Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога в совместной деятельности с детьми по теме: "Прогулка в лес"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данный материал - конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом. Занятие рассчитано ~ на 35 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_pokaz_sovmestnoy_korrektsionno-razvivayushchey_deyatelnosti.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Отрытый показ совместной коррекционно-развивающей деятельности
учителя-логопеда и педагога-психолога
«В гостях у Феи»
Старшая группа
Цель: путем взаимосвязи учителя-логопеда и педагога-психолога в совместной образовательной деятельности с детьми стимулировать речевое и познавательное развитие детей с нарушением речи и преодолеть тревожность и страхи животных.
Задачи.
Коррекционно-образовательные.
- Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде, повадках и образе жизни.
- Уточнение и обогащение знаний о других обитателях леса: змеи, пауков.
- Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные».
- Обогащение словаря детей прилагательными.
- Закрепление практических навыков употребления предлогов: В, НА, ИЗ, С, ЗА, ПОД.
- Закрепление навыков образования притяжательных прилагательных.
- Упражнение в элементах монологической речи: составление загадок - описания.
- Совершенствование навыков звукового анализа слов: определение в слове мягкий или твердый согласный звук «Л» и его местоположение в слове.
- Автоматизация правильного звукопроизношения в игровой деятельности.
Коррекционно-развивающие.
- Снятие страхов животных путем проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха.
- Снятие напряжения, повышение уверенности в себе.
- Обучение элементам выразительности движений.
- Обучение навыкам творческой саморегуляции.
- Развитие связной речи и навыков общения, общих речевых навыков (силы голоса).
- Развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.
- Развитие зрительного восприятия.
Коррекционно-воспитательные.
- Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества,
бережного отношения к природе.
Оборудование:
- детский стол и стулья
- магнитный мольберт, магниты разных цветов
- цветные карандаши
- искусственные елки и деревья, муляжи пеньков
- картинки: гном, дупло, солнце, медвежьи следы
- зеленый коврик на каждого ребенка
- хвост лисы и уши зайца от детских костюмов
- игрушка Буратино
- домик Гнома из модулей
- 2 маски волка
- игрушечные пауки, змея
- 2 повязки на глаза
- платок
- карточки с загадками
- картинки диких животных
- призы-календари с изображением диких
животных
- песня Гнома, магнитофон
Ход занятия:
- Логопед: Ребята, давайте сегодня отправимся на прогулку в лес. Хотите?
А знаете, с нами хочет пойти Буратино (логопед берет игрушку Буратино). Возьмем его с собой?
Ну, все готовы? Тогда вставайте, отправляемся.
Влево, вправо повернись
И в лесу вдруг очутись.
(дети поворачиваются в одну сторону, потом в другую вокруг себя)
Вот мы и в лесу (подходим к елкам). Ребята, посмотрите, к нам идет Фея леса (психолог).
Фея: Здравствуйте, ребята. Я рада, что вы пожаловали ко мне в лес. Давайте познакомимся.
Игра «Эхо». Каждый по очереди громко называет свое имя, остальные повторяют тихо и протяжно как эхо.
- Фея: Давайте я вас проведу по своим владениям. Пойдемте по тропинке, будьте внимательны, и вы увидите в лесу много интересного.
Логопед: Смотрите, а по этой тропинке тоже кто-то шел. Чьи это следы? Буратино, ты знаешь? (Нет) А вы, ребята?
(Это шел медведь. Это медвежьи следы).
Фея (психолог): А кто может показать походку медведя, а теперь злого медведя, а теперь доброго. Молодцы! У вас здорово получается.
Логопед: Пойдемте дальше. Ой, а кто это там прячется? Чьи это уши торчат из кустов?
Буратино: «Может это медведь?» Нет, что ты! Кто это, ребята?
(Это прячется заяц. Это заячьи уши).
Фея: Давайте покажем зайца (трусливого, веселого).
Логопед: А вот там, на дереве, чей домик? Кто там живет?
Буратино: «Я знаю, там живет какая-то птица. Они всегда на дереве строят домики».
Правильно, ребята?
(Нет. Там живет белка. Это беличье дупло. А птицы строят гнезда).
Логопед: А чей хвост торчит из-за дерева? Это кто?
Буратино: «Ну не знаю, я уже совсем запутался». Помогите ему, ребята.
(Это лиса. Это лисий хвост).
Фея: Покажите хитрую лису, как она хвостом заметает следы.
Логопед: Видишь, Фея, наши дети всех твоих обитателей знают. (Да, молодцы).
- Фея (психолог): А я вам ребята приготовила загадки. Вы любите отгадывать загадки? Тогда садитесь скорее (дети садятся на стульчики, перед ними магнитная доска с карточками с 3-мя «окошками»).
