Взаимосвязь учителя - логопеда с музыкальным руководителем.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

В материале освещены вопросы взаимосвязи учителя - логопеда и музыкального руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_s_muzykalnym_ruk.docx81.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя - логопеда и музыкального руководителя в коррекционно - образовательной работе

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

     В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребёнка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно - развивающее; информационно - консультативное. Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать: структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

  1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно - педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.
  2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  3. Принцип всестороннего воздействия.
  4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  5. Принцип наглядности.
  6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно - образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно - воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные

Образовательно - воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно -мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно - развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель - логопед:

  • постановка диафрагмально - речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико - грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико - пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

      Эффективность коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/604768/1.jpg

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя

 с учителем - логопедом.

  • План взаимодействия учителей - логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  • Журнал взаимодействия.
  • Участие учителей - логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  • Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  • Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально - ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, поговорок, музыкально - дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально - хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи

Учитель - логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным

дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо.

Развитие мимики

Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией.

Развитие выразительности в пении и танце.

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на продувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижне диафрагмального дыхания.

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба.

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико - артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование пропевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально -ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально).

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием.

Развитие грамматического

строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма.

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.

 Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической

речи

Формирование навыков

составления диалога.

Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребёнка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен.

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры.

Участие детей в музыкальных представлениях.

Список рекомендуемой литературы по теме:

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999 год.
  2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997 год.
  3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006 год.
  4. Крупа - Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010 год.
  5. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005 год.
  6. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001 год.
  7. Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000 год.
  8. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 4 2013 г. "Взаимосвязь учителя - логопеда и музыкального руководителя через современные образовательные технологии. Домик Весёлого Язычка". (коррекционно - развивающие игры для детей старшей группы).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Интегрированное занятие "Взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя на занятиях логопедической ритмикой "

"День рождения Снеговика"Коррекционно-образовательные цели: закрепить знания детей о зиме, зимних забавах и зимних явлениях в природе, расширять словарь по теме, учить образовывать прилагательные от с...

Взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ

В данной статье отражены цели и задачи взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

Взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя

Презентация подготовлена к Интегрированному  подгрупповому занятию по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с  тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)....

Взаимосвязь учителя-логопеда с музыкальным руководителем, в компенсирующей направленности группе, подготовительного возраста.

Перспективное планироввание на учебный год работы логопеда с музкальным руководителем, в соответствии с тематичесским планом, по всем лексическим темам. Для детей подготовительного возраста, компенсир...

Взаимосвязь учителя-логопеда с музыкальным руководителем

В настоящее время актуальной задачей и проблемой дошкольного образования является тщательная проработка организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям с нарушениями речи....

Взаимосвязь учителя - логопеда и музыкального руководителя в коррекционно - образовательной работе.

статьВ статье рассматривается совместная коррекционная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя....