Хороводные игры в коррекции эмоциональной стороны дошкольников с РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике
В статье рассмотрен опыт использования хороводных игр в работе с детьми с РАС в условиях ДОО. Раскрыты важные моменты развития эмоциональной стороны дошкольников с аутизмом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Хороводные игры как метод раскрытия эмоциональной стороны дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Аннотация:
В статье рассмотрен опыт использования метода хороводных игр в работе логопеда с детьми с РАС в условиях ДОО. Раскрыты важные моменты развития эмоциональной стороны у детей с РАС на занятиях с применением хороводных игр. Приведён практический материал для использования педагогами в работе с детьми с РАС.
Игра для дошкольника – это способ познания социальных законов окружающего мира, развитие социально-бытовых навыков, особенностей поведения, культурно-нравственных принципов. В игре ребёнок осваивает знаковую систему и коммуникативные принципы. Вживание и проживание роли невозможно без эмоций. Ребёнок в игре проживает это состояние и переносит эти чувства в реальную жизнь. Для детей с коммуникативными нарушениями очень важно обучение вступать в эмоциональный контакт с окружающими людьми. У них эмоциональное и аффективное развитие происходит иначе. Дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности при распознавании чувств других людей.
Актуальным в решении данной проблемы стало использование хороводных игр, где основная функция текста – организация и сопровождение игрового действия. Это относительно новое направление в коррекционной работе с аутичными детьми. Иногда музыка позволяет быстрее установить контакт с ребёнком, чем другие формы общения. Выполнение упражнений под музыку позитивно воздействует на многие высшие психические функции: развивается внимание, улучшается сенсорная интеграция и моторика. В ходе игрового взаимодействия такие дети раскрываются эмоционально, учатся сдерживать свои эмоции, учатся терпению, то есть появляется эмоциональная стабильность.
У детей с расстройствами аутистического спектра нарушена сенсорная интеграция, что характеризуется повышенной отвлекаемостью, гиперактивностью и сменой эмоций и настроения. Ребёнок, получая новый опыт в ходе игры через органы чувств, такие как, визуальные (зрение), звуковые (слух), тактильные (осязание), вестибулярные (среднее ухо), фильтрует информацию и отбирает то, на чём нужно сконцентрироваться. Тем самым развивается самоконтроль, самоорганизация и, особенно, умение контролировать своё эмоциональное поведение.
Использование хороводных игр помогает развивать навыки социализации и подражания. Процесс проигрывания хороводной игры ставит ребёнка в такие ситуации, которые провоцируют на сочувствие или выражение несогласия. После систематического использования хороводных игр с детьми с расстройствами аутистического спектра повысилась мимическая активность детей, появилась положительная реакция на проведение игр, изменилась в лучшую сторону эмоциональная сторона игрового общения, появился интерес к игре. Дети стали меньше проявлять негатив, тревогу, агрессивность, выполняли игровые действия без помощи взрослых. Заинтересованность в выполнении условий сюжета хороводных игр повлияло и на развитие коммуникативных навыков.
Ещё один важный момент в использовании хороводных игр – это тактильное взаимодействие. В детском фольклоре встречаются лёгкое касание, щипки, похлопывание рядом стоящего и т.д. В ходе игры ребёнок должен освоить и принять эти условия, а значит научиться регулировать своё эмоциональное состояние. А это не так-то просто для детей с расстройствами аутистического спектра. Но, когда ребёнок в коллективной игре видит положительный образец поведения, то он принимает эти условия, таким образом, корректируя своё эмоциональное поведение.
Метод использования хороводных игр изменил у детей не только эмоциональное поведение, но эмоциональные речевые реакции в виде воспроизведения слов и мелодий игры. Дети как бы уже ждали момента, когда нужно будет самостоятельно проговорить повторяющиеся слова в данной игровой ситуации. Особенно важно это для безречевых детей. Формируется речевая коммуникация, что позитивно влияет на коррекцию эмоциональных нарушений.
Предлагаемые хороводные игры тщательно подбирались и активно использовались в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Музыка подбиралась под слова легкая, запоминающаяся. Некоторые песни просто пропевались под произвольную, подходящую музыку, чтоб детям было легко подстроиться под темп. Слова некоторых хороводных игр мы заменили, подстраиваясь под специфику нарушений.
При выборе игр мы руководствовались особенностями детей с РАС. Игры подбирались короткие, с небольшим количеством слов и повторяющимися действиями.
Мы на луг ходили (муз. А. Филиппенко, сл. Т.Волгиной)
Мы на луг ходили, (Дети, взявшись за руки, идут вправо по кругу.)
Хоровод водили.
Вот так, на лугу
Хоровод водили
Мы ромашки рвали, (Рвут ромашки, наклоняясь к полу)
Цветочки собирали
Вот так, на лугу
Цветочки собирали
Задремал на кочке (Имитируют спящего зайчика)
Зайка в холодочке (Прикладывая сложенные ладошки к щеке.)
Вот так задремал (Голову при этом слегка наклоняют то вправо, то влево)
Зайка в холодочке
Разбудить хотели (Показывают игру на дудочке)
В дудочку дудели
Ду-ду ду-ду-ду
В дудочку дудели
Зайку мы будили( Показывают игру на барабане.)
В барабаны били
Бум-бум тра-та-та
В барабаны били
Большие и маленькие ножки (муз. и слова народные)
Дети берутся за руки и идут по кругу, то медленно, то быстро.
Большие ноги шли по дорожке
Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ. (шагают громко топая)
Маленькие ножки бежали по дорожке
Топ топ топ топ топ топ топ. (бегут, быстро перебирая ножками)
Мы в лесу ходили (муз. и слова народные)
Дети берутся за руки и ходят по кругу.
Мы по лесу идём, зверей найдём.
Зайца громко позовём: «Ау-ау-ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается: «Ау-ау-ау!» (произносится тихо)
Зайка (муз. и слова народные)
Дети берутся за руки и идут по кругу, проговаривая слова.
Зайка шёл, шёл, шёл, (взрослый указывает на ребёнка, который будет зайкой. Или зайкой становится кто-нибудь по желанию)
Морковку нашёл («зайка» рвёт морковку с «грядки»)
Сел, поел и дальше пошёл (ребёнок имитирует движения и становится в круг)
Зайка шёл, шёл, шёл,
Капустку нашёл (выходит другой ребёнок)
Сел, поел и дальше пошёл
Зайка шёл, шёл, шёл. (выходит третий ребёнок)
Картошку нашёл,
Сел, поел и дальше пошёл.
Матрёшки (муз. и слова народные)
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, присаживаемся,
Встали, встаём
Себя показали.
Попрыгали, (прыгаем)
Потопали, (топаем)
В ладошки мы похлопали (хлопаем).
Где был? (муз. и слова народные)
Ребёнок стоит в центре круга. Дети со взрослым спрашивают, ребёнок отвечает.
- Где был, Коленька?
- На ярмарке. (говорят все хором)
- Что купил, Коленька?
- Курочку. (говорит ребёнок)
Уточка зёрнышки клюёт (Дети все вместе показывают, как клюёт курочка)
- Где был, Мишенька?
- На ярмарке.
- Что купил, Мишенька?
- Уточку.
Уточка по лужице плывёт (Дети показывают, как уточка плывет)
- Где была, Машенька?
- На ярмарке.
- Что купила, Машенька?
- Ослика.
Ослик на лужайке травку щиплет (Дети показывают, как ослик щиплет травку)
На лугу, на лугу (муз. и слова народные)
На лугу, да на лугу (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Пляшет Таня в кругу (идёт против хода)
А мы песенку поем
И в ладоши громко бьем.
Таня, веселей! (Ритмично хлопают в ладоши)
Своих ножек не жалей! (Ребёнок подпрыгивает или танцует0
Поклониться не забудь, (Кланяется и приглашает любого)
Выбирай кого-нибудь.
Мы гуляли (муз. и слова народные)
Дети и взрослые берутся за руки.
Мы гуляли далеко, (расступаются, делая широкий круг)
Мы гуляли близко, (сходятся к центру круга)
Мы летали высоко, (поднимают руки вверх)
Мы летали низко. (садятся на корточки)
Три поросёнка (муз. и слова народные)
Дети и взрослые берутся за руки и идут по кругу.
Три весёлых братца гулял по двору,
Три весёлых братца затеяли игру. (останавливаются)
Делали головками: ник-ник-ник (киваем головой)
Пальчиками ловкими: чик-чик-чик (указательный и средний пальцы делают «ножницы»)
Хлопали ладошками: хлоп-хлоп-хлоп
Топали ножками: топ-топ-топ
И с пенёчка прыгали: прыг-прыг-прыг
И ногами дрыгали: дрыг-дрыг-дрыг.
Список использованной литературы
- Волкмар Ф. Р., Вайзнер Л.А. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей.- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. С.51-53
- Ковалец И.В. Основные направления работы с аутичными детьми// Дефектология 1998. № 2. с. 63—73.
- Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом//Дефектология. 2003. № 2. с. 57.
- Русское народное творчество. Под редакцией Новиковой А.М. – М.: «Высшая школа», 1986. С.121-122
Предварительный просмотр:
Использование продуктивной деятельности в работе логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра
Отклонения в речевом развитии – один из основных признаков расстройств аутистического спектра у детей. Наряду с работой над пониманием и активизацией речи у ребенка с расстройствами аутистического спектра необходима коррекция сенсорных систем и реализация продуктивной деятельности. При комплексной работе у аутичного ребёнка лучше и быстрее формируются способности понимать речь.
