребёнку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Библиографический список:
- Грибанова Г. Психолого педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности / Г. Грибанова.- 2002 год.
- Каралашвили Е.А., Малахова Н., Савчук О.В. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы. Изд.Сфера 2007 год.
- Шипицына Л.М., Жданова М.А. Психолого-медико-педагогическая консультация / Л.М. Шипицина, М.А. Жданова.- СПБ.: Детство-пресс, 2002 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Взаимосвязь учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР».
1. Реализация практических аспектов моделирования взаимосвязи учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР.2. Оказание информационной и методической поддержки учителям – ло...
«ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ»
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и логопеда в подходе к воспитанию ребенка, тесное сотрудничество во всех направлениях работы является необходимым условием развития полноценной личности ...
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ
Взаимосвязь учителя-логопеда и психолога...
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ
Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающ...
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения резул...
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога в совместной деятельности с детьми по теме: "Прогулка в лес"
Данный материал - конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом. Занятие расс...
Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогом-психологом
Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогом-психологом...