Педагогический проект «Подготовка педагогов к работе по развитию эмоционально – волевой сферы старших дошкольников»
проект (старшая группа)
Актуальность темы проекта определяется следующими обстоятельствами:
1)Необходимостью развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста как основы, на которой строится личность человека.
Научно доказано, что эмоционально-волевые структуры являются фундаментом причинно-следственных основ регуляции во всех видах деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Психологи считают, что все изменения в этих видах деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребенка. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными. Г. М. Бреслав, А.В. Запорожец, И. В. Алехина, Т. А. Павлова связывают возникновение проблем эмоционально-волевой сферы ребенка с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия.
2)Требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ФОП ДО.
Согласно ФОП ДО, дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одной из таких структурных единиц является эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает как прямую, так и косвенную работу педагогических работников ДОУ по развитию и формированию эмоциональной сферы ребенка. Эта работа может осуществляться в разных видах деятельности дошкольника. Согласно ФОП ДО, дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, предоставляющие определенные направления развития и образования детей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Стратегии и специфика этой работы определяются образовательной программой и опытом педагогов.
3) Результатами собственных исследований.
Педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, отмечают их неумение понимать себя и регулировать свое эмоциональное состояние, общаться без ссор и обид, агрессивное поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kolosova_o_n_06_12.docx | 42.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Сказка» пгт Демьяново
Подосиновского района Кировской области
Педагогический проект
«Подготовка педагогов к работе по развитию эмоционально – волевой сферы старших дошкольников»
Автор-разработчик:
Колосова Оксана Николаевна,
педагог-психолог
2024
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
1.Введение | |
2.Основная часть | |
3.Содержание работы. План реализации проекта. | |
4.Заключение | |
5.Список литературы |
Паспорт проекта
Педагогический проект «Подготовка педагогов к работе по развитию эмоционально – волевой сферы старших дошкольников» направлен на целенаправленную работу воспитателей по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Проект рассчитан на педагогов старшей и подготовительной группы.
Проект является среднесрочным, его продолжительность – 2,5 месяца (с января по март). Включает в себя три этапа.
Первый этап – разработка проектного замысла, включал в себя определение проблемы; формулировку цели; постановку задач; определение результата; определение продукта. Цель педагогического проекта поставлена исходя из потребности педагогов в создании системы работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
В течение второго этапа – реализация проектного замысла.
На третьем этапе – подведение итогов проектной деятельности, а также выступление с проектом.
1.Актуальность проекта.
Актуальность темы проекта определяется следующими обстоятельствами:
1)Необходимостью развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста как основы, на которой строится личность человека.
Научно доказано, что эмоционально-волевые структуры являются фундаментом причинно-следственных основ регуляции во всех видах деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Психологи считают, что все изменения в этих видах деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребенка. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными. Г. М. Бреслав, А.В. Запорожец, И. В. Алехина, Т. А. Павлова связывают возникновение проблем эмоционально-волевой сферы ребенка с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия.
2)Требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ФОП ДО.
Согласно ФОП ДО, дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одной из таких структурных единиц является эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает как прямую, так и косвенную работу педагогических работников ДОУ по развитию и формированию эмоциональной сферы ребенка. Эта работа может осуществляться в разных видах деятельности дошкольника. Согласно ФОП ДО, дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, предоставляющие определенные направления развития и образования детей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Стратегии и специфика этой работы определяются образовательной программой и опытом педагогов.
3) Результатами собственных исследований.
Педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, отмечают их неумение понимать себя и регулировать свое эмоциональное состояние, общаться без ссор и обид, агрессивное поведение.
Проведенное мной исследование готовности педагогов детского сада к работе по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников показало, что 38% (3 человека) педагогов готовы развивать эмоционально-волевую старших дошкольников и имеют опыт работы в этом направлении. 62% педагогов (5 человек) не имеют опыта работы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников, поэтому в сентябре 2024 года они обратились ко мне, как педагогу-психологу, с данной проблемой. Аргументировали ее следующим: с каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих повышенное беспокойство, неуверенность, высокую тревожность, эмоциональную неустойчивость. Из-за этого возникают конфликты внутри коллектива. Педагоги не всегда могут помочь своим детям благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации, перебороть страхи, тревожность, агрессию. Педагоги старших и подготовительных групп провели анкетирование с детьми «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста». В опросе приняли участие 67 детей. По результатам обработанных данных было выявлено, что у 35% детей низкий, у 22% детей средний, у 10% детей высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы.