Продуктивная деятельность развивает двигательную, познавательную и эмоциональную сферы, и конечно, сферу восприятия ребенка за счет взаимодействия с различным материалом (крупа, краски, пластилин и др.), формами, текстурами. Ребенок переходит от непроизвольных манипуляций к сознательному взаимодействию с материалом, что является важнейшей способностью интеллектуального развития и познания окружающего мира. Аутичный ребенок без специально организованной продуктивной деятельности не переходит на качественно иной уровень игры , а как известно, что восприятие мира для ребёнка идёт через игру .
В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра использовались следующие виды игр и упражнений.
- Работа над целостным образом (собирать растения, животных, игрушки, посуду, одежду и т.д. из 2-3 частей, постепенно увеличивая до 5-6)
- Работа над схемой лица, схемой тела человека, схемой туловища животных (дорисовать, доклеить, долепить из пластилина недостающие части ).
- Работа над недостающими деталями предметов (доклеить колесо у машины, ручку у чайника ит.д.)
- Упражнения на выделение контура (обводим пальцем, фломастером, залепляем пластилином, рисуем ватной палочкой и гуашью и т.д. )
- Упражнения на дифференциацию по цвету и форме (кружочки в одну коробку, треугольники в другую; груши на одно дерево, яблоки на другое; грибочки в одну корзинку, шишки в другую и т.п.)
- Упражнения на последовательность из двух, а потом и более элементов (цветовая, графическая). Можно использовать разноцветные счётные палочки, магнитики и сборные бусы.
- Упражнения на подбор правильного цвета (раскрасить предметы правильным цветом: огурец зелёным, помидор красным; банан жёлтым, яблоко красным и т.д.)
- Сюжетное рисование. Рисуем дом, окно, дым из трубы, ребёнка рядом с домом. Рисуем дерево, листочки, траву, облака, дождик из тучки. Одновременно развиваем графомоторные навыки (имитируем точки, дождик, травку). Используем также клей, крупы, бумажные салфетки для имитации облака, травы, дождика.
- Игры на соблюдение очерёдности (каждый по очереди закрашивает или заклеивает, выкладывает кубик или нанизывает бусинку и т.д.)
- Упражнения на конструирование по образцу. Это может быть аппликация, конструктор, кубики.
Для развития воображения детей с расстройствами аутистического спектра помогают также игры и пособия:
- «Подбери по контуру»
- «Подбери узор»
- «Чья тень?» (используем изображения животных, игрушек, посуды и т.п.)
- «Подбери пару» (по лексическим темам)
- «Подбери по цвету» (подбираем чашки к блюдцам и т.п.)
- «Большой-маленький»
- Лото (животные, фрукты, игрушки)
- Рамки - вкладыши (деревянные лото и пазлы). «Тело человека», «Фрукты», «Овощи», «Игрушки», «Дворик в деревне», «Ферма», «Гусеница», «Дерево», «Фигуры-геометрия» и т.п.
Используя методику продуктивной деятельности на занятиях по активизации речи можно спровоцировать неговорящего ребёнка на словесные реакции и сформировать мотивацию к общению. Тем самым растормаживается «внешняя» речь ребёнка, формируются коммуникативные навыки.
Только комплексная система воздействия обеспечивает максимальное развитие ребенка с особыми потребностями!
Список литературы:
- Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи/ Под научной ред. И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014.
- Морозова Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме. Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. Под ред. С.А. Морозова. – М.,2001.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 2014.
- Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф, 2014.
- Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Под ред. Т.Е.Волосовец, Е.Н.Кутеповой. – М., 2007.
- Хаустов А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями // Детский аутизм: исследования и практика. – М.; 2005.
Анкета автора
ФИО: Нурмухаметова Лариса Рафиловна
Дата рождения: 01.09.1969
Место работы: РБ, Бураевский р-н, с. Бураево, МБДОУ «ЦРР-д/с № 1с. Бураево», учитель-логопед
Тел. 89272348112
Адрес6 452960, РБ, Бураевский р-н, с. Бураево, ул. Т.Гилязетдинова, 41
Паспорт 8015 043714 , выдан 16.09.2014 отд.УФМС России по Республике Башкортостан в Бураевском районе
ИНН 021700283503
Страховое свидетельство: 016-276-788-65
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс Тема: Использование арттерапевтических техник для коррекции эмоциональной сферы дошкольника.
Продемонстрировать способы применения изотерапевтических техник, акцентируя внимание на возможности их широкого использования в образо...
"Развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников"
Буклет для педагогов к мастер - классу "Развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников"...
Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников
В статье расскрывается роль специально организованной театрализованной деятельности для коррекции эмоциональных нарушений дошкольников...
Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников
Семинар-практикум для педагогов...
Программа по развитию и коррекции эмоционального мира дошкольников 4—6 лет Автор-составитель И.А.Пазухина.
Пояснительная записка.В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто...
«Психологическая система воздействия музыкального фольклора на коррекцию эмоциональных состояний дошкольников»
Консультация для воспитателей...