Программа курса развитие речи средняя группа ОНР 1-2 уровень
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Цели и задачи работы, тематическое планирование, методическое обеспечение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_razvitie_rechi_srednyaya_gr._onr_1-2_ur._2.doc | 341.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
Принята решением Утверждаю:
педагогического консилиума Заведующий МБДОУ № 322
от _________20___г.
протокол №_______ ___________________
«___»____________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Средняя группа
Составитель:
Солдатова Елена Станиславовна
Красноярск-2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
(средняя группа, первый год обучения, ОНР I-II уровня)
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса – развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР I-II уровня).
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа), обучающихся по ООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи I-II уровня).
Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.
Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.
Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.
Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР I уровня; второй - для воспитанников с ОНР II уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.
Форма организации занятий – групповые.
Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 15-20 минут. Время проведения – первая половина дня.
Данный коррекционный курс направлен на:
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
1. Развитие импрессивной речи (расширение понимания речи, накопление пассивного словарного запаса). | 1. Развитие импрессивной речи (расширение, уточнение и активизация словарного запаса). |
2. Развитие экспрессивной речи (преодоление речевого негативизма, активизация и развитие словаря существительных). | 2. Развитие экспрессивной речи (расширение и активизация словарного запаса существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, союза и). |
3. Формирование грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и согласование, формирование фразы из 2-3-х слов). | 3. Формирование грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и согласование, различение и употребление слов-антонимов, составление предложений из нескольких слов, умение отвечать на вопросы). |
4. Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи. | 4. Развитие связной речи и навыков речевого общения. |
Описание места курса в содержании ООП.
Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности. Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – подгрупповые занятия. Продолжительность проведения – 15-20 минут. Время проведения – первая половина дня.
Содержание курса тесно связано с содержанием коррекционного курса «Произношение», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях по «Развитию речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. В свою очередь, содержание курса «Развитие речи» опирается на темы, изучаемые в других образовательных областях. Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных в рамках коррекционного курса «Произношение». А на занятиях по «Произношению» закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
I уровень
Импрессивная речь - отсутствует или имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов. При восприятии речи доминирует лексическое значение. Ребенок понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций.
Экспрессивная речь - фраза состоит из лепетных элементов и поясняющих жестов, вне конкретной ситуации понятой окружающими быть не может.
Диалогическая речь больше пассивна, чем активна.
Автоматизированная форма речи - нарушена.
Сопряжённая форма речи – нарушена.
Отражённая форма речи – нарушена.
Связная речь – не сформирована.
Словарь ограничен. В активе – небольшое количество нечётко произносимых обиходных слов, аморфных слов-корней, звукоподражаний и звуко-комплексов, сопровождающихся указательными жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов. Пассивный словарь намного шире активного.
Грамматические процессы– словообразование - отсутствует; словоизменение – отсутствует.
II уровень
Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.
Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.
Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.
Диалогическая речь в основном развита.
Автоматизированная форма речи - затруднена.
Сопряжённая форма речи – затруднена.
Отражённая форма речи – затруднена.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.
Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Пассивный словарь намного больше активного.
Словообразование сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родит. падежа (в косвенных падежах).
Словоизменение - значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка:
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
В плане развития импрессивной речи:
| В плане развития импрессивной речи:
|
В плане развития экспрессивной речи:
| В плане развития экспрессивной речи:
|
В плане формирования грамматического строя речи:
| В плане формирования грамматического строя речи:
|
В плане развития речевого общения и разговорной диалогической речи:
| В плане развития связной речи и навыков речевого общения:
|
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- первичная диагностика;
- промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
- итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.
- СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа курса имеет четыре направления, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:
1. Развитие импрессивной речи.
2. Развитие экспрессивной речи.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи.
- Развитие импрессивной речи.
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
|
|
- Развитие экспрессивной речи.
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
|
|
- Формирование грамматического строя речи.
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
|
|
4. Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи.
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
|
|
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи»
для детей с ОНР I уровня
№ недели | Тема | Содержание | ||
Словарь | Грамматический строй | Связная речь | ||
СЕНТЯБРЬ | ||||
1-2 | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ | |||
3 - 4 | Мы игрушки выбираем, дружим с ними и играем. | - мячик, кубик, кукла, пирамидка, флажок, лошадка – игрушки; -дай, на, возьми, играй; -большой, маленький; -один - много. | - Формирование понимания слов, обозначающих игрушки и воспроизведение в речи слов «вот», «дай», «на». - Формирование понимания вопросов и выполнение действий, связанных с игровой деятельностью. -Формирование категории множественного числа существительных. -Формирование понимания слов «один» - «много» и активизация их в речи. -Формирование понимания и воспроизведения в речи слов «большой» - «маленький». | - Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка». - Формирование навыка договаривания слов за логопедом. -Формирование подражательной речевой деятельности. |
