Комплексное занятие "Удивительное рядом"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Комплексное занятие, в котором дети, попадают в волшебный мир вместе с хранителем Тайн (логопедом) и Проводником (тифлопедагогом), отгадывают загадки, выполняют задания, в процессе выполнения познают значимость нашей планеты и всего живого на ней.
Эффективность, по мнению автора, представленного материала по сравнению с традиционными:
Ребёнок на занятии лет проявляет познавательную активность, интерес к новым объектам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними.
Активно познает и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, материал из которого сделан предмет), способы его использования, обследует основные признаки и свойства предметов с использованием зрения и других анализаторов
Испытывает чувство удовлетворения от выполненной познавательной задачи, удовольствие от познания нового. Процесс и результаты познавательной деятельности вызывают различные эмоциональные переживания (положительные и отрицательные).
Учится взаимодействовать с детьми и взрослыми в совместной познавательной деятельности, при наблюдениях, обсуждении увиденного и пр.
Обсуждает с детьми и взрослыми информацию о предметах, явлениях, событиях из ближайшего окружения. Уточняет ответы детей, подсказывает слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка.
Регулирует свою познавательную деятельность. Считается с желаниями другого. Проявляет интерес к результатам познавательной деятельности сверстника и его высказываниям.
Цели:
- образовательная: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы.
- коррекционно-развивающие: развитие чувственной основы познания окружающей действительности; развитие склонности к наблюдению (восприятию) окружающего.
Задачи:
- Обогащение чувственного опыта:
- развивать эстетические чувства: обогащать опыт созерцания;
- развивать чувство красоты: обогащать опыт восприятия реально существующей красоты мира природы;
- развивать способность переживать различные явления действительности как прекрасные, гармоничные, совершенные; побуждать к эмоциональному отклику;
- продолжать формировать представление о симметрии, как об элементе гармонии;
- актуализировать зрительные, тактильные и слуховые ощущения в процессе восприятия объектов неживой природы (льда, песка, камня, воды);
- продолжать развивать зрительное внимание, увеличивать его концентрацию, объем;
- повышать зрительные функции: цветоразличение, светоощущение; пространственную контрастную чувствительность.
- Достижение целевых ориентиров ДО:
- развивать воображение;
- способствовать освоению опыта выражения своих чувств;
- продолжать расширять и углублять познавательные интересы.
- Воспитание положительного отношения к миру и его познанию:
- развивать любознательность и познавательную мотивацию;
- формировать первичные представления об объектах природного мира (неживая природа);
- развивать интерес к миру, повышать осмысленность восприятия мира природы.
- Развитие речи:
- развивать номинативную функцию речи;
- обогащение словаря и образности речи на основе предметной и деятельной соотнесённости слова.
Предварительная работа
-Беседы экологической направленности о Земле;
- Знакомство со свойствами и качествами льда, снега, воды, песка, камней, проведение игр –экспериментирований с этими материалами и веществами;
- Просмотр видеоматериалов видеоряда, представленного на занятии;
- Формирование представлений о Фиолетовом цвете и его оттенках;
- Рассматривание строения снежинки, знакомство с понятием «симметрия»;
- Создание и исполнение этюдов, направленных на развитие навыков и умений владением выразительными движениями
- Развивающие игры «Геоконт», « Чудесный мешочек»;
Оборудование
* Сундук и карточки со словами, карточки со зрительными стимулами для фронтальной(4 шт.) и индивидуальной работы (по 4 шт.)
* коробка с отверстиями для рук,
* пять контейнеров с природными материалами: лёд, песок, вода, камни, воздух,
* Изображение зимнего пейзажа, гелиевые снежинки, игра «Геоконт»4 шт.
* «Песчаные картинки» 4 шт., подносы с фиолетовым песком 4 шт.
* Светильник с соляными камнями, 5 ящериц фиолетового цвета, фонарики 4 шт., «террариум»
* «водные часы» 4 шт., пособие ракушки с бусинами фиолетового цвета, фонтан настольный
* Мыльные пузыри 4 шт., «ленточный дождь», «цветовой проектор», глобус,
* Проектор, компьютер, презентация «Природные красоты Земли», презентация анимационных изображений «Природные явления», звуки природы.
