«Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения»
статья по коррекционной педагогике по теме

Федина Елена Николаевна

Введение

 

Эмоционально – волевая сфера – это свойство человека. Характеризующие содержание: качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации. Имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Целью  исследования является воспитания и обучения детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста.

          Объект исследования воспитание и обучение детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

         Предмет исследования – организация процесса помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

         Гипотеза исследования – проведение правильно организованной работы по   воспитанию и обучению детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения улучшает динамику развития детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения»

                                                                       

.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения…………………………………………………………………..…….4

Заключение ………………………………………………………………………..10

Литература…………………………………………………………………………11

Введение

Эмоционально – волевая сфера – это свойство человека. Характеризующие содержание: качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации. Имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Целью  исследования является воспитания и обучения детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста.

          Объект исследования воспитание и обучение детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

         Предмет исследования – организация процесса помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

         Гипотеза исследования – проведение правильно организованной работы по   воспитанию и обучению детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения улучшает динамику развития детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

      Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

 

        Социальная норма — исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности детей, социальных групп или организаций. Что такое «социальная норма» - это отсутствие реальной угрозы физическому или психологическому благополучию. Это и есть граница, которая отделяет норму от девиации.

        Причины отклоняющег ося от норм поведения можно подразделить на причины:

        связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

        социального и психологического характера;

        связанные с возрастными кризисами;

        С позиций патогенеза нарушений развития личности Г.Е. Сухарева (1959) различает три вида психического дизонтогенеза: задерженное, поврежденное и искаженное развитие, Л. Каннер (1955) — недоразвитие и искаженное развитие.  Клинически близкой к классификациямЛ. Каннера и Г.Е. Сухаревой является классификация нарушений психического развития. Необратимое недоразвитие связывается автором с моделью олигофрении; дисгармоническое развитие — с психопатией; регрессирующее развитие — с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией; альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое, по мнению автора, при самой различной соматической и психической патотлогии; и развитие, измененное по качеству и направлению, наблюдаемое при шизофреническом процессе.

Г. К. Ушакова (1973) и В.В. Ковалева (1979)считают основными клиническими типами психического дизонтогенеза являются два:

1. Ретардация.

2. Асинхрония.

В.В. Лебединский предлагает следующие варианты психического

дизонтогенеза:

    1. Недоразвитие.

    2. Задержанное развитие.

    3. Поврежденное развитие.

    4. Дефицитарное развитие;

    5. Искаженное развитие.

    6. Дисгармоническое развитие.

        Методика оперантного обучения (поведенческая) предусматривает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение. В этом случае работа ведется на социально — бытовую адаптацию, речевое развитие, овладение учебными предметами, формирование производственных навыков. Обучение носит индивидуальный характер. Главное в этом подходе необходимость обучения в естественной ситуации, когда подкрепление достигается самим ребенком в результате выполнения необходимого для этого действия. Если некоторые действия трудны ребенку, то это можно обыграть в игровом сюжете, интересный ребенку, чтобы дать ему возможность попрактиковаться вне учебной ситуации.  

       ТЕАССН — программа, предусматривает создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования. Здесь решаются задачи развития невербальной коммуникации, формирование элементарных социально — бытовых навыков, четкое структурирование времени и пространства, опора на визуализацию. Обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков не являются обязательными.  Этапы обучения и воспитания по программе ТЕАССН:

  • Установление контакта с ребенком, исследования возможностей, особенностей, интересов и работа по общей организации его поведения.
  •         Организация стереотипов бытового поведения.
  •  Пространственная и временная организация занятия и распорядка дня ребенка.

        Метод «Холдинг — терапия».

Включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга — удержание ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Автор метода выделяет в процедуре холдинга три стадии:

        конфронтацию; — отвержение (сопротивление); - разрешение.

Доктор Уэлч рекомендует проводить холдинг — терапию ежедневно один раз, а также во всех ситуациях когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо себя ведет).  При этом полное физическое здоровье родителей и ребенка является необходимым и обязательным условием проведения холдинг-терапии.
В процессе холдинга достигается существенный прогресс в развитии, прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми. Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям, происходящим рядом. Он активнее включается в любое взаимодействие, идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках), чаще смотрит в глаза, чаще обращаться с просьбой. Речевое развитие, как правило, тоже прогрессирует, по крайней мере, дети чаще пытаются обращаться не криком, а словом. Уменьшается проявление агрессии и самоагрессии, ребенок становится более спокойным и управляемым. В ряде случаев дети начинают проявлять интерес к книгам, рисованию, совместной игре.

          ABA терапия.

  • Помощь в уменьшении проблем поведения.
  • Улучшение сотрудничества на дому.
  • Совершенствование навыка самообслуживания.
  • Обучение в естественной среде — домашнее. С участием членов семьи.
  • Обучение беглости, быстроте для нормальной реакции.
  • Обучение с помощью отдельных блоков:

- разбиттие на простейшие элементы и реакции;

- работать последовательно над каждым элементом;

- массированный тренинг желаемого поведения;

- подсказка и ее ослабление;

- использование правильного подкрепления.

  • Схематичное обучение детей.
  • Анализ рабочих заданий:

- разбивка заданий на мельчайшие детали, учить постепенно до нужного поведения;

- объединить простые поведенческие элементы.

  • Уменьшение не желаемого поведения.
  • Подсказка.
  • Укрощение. Ассоциация с дрессировкой.
  • Подкрепление.
  • Уменьшение нежелательного поведения.
  • Увеличение желательного поведения.

Игры и приемы в обучении и воспитании детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

Использование игры с детьми имеющие расстройства эмоционально – волевой сферы и поведения позволяют:

  • наладить контакт с детьми;
  • избавиться от напряжения и страхов.

Игровая терапия.

В качестве терапевтических процедур предлагается:

  • бассейн;
  • детские аттракционы;
  • разнообразные виды двигательной активности;
  • общение с природой (прогулки в лес, в парк и т. п.).

Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями.

Важно в играх недопускать проявления агрессии по отношению к людям

и игрушкам — прототипам людей (куклам, мишкам и т. п.).

Виды игр:

  • Игры с крупами.
  • Игры с ватой.
  • Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками.
  • Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками, коробками (перетягивания,  подбрасывание, легкие удары).
  • Игры со старыми газетами и журналами.
  • Игры с водой.
  • Психодрама как способ борьбы со страхами.

Сенсорные игры.

  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • двигательные;
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Сенсорные игры — это возможность установления контакта.

Виды сенсорных игр:

        Игры с красками.

        Игры с водой (купание кукол, мытье посуды и т. п.).

        Игры с мыльными пузырями.

        Игры со свечами.

        Солнечный зайчик.

        Льдинки.

        Игры с пласичными материалами.

        Игры с ритмами (хлопки в ладоши, топанье ножками, прыжки в определенном ритме, танцы, проговаривание текстов стихотворени и т. д.).

        Игры со звуками.

        Игры с крупами.

        Игры с движениями и тактильными ощущениями.

Заключение

Ранний детский аутизм - одно из сложнейших нарушений психического

развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации

Несмотря на то, что причины детского аутизма еще не достаточно

изучены, необходимо отметить, что в случае ранней диагностике ребенка, может быть поставлен или исключен диагноз раннего детского аутизма. С прогрессом медицины возможно проведение дифференциальной диагностики, что немаловажно в проблеме раннего детского аутизма. После проведения педагогической диагностики аутичных детей можно приступать к построению индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. При этом следует учитывать клинико-психологическую классификацию РДА

Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы

аутизма. Ребенок-аутист нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении

Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи

значительная часть детей с синдромом РДА становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе.

При ранней коррекционной работе большинство аутичных

детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.

     

Литература

  1. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Берн- штейна. — М.: Издательство «Диалог-МИФИ».
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либ- линг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000.
  4. Посетила семинар «Спектр аутизма». http://www.sulamot-info.com/#.
  5. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье аутичного ребенка // Дефектология. – 1996.- №3, с. 56-66.
  6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи.- М.: Теревинф. 2000.
  7. Интернет ресурсы: Елена Янушка. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.
  8. Интернет ресурсы:  http://lib.rus.ec/b/203910/read 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расстройства эмоционально-волевой сферы у детей.

Характеристика расстройства эмоционально-волевой сферы у детей с различными диагнозами...

«Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения детей.»

«Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения  детей.»...

подготовка к школе детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы

Статья содержит краткое исследование подходов и методик работы по подготовке к школе детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы....

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Презентация.

Изучение аутичных детей представляет особые сложности из-за трудностей установления с ними взаимодействия на адекватном уровне....

Инклюзивное и интегрированное образование детей с нарушениями умственного развития и расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения

Презентация для родителей и педагогов по теме: "Инклюзивное и интегрированное образование детей с нарушениями умственного развития и расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения"...