В ходе наблюдений педагогов за детьми старшего возраста, они отметили их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, общаться без ссор и обид, ведут себя агрессивно. Наилучшим методом развития эмоционально-волевой сферы ребенка, по утверждению П. Ф. Лесгафта, является игровая деятельность. В связи с этим возникла необходимость в создании этого проекта.
2.Концепция деятельности в рамках проекта.
Цель: создание системы работы с педагогами по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего возраста.
Задачи:
1) познакомить педагогов с теоретическими основами эмоционально-волевого развития личности дошкольника, отобрать и проанализировать методическую литературу;
2) подобрать психологические игры и упражнения по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;
3) создать условия, способствующие укреплению физического и психологического здоровья детей, обеспечивающих их эмоциональное благополучие:
- создание благоприятного эмоционального климата в группе,
- удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего,
- организация образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка.
Теоретико-методологической основой проектной деятельности явились:
Психологическая теория готовности к деятельности (Б. Г. Ананьев, М. И. Дьяченко, А. А. Ухтомский и др.); деятельностный подход (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); теория личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. В. Сериков и др.), а также многие другие теоретико-методические концепции формирования и развития эмоциональной сферы личности воспитанника и педагога.
3. Ресурсы, необходимые для реализации проекта.
1. Руководитель проекта: Колосова О. Н., педагог-психолог;
2. Кадровое обеспечение:
Суркова Е. И., воспитатель подготовительной группы;
Лопатина Ю. Р., воспитатель подготовительной группы;
Маевская Н. А., воспитатель подготовительной группы;
Полутова Н. В., старший воспитатель;
Власова Р. Н., воспитатель подготовительной группы;
Надеева Л. Г., инструктор по физической культуре;
Быкова Е. В., воспитатель старшей группы;
Шавкунова И. В., воспитатель старшей группы.
3. Материально – техническое обеспечение:
сенсорная комната, колонка музыкальная, атрибуты к играм.
4. Дидактическое обеспечение:
дидактические игры на развитие эмоционально-волевой сферы,
анкета для педагогов: «Критерии оценки готовности педагогов к развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста»,
анкета для детей: «Эмоционально-волевая сфера дошкольников и ее развитие в дошкольном возрасте», методическая литература для выставки, картинки ЦЭР, буклет «Основы эмоционально-волевого развития личности дошкольника», список литературы, памятка «Применение игровых технологий для развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста», картотека «Игры на преодоление эмоциональных состояний».
Участники проекта: педагоги старших и подготовительных групп.
Сроки реализации проекта: 2,5 месяца, январь - март.
5. Программа поэтапной реализации проекта.
Этапы реализации проекта | Задача этапа | Содержание деятельности субъектов ПД | Форма представления результатов |
Содержание деятельности в рамках реализации проекта. - теоретический - диагностический | 1. Познакомить педагогов с теоретическими основами эмоционально-волевого развития личности дошкольника. (январь – 3 неделя) 2.Познакомить с понятием, компонентами, спецификой развития эмоционально-волевой сферы, с приемами для развития ЭВС 3. Отобрать и проанализировать методическую литературу по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников. (февраль – 1 неделя) 4. Проведение анкетирования и определение уровня знаний педагогов теоретических основ эмоционально-волевого развития личности. (февраль – 2 неделя) | Руководитель: 1.Мотивирует педагогов к изучению эмоционально – волевой сферы дошкольников, стараюсь раскрыть значимость темы. Мотиватором послужило то, 2.Проводит консультацию для педагогов: «Как развивать эмоционально-волевую сферу дошкольника?». Педагоги: Осознают и осмысливают проблему, задают вопросы. 3.Руководитель: Знакомит педагогов с методической литературой, с интернет-ресурсами по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников. Педагоги: Изучают методическую литературу, знакомятся с основными терминами, понятиями, интернет-источниками. Мастер-класс: «Источники информации по изучению эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста». Руководитель: Активизирует педагогов к ответам на вопросы анкеты. Педагоги: Отвечают на вопросы анкеты. | Буклет «Основы эмоционально-волевого развития личности дошкольника». Консультация «Как развивать эмоционально-волевую сферу дошкольника?» Список литературы, интернет-источников, выставка книг.