Технические рекомендации по использованию разработок:
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей мультимедийные презентации.
В отличие от обычных средств обучения медиа технологии значительно расширяют возможности педагогов родителей в сфере развития ребёнка, способствуют успешной реализации его интеллектуальных и творческих способностей.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
Здоровьесбережение детей при работе с проектором.
Говоря об использовании мультимедийных презентаций в работе с детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения.
Исходя из Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2010г. на занятиях для детей 5-6 лет использование ПК по времени не должно превышать 10-15 минут.
Функциональные возможности дошкольников еще очень малы, поэтому даже после столь непродолжительных занятий у них появляются признаки зрительного и общего утомления.
Очень важна правильная организация просмотра презентаций, занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате, детей следует рассаживать не ближе 2, 5-3 метров от экрана, полукругом.
Увлеченность, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление.
Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Список использованных источников
- Интернет ресурсы: Картинки http://go.mail.ru/search_images//
- Сайт «Звуки природы» http://www.yugzone.ru/brainmusic//
- Авторская презентация на тему: «Природные явления»
- Авторская презентация на тему: «Природные красоты Земли»
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение, 1997.
- Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Образование, 1995. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Авторский коллектив: В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др. – СПб.: Образование, 1995.
- Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие.- М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006.
- Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. - Тольятти. 2002.
- Корнилова И.Г. игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
- Денискина В.З., Костючек Н.С. Содержание и методы коррекционной работе по развитию осязания //Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: Учебно-методическое пособие /Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 1990.
- Новичкова И.В. Формирование умений и навыков использования сохранных анализаторов на логопедических занятиях //Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах /Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998.
- Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб, Речь, 2005
- Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие, Фомичева Л.В.- Каро, 2007
- Развивающие игры «Геоконт», « Чудесный мешочек».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hranitel_zagadok_.docx | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тифлопедагог | -Здравствуйте. Сегодня всё необычно: необычно, что так много гостей, необычно, что пришли мы в этот зал, так давайте проведём этот день необычно… Я знаю, что все любят чудеса и тайны!!! - Предлагаю отправиться самим на поиски чудес? |
Дети за педагогом проходят под «дождём» Гаснет свет, звучит таинственная музыка. Звенит колокольчик, появляется Хранитель загадок
Хранитель достаёт ёмкость со льдом и показывает детям Этюд холод Дети подходят к замку 1 Тифлопедагог Дети садятся за столы Звенит колокольчик, Дети подходят к Хранителю Хранитель достаёт ёмкость с песком и показывает детям Этюд песок Дети подходят к замку 2 Тифлопедагог Звенит колокольчик,
Этюд пещера Дети подходят к замку 3 Тифлопедагог Дети ходят по залу ищут спрятанных ящериц и светят на каждую фонариком. Звенит колокольчик, Хранитель достаёт ёмкость с водой и показывает детям