Логопед: Сейчас ребята быстро отгадают твои загадки, Фея. Правда, ребята?
Но загадки у Феи, ребята, непростые (логопед берет у Феи загадки).
Надо не только отгадать слово, но и определить, какой есть в этом слове звук «Л»: твердый или мягкий, и где он в этом слове стоит: в начале, в середине или в конце.
А потом отметить на схеме этот звук нужным кружочком. Понятно?
Буратино: «Я так не умею!»
Логопед: А ты садись и смотри, как будут делать ребята, и научишься.
Слушайте загадки.
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу,
Он хозяин, а не гость –
Важный и могучий … (лось)
Какой звук «л» в слове лось: твердый или мягкий (твердый). Каким кружочком мы отмечаем твердые согласные? (синим). Где стоит в слове лось твердый звук «л»? (в начале). Правильно, иди, отметь на схеме.
И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете –
На поляне, на опушке
Мы зеленые … (лягушки)
На ветке не птичка –
Зверек невеличка,
Мех теплый, как грелка,
Кто же это….? (белка)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису)
Заяц зайцу говорит
- Нам бы волчий аппетит!
- В аппетите мало толку,
Нам бы зубы как у … (волка)
Молодцы, ребята, все загадки Феи отгадали.
Ну что, Буратино, научили тебя ребята? (Да, спасибо).
- Буратино: «Ой, волк! А я боюсь волков. Надо скорее прятаться».
Фея: Успокойся, Буратино. Да волк - это хищник. С ним лучше в лесу не встречаться. Давайте покажем, какой волк, когда он злой (дети показывают). Но теперь волков в лесу нет. Было так много желающих поохотиться на волков, что теперь их в лесу почти не осталось. Волков даже занесли в Красную книгу. Это такая книга, в которую записывают редких животных, т.е. тех, которых осталось очень мало, и их надо беречь. Волков можно увидеть только в зоопарке. А вы знаете, что волк бывает не только злой? В сказках волк помогает герою, защищает его, может вылечить – знает, где находится живая и мертвая вода. Ребята, помните сказку «Иван Царевич и Серый волк».
Давайте поиграем в игру «Иван Царевич и Серый волк».
Подвижная игра «Иван Царевич и Серый волк».
Дети разбиваются на пары. На первом ребенке – маска волка, второму, стоящему за ним, завязывают глаза. Он держится руками за «волка». Задание - дойти вдвоем до противоположной стены и обратно. Затем дети меняются ролями.
Фея: Молодцы, ребята! Здорово у вас получилось прокатиться на волке и совсем не страшно!
Буратино: «Теперь я волков не боюсь, буду смело ходить в лесу».
- Логопед: Фея, а теперь ты отгадай загадки, которые тебе ребята загадают. Посмотрим, как ты справишься с заданием. Возьми себе в помощники Буратино. Садитесь на полянке (на коврики, рядом мольберт).
Дети загадывают загадки-описания о диких животных, не называя их.
Когда Фея отгадывает, на мольберт выставляется картинка.
Например: он маленький, серенький, колючий, у него короткие лапки, он не умеет быстро бегать, когда опасность, он сворачивается в клубок (ежик).
Он трусливый, всех боится. У него передние лапы короткие, а задние длинные. Он быстро прыгает. У него длинные уши, а хвост короткий. Он зимой - белый, а летом – серый.
Он большой, коричневый, косолапый, неуклюжий. У него короткие уши и хвост. У него очень большие толстые лапы. Он никого не боится. Умеет залезать на деревья, любит мед. Зимой он спит.
Она маленькая, ловкая, хорошо прыгает по деревьям. Летом она рыженькая, а зимой серенькая. У нее передние лапы короткие, а задние - длинные. У нее длинный пушистый хвост, а на ушках кисточки.
Она рыжая, пушистая, хитрая, охотится за зайцами. У нее длинный хвост, которым она заметает следы.
Он серый, злой, голодный, зубастый. У него быстрые лапы, он быстро бегает. Он – хищник.
Он высокий, коричневый. Он травоядный. У него длинные стройные ноги с копытами, большие рога.
Фея с Буратино отгадывают.
Видите, ребята, и Фея отгадала ваши загадки.
Фея: Спасибо, ребята, интересные загадки загадывали.
Буратино: «Да, ребята, и я научился загадывать такие загадки. Вот послушайте».
Она длинная, без ног. Быстро, бесшумно ползает, извиваясь. Любит греться на солнышке, сворачиваясь колечками. У нее длинный раздвоенный язык, которым она все ощупывает.
Ребята, про кого Буратино загадал свою загадку? (Про змею).