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | Есть у нас огород, посмотри, что там растёт. | -огурец, помидор, репка, морковка, овощи, огород; -купить, растёт; -большой, маленький, жёлтый, красный, круглый; -один – много. | -Формирование понимания совершаемых действий. - Формирование понимания и воспроизведения в речи прилагательных «жёлтый», «красный», «круглый», «круглая». | - Формирование подражательной речевой деятельности. - Формировать понимание и воспроизведение слов по теме. -Формировать навык фрагментарного участия в диалоге. |
2-3 | Осень добрая пришла, нам подарки принесла. | - дождь, лужа – лужи, листочек – листочки, туча – тучи; - идёт (дождь), падают; - красный, жёлтый, зелёный, холодный, хмурый; - один – много, два. | - Формирование представлений о времени года. - Формирование понимания и воспроизведения в речи слов «один» - «много». - Формирование понимания и употребления в речи числительных «один» - «два». - Формирование понимания и воспроизведения в речи числительных «одна» - «две». - Формирование понимания и воспроизведения в речи слов «один», «два», «много». | - Формировать навык фрагментарного участия в диалоге. - Беседа по сюжетной картинке «Осень». |
4 | Фрукты радость для ребят, их в садах у нас растят. | - яблоко, груша, банан, лимон, фрукты. - дай, на, растёт, ешь, ем. - жёлтое, красное, зелёное, большое, маленькое, круглое; - один – много, два. | - Формирование подражательной речевой деятельности. - Формирование понимания и воспроизведения в речи единственного и множественного числа существительных в им. падеже. - Формирование понимания и употребления в речи числительных «один» - «два». - Формирование понимания и воспроизведения в речи качественных прилагательных. | - Формирование понимания коммуникативной ситуации. - Формирование фразу из двух слов с указательными словом «это» и словом «на». - Формировать навык фрагментарного участия в диалоге. |
5 | Овощи мы знаем и фрукты называем. | По темам овощи – фрукты. | - Формирование подражательной речевой деятельности. - Формирование понимания и воспроизведения в речи единственного и множественного числа существительных в им. падеже. - Формирование понимания и употребления в речи числительных «один» - «два». - Формирование понимания и воспроизведения в речи качественных прилагательных. | - Формирование понимания коммуникативной ситуации. - Формирование фразу из двух слов с указательными словом «это» и словом «на». - Формировать навык фрагментарного участия в диалоге. |
НОЯБРЬ | ||||
1 | Палка, палка, огуречик - получился человечек! Точка, точка, запятая - вышла рожица смешная! | - тело, голова, шея, живот, спина, руки, пальцы, ноги, волосы; - мыть, вытирать. - чистый, грязный, мокрый, сухой; - лицо, уши, лоб, глаза, брови, нос, щёки, рот, мыло, тазик, вода, губка; - мыть, умыть, вытирать, умываться, бежать, упасть; - чистый, грязный, мокрый, сухой, весёлый, грустный. | - Формирование понимания и воспроизведения в речи единственного и множественного числа существительных. - Формирование понимание и употребление в речи существительных по теме. - Формировать понимание притяжательных местоимений «мой», «твой». - Формирование понимания и воспроизведения в речи прилагательных «грязный», «чистый», «весёлый», «грустный». | - Формирование подражательной речевой деятельности. - Активизировать умение отвечать на вопрос. - Формировать умение сопровождать действия речью. - Формировать навык фрагментарного участия в диалоге. - Закреплять навык использования в речи фраз по изученным моделям. |
2 | Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! | - мыть, стричь, чистить, тереть; - чистый, грязный, весёлый, грустный; - мой, твой. | - Формирование понимания и воспроизведения в речи единственного и множественного числа существительных. - Формирование понимание и употребление в речи существительных по теме. - Формировать понимание притяжательных местоимений «мой», «твой». - Формирование понимания и воспроизведения в речи прилагательных «грязный», «чистый», «весёлый», «грустный». | - Формирование подражательной речевой деятельности. - Активизировать умение отвечать на вопрос. - Формировать умение сопровождать действия речью. - Формировать навык фрагментарного участия в диалоге. - Закреплять навык использования в речи фраз по изученным моделям. |
3 - 4 | О чём рассказывает одежда. | - брюки, рубашка, платье, кофта, куртка, шапка, шорты, юбка, одежда, магазин; - надеть, снять, купить, наряжать, стирать; - жёлтая, красная, синяя, зелёная, красивая, нарядная, аккуратный; - предлог: У. | - Уточнить и расширить словарь по теме. - Формировать понимания употребления глагола «надеть». - Закреплять понимание глагольных конструкций прошедшего времени женского и мужского рода. - Учить употреблять прилагательные «красный», «синий», «зелёный», «жёлтый» с существительными. | - Закреплять навык использования в речи фраз по изученным моделям. - Формировать навык фрагментарного участия в диалоге. - Формировать фразу по модели: «У Ани кофта». |
ДЕКАБРЬ | ||||
1 | Серебром зима украсила всё вокруг. | - снег, мороз, снежинки, снежки, одежда, деревья, улица, зима; - идёт, наступила, лежит, стоят, лепить, бросать; - холодные, голые, тёплая, белый, круглый, маленький; - один, много, два; - предлоги: У, В, ИЗ. | - Уточнить и расширить словарь по теме. - Расширить и закрепить словарь семантического поля «зима». - Формировать понимание и употребление в речи прилагательных с существительными. - Формировать понимание предложных конструкций и воспроизведение в речи предлогов В, ИЗ. | - Закреплять навык фразовой речи (ответы на вопросы по стимульным картинкам). - Формирование подражательной речевой деятельности. |
2 | Настали зимние деньки - взяли лыжи и коньки! | - санки, лыжи, коньки, горка, снеговик, ком, комок, снежки, ледянка; - катаются, лепят, играют, бросать, кидать; - большой, меньше, маленький, круглый, белый, холодный; - предлоги: У, НА. | - Расширить и закрепить словарь по теме. - Формировать понимание и использование глаголов женского и мужского рода прошедшего времени. - Формировать понимание вопроса «на чём?». | - Формирование подражательной речевой деятельности. - Формирование понимание и воспроизведение фразы с прямым дополнением и с дополнением с предлогом У. -Формировать понимание и воспроизведение конструкции с предлогом НА. |
3 | А на ёлочке игрушки: шишки, шарики, хлопушки. | - ёлка, подарки, праздник, игрушки, шары, бусы, флажки, мишура; - ёлочные, высокая, низкая, пушистая, нарядная, зелёная; - принёс, подарил, повесить, наряжать, снять; - предлоги: На, У. | - Уточнить и расширить знания об окружающем. - Формировать словарь по теме. - Формировать понимание и воспроизведение конструкций с предлогом НА. - Закреплять понимание и употребление в речи прилагательных, обозначающих цвет, с существительными мужского рода. | - Закрепить навык употребления фразы из трёх слов по модели: «У Тани шарик», «У меня бусы». - Совершенствовать навык понимания вопросов по содержанию картинок. - Формировать навык оречевления своих действий. - Формировать навык фрагментарного участия в диалоге. |
