Взаимосвязь учителя - логопеда с педагогом - психологом.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

В данной статье освещены вопросы взаимодействия учителя - логопеда и педагога - психолога с детьми имеющими нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimosvyaz-s-psihologom.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

      В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере.  Взаимодополняемость позиций педагога -психолога и учителя - логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого - логопедической службы в детском саду. Психолого - педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью, нарушением психических функций. У детей при сохранном интеллекте наряду с тяжёлым нарушением речи, зачастую наблюдаются проблемы в развитии:

Познавательная сфера: объём запоминания и воспроизведения материала снижен, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня осмысления и обобщения действительности; затруднена развёрнутая связная речь.

Эмоционально - волевая сфера: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, многократная смена настроения.

Социально - коммуникативная сфера: трудности в общении и взаимодействии ребёнка с взрослыми и сверстниками, замкнутость, обидчивость, плаксивость. Одной из основных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе, их эмоционального благополучия). Поэтому основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации ребёнка, имеющего речевое нарушение, в среду сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.  

Целью сотрудничества учителя - логопеда и педагога - психолога в МДОУ являются: содействие личностному развитию ребёнка; определение психологических (логопедических) причин нарушения личностного и социального развития, трудностей в освоении образовательных программ; своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития; разъяснение специальных психологических (логопедических) знаний среди участников образовательного процесса (родителей, воспитателей). Сотрудники осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, администрации, педагогов. По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребёнка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно - образовательного процесса.  

Не смотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя - логопеда и педагога - психолога видна общая логика построения коррекционно - образовательного процесса, поэтому выделяются основные направления работы  взаимодействия: диагностическое, коррекционно -развивающее, консультативное, просветительское направление. При разработке коррекционно - развивающей программы учитель - логопед и педагог - психолог учитывает задачи, разработанные в ФГОС:

Таблица 1  

Задачи учителя - логопеда и педагога - психолога в

коррекционно - развивающей работе.

Задачи работы  учителя - логопеда 

Задачи  работы педагога - психолога 

Развитие коммуникативной деятельности (активизация активного словаря, развитие грамматически правильной,  связной, диалогической и монологической речи).  

Развитие                  навыков         общения         и взаимодействия         ребёнка         со сверстниками и взрослыми, снятие тревожности у детей при негативном настрое.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи.  

Развитие познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления и т.д.).  

Развитие         фонематического  восприятия, развитие слухоречевого и зрительного внимания, зрительной и речевой памяти, словесно - логического мышления.

Развитие зрительной, слуховой произвольной  деятельности и т. д.

Развитие звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие произвольности навыков самоконтроля, волевых качеств.  

        Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы: системность, комплексность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, адекватность требований и нагрузок, индивидуализация темпа работ.

В соответствии с целями и задачами совместной работы были разработаны этапы работы:

Организационный (сентябрь - октябрь).

  • Заключение договоров или заявлений с разрешением родителей на обследование.
  • Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей.
  • Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов.
  • Обсуждение результатов обследования на ПМПк ДОУ.
  • Заполнение индивидуальных карт развития ребёнка.
  • Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.
  • Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи.
  • Разработка рабочих программ, в которых отражено  планирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей по результатам мониторинга.

Основной (ноябрь - февраль).

  • Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.  
  • Проведение интегрированных занятий.
  • Осуществление логопедического и психологического мониторинга.
  • Психолого - педагогическое просвещение родителей.
  • Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.
  • Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

Заключительный (март - май).

  • Оценка результативности коррекционной работы с детьми.
  • Корректировка индивидуальных и групповых программ.
  • Отчет о проделанной работе.
  • Выявление проблем для построения работы на следующий учебный год.

Таблица 2 – Формы работы.

Учитель - логопед

Педагог - психолог

Мониторинг.

Мониторинг.

Игры, игровые упражнения.

Игры, упражнения, этюды.

Непосредственно         образовательная деятельность         (индивидуальные          и подгрупповые занятия).

НОД с элементами тренинга (индивидуальные  и подгрупповые

занятия).

Элементы песочной терапии, элементы сказкотерапии, драматизация.

Упражнения с элементами арт - терапии, музыкотерапии, сказкотерапии.  

Психогимнастика, релаксация и другие.  

Работа в комнате психологической

разгрузки.  

 

Таблица 3 – Совместный план работы учителя - логопеда

и педагога - психолога.

Время проведе-

ния

Взаимодействие с педагогами  

Взаимодействие с детьми  

Взаимодейст-

вие с родителями  

1

период

(сентябрь – ноябрь)

Проведение психолого-медико-педагогического консилиума         по итогам диагностики. Составление календарно - тематического плана коррекционной работы.

Проведение диагностики уровня развития эмоциональной сферы, развития познавательных процессов, развитие речи. Составление карт развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия: логопедические с детьми, коррекция познавательных процессов у детей.

Интегрированные занятия (учитель - логопед +

педагог - психолог).

Родительское собрание "Давайте познакомимся". Родительское собрание "Итоги мониторинга и задачи обучения на учебный год".

Консультация "Создание речевой среды в семье".

2 период (декабрь – март)

Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за I период обучения.

Консультация «Развитие эмоциональной лексики».

Коррекционно-развивающие занятия с учителем - логопедом и педагогом - психологом. Промежуточная диагностика развития речи, познавательного развития детей. Индивидуальные занятия по развитию эмоциональной сферы. Интегрированные занятия (учитель - логопед + педагог -психолог).

Родительское собрание

"Развиваем         речь ребёнка".

Консультация

"Мир эмоций".

3         

период

(март - май)

Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за учебный год.

Коррекционно-развивающие занятия с учителем - логопедом и педагогом - психологом.

Проведение         

диагностики

(педагог - психолог, учитель -логопед).

Интегрированные занятия.

Родительское собрание "Чему мы научились за год?".

Родительское собрание

"Рекомендации на летний период".

 

Таблица 4 – План работы ПМПк

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

  1. Плановое медицинское обследование: антропометрия, определение групп здоровья, осмотр детей специалистами.
  2. Психологическая диагностика: познавательная сфера, определение ведущей руки, базовые функции мозга, эмоциональное благополучие, коммуникативные навыки.  
  3. Логопедическая диагностика: нарушение звуковой и слоговой структуры речи,

развитие         лексико-

грамматического строя речи, связная речь, фонематический слух.

Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и обучения детей, создания

здоровье сберегающей среды в группе (по запросам).

 

1. Социологическое анкетирование родителей

(по         классическим методикам);

анкетирование по различным темам; адаптация детей к детскому саду;

медицинское анкетирование;

выявление         факторов риска в развитии детей. Логопедическое анкетирование родителей (анамнез, раннее речевое развитие детей).

  1. Индивидуальная диагностика         по         заявкам воспитателей и родителей.
  2. Психопрофилактические мероприятия.
  3. Профилактические лечебные мероприятия.

 

Семинары         и

психологические

тренинги         для педагогического коллектива.

 

  1. Углубленная диагностика развития детей по запросам родителей.
  2. Индивидуальные

рекомендации         для родителей.

  1. Консультационная работа специалистов ПМПк. 
  1. Диагностика:

познавательная         сфера, эмоциональное благополучие,

проверка готовности к школьному обучению;

  1. Выявление факторов риска в         развитии         детей, прогнозирование школьных трудностей         (по         запросам родителей). 

1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров.

2. Пополнение знаний воспитателей и педагогов о развитии детей. 

  1. Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование школьных         трудностей

(по         запросам родителей).

  1. Рекомендации

специалистов         по оздоровлению детей в летний период. 

 

Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребёнку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

 

Библиографический список:

  1. Грибанова Г. Психолого педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности / Г. Грибанова.- 2002 год. 
  2. Каралашвили Е.А., Малахова Н., Савчук О.В. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы. Изд.Сфера 2007 год.
  3. Шипицына         Л.М.,         Жданова         М.А.         Психолого-медико-педагогическая консультация / Л.М. Шипицина, М.А. Жданова.- СПБ.: Детство-пресс, 2002 год. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Взаимосвязь учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР».

1. Реализация практических аспектов моделирования взаимосвязи учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР.2. Оказание информационной и методической поддержки учителям – ло...

«ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ»

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и логопеда в подходе к воспитанию ребенка, тесное сотрудничество во всех направлениях работы является необходимым условием развития полноценной личности ...

Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ

Взаимосвязь учителя-логопеда и психолога...

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающ...

Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения резул...

Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога в совместной деятельности с детьми по теме: "Прогулка в лес"

Данный материал - конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом. Занятие расс...

Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогом-психологом

Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогом-психологом...