Педагогический проект «Подготовка педагогов к работе по развитию эмоционально – волевой сферы старших дошкольников»
проект (старшая группа)

КолосоваОксана Николаевна

Актуальность темы проекта определяется следующими обстоятельствами:

1)Необходимостью развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста как основы, на которой строится личность человека.

Научно доказано, что эмоционально-волевые структуры являются фундаментом причинно-следственных основ регуляции во всех видах деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Психологи считают, что все изменения в этих видах деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребенка. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными. Г. М. Бреслав, А.В. Запорожец, И. В. Алехина, Т. А. Павлова связывают возникновение проблем эмоционально-волевой сферы ребенка с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия.

2)Требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ФОП ДО.

Согласно ФОП ДО, дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности  и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одной из таких структурных единиц является эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает как прямую, так и косвенную работу педагогических работников ДОУ по развитию и формированию эмоциональной сферы ребенка. Эта работа может осуществляться в разных видах деятельности дошкольника. Согласно ФОП ДО, дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, предоставляющие определенные направления развития и образования детей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Стратегии и специфика этой работы определяются образовательной программой и опытом педагогов.

3) Результатами собственных исследований.

Педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, отмечают их неумение  понимать себя и регулировать свое эмоциональное состояние, общаться без ссор и обид, агрессивное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kolosova_o_n_06_12.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Сказка» пгт Демьяново

Подосиновского района Кировской области

Педагогический проект

 «Подготовка педагогов к работе по развитию эмоционально – волевой сферы старших дошкольников»

Автор-разработчик:

Колосова Оксана Николаевна,

педагог-психолог

                                                            2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение

2.Основная часть

3.Содержание работы. План реализации проекта.

4.Заключение

5.Список литературы

 Паспорт проекта

Педагогический проект «Подготовка педагогов к работе по развитию эмоционально – волевой сферы старших дошкольников» направлен на целенаправленную работу воспитателей по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Проект рассчитан на педагогов старшей и подготовительной группы.

Проект является среднесрочным, его продолжительность – 2,5 месяца (с января по март).  Включает в себя три этапа.

Первый этап – разработка проектного замысла, включал в себя определение проблемы; формулировку цели; постановку задач; определение результата; определение продукта. Цель педагогического проекта поставлена исходя из потребности педагогов в создании системы работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

В течение второго этапа – реализация проектного замысла.

На третьем этапе – подведение итогов проектной деятельности, а также выступление с проектом.

1.Актуальность проекта.

Актуальность темы проекта определяется следующими обстоятельствами:

1)Необходимостью развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста как основы, на которой строится личность человека.

Научно доказано, что эмоционально-волевые структуры являются фундаментом причинно-следственных основ регуляции во всех видах деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Психологи считают, что все изменения в этих видах деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребенка. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными. Г. М. Бреслав, А.В. Запорожец, И. В. Алехина, Т. А. Павлова связывают возникновение проблем эмоционально-волевой сферы ребенка с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия.

2)Требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ФОП ДО.

Согласно ФОП ДО, дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности  и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одной из таких структурных единиц является эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает как прямую, так и косвенную работу педагогических работников ДОУ по развитию и формированию эмоциональной сферы ребенка. Эта работа может осуществляться в разных видах деятельности дошкольника. Согласно ФОП ДО, дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, предоставляющие определенные направления развития и образования детей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Стратегии и специфика этой работы определяются образовательной программой и опытом педагогов.

3) Результатами собственных исследований.
Педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, отмечают их неумение  понимать себя и регулировать свое эмоциональное состояние, общаться без ссор и обид, агрессивное поведение.

       Проведенное мной исследование готовности педагогов детского сада к работе  по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников показало, что 38%  (3 человека) педагогов готовы развивать эмоционально-волевую старших дошкольников и имеют опыт работы в этом направлении. 62% педагогов (5 человек) не имеют опыта работы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников, поэтому в сентябре 2024 года они обратились ко мне, как педагогу-психологу, с данной проблемой. Аргументировали ее следующим:  с каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих повышенное беспокойство, неуверенность, высокую тревожность, эмоциональную неустойчивость. Из-за этого возникают конфликты внутри коллектива. Педагоги не всегда могут помочь своим детям благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации, перебороть страхи, тревожность, агрессию. Педагоги старших и подготовительных групп  провели анкетирование с детьми «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста». В опросе приняли участие 67 детей. По результатам обработанных данных было выявлено, что у 35% детей низкий, у 22% детей средний, у 10% детей высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы.

       В ходе наблюдений педагогов за детьми старшего возраста, они отметили их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, общаться без ссор и обид, ведут себя агрессивно. Наилучшим методом развития эмоционально-волевой сферы ребенка,  по утверждению П. Ф. Лесгафта,  является игровая деятельность. В связи с этим возникла необходимость в создании этого проекта.

2.Концепция деятельности в рамках проекта.

Цель: создание системы работы с педагогами по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего возраста.

Задачи:

1) познакомить педагогов  с теоретическими основами эмоционально-волевого развития личности дошкольника, отобрать и проанализировать методическую литературу;

2) подобрать психологические игры и упражнения по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;

3) создать условия, способствующие  укреплению физического и психологического здоровья детей, обеспечивающих их эмоциональное благополучие:

- создание благоприятного эмоционального климата в группе,

- удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего,

- организация образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка.

Теоретико-методологической основой проектной деятельности явились:

 Психологическая теория готовности к деятельности (Б. Г. Ананьев, М. И. Дьяченко, А. А. Ухтомский и др.); деятельностный подход (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); теория личностно-ориентированного образования  (Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. В. Сериков и др.), а также многие другие теоретико-методические концепции формирования и развития эмоциональной сферы личности воспитанника и педагога.

3. Ресурсы, необходимые для реализации проекта.

1. Руководитель проекта: Колосова О. Н., педагог-психолог;

2. Кадровое обеспечение:

Суркова Е. И., воспитатель подготовительной группы;

Лопатина Ю. Р., воспитатель подготовительной группы;

Маевская Н. А., воспитатель подготовительной группы;

Полутова Н. В., старший воспитатель;

Власова Р. Н., воспитатель подготовительной группы;

Надеева Л. Г., инструктор по физической культуре;

Быкова Е. В., воспитатель старшей группы;

Шавкунова И. В., воспитатель старшей группы.

3.  Материально – техническое обеспечение:

сенсорная комната, колонка музыкальная, атрибуты к играм.

4. Дидактическое обеспечение:

дидактические игры на развитие эмоционально-волевой сферы,

анкета для педагогов: «Критерии оценки готовности педагогов к развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста»,

анкета для детей: «Эмоционально-волевая сфера  дошкольников и ее развитие в дошкольном возрасте», методическая литература для выставки, картинки ЦЭР, буклет «Основы эмоционально-волевого развития личности дошкольника», список литературы, памятка «Применение игровых технологий для развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста», картотека «Игры на преодоление эмоциональных состояний».

Участники проекта: педагоги старших и подготовительных групп.

Сроки реализации проекта: 2,5 месяца, январь -  март.

5. Программа поэтапной реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Задача этапа

Содержание деятельности субъектов ПД

Форма представления результатов

Содержание деятельности в рамках реализации проекта.

- теоретический

- диагностический

1. Познакомить педагогов  с теоретическими основами эмоционально-волевого развития личности дошкольника.

(январь – 3 неделя)

2.Познакомить с понятием, компонентами, спецификой развития эмоционально-волевой сферы,

с приемами для развития ЭВС
(январь – 4 неделя)

3. Отобрать и проанализировать методическую литературу по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников.

(февраль – 1 неделя)

4. Проведение анкетирования и определение уровня знаний педагогов теоретических основ эмоционально-волевого развития личности.

(февраль – 2 неделя)

Руководитель:

1.Мотивирует педагогов к изучению эмоционально – волевой сферы дошкольников, стараюсь раскрыть значимость темы.

Мотиватором послужило то,
педагоги не всегда могут помочь своим детям благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации, перебороть страхи, тревожность, агрессию.

Беседа «Основы эмоционально-волевого развития личности  дошкольника.

2.Проводит консультацию для педагогов: «Как развивать эмоционально-волевую сферу дошкольника?».

Педагоги:

 Осознают и осмысливают проблему, задают вопросы.

3.Руководитель:

Знакомит педагогов с методической литературой, с интернет-ресурсами по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Педагоги:

Изучают методическую литературу, знакомятся с основными терминами, понятиями, интернет-источниками. 

Мастер-класс: «Источники информации по изучению эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».

Руководитель:

Активизирует педагогов к ответам на вопросы анкеты.

Педагоги:

Отвечают на вопросы анкеты.

Буклет

«Основы эмоционально-волевого развития личности дошкольника».