4 | Скоро, скоро Новый год! Скоро Дед Мороз придёт! | - ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, праздник, игрушки, шары, бусы, флажки, мишура, хоровод; - наступил, пришли, принёс, подарил, повесить, наряжать, петь, плясать, читать, водить; - зелёная, пушистая, весёлый, красивый, ёлочные; - предлоги: На, У. | - Уточнить и расширить знания об окружающем. - Формировать словарь по теме. - Формировать понимание и воспроизведение конструкций с предлогом НА. - Закреплять понимание и употребление в речи прилагательных, обозначающих цвет, с существительными мужского рода. | - Закрепить навык употребления фразы из трёх слов по модели: «У Тани мишка», «У меня мячик». - Совершенствовать навык понимания вопросов по содержанию картинок. - Формировать навык оречевления своих действий. - Формировать навык фрагментарного участия в диалоге. |
ЯНВАРЬ | ||||
1 | КАНИКУЛЫ | |||
2 | Я их чищу, берегу, по дорожке в них бегу. | - ботинки, туфли, тапки, сапоги, валенки, обувь; - обувать, снимать, чистить, мыть; - чистый, грязный, аккуратный. | - Уточнить и расширить словарь по теме. - Закреплять понимание глагольных конструкций прошедшего времени женского и мужского рода. | - Закреплять навык использования в речи фраз по изученным моделям. |
3 - 4 | Кто в глуши лесной таиться? Что за зверь! | - волк, заяц, лиса, медведь, белка, ёж, звери, части тела: голова, глаза, уши, нос, шея, хвост, лапы, когти; - живут; - большой, меньше, маленький; - предлог: В. | - Расширить и закрепить словарь по теме. | - Формировать фразу по модели: «Я вижу лису». - Закрепить навык воспроизведения конструкции с предлогом В. |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 - 2 | Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом! | - коза, корова, лошадь, кошка, собака, свинья, козлёнок, телёнок, жеребёнок, котёнок, щенок, поросёнок, части тела: голова, лапы, ноги, уши, глаза, хвост, когти, рога, питание: трава, сено, рыба, мясо, колбаса, хлеб, овёс, репка, дом, будка; - мычит, мяукает, лает, грызёт, блеет, хрюкает, ржёт, едят, спят, пьют, лакает, бегают, охранять, ухаживать, кормить; -большой, меньше, маленький, больше; - предлог: У. | - Уточнить и расширить словарь по теме. - Формировать навыки понимания и воспроизведения звукоподражаний и звукоподражательных глаголов. - Формировать навык использования слов, обозначающих величину: «маленький», «больше», «большой». | - Развивать подражательную речевую деятельность. - Активизировать навык употребления в речи фраз по изученным моделям. - Формировать умение воспроизводить фразу с существительными в родительном падеже с предлогом У. - Формировать навык воспроизведения фразы с существительным в винительном падеже без предлога. - Формировать навык употребления в речи фразы по моделям: «Котёнок у кошки», «У кошки котёнок». - Формировать навык участия в диалоге. |
3 - 4 | На птичьем дворе, шум и гам на заре. | - курица, петух, утка, гусь, индюк, цыплёнок, утёнок, гусёнок, индюшонок, птицы, птенцы, части тела: голова, гребешок, бородка, клюв, глаза, шея, туловище, лапы, крылья, перья, хвост, питание: горох, крошки, зёрнышки, бобы, каша; - клюют, ходят, пьют, пищат, квохчет, кукарекает, крякает, гогочет, бормочет; - жёлтые, пушистые, большие, маленькие, голодные, сытые; - предлог: У. | - Уточнить и расширить словарь по теме. - Формировать навыки понимания и воспроизведения звукоподражаний и звукоподражательных глаголов. | - Активизировать фразовую речь по изученным моделям. - Формировать навык использования фразы с существительным в винительном падеже без предлога. - Формировать умение отвечать на вопрос. - Формировать фразу с дополнением, выраженным существительным с предлогом У. |
МАРТ | ||||
1 | 8 марта – праздник мам, тук – тук, стучится в двери к нам. | - мама, бабушка, праздник, цветы, подарок, помощники, посуда; - поздравлять, помогать, мыть, вытирать, поливать, подметать; - весёлый, нарядный, счастливый, добрая, ласковая, хорошая, любимая. | - Познакомить с понятием «мамин день». | - Формировать умение понимать содержание картинки и отвечать на поставленный вопрос. - Формировать подражательную речевую деятельность. - Формировать понимание и использование в речи фразы по модели: «Митя моет посуду». |
2 | Папа, мама, я – дружная семья! | - бабушка, мама, папа, девочка, дочка, внучка, мальчик, сын, внук; - поливает, моет, чинит, стирает. | - Уточнить и расширить словарь по теме. | - Формировать умение понимать содержание картинки и отвечать на поставленный вопрос. - Формировать подражательную речевую деятельность. - Формировать понимание и использование в речи фразы по модели: «Митя моет посуду». |
3 | Ты весна приходи, всю природу разбуди! | - солнце, ручьи, снег, сосульки, лужи, травка, проталины, подснежники, кораблики, весна; - тает, пригревает, бегут, растёт, сняли, пускают, пришла; - тёплая, молодая, зелёная, звонкая. | - Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. | - Формировать умение давать полный ответ на вопрос. - Формировать навык понимания и пересказа простого повествовательного рассказа. - Формировать навык составления рассказа по картинке. |
4 | Много разной есть посуды, и нужна она нам всюду! | - чашка, блюдце, ложка, тарелка, вилка, нож, чайник, носик, ручка, крышка; - мыть, резать, пить, есть, убрать, взять; - чистая, грязная, красная, жёлтая, зелёная, синяя; - один – много. | - Уточнить и активизировать словарь по теме. - Формировать умение употреблять в речи качественные прилагательные с существительными. - Формировать умения понимать и использовать в речи множественное число существительных. - Различать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе. | - Формировать умение отвечать на вопрос. - Формировать навыки диалогической речи. - Формировать умение давать полный ответ на вопрос. - Формировать навык использования фразы с дополнением в винительном падеже без предлога. |
АПРЕЛЬ | ||||
1 | Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире | -мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул; - большой, маленький, красный, желтый, синий, зеленый; - сидеть, лежать, вешать, ставить; - я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам; - один, два, три; - предлоги В, ИЗ, НА, С, ЗА, ПОД, К, ОТ. | - Уточнить и активизировать словарь по теме. - Формировать умение употреблять в речи качественные прилагательные с существительными. - Формировать умения понимать и использовать в речи множественное число существительных. - Различать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе. | - Формировать навыки диалогической речи. - Формировать умение давать полный ответ на вопрос. - Формировать навык использования фразы с дополнением в винительном падеже без предлога. |
