«Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения»
статья по коррекционной педагогике по теме
Введение
Эмоционально – волевая сфера – это свойство человека. Характеризующие содержание: качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации. Имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.
Целью исследования является воспитания и обучения детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования воспитание и обучение детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.
Предмет исследования – организация процесса помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.
Гипотеза исследования – проведение правильно организованной работы по воспитанию и обучению детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения улучшает динамику развития детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения»
.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3
Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения…………………………………………………………………..…….4
Заключение ………………………………………………………………………..10
Литература…………………………………………………………………………11
Введение
Эмоционально – волевая сфера – это свойство человека. Характеризующие содержание: качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации. Имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.
Целью исследования является воспитания и обучения детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования воспитание и обучение детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.
Предмет исследования – организация процесса помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.
Гипотеза исследования – проведение правильно организованной работы по воспитанию и обучению детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения улучшает динамику развития детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.
Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.
Социальная норма — исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности детей, социальных групп или организаций. Что такое «социальная норма» - это отсутствие реальной угрозы физическому или психологическому благополучию. Это и есть граница, которая отделяет норму от девиации.
Причины отклоняющег ося от норм поведения можно подразделить на причины:
・ связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
・ социального и психологического характера;
・ связанные с возрастными кризисами;
С позиций патогенеза нарушений развития личности Г.Е. Сухарева (1959) различает три вида психического дизонтогенеза: задерженное, поврежденное и искаженное развитие, Л. Каннер (1955) — недоразвитие и искаженное развитие. Клинически близкой к классификациямЛ. Каннера и Г.Е. Сухаревой является классификация нарушений психического развития. Необратимое недоразвитие связывается автором с моделью олигофрении; дисгармоническое развитие — с психопатией; регрессирующее развитие — с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией; альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое, по мнению автора, при самой различной соматической и психической патотлогии; и развитие, измененное по качеству и направлению, наблюдаемое при шизофреническом процессе.
Г. К. Ушакова (1973) и В.В. Ковалева (1979)считают основными клиническими типами психического дизонтогенеза являются два:
1. Ретардация.
2. Асинхрония.
В.В. Лебединский предлагает следующие варианты психического
дизонтогенеза:
1. Недоразвитие.
2. Задержанное развитие.
3. Поврежденное развитие.
4. Дефицитарное развитие;
5. Искаженное развитие.
6. Дисгармоническое развитие.
Методика оперантного обучения (поведенческая) предусматривает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение. В этом случае работа ведется на социально — бытовую адаптацию, речевое развитие, овладение учебными предметами, формирование производственных навыков. Обучение носит индивидуальный характер. Главное в этом подходе необходимость обучения в естественной ситуации, когда подкрепление достигается самим ребенком в результате выполнения необходимого для этого действия. Если некоторые действия трудны ребенку, то это можно обыграть в игровом сюжете, интересный ребенку, чтобы дать ему возможность попрактиковаться вне учебной ситуации.
ТЕАССН — программа, предусматривает создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования. Здесь решаются задачи развития невербальной коммуникации, формирование элементарных социально — бытовых навыков, четкое структурирование времени и пространства, опора на визуализацию. Обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков не являются обязательными. Этапы обучения и воспитания по программе ТЕАССН:
- Установление контакта с ребенком, исследования возможностей, особенностей, интересов и работа по общей организации его поведения.
- Организация стереотипов бытового поведения.
- Пространственная и временная организация занятия и распорядка дня ребенка.
Метод «Холдинг — терапия».
Включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга — удержание ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Автор метода выделяет в процедуре холдинга три стадии:
・ конфронтацию; — отвержение (сопротивление); - разрешение.
Доктор Уэлч рекомендует проводить холдинг — терапию ежедневно один раз, а также во всех ситуациях когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо себя ведет). При этом полное физическое здоровье родителей и ребенка является необходимым и обязательным условием проведения холдинг-терапии.
В процессе холдинга достигается существенный прогресс в развитии, прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми. Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям, происходящим рядом. Он активнее включается в любое взаимодействие, идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках), чаще смотрит в глаза, чаще обращаться с просьбой. Речевое развитие, как правило, тоже прогрессирует, по крайней мере, дети чаще пытаются обращаться не криком, а словом. Уменьшается проявление агрессии и самоагрессии, ребенок становится более спокойным и управляемым. В ряде случаев дети начинают проявлять интерес к книгам, рисованию, совместной игре.
ABA терапия.