Этюд вода Дети подходят к замку 4 Тифлопедагог Звенит колокольчик Хранитель достаёт пустую ёмкость и показывает детям Этюд ветер Тифлопедагог Звенит колокольчик Дети открывают сундук и достают глобус. Дети за педагогом проходят под «дождём» Просмотр презентации на тему «Красоты Земли» | - 1,2,3 в мир чудес войди, за собой детей веди!! -Что происходит? Посмотрите! - Подойдите, смотрите - сундук … закрытый, на нём надпись: Внутри самое важное для каждого человека - Возьмите в руки по карточке и прочитайте слово, по очереди Прекрасное, Удивительное, Бесценное, Дорогое, Великое, Родное, Благодатное - Как вы думаете, что может быть внутри сундука? (золото, драгоценности, книги …) - Интересные предположения… - Здравствуйте, я ХРАНИТЕЛЬ ТАЙН И ЗАГАДОК, вижу, вас заинтересовало это бесценное сокровище. Так и быть, вы узнаете, что там внутри, НО только после того, как справитесь с моими загадками. - Согласны? - Это моё хранилище загадок, опустите левую руку в отверстие и определите, что там? - Лёд? – Какие ощущения?- Что вы чувствуете? (холодно, мокро, приятно, скользко) -Давайте предположим, откуда я мог принести лёд? (с северного полюса, с горы, отколоть от айсберга, из холодильника, зимой с улицы …) -Покажите при помощи движений: Мы замёрзли – сжались, обняли руками себя за плечи; Мы хотим согреться – растираем плечи, руки, ладони; Вот и согрелись - выпрямились, улыбнулись друг другу. - здорово! Вот вам ключ, -Посмотрите на рисунок ключа, найдите замок с таким же рисунком и подойдите к нему. - Посмотрите на стекло, Что вы видите? Какие красивые снежинки: аккуратные, резные! -Снежинки одинаковые? Но половинки каждой – одинаковые – симметричные, в природе симметрия - это красота. - Какие они хрупкие! - Сюда долетели лишь половинки. - Как же их восстановить? На что будем смотреть? -Конечно, они ведь симметричные. - Покажите линию середины; -Проведите по лучам от центра к краям; - Покажите, как будут направлены лучи растаявшей половины. - Восстановите снежинку. - Нас зовёт Хранитель загадок… - Загадка Вторая! Готовы? Опустите правую руку в отверстие и определите, отгадайте, назовите, что там? - Песок? – Какие ощущения?- Что вы чувствуете? – Какой он на ощупь? (мягкий, мелкий, сыпучий, податливый…) -Ваши предположения, откуда я его мог принести? (с улицы, с карьера, с моря, из пустыни…) -Покажите при помощи движений: Мы собираем песок в ладони – сложить ладони лодочкой, присесть, собрать песок в ладони; Мы слегка дуем на песок в ладонях – поднести ладони к лицу, слегка подуть на ладони; Мы пересыпаем песок из одной руки на другую ладонь – поочередно поднимать руки ладонями друг к другу, имитируя пересыпание песка. - Вот вам следующий ключ, он подскажет, куда вам двигаться дальше. (Посмотрите на рисунок ключа, найдите замок с таким же рисунком и подойдите к нему). - Как красиво и непрерывно пересыпается песок в песчаных картинках. Держите картинку на уровне глаз и переверните её, чтоб началось движение. - Увлекает, правда. Какая картина получается, на что похоже? (холмы, горы, пещеры…) - А на песке можно ещё и рисовать! и солнце и горы, а что нарисовал бы ты? а ты? - У меня здесь цветной песок, какого он цвета? - Вроде бы просто песок, а какие сказочные рисунки вышли. - Загадка третья! – Опустите не правую руку в отверстие и определите, отгадайте, назовите, что там? -Камни? – Что вы чувствуете? Какие они на ощупь? (твёрдые, большие и маленькие, холодные, гладкие, неровныё) - Ваши предположения, где я их мог собрать? (на улице, в горах, на берегу моря, в пещерах) Изобразите при помощи движений: - Огромные камни завалили проход - дети руками изображают камни; -Поднимем камень и уберём с пути – дети нагибаются, изображая мимикой усилие, приподнимают камень, относят его в сторону; -Как здорово у вас вышло, вот вам следующий ключ, ищите замок В природе всё гармонично и прекрасно, надо только научиться видеть это. Вот эти камни называются морскими, как вы думаете почему? Потрогайте их... - А это соляные – их достали из подземных соляных пещер. - Ой, кто это под камнем? (не трогаю, направляю свет) - Какая проворная ящерица!!! – Какого она цвета? -Найдите всех ящериц на полу, посветив на них фонариком - это их усыпит на время. – В глаза не направляем, свет скользит по только по полу. - Стоп, замрите, они просыпаются, будем по очереди их собирать, чтоб отнести в террариум. - …Принеси ту, которая ближе всего к тебе, - …Принеси ту, которая от тебя всех дальше, - …Принеси ту, которая к тебе всех ближе, - …Принеси ту, которая дальше от тебя -Я принесу последнюю,… успели, ящерицы не проснулись!!! - Загадка четвёртая! – опустите не левую руку в отверстие и определите, что там? - Вода? – Какие ощущения? - Что вы чувствуете? (холодно, мокро, жидкая, текучая, прозрачная) -Давайте