Ну, конечно. Смотрите, вон она греется на солнышке (на пеньке змея).
- Буратино: «Ой, я боюсь змею».
Фея (психолог): Не надо, Буратино, бояться змей, садись, я расскажу про нее. Ребята, давайте посмотрим внимательно на змейку. У нее есть голова, длинное туловище, во рту язык и зубы. Зачем ей такой язык? Ответы детей. Она им все пробует, ведь рук у змеи нет. А зубы зачем? Она ими защищается, если кто-то нападает. Поэтому на змею нельзя наступать, она может укусить, она себя защищает. Под передними зубами может быть яд, если змея ядовитая. По лесу лучше ходить в резиновых сапогах и внимательно смотреть под ноги. Есть профессия – змеелов. Этот человек ловит змей и собирает у них яд, из него делают лекарства, так что змея приносит пользу людям. (Дети рассматривают игрушечную змею).
Так что, Буратино, запомни, в лесу нужно быть внимательным и все будет хорошо.
Буратино: «Как я много узнал про змею, совсем не страшно, а интересно. Спасибо, фея».
- Практическое употребление предлогов.
Логопед выполняет действия со змеей.
Дети отвечают, где змея, используя предлоги (добиваться полных ответов).
Ребята, а откуда приползла змея?
(Змея приползла из леса).
Куда она заползла? (На пенек).
Когда она погреется, откуда сползет? (С пенька).
А теперь куда заползла? (За пенек).
Куда спряталась? (Под пенек).
А куда потом опять уползет? (В лес).
- Фея: Пойдемте, ребята, дальше (дети встают, чуть проходят дальше, к домику гнома).
Смотрите, мы пришли к домику Гнома. (Домик, построенный из больших кубов (модулей), наверху – портрет Гнома).
А где же он сам? (Он все время занят, он строит себе дом).
Послушайте песенку про него и потанцуйте.
Физминутка под музыку.
Ребята, давайте поможем достроить Гному дом. (Дети ставят пару кубов).
- Логопед: Смотрите, а на домике Гнома тоже кто-то живет.
Буратино: «Да это же паук на паутине. Я их тоже боюсь!»
Фея: Не бойся, Буратино. Ребята, давайте рассмотрим паучка. У него есть туловище и лапки. Сосчитайте сколько. Правильно – восемь. Паук плетёт паутину, чтобы поймать муху. Мухи – разносчики болезней. Так что паучок нам помогает бороться с мухами. А что он может сделать нам? Только поползать, пощекотать. Буратино можно по тебе паучок поползает?
Буратино: «Ой, это даже интересно! Здорово, мне понравилось».
Кто еще разрешит? (Дети рассматривают игрушечных пауков).
Буратино: «Теперь я еще и с паучком подружился, вот здорово».
Фея: Давайте походим по полянке, только очень осторожно, чтобы не на кого не наступить, ведь вы пришли в лес в гости, а в гостях ведут себя вежливо. (Дети ходят). Молодцы!
- Логопед: Ребята, а паук нам принес письмо – задание. (Логопед достает задание и объясняет).
Надо обвести по контуру цветным карандашом (медведя, волка, зайца, белку, лису).
Дети обводят за столом.
Ребята, а давайте наши работы подарим Буратино на память о нашей прогулке.
Буратино: «Ребята, спасибо, я сегодня столько нового узнал о животных».
Ты не будешь больше бояться змей, волков и пауков? (Нет).
Фея: Ребята, я вам тоже хочу подарить подарки, это фотографии наших животных.
Логопед: Ребята, ну нам пора прощаться с Феей и возвращаться в детский сад. Давайте скажем Фее спасибо за интересную прогулку и увлекательные рассказы.
Фея: Ребята, а вы все молодцы. Очень много знаете о животных, бережно относитесь к лесу, и не будете никого бояться в лесу. До свидания.
Влево, вправо повернись,
И в саду ты очутись.
(дети поворачиваются вокруг себя)
Ну вот, ребята, мы снова в нашем садике. Закончилась наша прогулка в лес.
Понравилось вам? Еще когда-нибудь пойдем в лес? Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".
Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....
Взаимосвязь педагога-психолога и учителя-логопеда в совместной деятельности с детьми по теме "Прогулка в лес"
Данный материал - конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно педагогом-психологом и учителем-логопедом. Занятие расс...
Материал к совместному мероприятию с детьми на тему "Прогулка в весенний лес"
Практические задания для детей для использования в процессе проведения совместного мероприятия в рамках проекта "Весна" по теме "Прогулка в весенний лес"...
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
Консультация для воспитателей "Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения"...
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно: с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями общего и речевого развития....
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...