- Помощь в уменьшении проблем поведения.
- Улучшение сотрудничества на дому.
- Совершенствование навыка самообслуживания.
- Обучение в естественной среде — домашнее. С участием членов семьи.
- Обучение беглости, быстроте для нормальной реакции.
- Обучение с помощью отдельных блоков:
- разбиттие на простейшие элементы и реакции;
- работать последовательно над каждым элементом;
- массированный тренинг желаемого поведения;
- подсказка и ее ослабление;
- использование правильного подкрепления.
- Схематичное обучение детей.
- Анализ рабочих заданий:
- разбивка заданий на мельчайшие детали, учить постепенно до нужного поведения;
- объединить простые поведенческие элементы.
- Уменьшение не желаемого поведения.
- Подсказка.
- Укрощение. Ассоциация с дрессировкой.
- Подкрепление.
- Уменьшение нежелательного поведения.
- Увеличение желательного поведения.
Игры и приемы в обучении и воспитании детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.
Использование игры с детьми имеющие расстройства эмоционально – волевой сферы и поведения позволяют:
- наладить контакт с детьми;
- избавиться от напряжения и страхов.
Игровая терапия.
В качестве терапевтических процедур предлагается:
- бассейн;
- детские аттракционы;
- разнообразные виды двигательной активности;
- общение с природой (прогулки в лес, в парк и т. п.).
Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями.
Важно в играх недопускать проявления агрессии по отношению к людям
и игрушкам — прототипам людей (куклам, мишкам и т. п.).
Виды игр:
- Игры с крупами.
- Игры с ватой.
- Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками.
- Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками, коробками (перетягивания, подбрасывание, легкие удары).
- Игры со старыми газетами и журналами.
- Игры с водой.
- Психодрама как способ борьбы со страхами.
Сенсорные игры.
- зрительные;
- слуховые;
- тактильные;
- двигательные;
- обонятельные;
- вкусовые.
Сенсорные игры — это возможность установления контакта.
Виды сенсорных игр:
Игры с красками.
Игры с водой (купание кукол, мытье посуды и т. п.).
Игры с мыльными пузырями.
Игры со свечами.
Солнечный зайчик.
Льдинки.
Игры с пласичными материалами.
Игры с ритмами (хлопки в ладоши, топанье ножками, прыжки в определенном ритме, танцы, проговаривание текстов стихотворени и т. д.).
Игры со звуками.
Игры с крупами.
Игры с движениями и тактильными ощущениями.
Заключение
Ранний детский аутизм - одно из сложнейших нарушений психического
развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации
Несмотря на то, что причины детского аутизма еще не достаточно
изучены, необходимо отметить, что в случае ранней диагностике ребенка, может быть поставлен или исключен диагноз раннего детского аутизма. С прогрессом медицины возможно проведение дифференциальной диагностики, что немаловажно в проблеме раннего детского аутизма. После проведения педагогической диагностики аутичных детей можно приступать к построению индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. При этом следует учитывать клинико-психологическую классификацию РДА
Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы
аутизма. Ребенок-аутист нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении
Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи
значительная часть детей с синдромом РДА становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе.
При ранней коррекционной работе большинство аутичных
детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
Литература
- Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991.
- Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Берн- штейна. — М.: Издательство «Диалог-МИФИ».
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либ- линг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000.
- Посетила семинар «Спектр аутизма». http://www.sulamot-info.com/#.
- Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье аутичного ребенка // Дефектология. – 1996.- №3, с. 56-66.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи.- М.: Теревинф. 2000.
- Интернет ресурсы: Елена Янушка. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.
- Интернет ресурсы: http://lib.rus.ec/b/203910/read
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расстройства эмоционально-волевой сферы у детей.
Характеристика расстройства эмоционально-волевой сферы у детей с различными диагнозами...
«Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения детей.»
«Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения детей.»...
подготовка к школе детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы
Статья содержит краткое исследование подходов и методик работы по подготовке к школе детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы....
«Физическое воспитание дошкольников с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения»
ОглавлениеВведение…………………………………………………………&helli...
Доклад из опыта работы «Организация логопедической работы с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы»
Методы и приемы работы с неговорящими детьми....
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Презентация.
Изучение аутичных детей представляет особые сложности из-за трудностей установления с ними взаимодействия на адекватном уровне....
Инклюзивное и интегрированное образование детей с нарушениями умственного развития и расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения
Презентация для родителей и педагогов по теме: "Инклюзивное и интегрированное образование детей с нарушениями умственного развития и расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения"...