2 | Мы кирпичики возьмём и построим новый дом. | - крыша, окно, стены, дом, дверь, труба, лестница; - строить, красить, рисовать, жить; - красивый, большой, маленький; - один, много, два, три. | - Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. | - Формировать подражательную речевую деятельность, фразовую речь. - Формировать умение давать полный ответ на вопрос. - Формировать умения понимать и пересказывать простой рассказ описательного характера. |
3 | Весь год, зимой и летом, в стальной костюм, одеты. | - автобус, самолёт, машина, грузовик, поезд, колёса, руль, мотор; - летает, едет, везёт, перевозит; - длинный, короткий, красный, жёлтый, зелёный; - предлоги: НА, ПО. | - Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. - Формировать понимание вопроса «на чём?» и умения отвечать на него. - Формирование понимания и использование в речи предлога ПО. | - Формировать навыки понимания и использования фразы с прямым дополнением во множественном числе. - Формировать умение давать полный ответ на вопрос, закреплять фразовую речь. |
4 | Все профессии хороши - выбирай на вкус! | - врач, повар, шофёр, логопед, воспитатель, няня, повар, бинт, таблетки, игрушки, книги, машина, руль; - учить, лепить, лечить, управлять, готовить. | - Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. | - Формировать навыки понимания и использования фразы с прямым дополнением в ед. и во множественном числе. - Формировать умение давать полный ответ на вопрос, закреплять фразовую речь. |
МАЙ | ||||
1 | О чем поют воробушки? | - птица, птицы, ворона, голубь, воробей, части тела: голова, глаза, клюв, крылья, лапы, хвост, ветки, забор, пень, дерево, крошки, зёрнышки; - летать, клевать, чирикать, каркать, ворковать, сидеть, слетать; - большой, меньше, маленький, больше; - один, два, три; - предлоги: НА, С. | - Формировать навык использования в речи звукоподражаний и звукоподражательных глаголов. - Формировать понимание предложных конструкций и употребления в речи предлогов НА, С. | - Формировать навык диалогической речи. |
2 | Уронило солнце | - одуванчик, цветок, листья, стебель, пушинка; - растёт, цветёт, облетает, ставят, поливают, засыхают, украшают, радуют, пахнут, увядают; - жёлтый, белый, пушистый, зелёный, длинный, круглый. | - Закрепить словарь по теме. | - Формировать навык составления рассказа по картинке.. |
3 | В гостях у пчелки Майи. | - жук, бабочка, муха, части тела: лапки, крылья, усики, банка, коробка; - летают, ползают, залезают, вылезают, порхают, забираются, вылетают; - маленький, большой, длинный, тонкий, красивый; - предлоги: НА, В, С, ИЗ. | - Уточнить, расширить словарь по теме. - Закреплять понимание и использование в речи предложно – падежных конструкций с предлогами НА – С, В – ИЗ. | - Формировать фразовую речь по модели: «Я вижу жука». - Формировать активную подражательную речевую деятельность. - Формировать умение давать полный ответ на вопрос. |
4 | Что ты мне подаришь, лето? | - жара, солнце, цветы, трава, бабочки, насекомые, река, песок, названия летней одежды; - греть, припекать, загорать, купаться, отдыхать, плавать, собирать, играть, кататься, растёт, цветут, летают; - солнечная, тёплая, жаркая. | - Уточнить, расширить словарь по теме. | - Формировать умение давать полный ответ на вопрос. |
Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи»
для детей с ОНР II уровня
№ недели | Тема | Содержание | ||||||
Словарь | Грамматический строй | Связная речь | ||||||
СЕНТЯБРЬ | ||||||||
1-2 | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ | |||||||
3 | Здравствуй, здравствуй детский сад, очень он ребятам рад! | - логопед, воспитатель, няня. - играет, учит, показывает, читает, убирает, кормит, моет, одевает, помогает, хвалит, слушается, разрешает, ругает. - добрый, веселый, большой, маленький, красивая. -весело, дружно, высоко, низко, вкусно, сладко, чисто. | - Уточнить и расширить словарь по теме. - Учить строить простые предложения из 2-4 слов. | - Рассматривание сюжетных картинок «Профессии», «Маленькие помощники», «Расскажи про детский сад». - Беседа по сюжетным картинкам. | ||||
4 | Мы игрушки выбираем, дружим с ними и играем. | - Игрушки, мяч, машинка, мишка, кукла, пирамидка, кубики, юла, флажок, клоун, круг, квадрат, треугольник. -круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, высокий, низкий. - играть, катать, купать, кормить, заводить, запускать, нагружать, укладывать. - я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе. - вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. - один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый. - Предлоги: на, в, у, под, с (со). | - Уточнить и расширить словарь детей по теме. - Формировать фразовую речь по моделям: указующее слово + существительное; существительное + указующее слово + существительное; существительное с предлогом + глагол. - Учить составлять предложения, используя 2 -3 признака предмета. - Формировать родовые окончания глаголов прошедшего времени (одевала, причёсывала, кормила, катал, бросал, ловил). - Учить согласовывать слова в предложениях. | - Учить составлять рассказ по вопросам и картинке. - Формировать умение пересказывать рассказ по картинке с опорой на картинно – графический план. | ||||
ОКТЯБРЬ | ||||||||
1 | Есть у нас огород -посмотри, что там растёт | - огород, грядка, овощи, корзина, ведро, лопата, грабли, морковь, свёкла, картофель, огурец, помидор, репа, круг, квадрат, треугольник. - красный, желтый, зеленый, синий, круглый, квадратный, треугольный, длинный, вкусный, сладкий, кислый, соленый. - собирать, таскать, копать, срезать. - я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя. - вверху, внизу, слева, справа, посредине, далеко, близко. - один, два, три, первый, второй, третий. - Предлоги: на, в, у, под. | -Уточнить и расширить словарь детей по теме. - Формировать умение строить фразу из 4 – х слов по модели: подлежащее + сказуемое + дополнение, выраженное существительным с предлогом В, (НА). - Учить различать и использовать в речи ед. и мн. число имён существительных и глаголов. - Формировать умение строить фразу из 4 –5 слов по модели: подлежащее + сказуемое + дополнение, выраженное существительным без предлога и с предлогом НА, (С). - Учить составлять предложения по демонстрации действия и картинно – графической схеме. - Формировать умение понимать и адекватно употреблять числительные 1, 2, 3 с существительными. - Употреблять существительные множественного числа в именительном падеже и существительные единственного числа в им. падеже и р.п. бе- Формировать умение составлять предложения, используя 2 -3 признака предмета. - Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными мужского и женского рода. з предлога и с предлогом У. | - Повторение за логопедом рассказа-описания овоща. | ||||
