Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье расскрывается роль специально организованной театрализованной деятельности для коррекции эмоциональных нарушений дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников
Подготовила:
Жукова М. А.
педагог-психолог
Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик.
В психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
Особая роль в создании положительного эмоционального фона принадлежит специально организованной театральной деятельности. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
Специально организованную театрализованную деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методов и методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме.
Основные функции специально организованной театрализованной деятельности:
- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);
- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Методы, входящие в специально организованную театрализованную деятельность: сказкотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, игротерапия, арт – терапия и др.
Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления, развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия (В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова). Как писал Б. М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.
Принципы коррекционной работы с детьми, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)
Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы.
1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.
2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:
- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);
- детского и взрослого искусств;
- театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;
- ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;
- специально организованной и самостоятельной деятельности.
5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:
- ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;
- побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;
- самостоятельный поиск решения творческих задач.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры - драматизации;
- игры - представления (спектакли).
Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль - та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.
Творческая игра - драматизация является условием, в котором развивается коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков, формируется умение показать своё отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а так же формирование чувств партнера, то есть умение действовать совместно с другими детьми.
Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.
Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности:
- искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка;
- под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т. е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию (Л. С. Выготский)
Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
- снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;
- раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
- развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);
- преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
- включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.
Применение специально организованной театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1.Театрализованная деятельность способствует развитию:
- психофизических способностей (мимики, пантомимики);
- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
- речи (монолог, диалог);
- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
2.Специально организованная театрализованная деятельность, являясь совокупностью коррекционных методов и методик, повышает эффективность коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников и может быть использована в деятельности всех педагогов ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста.
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px Helvetica; color: #e4af09} В связи переходом на ФГОС цели и задачи в дошкольном учреждении несколько изменились. Исследования и диагности...
Мастер – класс для учителей – логопедов «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»
middot; Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.· Прив...
Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников
Семинар-практикум для педагогов...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...
Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...