предположим, где её можно увидеть? (в луже, в море, в озере, в ручье, из снега или льда растаяла) -Изобразите, при помощи движений: -Наберём из водопада полные ладони воды – сложить ладони лодочкой, вытянуть руки вперёд и «набрать в ладони воду»; -Посмотрим. Улыбнёмся своему отражению радостно и светло – поднести ладони к лицу, слегка наклонить голову вправо, влево, улыбнуться; -А теперь умоем своё лицо водой - поднести ладони близко к лицу, не касаясь его, провести руками вдоль лица сверху вниз; - Стряхнём капельки воды с рук – потряхивание одновременно обеими кистями рук; Посушим лицо и руки - помахать руками перед лицом…и вот вам следующий ключ, ищите замок Плескаться в воде, смотреть на бегущую воду можно очень долго, наблюдать за причудливыми формами пузырьков в водных часах то же очень затягивает. Поднимите водные часы на уровне глаз и переверните. Красиво, правда? - Мне это напомнило цветной дождь, а вам (волшебное море, сказочный фонтан, новогоднее конфетти, цветные бусинки). - А вот коллекция раковин с жемчугом. Красивые? -Какого цвета жемчужины? - Чем отличаются? -Выберите лишнюю ракушку по оттенку жемчужину, без пары и положите её ближе к центру фонтана.…Остальные выложите по краю, обратите внимание, более округлый край ракушки дальше от центра. - Художники дают название каждому оттенку, вот этот называется сиреневый, этот глубокий тёмно-лиловый, а этот серо-буро-малиновый - Загадка пятая! – опустите левую руку в отверстие и определите, что там? - Что нас окружает, Чем Мы дышим? - Да, там Воздух.- Мы его не видим, но можем почувствовать и изобразить его движение: -Подул ветер, и закачались деревья на сильном ветру - руки подняты над головой, плавные покачивания корпусом тела. -Подул ветер, и поднялись волны на воде – руки вытянуты вперёд, плавные волнообразные движения перед собой. - Подул ветер, и побежали по небу облака – круговые движения руками над головой. - Облака разошлись, и выглянуло тёплое ласковое солнце – прямые руки опустить через стороны вниз и улыбнуться …и вот вам следующий ключ, ищите замок - Так, когда мы чувствуем движение Воздуха? (подуть на ладонь, заметить в ветреную погоду в листве деревьев или плывущих облаках). -А еще видим воздух, когда выдуваем мыльные пузыри.… Это и весело и красиво, особенно когда они переливаются. Вы любите пускать мыльные пузыри? Всё готово! -Все мои загадки вы разгадали, вспомните, что вы отгадали? (Лёд, Песок, Камни, Вода, Воздух) - Всё это может быть прекрасным, волшебным и таинственным, только надо присмотреться. И всё это рядом с человеком, где же этим можно любоваться? Это всё есть ….. на Земле!! Планета Земля - самое важное для всех людей: Дорогое, Прекрасное, Удивительное… -вспомните, какие ещё слова были написаны на карточках? Наша планета – это самая большая ценность для всех людей. Её надо беречь. Исчезнет планета, и вместе с ней исчезнет всё живоё! Берегите нашу планету расскажите это всем!! - Нам пора возвращаться… 1,2,3 в реальный мир попади!! - Да, день выдался не обычный, а путешествие? (интересное, трудное, красивое, необычное) - Что нам пожелал Хранитель загадок? (беречь планету). - А еще Хранитель оставил сюрприз - усаживайтесь поудобнее и смотрите… Берегите Землю и расскажите это всем!! - Так идём в группу, расскажем друзьям о нашем приключении!
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Удивительное - рядом"
Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности. Дети знакомятся со свойствами воды и воздуха, а также определяют сходства и различия соли и сахара....
методическая разработка непосредственно образовательной деятельности (открытого занятия)."Удивительное рядом".Аппликация.Средняя группа.
Открытое занятие. Средняя группа....
Конспект открытого занятия "Удивительное рядом"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Удивительное рядом» (Опыты с водой для детей) ...
Методическая разработка. Конспект комплексного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Удивительное рядом».
Конспект составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующего вида ...
Конспект занятия " Удивительное рядом"
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения свойств картофеля....
Занятие "Удивительное рядом"
Занятие "Удивительное рядом"...