2-3 | Осень добрая пришла, нам подарки принесла | - осень, дождь, туман, туча, ветер, день, ночь, утро, вечер, дерево, трава, листья, круг, квадрат, треугольник, - круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый. - идти, дуть, опадать, желтеть, краснеть. - я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, - далеко, близко, выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже. - один, два, три, первый, второй, третий. - предлоги: на, с. | - Формировать представление об осени и её признаках. - Учить понимать вопросы и отвечать полным предложением. - Формирование умение понимать и адекватно употреблять числительные 1, 2, «много», «мало», «ни одного» в составе словосочетания и предложения. - Учить использовать имена существительные ед. и мн. числа в им. и р. падежах. - Формировать умение строить фразу по модели: подлежащее + сказуемое + дополнение, выраженное существительным без предлога и с предлогом НА, (С). - Учить понимать значение сложных слов: «листопад», «разноцветные». - Учить составлять предложения по демонстрации действия, по вопросам и картинно – графической схеме. - Формировать грамматическое обобщение в предложно – падежных конструкций с предлогами «НА, С». - Формировать умение составлять предложения, используя 3 признака предмета (величина, форма, цвет). - Закрепить умение определять признаки предмета (величину, форму, цвет). | - Учить составлять рассказ по картинно – графическому плану. - Формировать умение отвечать на вопросы логопеда к стимульным картинам простым распространённым предложением. | ||||
4 | Фрукты радость для ребят, их в садах у нас растят | - сад, фрукты, дерево, ветка, ствол, плод, корзина, куст, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан. - красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый. -сСобирать, срывать, укладывать. - я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе. - вверху, внизу, далеко, близко. - один, два, три, первый, второй, третий. -предлоги: на, в, у, с. | - Учить различать и использовать в речи ед. и мн. число имён существительных. - Формирование умение строить фразу из 4 слов по модели: подлежащее + сказуемое + дополнение, выраженное существительным с предлогом (В, НА). - Формировать умение строить фразу по модели: подлежащее + сказуемое + дополнение, выраженное существительным без предлога и с предлогом НА, С. - Учить составлять предложения по демонстрации действия, по вопросам и картинно – графической схеме. - Активизировать в речи фразу по модели: предлог У + имя собственное (местоимение) + имя существительное в единственном и (множественном) числе. - Формирование умения понимать и адекватно употреблять числительные 1 - 5 в составе словосочетания и предложения. - Учить определять признаки предметов (форму, цвет, величину). - Формировать умение составлять предложения, используя 3 признака предмета. - Закрепить умения использовать существительные в форме т.п. ед.ч. - Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными мужского и женского среднего рода. | - Формировать первичные навыки ведения диалога. | ||||
5 | Овощи мы знаем и фрукты называем | По темам овощи - фрукты | - Формировать умение строить фразу по модели: подлежащее + сказуемое + дополнение, выраженное существительным с предлогом В, (НА). - Формировать умение строить фразу по модели: подлежащее + сказуемое + прямое дополнение, выраженное существительным ед. числа в р.п. с предлогом ИЗ по демонстрации действия, вопросу и картинно – графической схеме. - Составлять простые распространённые предложения по картинно – графическим схемам. | - Формировать умение отвечать на вопросы логопеда простыми распространёнными предложениями. - Составлять рассказы по картинно – графическому плану. | ||||
НОЯБРЬ | ||||||||
1 | Палка, палка, огуречик - получился человечек! Точка, точка, запятая - вышла рожица смешная! | - тело, голова, шея, живот, спина, руки, пальцы, ноги, волосы, части тела, лоб, нос, уши, щёки, лицо; - мыть, умываться, причёсывать, расчёсывать; - чистый, грязный, мокрый, сухой, лохматый, причёсанный; - вот; - предлог: У. | - Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. - Различать и употреблять существительные в ед. и мн. числе. - Составлять простые распространённые предложения по демонстрации действия, вопросу и сюжетным картинкам по моделям: * указующее слово + существительное; имя собственное + глагол + дополнение, выраженное существительным в в.п. * имя собственное + глагол + прилагательное + дополнение, выраженное существительным в в.п. * предлог У + - имя собственное + прилагательное + существительное в и.п. - Формировать умение образовывать и употреблять в речи уменьшительно – ласкательную форму существительных. - Составлять сложно – сочинённое предложение с союзом А. | - Формировать умение отвечать на вопросы логопеда простыми распространёнными предложениями. | ||||
2 | Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! | - мыть, умываться, стричь, чистить, причёсывать, расчёсывать, тереть; - чистый, грязный, мокрый, сухой, лохматый, причёсанный; | - Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. - Формировать понимание синонимов. - Формировать умение составлять простые распространённые предложения по демонстрации действия, вопросу и сюжетным картинкам по моделям с использованием антонимов (чистый - грязный, мокрый – сухой, лохматый - причёсанный). - Использовать в речи сложноподчинённые предложения цели. | - Формировать умение отвечать на вопросы логопеда простыми распространёнными предложениями. | ||||
3-4 | О чём рассказывает одежда? | - одежда, платье, сарафан, кофта, шорты, брюки, футболка, рубашка, куртка, пальто, шапка, шарф, колготки, носки, воротник, рукав, карман, пояс, пуговица, петля; - теплый, легкий, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, длинный, короткий; -надевать, - одевать, носить, завязывать, застегивать; - холодно, тепло, хорошо, плохо; - мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам; -один, два, три, четыре, пять. - предлоги: ИЗ, ДЛЯ. | - Формировать умение образовывать и употреблять в речи уменьшительно – ласкательную форму существительных. - Строить фразу по отработанным моделям. - Формировать навык составления сложносочинённого предложения с союзом А. - Формировать навык употребления в предложениях антонимов «холодно - тепло», «хорошо - плохо», глагола «надеть». - Активизировать фразовую речь по модели: существительное + глагол + дополнение, выраженное существительным в родительном падеже с предлогом ИЗ (ДЛЯ) + прямое дополнение, выраженное существительным в винительном падеже. - Формировать практическое усвоение согласования прилагательных с существительными среднего рода. - Формировать умение составлять предложения по вопросам и картинно-графическим схемам. | - Учить пересказывать рассказ по вопросам с опорой на сюжетную картинку и картинно-графический план. | ||||
ДЕКАБРЬ | ||||||||
1 | Серебром зима украсила всё вокруг | - зима, снег, лед, мороз, метель, вьюга, снежинка, сугроб, каток; - встречать, дуть, завывать, покрывать, замерзать; - белый, голубой, снежный; - вверху, внизу, спереди, сзади; - я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам; -один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый; | - Активизировать словарь по теме. - Формировать представления о зиме и её признаках. - Строить фразу по отработанным моделям. - Формировать умение отвечать на вопросы к стимульным картинкам простым распространённым предложением. | - Составлять рассказ по картинному плану. | ||||