Анкета «Эмоционально-волевая сфера дошкольников и ее развитие в дошкольном возрасте». |
Реализация проектного замысла. | 1.Проведение практикума с педагогами по изготовлению дидактических игр. (февраль – 3 неделя) 2.Демонстрация изготовления лепбука «Наши эмоции». (февраль 4 неделя) 3. Проведение тренинга «Знакомство педагогов с классификацией игр по видам эмоциональных состояний». (март – 1 неделя) 4. Демонстрация оформления центров эмоциональной разгрузки. (март – 2 неделя) 5. Проведение мастер-класса «Игры для развития эмоциональной сферы у детей». (март – 3 неделя) | Руководитель: 1.Организует совместную деятельность с педагогами по изготовлению дидактических игр. Педагоги: Изготовляют дидактические игры. Руководитель: 1.Организует совместную деятельность по изготовлению лепбука. Педагоги: Изготовляют лепбук. Руководитель: 1.Знакомит педагогов с классификацией игр по видам эмоциональных состояний. 2.Разбирает несколько примеров. Педагоги: Участвуют в тренинге. Руководитель: 1. Знакомит педагогов с вариантами ЦЭР в групповой комнате, с атрибутами к ЦЭР. (подушечка, мягкий пуфик, ленточки и.т.д.) Педагоги: Осуществляют ЦЭР в своей группе. Руководитель: Знакомит участников мастер-класса с опытом работы по применению игровых технологий. Педагоги: Участвуют в мастер-классе. | Практикум Изготовление дидактических игр «Театр настроения», «Лото настроений», «Кубик эмоций». Практикум «Изготовление лепбука»
Картотека «Игры на преодоление эмоциональных состояний». Центр эмоциональной разгрузки. Памятка «Применение игровых технологий для развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста». . |
Подведение итогов проектной деятельности. | Презентация педагогами продуктов проектной деятельности: ЦЭР, дидактических игр, атрибутов, картотек. (март – 4 неделя). | Руководитель: 1) Поощряет результаты деятельности педагогов. 2) Отмечает положительные моменты. Педагоги: Участвуют в презентации РППС в своей группе. | РППС в группе. |
6. Трудности и риски в ходе реализации проекта.
1.Трудности организационного характера (проблематично бывает собрать всех участников проекта).
С целью доступности и оперативности получения информации педагогов создан чат в Сферум.
7. Ожидаемый результат:
Два компонента готовности педагогов к работе по развитию ЭВС дошкольников: теоретический, практический.
1.Теоретическая готовность педагогов к развитию ЭВС дошкольников:
1) познакомить педагогов с теоретическими основами эмоционально-волевого развития личности дошкольника, отобрать и проанализировать методическую литературу;
2)систематизировать психологические игры и упражнения по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;
Метод исследования: анкетирование.
Практическая готовность педагогов к развитию ЭВС дошкольников:
1) умение педагогов эффективно использовать психологические игры на развитие ЭВС в образовательном процессе.
2) создать условия, способствующие укреплению физического и психологического здоровья детей, обеспечивающих их эмоциональное благополучие:
- создание благоприятного эмоционального климата в группе,
- удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего,
- организация образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка.
Метод исследования: беседа, наблюдение.
8. Критерии оценки результата.
Критерии готовности | Критерии сформированности готовности педагогов к развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников. |
Теоретический | Характеризуется: - знанием основных теорий и концепций, объясняющих специфику и возрастные особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника; - знанием основных понятий, методической литературы по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. |
Практический | Характеризуется: - умением четко формулировать цели и задачи, осуществлять планирование и прогнозирование результатов воспитательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника; - умением создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию эмоционально-волевой сферы ребенка; - умением организовывать деятельность дошкольника так, чтобы не возникало конфликтных ситуаций, сопровождаемых негативными эмоциями; - умением управлять эмоциональным поведением детей в различных видах деятельности. |
9. Продукты проекта:
1.Дидактические игры: «Театр настроения», «Лото настроений», «Кубик эмоций», Лепбук «Наши эмоции».
2.Картотека игр и упражнений для развития эмоционально-волевой сферы.
3.Создание в группах ЦЭР в соответствии с ФОП.
4. Методическая разработка мастер-класса для воспитателей (в рамках презентации проекта).
