Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ
консультация
Взаимосвязь учителя-логопеда и психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_uch.-logopeda_i_psihologa.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ
Когда мы говорим о полноценно развитой личности ребенка, то обязательно ко всем качествам, которыми должен обладать тот или иной «уникум» относим и правильную речь. Ведь речь – это не просто способ говорения, скорее – средство мышления. К 5 годам у ребенка происходит слияние двух процессов мышления и речи. И дальнейшее развитие мышления, и речи не возможно друг без друга они становятся едиными. Поэтому когда проводится психодиагностика мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. В старшем дошкольном возрасте речь все же выделяется, и оценивается отдельно от мышления, причем диагностика может быть двоякой: лингвистической и психологической. В первом случае выделяются и оцениваются те признаки речи, которые соответствуют ее лингвистическому анализу, в том числе лексика, грамматика, стилистика, фонетика и т. п. Во втором случае изучению подлежит в основном то, как ребенок пользуется речью для управления своими познавательными процессами, для регуляции поведения и общения с окружающими людьми.
Однако выполнение этого условия связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи. За десятилетний стаж своей работы в детском саду могу с уверенностью сказать, что количество детей, имеющих сложные нарушения в речевом развитии, растет с каждым годом. Дети, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. У детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они не могут запомнить сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У детей с речевыми нарушениями значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, ЭВС. Дети-логопаты малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, так как они более агрессивные и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Такие дети имеют и эмоциональные особенности – повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, постоянная смена настроения. Поэтому необходимо помогать ребенку, преодолевать нарушения речи, так как низкий уровень речевого развития препятствует общению, затрудняет социализацию ребенка, ограничивает возможность самореализации.
В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных общих стандартов. Успех коррекционной - развивающей работы дошкольного образовательного учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности детей. А именно, создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.
Применяя в практике технологию личностно – ориентированного обучения (подхода), основной целью деятельности участников коррекционного процесса, в частности учителя-логопеда и педагога-психолога, становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.
Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, построена по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог-психолог занимаются всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой, отслеживают процесс развития. Достижение этих целей возможно только при тесном взаимодействии данных специалистов в развитии (коррекции) речи и неречевых психических процессов и функций.
Логопеду принадлежит координирующая и ведущая роль коррекционных воздействий, оказывая необходимую логопедическую помощь. Коррекция речевых недостатков осуществляется на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению звукопроизношения.
Основная задача психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения у детей. В системе проводятся тренинговые занятия на снятие психомышечных зажимов, песочная терапия, сказкотерапия. На занятиях специалист также осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.
Обязательна просветительская и пропедевтическая работа с педагогами и родителями детей, имеющих речевые нарушения. Со стороны психолога проводятся консультации направленные на повышение психологической культуры родителей и педагогов. Благодаря систематической пропаганде дефектологических знаний коллектив педагогов и родители стали лучше понимать проблемы малышей, имеющих речевые нарушения. Щадящий режим, индивидуальный подход, общеукрепляющее лечение, любовь, доброжелательность, педагогическая поддержка в учреждении и в семье вышли на первый план. Беседы с родителями о необходимости избегать категорических мер, вызванных ничем не обоснованными родительскими амбициями. Мы стараемся доносить до родителей, что для детей особенно важны любовь, неназойливая поддержка со стороны близких, стремление подчеркивать положительные черты их характера: доброту, аккуратность, настойчивость, трудолюбие. В результате работы у детей исчезает чувство неполноценности, тревожности, пониженной самооценки, сформировалась уверенность в умении реализовать намеченные цели, появился самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми строится на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка. Тесное взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда обеспечивают полноценное развитие ребенка, в чем мы убеждаемся, сопоставляя результаты стартовой и итоговой диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Взаимосвязь учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР».
1. Реализация практических аспектов моделирования взаимосвязи учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР.2. Оказание информационной и методической поддержки учителям – ло...
Взаимосвязь учителя - логопеда с педагогом - психологом.
В данной статье освещены вопросы взаимодействия учителя - логопеда и педагога - психолога с детьми имеющими нарушения речи....
«ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ»
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и логопеда в подходе к воспитанию ребенка, тесное сотрудничество во всех направлениях работы является необходимым условием развития полноценной личности ...
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ
Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающ...
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения резул...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога в совместной деятельности с детьми по теме: "Прогулка в лес"
Данный материал - конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом. Занятие расс...