2 | Настали зимние деньки - взяли лыжи и коньки! | - зима, снег, лед, каток, горка, санки, лыжи, коньки, снежки; -везти, катить, ехать, кататься; -весело, холодно; -вверху, внизу, спереди, сзади, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам; -один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый; - предлоги: на, в, с (со). | - Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. - Строить предложения по картинно-графическим схемам с изученными предлогами В, НА, С и без предлогов. | - Развитие диалогической речи - беседа о развлечениях детей зимой на улице. | ||||
3 | А на ёлочке игрушки: шишки, шарики, хлопушки. | - хлопушка, гирлянда, сосулька, бусы, игрушки; - ёлочные, высокая, низкая, пушистая, нарядная, зелёная, колючая; - снять, украсить. | - Активизировать словарь по теме. - Учить составлять предложения, используя 5 признаков предмета. - Строить фразу из 3-х слов по модели: личное местоимение (имя собственное) + сказуемое + прямое дополнение, выраженное существительным в вин. падеже (по совершённому действию и по вопросу). | - Развитие диалогической речи – беседа о том, как мы украсили ёлку. | ||||
4 | Скоро, скоро Новый год! Скоро Дед Мороз придёт! | - праздник, утренник, хоровод, танец, пляска, песня, Дед Мороз, Снегурочка, мешок, подарок, елка, ветка, игрушка, гирлянда, свеча, флажок, радость, смех; -поздравлять, праздновать, встречать, дарить, получать; - красный, синий, желтый, зеленый, голубой, розовый, белый, оранжевый, разноцветный, пушистый, треугольный, круглый, квадратный; -вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три. | - Учить составлять предложения по картинно-графической схеме. | - Учить пересказывать рассказ с опорой на сюжетную картинку и картинно-графический план. | ||||
ЯНВАРЬ | ||||||||
1 | КАНИКУЛЫ | |||||||
2 | Я их чищу, берегу, по дорожке в них бегу | - обувь, тапки, туфли, босоножки, ботинки, кроссовки, сапоги; - красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, удобный, теплый, легкий, высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий; - надевать, обувать, носить, ходить, бегать, рыгать, топать, протирать, сушить, чинить; - мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять; - предлоги: в, из. | - Формировать умение образовывать и употреблять в речи уменьшительно – ласкательную форму существительных. - Формировать навык составления сложносочинённого предложения с союзом А. - Формировать навык употребления в предложениях глаголов «обуть - снять» в настоящем и прошедшем времени. - Формировать простую фразу по модели: кто? Что делает? Что делал (а)? Кому? Что? - Формировать умение понимать и употреблять в речи глагол «чинить» в настоящем и прошедшем времени с использованием ж. и м. рода. - Учить строить фразу по демонстрации действия, вопросу и картинно-графической схеме. - Понимать и употреблять родовые формы глагола в прошедшем времени. - Строить фразу по модели: подлежащее + сказуемое + дополнение + дополнение, выраженное существительным с предлогом В (ИЗ). | - Формировать умение пересказывать текст от 1 –го лица, в 3 –м лице. | ||||
3-4 | Кто в глуши лесной таиться? Что за зверь! | - животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, лиса, лисенок, заяц, зайчонок, медведь, медвежонок, белка, лось, голова, уши, лапа, хвост, сутки, утро, день, вечер, ночь; - ходить, прыгать, бегать, рычать; ---- - большой, маленький; - один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый; - вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, он, она, они, оно; - много, мало, больше, меньше; - предлоги: К, ОКОЛО, ЗА. | - Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме обобщающее понятие «дикие животные». - Формировать фразу по модели: подлежащее + сказуемое + дополнение в предложном падеже с предлогом В. - Формировать умение образовывать и употреблять в речи уменьшительно – ласкательную форму имён существительных. - Формировать навык составления сложносочинённого предложения с союзом А. - Учить понимать пространственное значение предлогов К, ОКОЛО, ЗА и правильно использовать их в речи. - Строить фразу по модели: существительное + глагол + предлог + существительное (по совершённому действию, вопросу и картинно – графической схеме). | - Обучение отгадыванию загадок о животных. | ||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||||
1-2 | Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом! | - двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова, лошадь, коза, свинья, овца, баран, кролик, кошка, собака, котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, рога, хвост, пятачок, ухо, шерсть; - приносить, ухаживать, кормить, поить, мыть, чистить, убирать, давать, мычать, лаять, мяукать, хрюкать; - домашний, пушистый, белый, серый, черный, рыжий; - вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам; - один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый. | - Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме и обобщающее понятие «домашние животные». - Формировать фразу по модели: существительное + глагол + существительное в предложном падеже с предлогом В. - Формировать умение образовывать и употреблять в речи глаголы от звукоподражаний. - Формировать умение образования и употреблять в речи уменьшительно – ласкательную форму существительных. - Формировать навык составления сложносочинённого предложения с союзом А. - Учить использовать форму тв.п. имён существительных ед.ч.. | - Формировать умение строить фразу по модели: кто? Что делает? Кого? Чем? | ||||
3-4 | На птичьем дворе, шум и гам на заре | - птица, петух, курица, цыпленок, цыплята, утка, утенок, утята, гусь, гусята, индюк, индюшата, корм, пруд, кормушка, зерно; - кормить, ухаживать, плавать, пасти, клевать, ловить, разгребать; - домашний, пушистый, разноцветный, голосистый, пестрый; - вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам; - один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый. | - Уточнить, расширить словарь по теме. - Формировать умение образовывать и употреблять в речи глаголы от звукоподражаний. - Формировать умение строить фразу с прямым дополнением в творительном падеже. - Строить фразу по отработанным моделям по демонстрации действия, вопросу и картинно-графической схеме. - Формировать умение образовывать и употреблять в речи уменьшительно – ласкательную форму и мн.ч. имён существительных. - Строить фразу по отработанным моделям. - Составлять сложносочинённое предложение с союзом А. | - Пересказывать рассказ по вопросам с опорой на сюжетную картинку и картинно-графический план. | ||||
МАРТ | ||||||||
