Взаимосвязь учителя - логопеда и музыкального руководителя в коррекционно - образовательной работе.
материал по логопедии
статьВ статье рассматривается совместная коррекционная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционная работа с детьми. | 16.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ".
Аннотация. В статье рассматривается совместная коррекционная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Ключевые слова: функциональная грамотность, коррекционно-воспитательная работа, нарушение речи.
Функциональная грамотность - это способность человека использовать имеющиеся знания в определённых жизненных ситуациях, решать жизненные проблемы, грамотно адаптироваться к определённым условиям. Для детей старшего дошкольного возраста формирование функциональной грамотности заключается во взаимосвязи музыки, движения и речи. В музыке и речи много общего. Главное заключается в том, что и музыка, и речь имеют общее начало - звук.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи совместные занятия логопеда и музыкального руководителя играют положительную роль и включают в себя сочетание движений, музыкального фона и обогащение словарного запаса. Кроме коррекционных целей развиваются речевые функции, что способствует более плодотворной т и слаженной работе детей. Во время занятий развитие речи осуществляется с помощью тесного взаимодействия музыки, движения и слова. Движение помогает осмыслить слово. Музыка и слово организуют и контролируют двигательную активность детей, что положительно влияет на их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогают адаптироваться к окружающей среде.
Совместная работа логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
-информационно-консультативное.
-коррекционно-развивающее;
Выстраивая свою работу, музыкальный руководитель и логопед учитывают речевые недостатки, осуществляют индивидуальный подход к каждому ребёнку, закрепляют полученные на музыкальных и логопедических занятиях знания, умения и навыки. При проведении совместных занятий логопед и музыкальный руководитель предъявляют единые требования, построенные на основе общей коррекционной работы в группах компенсирующей направленности, а именно:
- занятия проводятся систематически, так как только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические привычки;
- принцип всестороннего развития;
- принцип доступности материала и индивидуального подхода к каждому ребенку;
- принцип наглядности;
- принцип постепенного усложнения речевых, двигательных и музыкальных задач;
Значительно улучшить процесс формирования речевых и вокальных умений позволяет наличие музыкальных игр, т.к игра – самое любимое детское развлечение. По манере исполнения большинство игровых упражнений похожи на речь. В формировании у детей речевых и вокальных умений большое значение имеют совместные действия: игра, театрализованные постановки и подготовка к ним, коллективное исполнение, импровизация. Исполняя те или иные музыкально-игровые произведения, дети испытывают общие чувства и получают возможность обмениваться своим мнением, полученными эмоциями, переживаниями с другими.
Грамотно организованная игра имеет определённые условия, цель, познавательные задачи, способствующие более быстрому и активному становлению вокальных и речевых умений. При такой организации занятий дети учат текст игры, произносят его четко, внятно. Большую и не менее важную роль здесь играет слуховой контроль.
Вокально-речевая педагогика позволяет формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества, такие, как человеколюбие, настойчивость, честность, бережное отношение к природе и труду человека, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. Речь и музыка тесно взаимосвязаны и отлично дополняют друг друга. В своей слаженной работе педагоги добиваются чистоты интонации, выразительного пения, положительных эмоций, четкого произношения звуков, развития фонематического слуха. Такие занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыке и речи.
Таким образом, тесная и слаженная работа учителя - логопеда и музыкального руководителя способствует эффективному формированию предпосылок функциональной грамотности в творческом и речевом развитии и приводит к большим потенциальным возможностям.
Список литературы
1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений для совершенствования речевых навыков при тяжелых нарушениях речи - СПб, 1999.
2. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение - СПб, 1997.
3. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (возраст 4-7 лет) -СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
4.Савченко М.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста//Актуальные вопросы науки и образования.
5. Щербакова Н.А. "От музыки к движению и речи -Москва, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с нарушениями речи.
Из опыта работы....
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе в группах компенсирующего вида для детей с ОНР.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Осново...
Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе"
Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе"...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тельную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, предс-тавляющие собой объединение системы дв...
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе
Коррекционная работа . Взаимодействие муз.руководителя и учителя- логопеда...
Консультация Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе
Консультация Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе...
Консультация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе»
laquo;Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе»...