10. Критерии оценки продукта проекта.
- Полнота реализации проектного замысла
1. Проанализирована и дополнена методическая литература в группе по теме: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработаны и изготовлены дидактические игры в группе: «Театр настроения», «Лото настроений», «Кубик эмоций», а также лепбук «Наши эмоции».
Критерии оценки этих игр:
- знакомят с азбукой выражения эмоций, являясь упражнением по психогимнастике;
- способствуют лучшему пониманию себя и других;
- тренируют внимание и мышление;
- научат лучше понимать как свои, так и других людей эмоции и чувства;
- полезны для хорошего общения;
- развивают произвольное внимание и мышление;
- развивают эмоциональный словарь;
- создают атмосферу творчества и доверия;
- формируют коммуникативные навыки.
- Соответствие культурному аналогу, степень новизны
Одним из организационно-педагогических аспектов развития профессионального педагогического образования в России является ориентация на личность выпускника, формирование у него способностей осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей. Роль педагога дошкольного образования заключается в развитии и формировании всех физических функций дошкольников, в том числе эмоционально – волевой сферы личности. Для этого очень важно обогащать в группе предметно-развивающую среду, дополнять играми, атрибутами на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
- Социальная (практическая, теоретическая) значимость
1) социальная значимость
- улучшается общий эмоциональный фон (дети общаются между собой, чаще идут на контакт с педагогом, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи);
- развивается способность распознавать эмоции (дети учатся определять эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, ставить себя на место другого в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия);
- развиваются нравственные качества (воспроизводя в игре отдельные стороны жизни людей и их взаимоотношения, ребенок активно овладевает нравственными нормами поведения, проникается благородными чувствами и стремлениями).
2) практическая значимость
- формируется адекватное отношение к самому себе и другим (развивается самосознание у ребенка, уверенность в себе);
- развивается произвольный контроль (укрепляется саморегуляция поступков);
- помощь в преодолении страхов (игра помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями).
3)теоретическая значимость
- развивается способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации (ребенок учится ставить себя на место другого человека в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия).
- улучшается общий эмоциональный фон (дети общаются между собой, чаще идут на контакт с педагогом, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи).
- обучение проявлению и адекватному выражению эмоций (в игре ребенок учится проявлять свои эмоции и учится им управлять).
- Эстетичность
Игры детей связаны с выражением довольно широкого диапазона эстетических переживаний. Им всегда сопутствуют такие интенсивные эстетические переживания, как чувство радости от победы, от достижения полученного результата, от проявления мастерства.
- Потребность дальнейшего развития проектного опыта
Центральная психическая функция дошкольников – эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта линия развития эмоций нарушается, то нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.
11. Перспективы проекта.
Опыт реализации проекта может быть представлен на методических объединениях, педагогических конференциях, семинарах.
Педагоги смогут дополнить предметно-развивающую среду дидактическими играми и пособиями на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Гоношенко Н. И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим//Психолог в детском саду. 2005. № 4.
2. Зверева Н. Г., Паршенкова Е. Н. Готовность педагогов ДОУ к развитию эмоционального интеллекта у дошкольников// Научный поиск: личность, образование, культура. 2022. № 3 с. 25-30.
3. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. М: Издательский центр «Академия», 2003.
5. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры; изд-во Москва, 2000
6.Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов н/д: Феникс, 2006.
7. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006
8. Хухлаева О. В., Хухлаева О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников « Волшебные средства понимания»
Цель:· Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение;· Дифференцировка слухового восприятия;·...
Занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.
Адаптированный вариант групповой работы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙТема: «Развитие...
Проект «Развитие эмоционально – волевой сферы старших дошкольников с ТНР – специфическое условие для получения образования детьми с ОВЗ».
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирск «Детский сад № 271 компенсирующего вида» Октябрьский район,630083, г. Новосибирск, ул. Обская, 96т/ф 2694933,...
Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников методами песочной терапии
Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с применением технологии песочной терапии...
Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников
Еще не владея не только активной, но и пассивной речью, нормально развивающийся ребенок вступает в эмоциональный контакт с окружающими его, заботящимися о нем людьми, обычно - с матерью. Он отве...
«Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством проведения динамических пауз и игровых упражнений»
Моя работа для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Предложенный практический материал может оказаться полезным при планировании и осуществлении деятельности в дошко...