1 | 8 марта – праздник мам, тук – тук, стучится в двери к нам. | - мама, бабушка, праздник, цветы, подарок, помощники, посуда; - поздравлять, помогать, мыть, вытирать, поливать, подметать; - весёлый, женский, нарядный, счастливый, добрая, ласковая, хорошая, любимая. | - Формировать умение понимать и использовать в речи, изученные предложно – падежные конструкции. | - Учить пересказывать рассказ по вопросам с опорой на сюжетную картинку и картинно – графический план. | ||||
2 | Папа, мама, я – дружная семья! | - бабушка, мама, папа, девочка, дочка, внучка, мальчик, сын, внук; - гладит, поливает, моет, чинит, подметает, стирает. | - Развивать словарь по теме, расширять глагольный словарь. - Формировать навык употребления существительных в д.п. в предложениях по модели: - Кто? Что делает? Кому? - Кто? Что делает? Кому? Что делать? Что? | - Составлять предложения по сюжетным картинкам, вопросам и картинно – графическим схемам по модели: кто? Что делает? Что? | ||||
3 | Ты весна приходи, всю природу разбуди! | - весна, год, зима, солнце, капель, ручей, проталина, подснежник, птица, утро, день, вечер, ночь; - пригревать, таять, звенеть, появляться, теплый, солнечный, мокрый; - тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа; - предлоги: на, с (со). | - Формирование умения отвечать на вопросы к стимульным картинкам простыми распространёнными предложениями. - Закреплять представления о весне и её признаках. - Формировать умение строить фразу с дополнением, выраженным существительным ед.ч. в п.п. с предлогом НА. - Строить фразу с дополнением, выраженным существительным ед.ч. в р.п. с предлогом С. - Строить фразу по отработанным моделям, вопросу и картинно – графической схеме. | - Учить составлять рассказ по картинному плану. | ||||
4 | Много разной есть посуды и нужна она нам всюду! | - кухня, посуда, кастрюля, миска, сковорода, чайник, тарелка, стакан, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож, утро, день, вечер, ночь; - стеклянный, металлический, фарфоровый, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый; - ставить, хранить, варить, жарить, готовить, есть, пить; - я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам; - один, два, три, четыре, пять, поровну, одинаково, столько же; - предлоги: В, НА, ОКОЛО, ЗА, ПОД. | - Формировать понимание и использование в речи сложноподчинённых предложений с придаточными цели. - Формировать грамматические обобщения, фразы с дополнениями, выраженными существительными и местоимениями ед.ч. в в.п. с предлогом ИЗ, в предложном падеже с предлогами В, НА. - Закреплять пространственные отношения. - Формировать умение использовать предложно-падежные конструкции с предлогами В, НА, ОКОЛО, ЗА, ПОД. - Строить фразу по изученным моделям (по совершённому действию, вопросу, двухступенчатой инструкции и картинно-графической схеме). - Употреблять существительные в в. и р.п. ед.ч. - Закреплять понимание и употребление родовых форм глаголов пр. времени. | - Пересказывать рассказ по вопросам с опорой на сюжетную картинку и картинно-графический план. | ||||
АПРЕЛЬ | ||||||||
1 | Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире | -мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, комод, полка, стенка, дверца, ручка, сиденье, спинка, ножка, день, ночь, утро, вечер; - большой, маленький, деревянный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, коричневый; - сидеть, лежать, вешать, ставить, хранить; - я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам; - один, два, три; - предлоги В, ИЗ, НА, С, ОКОЛО, ДЛЯ, ЗА, ПОД, К, ОТ. | - Формировать понимание и использование в речи сложноподчинённые предложения с придаточными цели. - Формировать фразы с дополнениями, выраженные именами существительными и местоимениями ед.ч. в в.п. с предлогами В, НА, в тв. падеже с предлогом ЗА, в п.п. с предлогами В, НА. - Образовать мн.ч. существительных. - Образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных. - Формировать грамматическое обобщение: сущ. в р.п. ед.ч. с предлогом ДЛЯ. - Закрепить употребление грамматических конструкций с пространственными предлогами В, ИЗ, НА, С, ОКОЛО. - Строить фразу по изученным моделям (по совершённому действию, вопросу, картинно-графической схеме). - Закрепить употребление грамматических конструкций с пространственными предлогами ЗА, ПОД. - Формировать понимание и употребление предложно-падежных конструкций с косвенными дополнениями в тв. и в. падежах (предлоги ЗА, ПОД). - Закрепить дифференцированное употребление пространственных предлогов К, ОТ. - Формировать понимание и употребление предложно-падежных конструкций с косвенными дополнениями в д. и р. падежах (предлоги К, ОТ). - Формировать дифференцированное употребление в речи родовых форм глаголов пр. времени. | - Пересказывать рассказ по сюжетной картинке, вопросам и картинно-графическому плану. | ||||
2 | Тук-тук-тук – молотком, строим, строим новый дом. | - дверь, стена, крыша, лестница, труба, фундамент, стена, окно, этаж; - один, два, три, четыре, пять, одноэтажный, двухэтажный, трёхэтажный, четырёхэтажный, пятиэтажный; - слева, справа, спереди, сзади, вверху, внизу. | - Уточнить и расширить словарь по теме. - Формировать умение образовывать мн.ч. существительных в им.п. - Согласовывать числительные от 1-5 с существительными. - Строить фразу, используя модель: числительное + существительное. - Формировать пространственные представления «слева - справа, спереди - сзади, вверху - внизу». - Формировать фразу по изученным моделям по совершённому действию и вопросу. - Строить сложноподчинённые предложения цели. - Познакомить с профессией строителя. | - Беседа с детьми по картинке «Дом». | ||||
3 | Весь год, зимой и летом, в стальной костюм одеты | - транспорт, улица, движенье, автобус, трамвай, метро, машина, самолет, корабль, колесо, кузов, кабина, крыло; - ехать, плыть, лететь, везти; -большой, маленький, огромный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, белый, серый; | - Уточнить и расширить словарь по теме; закрепить обобщающее понятие «транспорт». - Формировать обобщающее понятие «профессия». - Образовывать мн.ч. имён существительных в им.п. - Строить фразу по отработанным моделям. | - Беседа по картинке. Формировать понимание и составление сложноподчинённых предложений цели. | ||||
4 | Все профессии хороши - выбирай на вкус! | - врач, повар, шофёр, логопед, воспитатель, няня, профессия, повар, зеркало, термометр, бинт, таблетки, игрушки, книги, машина, руль; - учить, лепить, лечить, управлять, готовить. | - Уточнить знания о профессиях (врач, повар, шофёр). - Формировать обобщающее понятие «профессия». | - Составление предложений по сюжетным картинкам: учить использовать в речи простые распространённые и сложноподчинённые предложения. - Составление 2-3 предложений о профессии. | ||||
МАЙ | ||||||||