      Консультация

«Как развивать эмоционально-волевую сферу дошкольника?»

Список литературы,

интернет-источников,

выставка книг.

       

Анкета «Эмоционально-волевая сфера  дошкольников и ее развитие в дошкольном возрасте».

Реализация проектного замысла.

1.Проведение практикума с педагогами по изготовлению дидактических игр.

(февраль – 3 неделя)

2.Демонстрация изготовления лепбука «Наши эмоции».

(февраль 4 неделя)

3. Проведение тренинга «Знакомство педагогов с классификацией игр по видам эмоциональных состояний».

(март – 1 неделя)

4. Демонстрация оформления центров эмоциональной разгрузки.

   (март – 2 неделя)

5. Проведение мастер-класса

«Игры для развития эмоциональной сферы у детей».

(март – 3 неделя)

Руководитель:

1.Организует совместную деятельность с педагогами по изготовлению дидактических игр.

Педагоги:

Изготовляют дидактические игры.

Руководитель:

1.Организует совместную деятельность по изготовлению лепбука.

Педагоги:

Изготовляют лепбук.

      Руководитель:

1.Знакомит педагогов

с классификацией игр по видам эмоциональных состояний.

2.Разбирает несколько примеров.

Педагоги:

Участвуют в тренинге.

Руководитель:

1. Знакомит педагогов с вариантами ЦЭР в групповой комнате, с атрибутами к ЦЭР.

(подушечка, мягкий пуфик, ленточки и.т.д.)

Педагоги:

Осуществляют

  ЦЭР в своей

       группе.

Руководитель:

Знакомит участников мастер-класса с опытом работы по применению игровых технологий.

         Педагоги:

 Участвуют в мастер-классе.

Практикум

Изготовление дидактических игр «Театр настроения», «Лото настроений», «Кубик эмоций».

         Практикум

«Изготовление лепбука»

           

Картотека

«Игры на преодоление эмоциональных состояний».

Центр

эмоциональной разгрузки.

Памятка

«Применение игровых технологий для развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».

 .

Подведение итогов проектной деятельности.

Презентация педагогами продуктов проектной деятельности: ЦЭР, дидактических игр, атрибутов, картотек.

(март – 4 неделя).

Руководитель:

1) Поощряет результаты деятельности педагогов.

2) Отмечает положительные моменты.

Педагоги:

Участвуют в презентации РППС в своей группе.

    РППС в группе.

6. Трудности и риски в ходе реализации проекта.

1.Трудности организационного характера (проблематично бывает собрать всех участников проекта). 

С целью доступности и оперативности получения информации педагогов создан чат в Сферум.

7. Ожидаемый результат:
Два компонента
готовности педагогов к работе по развитию ЭВС дошкольников: теоретический, практический.

1.Теоретическая готовность педагогов к развитию ЭВС дошкольников:

 1) познакомить педагогов  с теоретическими основами эмоционально-волевого развития личности дошкольника, отобрать и проанализировать методическую литературу;

2)систематизировать психологические игры и упражнения по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;

Метод исследования: анкетирование.

 Практическая готовность педагогов к развитию ЭВС дошкольников:

1) умение педагогов эффективно использовать психологические игры на развитие ЭВС в образовательном процессе.

2) создать условия, способствующие  укреплению физического и психологического здоровья детей, обеспечивающих их эмоциональное благополучие:

- создание благоприятного эмоционального климата в группе,

- удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего,

- организация образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка.

Метод исследования: беседа, наблюдение.

8. Критерии оценки результата.

Критерии

готовности

Критерии сформированности готовности педагогов к развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.

Теоретический

Характеризуется:

- знанием основных теорий и концепций, объясняющих специфику и возрастные особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника;

- знанием основных понятий, методической литературы по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Практический

Характеризуется:

- умением четко формулировать цели и задачи, осуществлять планирование и прогнозирование результатов воспитательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника;

- умением создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию эмоционально-волевой сферы ребенка;

- умением организовывать деятельность дошкольника так, чтобы не возникало конфликтных ситуаций, сопровождаемых негативными эмоциями;

- умением управлять эмоциональным поведением детей в различных видах деятельности.

9. Продукты проекта:

1.Дидактические игры: «Театр настроения», «Лото настроений», «Кубик эмоций», Лепбук «Наши эмоции».

2.Картотека игр и упражнений для развития эмоционально-волевой сферы.

3.Создание в группах ЦЭР в соответствии с ФОП.

4. Методическая разработка мастер-класса для воспитателей (в рамках презентации проекта).

10. Критерии оценки продукта проекта.

- Полнота реализации проектного замысла

1. Проанализирована и дополнена методическая литература в группе по теме: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработаны и изготовлены дидактические игры в группе: «Театр настроения», «Лото настроений», «Кубик эмоций», а также лепбук «Наши эмоции».

Критерии оценки этих игр:

- знакомят с азбукой выражения эмоций, являясь упражнением по психогимнастике;

- способствуют лучшему пониманию себя и других;

- тренируют внимание и мышление;

- научат лучше понимать как свои, так и других людей эмоции и чувства;

- полезны для хорошего общения;

- развивают произвольное внимание и мышление;

- развивают эмоциональный словарь;

- создают атмосферу творчества и доверия;

- формируют коммуникативные навыки.

- Соответствие культурному аналогу, степень новизны

Одним из организационно-педагогических аспектов развития профессионального педагогического образования в России является ориентация на личность выпускника, формирование у него способностей осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей. Роль педагога дошкольного образования заключается в развитии и формировании всех физических функций дошкольников, в том числе  эмоционально – волевой сферы личности. Для этого очень важно обогащать в группе предметно-развивающую среду, дополнять играми, атрибутами на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

- Социальная (практическая, теоретическая) значимость

1) социальная значимость

- улучшается общий эмоциональный фон (дети общаются между собой, чаще идут на контакт с педагогом, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи);

- развивается способность распознавать эмоции (дети учатся  определять эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, ставить себя на место другого в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия);

- развиваются нравственные качества (воспроизводя в игре отдельные стороны жизни людей и их взаимоотношения, ребенок активно овладевает нравственными нормами поведения, проникается благородными чувствами и стремлениями).

2) практическая значимость

- формируется адекватное отношение к самому себе и другим (развивается самосознание у ребенка, уверенность в себе);

- развивается произвольный контроль (укрепляется саморегуляция поступков);

- помощь в преодолении страхов (игра помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями).

3)теоретическая значимость

- развивается способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации (ребенок учится ставить себя на место другого человека в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия).

- улучшается общий эмоциональный фон (дети общаются между собой, чаще идут на контакт с педагогом, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи).

- обучение проявлению и адекватному выражению эмоций (в игре ребенок учится проявлять свои эмоции и учится им управлять).

- Эстетичность

Игры детей связаны с выражением довольно широкого диапазона эстетических переживаний. Им всегда сопутствуют такие интенсивные эстетические переживания, как чувство радости от победы, от достижения полученного результата, от проявления мастерства.

- Потребность дальнейшего развития проектного опыта

Центральная психическая функция дошкольников – эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта линия развития эмоций нарушается, то нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве  одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.

11. Перспективы проекта.

Опыт реализации проекта может быть представлен на методических объединениях, педагогических конференциях, семинарах.

Педагоги смогут дополнить предметно-развивающую среду дидактическими играми и пособиями на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Гоношенко Н. И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим//Психолог в детском саду. 2005. № 4.

2. Зверева Н. Г., Паршенкова Е. Н. Готовность педагогов ДОУ к развитию эмоционального интеллекта у дошкольников// Научный поиск: личность, образование, культура. 2022. № 3 с. 25-30.

3. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. М: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры; изд-во Москва, 2000

6.Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов н/д: Феникс, 2006.

7. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006

8. Хухлаева О. В., Хухлаева О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников « Волшебные средства понимания»

Цель:·        Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение;·        Дифференцировка слухового восприятия;·...

Занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.

Адаптированный вариант групповой работы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков у детей  с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙТема: «Развитие...

Проект «Развитие эмоционально – волевой сферы старших дошкольников с ТНР – специфическое условие для получения образования детьми с ОВЗ».

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирск «Детский сад № 271 компенсирующего вида»  Октябрьский район,630083, г. Новосибирск, ул. Обская, 96т/ф 2694933,...

Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников методами песочной терапии

Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с применением технологии песочной терапии...

Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников

Еще не владея не только активной, но и пассивной речью, нормально развивающийся ребенок вступает в эмоциональный контакт с окружающими его, заботящимися о нем людьми, обычно -  с матерью. Он отве...

«Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством проведения динамических пауз и игровых упражнений»

Моя работа для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Предложенный практический материал может оказаться полезным при планировании и осуществлении деятельности в дошко...