Коррекционный курс для слабовидящих детей «Развитие зрительного восприятия и охрана зрения»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnyy_kurs_dlya_slabovidyashchih_detey.docx | 368.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 г. Можайска
Муниципальный конкурс
«Лучший позновательно-воспитательный проект»
на тему «Наше зрение»
Номинация «Описание проекта»
Коррекционный курс для слабовидящих детей
«Развитие зрительного восприятия
и охрана зрения»
Педагог-психолог МДОУ № 3 Полина Юлия Сергеевна
Можайск 2017
Занятия курса «Развитие зрительного восприятия и охрана зрения» оказывают влияние на весь педагогический процесс. Они проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, поэтому создают оптимальные условия для всестороннего развития детей, повышают эффективность усвоения программного материала, ликвидируют отставание в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.
Цель курса: предупреждение и лечение заболеваний глаз у детей, борьба за сохранение зрения, роль которого в познавательной и трудовой деятельности человека исключительно велика.
Организация занятий по развитию зрительного восприятия у детей предусматривает применение психофизиологических и психолого-педагогических методов, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных, селективных, мнемонических и мыслительных процессов.
Психофизиологические методы применяются: для стимуляции и повышения функциональной активности зрения, развития зрительных функций.
Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов – формы, размера, цвета и т.д. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции – адаптацию, фиксацию, частоту, время.
Психолого-педагогические методы направлены на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, интерпретации и категоризации. По способу предъявления материала они делятся на предметную, изобразительную компьютерную, телевизионную, проекционную.
Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности детей в восприятии предметов внешнего мира и способы действий с ними. Дети выполняют задания на опознание предметов, анализ формы, размеров, цвета, фактуры. Занятия часто проводятся в форме игры. Предметно-практические занятия могут быть связаны с моделированием, конструированием, изготовлением различных предметов. Игры могут быть как дидактические, так и сюжетно-ролевые.
Задачи курса:
- развитие контрастности восприятия;
- формирование дискретных и интегральных способов опознания сложных изображений, восприятия простых сюжетных рисунков;
- развитие восприятия сложных сюжетных рисунков.
Результат, которого мы добиваемся, – компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия; развитие несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, установок, интересов, эмоций; стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности воспитанников.
Упражнения для снятия зрительного напряжения
Близорукость – одно из часто встречающихся нарушений зрения у детей. Поэтому основные упражнения, которые выполняются на занятиях «Развитие зрительного восприятия и охрана зрения», направлены на профилактику и лечение близорукости.
1. Лечебное упражнение «Метка на стекле».
Автор – профессор Э.С. Аветисов. Это упражнение рекомендуют только близоруким. Детям с другим диагнозом его выполнять не рекомендуется.
Ребенок становится возле оконного стекла на расстоянии 30–35 см. Если он носит очки, то выполняет это упражнение в очках. На стекле на уровне глаз ребенка пришивается круглая метка красного цвета диаметром 3 см. Вдали на линии взора, проходящей через метку, ребенок намечает предмет для фиксации (дом, балкон дома и т.д.). Он поочередно переводит взгляд то на метку, то на предмет вдалеке. Упражнение выполняется 2 раза в день в течение 15–20 дней, затем делается перерыв на 10 дней. Первые два дня продолжительность выполнения – 2 минуты, последующие два дня – 5 минут, остальные дни – 7 минут.
2. Гимнастика для близоруких
1. И.п.: сидя, откинуться на спинку стула. Сделать глубокий вдох, наклониться вперед, наклониться назад, сделать выдох. Повторить 5–6 раз.
2. И.п.: сидя, откинуться на спинку стула. Сначала медленно прикрываем веки, затем сильно зажмуриваем глаза. Повторить 4 раза.
3. И.п.: сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз.
4. И.п.: сидя, смотреть прямо перед собой 2–3 сек., затем поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15–20 см от глаз, перевести взор на кончики средних пальцев. Опустить руки. Повторить 5–6 раз.
3. Краткая памятка для близоруких детей
1. Надо обязательно носить очки, прописанные глазным врачом.
2. Правильно сидеть при чтении и письме: прямо, не горбиться, голову держать ровно, не наклонять ее резко. Текст держать на расстоянии не менее 30–33 см от глаз.
3. Рабочее место должно быть хорошо освещено.
4. Надо регулярно заниматься физкультурой и спортом.
5. При длительных нагрузках обязательно чередовать зрительную нагрузку с отдыхом для глаз.
6. Регулярно проверять зрение у глазного врача.
4. Релаксационные упражнения для глаз
Гимнастические упражнения для глаз (по Е.Е. Сомову)
И.п.: сидя, спина прямая, взор устремлен прямо, глаза открыты.
1. Частые мигательные движения век – 1–2 мин.
2. Смотреть прямо перед собой 2–3 сек. Затем перевести взор на кончик пальца правой вытянутой руки, расположенной по средней линии лица – 4–5 сек. Затем руку опустить, повторить все действия 10–12 раз.
3. Выполняется стоя. Вытянуть руку и смотреть на кончик указательного пальца, расположенного по средней линии лица. Затем начать медленно приближать его к глазам до появления двоения. Повторить 6–8 раз.
4. Выполняется сидя. Крепко сомкнуть веки – 3–5 сек. Затем открыть их – 3–5 сек. Повторить 7–8 раз.
5. Пальминг (по Уильяму Бейтсу)
Это упражнение на расслабление. Закройте глаза и прикройте их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест так, чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы скрестите на лбу. Не давите на глазные яблоки. Откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями.
Затем держите глаза закрытыми. Чем меньше света будет пробиваться к глазам, тем большей степени расслабления вы сможете добиться. Кисти рук должны быть расслаблены, не прижаты к лицу. Подумайте о чем-нибудь хорошем, приятном, что вызывает у вас радость и приятные ощущения. Можно вспомнить ряд цветов – ярко-красный, желтый, зеленый, голубой, лиловый.
6. Йога для глаз (Китайская методика расслабления зрительного анализатора)
1. Зафиксируйте взгляд на кончике носа (при этом двигайте глазами).
2. Зафиксируйте взгляд на пламени свечи (выполняется вечером).
3. Зафиксируйте взгляд на кончике пальца вытянутой руки. Водите пальцем по горизонту, затем приблизьте палец к кончику носа.
Требования к йоге: упражнения выполняются 2 раза в день по 5 минут. Делать их надо с настроением, легко. Через силу йога не выполняется.
Игры на занятиях
«Развитие зрительного восприятия и охрана зрения»
Игры проводятся в конце занятия в течение 5–7 минут.
«Дорисуй по точкам». Дорисовать по точкам предложенную фигуру, рисунок.
«Заштрихуй фигуру». Штриховка предложенной фигуры или рисунка должна быть различной (прямые линии, волнистая линия, справа налево, слева направо, жирная линия, тонкая линия и т.д.).
«Узнай, что нарисовано». Рисунок должен быть четким и простым. Это позволит ребенку зрительно вспомнить тот или иной предмет.
«Составь из частей целый предмет». Предмет может быть геометрической фигурой или сюжетным рисунком.
«Постройте домик из кубиков». Здесь лучше использовать прибор «Графика и ориентир». Дети с удовольствием с ним работают.
«Что ближе, что дальше?» Работа с пространственными понятиями. Рисунок лучше предлагать простой, с пространственной перспективой (пейзаж городской, деревенский).
«Что длиннее, что короче?» Здесь лучше приводить примеры из жизни (что длиннее – ручка или линейка, что выше – стол или стул?).
«Чего в предмете недостает?» Предмет может быть как из живой природы, так и из неживой.
«Найди ошибки в рисунках». Здесь задания должны содержать юмор (рыбы на суше, кот варит суп, мальчик лакает молоко из блюдца и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ предметно – пространственной среды в старшей группе коррекционной направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием.
требования к созданию предметно - пространственной среды в группе коррекционной направленности...
Взаимодействие работы тифлопедагога и логопеда в коррекционной группе для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием
В статье раскрывается совместная работа учителя -дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда со слабовидящими детьми, детьми с амблиопией и косоглазием....
Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения...
Методическая разработка. Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада
Методическая разработка.Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада...
Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте детей 6-7 лет"
Цель коррекционного курса: создание условий по овладению элементами грамоты, обеспечивающих у дошкольников с ТНР дальнейшую социализацию и успешное обучение в школе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА "ПРОИЗНОШЕНИЕ" для детей среднего возраста с ТНР
Данная программа содержит цели, задачи, условия и содержание коррекционной работы по фонетико-фонематической системе языка у детей среднего возраста с ТНР...
Детско - родительский проект «Мы умеем все на свете» (коррекционной группы для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием 4-7 л)
Цель проекта:Формирование двигательной активности и графомоторных навыков детей с нарушением зрения. Развитие обшей моторики.Задачи:Для детей:Образовательные: Подготовка руки к письменной д...