1 | Птичка летает, птичка поёт, птичка клюёт. | - синица, голубь, воробей, ворона, птицы. Птенец, гнездо, яйцо; - вьют, высиживают, вылупляются, каркает, чирикает, тенькает, пищит; - один, два, три, четыре, пять; - предлоги: НАД, ПОД. | - Уточнить, расширить словарь по теме; закрепить обобщающее понятие «птицы». - Формирование понимание и умение составлять сложноподчинённые предложения причины. - Согласовывать числительные от 1-5 с существительными. - Изменять существительные и глаголы по числам. - Образовывать и употреблять в речи уменьшительно-ласкательную форму существительных. - Строить фразы по отработанным моделям. - Формирование понимания и использования в речи предложно-падежных конструкций с пространственными предлогами НАД-ПОД. - Закрепить умение употреблять изученные пространственные предлоги. - Составлять предложения по совершаемому действию, вопросу и картинно-графической схеме. - Расширить глагольный словарь. - Учить образовывать глаголы от звукоподражаний. - Учить согласовывать существительные ед. и мн.ч. в им.п. и глаголы наст. времени. - Составлять предложения с дополнением в тв. падеже. | - Вопросно – ответная беседа. | ||||
2 | Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду. | - цветы, одуванчик, мак, ромашка, василёк, лист, стебель, цветок, корень, бутон, букет, полянка; - расти, цвести; - жёлтый, красный, белый, голубой. | - Уточнить и расширить словарь по теме. - Изменять существительные и глаголы по числам. - Согласовывать имена существительные в им.п. ед. и мн. числа с глаголами наст. времени. - Строить фразы по изученным моделям. - Согласовывать прилагательные с существительными в им. падеже ед. и мн. числа. - Строить предложения по модели: предлог + сущ. + глагол + прилагательное + сущ. (ед. или мн. числа). | - Составление предложений по картинкам (по картинно-графическим схемам и вопросу). | ||||
3 | В гостях у пчёлки Майи | -насекомое, жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, крыло, глаз; - летать, жужжать, порхать; - большой, маленький; - один, два, три, четыре, пять; - больше, меньше, одинаково, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре; - предлоги: НАД, С, ПОД, ПО, К, ОТ. | - Уточнить и расширить словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «насекомые». - Образовывать мн. число сущ. в им. падеже. - Согласовывать существительные ед. и мн. числа с глаголами наст. времени. - Правильно употреблять сущ. В форме Р.п. ед. числа. - Строить фразу по изученным моделям. - Закреплять умение употреблять в речи простые пространственные предлоги. - Составлять предложения по изученным моделям. | - Беседа по сюжетной картинке. Формирование диалогической речи. | ||||
4 | Что ты мне подаришь, лето? | - лето, солнце, небо, трава, цветок, дерево, лист, одуванчик, ромашка, колокольчик, лютик; - красный, желтый, синий, зеленый, белый, голубой, розовый, душистый, красивый, разноцветный; - расти, украшать, собирать; - один, два, три, четыре, пять; - больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче, одинаково, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре | - Уточнить и закрепить словарь по теме. - Составлять предложения по изученным моделям. - Подбирать слова – признаки. | - Учить пересказывать рассказ по сюжетной картинке «Лето», вопросам и картинно – графическому плану. |
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование логопедического кабинета
Стол логопедический – 1 шт.
Стол детский – 1 шт.
Стулья детские – 4 шт.
Стул – 1 шт.
Стол – 1 шт.
Шкаф-стеллаж – 3 шт.
Доска магнитная – 1 шт.
Светильники потолочные – 2 шт.
Ноутбук – 1 шт.
Папки по лексическим темам:
-Дикие животные
-Домашние животные
-Цветы
-Насекомые
-Деревья и кустарники
-Овощи
- Фрукты
-Ягоды
-Грибы
-Профессии
-Транспорт
-Одежда
-Обувь
-Птицы: домашние, перелётные
-Посуда
-Продукты питания
-Мебель
-Игрушки
-Семья
-Весна
-Лето
-Осень
-Зима
Дидактические игры
«4 лишний»
«Волшебные картинки» (папка дошкольника)
«Большой – маленький»
«Собираем урожай»
«Определи по контуру»
«Узнай и назови»
«Мои любимые сказки»
«Осень, зима, весна, лето»
«Картинка в картинке»
«Кто спрятался?»
«Кто что ест?»
«Кто где живет?»
«Чей домик?»
«Кто какой?»
«Большой, средний, маленький»
«Времена года»
«Часть и целое»
«Профессии»
«Противоположности» (Серия «Умные карточки»)
«Любимые сказки» (Серия «Умные карточки»)
«Что сначала» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок)
Кубики
Магнитный театр «Репка»
Пальчиковый театр «Теремок»
Пальчиковые игрушки «Дикие и домашние животные»
Фигурки животных
Силуэты животных
Разрезные картинки
Жукова О. «Первые открытия: я учу антонимы»
Методическая литература
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М., 2013.
- Богомолова И.А. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
- Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб., 2013.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
- Воробьева В.К. Методика формирования связной речи. – М., 1975.
- ГерасимоваА., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития речи ребенка. – М., 2002.
- Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб., 1998.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2000.
- Логопедия. /Под ред. Проф. Л.С. Волковой. – М., 1989.
- Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение. - М., Дельта,1997.
- Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб., 2015.
- Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь. – СПб., 2004.
- Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа: Домашняя тетрадь. – СПб., 2010.
- Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2009.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014.
- Радлов Н. Рассказы в картинках. – М., 2015.
- Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. – Ярославль, 2010.
- Рычкова Н.Л. Логопедическая ритмика - М., 1998.
- Соколенко Н.И. Посмотри и назови. 2 книги. – СПб, 1996.
- Солнышко в окошке. Пособие для родителей по развитию речи ребенка дошкольного возраста. – СПб., 1997.
- Составление рабочих программ курсов логопедической направленности. Методические рекомендации / А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.
- Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
- Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" (средняя группа)
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" адресована учителям-логопедам, работающим с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня....
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи"(старшая группа)
Развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушен...
Рабочая программа коррекционного курса РАЗВИТИЕ РЕЧИ (средняя группа)
Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа), обучающихся по ООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи I-II уровня).Ку...
Рабочая программа курса "Развитие речи" у детей среднего возраста с ТНР
Данная программа содержит цели, задачи, условия и содержание коррекционной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий у детей среднего возраста с ТНР....
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" Средняя группа
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" Средняя группа...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи"( средняя группа)
Развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушен...