Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.
Основная функция педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении - это создание условий, способствующих:
- охране физического и психического здоровья детей,
- обеспечению их эмоционального благополучия,
- свободному и эффективному развитию способностей каждого ребёнка.
Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью.
Л.С. Выготский писал: "Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений". То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.
У детей логопункта при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:
- меньший объём запоминания и воспроизведения материала,
- неустойчивость внимания,
- быстрая отвлекаемость,
- истощаемость психических процессов,
- снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
- у них затруднена развёрнутая связная речь.
Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей:
- повышенная возбудимость,
- раздражительность или общая заторможенность,
- замкнутость,
- обидчивость,
- плаксивость,
- многократная смена настроения.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога является:
- создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
- обеспечение целостность и единство коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах.
Работа с родителями
Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы педагога-психолога и учителя-логопеда, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями.
Поэтому в этом направлении педагогом-психологом проводятся:
- просветительская работа,
- консультации,
- оформление информационных стендов.
Общие вопросы выносятся на родительские собрания, а вопросы частного плана, а также ознакомление родителей с результатами диагностики и планом работы с ребёнком, проводятся в виде индивидуальных консультаций, бесед.
Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами, только возрастёт, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребёнку.
Подбор коррекционных программ, методик для детей осуществляется педагогом-психологом по результатам диагностики. Частота развивающих занятий обычно составляет 1-2 раза в неделю в зависимости от потребностей ребёнка. Мы считаем, что тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога может быть возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и чётком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса.
Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду:
- проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);
- коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);
- интегрированные занятия с детьми;
- родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Взаимосвязь учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР».
1. Реализация практических аспектов моделирования взаимосвязи учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР.2. Оказание информационной и методической поддержки учителям – ло...
Взаимосвязь учителя - логопеда с педагогом - психологом.
В данной статье освещены вопросы взаимодействия учителя - логопеда и педагога - психолога с детьми имеющими нарушения речи....
«ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ»
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и логопеда в подходе к воспитанию ребенка, тесное сотрудничество во всех направлениях работы является необходимым условием развития полноценной личности ...
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ
Взаимосвязь учителя-логопеда и психолога...
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ
Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающ...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога в совместной деятельности с детьми по теме: "Прогулка в лес"
Данный материал - конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом. Занятие расс...