Взаимосвязь учителя - логопеда с музыкальным руководителем.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
В материале освещены вопросы взаимосвязи учителя - логопеда и музыкального руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_s_muzykalnym_ruk.docx | 81.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя - логопеда и музыкального руководителя в коррекционно - образовательной работе
Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребёнка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно - развивающее; информационно - консультативное. Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать: структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
- Занятия строятся на основе общих положений коррекционно - педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.
- Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
- Принцип всестороннего воздействия.
- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
- Принцип наглядности.
- Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно - образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно - воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные | Образовательно - воспитательные | Коррекционные |
Укреплять костно -мышечный аппарат. | Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. | Развивать речевое дыхание. |
При этом каждый из субъектов коррекционно - развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель - логопед:
- постановка диафрагмально - речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико - грамматической стороны речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико - пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса;
- просодики;
- фонематического слуха.
Эффективность коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя
с учителем - логопедом.
- План взаимодействия учителей - логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
- Журнал взаимодействия.
- Участие учителей - логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
- Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
- Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
- Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально - ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, поговорок, музыкально - дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально - хоровая работа.
Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи | Учитель - логопед | Музыкальный руководитель |
Развитие мелкой моторики | Упражнения с различным дидактическим материалом. | Игра на детских музыкальных инструментах. |
Развитие мимики | Массаж лица. | Развитие выразительности в пении и танце. |
Развитие речевого дыхания | Скороговорки. Упражнения на продувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижне диафрагмального дыхания. | Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце. |
Развитие голоса | Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба. | Хоровое пение. |
Развитие фонематического слуха | Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико - артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. | Использование пропевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально -ритмические движения. |
Развитие артикуляции | Упражнения с зеркалом. | Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием. |
Развитие грамматического строя речи | Формирование навыков словообразования и словоизменения. | Разучивание текстов песен. Драматизация. |
Развитие словаря | Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. | Пополнение словаря музыкальной терминалогоией. |
Развитие диалогической речи | Формирование навыков составления диалога. | Драматизация. |
Развитие монологической речи | Развитие у ребёнка желания говорить. | Разучивание текстов песен. |
Развитие коммуникативных навыков | Психологические этюды и коммуникативные игры. | Участие детей в музыкальных представлениях. |
Список рекомендуемой литературы по теме:
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999 год.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997 год.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006 год.
- Крупа - Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010 год.
- Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005 год.
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001 год.
- Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000 год.
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 4 2013 г. "Взаимосвязь учителя - логопеда и музыкального руководителя через современные образовательные технологии. Домик Весёлого Язычка". (коррекционно - развивающие игры для детей старшей группы).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...
Интегрированное занятие "Взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя на занятиях логопедической ритмикой "
"День рождения Снеговика"Коррекционно-образовательные цели: закрепить знания детей о зиме, зимних забавах и зимних явлениях в природе, расширять словарь по теме, учить образовывать прилагательные от с...
Взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ
В данной статье отражены цели и задачи взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи....
Взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя
Презентация подготовлена к Интегрированному подгрупповому занятию по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)....
Взаимосвязь учителя-логопеда с музыкальным руководителем, в компенсирующей направленности группе, подготовительного возраста.
Перспективное планироввание на учебный год работы логопеда с музкальным руководителем, в соответствии с тематичесским планом, по всем лексическим темам. Для детей подготовительного возраста, компенсир...
Взаимосвязь учителя-логопеда с музыкальным руководителем
В настоящее время актуальной задачей и проблемой дошкольного образования является тщательная проработка организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям с нарушениями речи....
Взаимосвязь учителя - логопеда и музыкального руководителя в коррекционно - образовательной работе.
статьВ статье рассматривается совместная коррекционная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя....