РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА "ПРОИЗНОШЕНИЕ" для детей среднего возраста с ТНР
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Тихоновцева Оксана Геннадьевна

Данная программа содержит цели, задачи, условия и содержание коррекционной работы по фонетико-фонематической системе языка у детей среднего возраста с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

Принято:                                                                              Утверждено:

Педагогическим советом                                                   Заведующий МАДОУ №322

МАДОУ «30» августа 2023г.                                             Мухаматгалеева К.А.

     протокол № 1                                                                       ___________________

                                                                                                    « 30»августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ПРОИЗНОШЕНИЕ

Средняя группа

Составитель:

учитель-логопед

Тихоновцева Оксана Геннадьевна

Красноярск-2023

СОДЕРЖАНИЕ

п /п

Разделы программы

страницы

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1

Пояснительная записка.

3

1.2

Цель, задачи  курса.

3

1.3

Принципы и подходы программы.

3

1.4

Значимые характеристики средней группы.

4

1.4.1

Характеристика речевого развития детей с ОНР.

5

1.5

Характеристика коррекционного курса.

5

1.6

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

6

1.7

Система оценки достижения планируемых результатов.

8

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ                                                                  9

2.1.

Развитие понимания речи.

9

2.2.

Развитие активной подражательной речевой деятельности.

10

2.3.

Развитие внимания, памяти, мышления.

11

2.4.

Развитие фонематического слуха.

12

2.5.

Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.

13

2.6.

Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

13

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ                                                              13

3.1.

Тематическое планирование.

13

3.2.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

25

3.3.

Учебно-методическая литература.

25

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учителя - логопеда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года). Программа основана на адаптированной основной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на Совете педагогов № 01 от 30.08.2023г. Рабочая программа по развитию детей средней группы (4-5 лет) обеспечивает коррекцию недостатков в речевом развитии.

1.2. Цели и задачи курса.

Цель курса - обеспечение условий для развития фонетико-фонематической системы языка у детей с ТНР, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи курса:

  • Воспитание внимания к звуковой стороне речи.
  • Коррекция произносительной стороны речи.
  • Развитие фонематического восприятия, подготовка к овладению звуковым анализом слова.
  • Развитие просодической стороны речи.
  • Формирование слоговой структуры слова.
  • Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
  • Развитие общей и мелкой моторики.

1.3. Принципы и подходы программы.

Рабочая программа формируется на основе принципов и с учетом подходов, изложенных в адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на Совете педагогов № 01 от 30.08.2023г.

1. Позитивная социализация ребенка.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.

3. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4. Сотрудничество Организации с семьей.

5. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

6. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).

7. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.

8. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

Подходы:

- Личностно-ориентированный подход - ориентация в педагогической деятельности на форму работы в виде сотрудничества, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированная модель обеспечивает организацию образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательных отношений.

- Культурно-исторический подход. Развитие совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях

- Деятельностный подход. Деятельность – движущая сила развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой развиваются новые виды деятельности, развиваются психические процессы, возникают личностные новообразования.

- Комплексный подход, обеспечивающий решение коррекционных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач благодаря тесному взаимодействию специалистов педагогического и медицинского профиля, родителей.

- Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.

- Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.

- Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.

1.4. Значимые характеристики средней группы

Возрастные и индивидуальные характеристики детей средней группы №12.

Возрастная категория

Количество детей

От 4 до 5лет

  23

Девочки

  10

Мальчики

  13

Логопедические диагнозы детей средней группы № 12

Диагноз

Количество

ОНР I уровня

  6

ОНР I-II уровня

 -

ОНР II уровня

 17

Моторная алалия

  6

Дизартрия

  17

1.4.1. Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

I уровень речевого развития

                Оральный праксис: дети чаще пытаются повторить  движения за педагогом;  нарушены объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка; грубо нарушены тонкие дифференцированные движения языка. Некоторые дети отказываются от выполнения задания.

        Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, реже – быстрый или нормальный. Ритм - доступно воспроизведение ритма 1, 2, много. Интонация - монотонная. Дыхание - низкий объём речевого дыхания. Часто дыхание «поверхностное». Голос - нередко снижена сила голоса.

У детей с ОНР I уровня полиморфное нарушение произношения (нарушены все группы звуков). Нарушение чёткости, внятности - диффузный характер произношения из-за неустойчивости артикуляции и недоразвития фонематического восприятия.

Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова и предложения.

        Фонематическое восприятие находится в зачаточном состоянии.

Отсутствуют и сложные и простые формы фонематического анализа.

        Общая и мелкая моторика - развита слабо.

II уровень речевого развития        

        Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.

        Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.

Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

        Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).

        Недоразвитие фонематического восприятия.

        Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).

        Моторика развита недостаточно.

1.5. Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа), обучающихся по АОП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи I-II уровня речевого развития).

Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности. Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая. Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.

Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР I уровня; второй - для воспитанников с ОНР II уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.

Форма организации занятий – групповые (подгрупповые), индивидуальные.

Частота групповых (подгрупповых) занятий составляет 1 раз в неделю. Индивидуальные занятия проводятся с часто болеющими детьми. Продолжительность проведения – 15-20 минут (Сан Пинс.26, п.11.10).  Время проведения – первая половина дня.

Данный коррекционный курс направлен на:

I вариант (ОНР I уровень)

II вариант (ОНР II уровень)

1. Преодоление речевого и неречевого негативизма.

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи.

2. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

2. Развитие просодической стороны речи.

3. Формирование общих речевых навыков (речевого дыхания, силы и модуляции голоса, умеренного темпа речи).

3. Коррекцию произносительной стороны речи.

4. Активизацию движений артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры (по подражанию).

4. Развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению звуковым анализом слова.

5. Обучение воспроизведению ритмического рисунка слова.

5. Работу над слоговой структурой слова.

6. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

7. Развитие общей и мелкой моторики.

Описание места курса в содержании АОП.

Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности. Содержание курса тесно связано с содержанием других элементов «Программы коррекционно-развивающей работы» (курс «Развитие речи», индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения).

Занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий носит опережающий характер. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения детей, препятствующие усвоению программы коррекционного курса «Произношение».

Содержание курса «Произношение» является основой для курса «Обучение грамоте».

1.6. Планируемые результаты освоения коррекционного курса

К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

I вариант (ОНР I уровень)

II вариант (ОНР II уровень)

В плане преодоления речевого и неречевого негативизма:

  • включен в совместную деятельность «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»;
  • уверен в своих силах;
  • сформирован интерес к игровой деятельности;
  • умеет участвовать в игре.

В плане воспитания внимания к звуковой стороне речи:

  • различает гласные по принципу контраста: [а]-не [а], [у]-[а], [и]-[у], [э]-[о], [и]-[о], [э]-[у];
  • различает гласные, близкие по артикуляции: [у]-[о];
  • различает слова, сходные по звучанию (кит-кот, миска-киска).

В плане формирования произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти:

  • умеет рассматривать предметы, знает различные свойства предметов (форма, величина, цвет);
  • умеет определять местонахождение источника неречевого звука;
  • умеет различать звуки по громкости (громкий-тихий) и высоте (высокий-низкий);
  • умеет запоминать и воспроизводить последовательность из 3-4-х игрушек, картинок, геометрических фигур; 2-х неречевых звуков; 2-х звукоподражаний.

В плане развития просодической стороны речи:

  • владеет речевым дыханием – спокойный короткий вдох и длительный ротовой выдох;
  • умеет мягко изменять голос с тихого на громкий, с высокого на низкий и наоборот;
  • владеет умеренным темпом речи (по подражанию логопеду);
  • умеет интонационно выразительно рассказывать сказки и небольшие стихи.

В плане формирования общих речевых навыков:

  • владеет речевым дыханием (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох);
  • умеет изменять голос с тихого на громкий, с высокого на низкий и наоборот;
  • интонационно подражает голосам животных и птиц;
  • рассказывает потешки и небольшие стихотворения.

В плане коррекции произносительной стороны речи:

  • правильно произносит гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности;
  • активно выполняет движения органами речевого аппарата;
  • сформированы правильные уклады свистящих и шипящих звуков;
  • поставленные звуки автоматизированы в игровой и свободной речевой деятельности.

В плане активизации движений артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры:

  • выполняет игровые упражнения по подражанию (сказка о «Веселом язычке», «Обезьянка» и др.)

В плане развития фонематического восприятия, подготовки к овладению звуковым анализом слова:

  • различает гласные и согласные звуки;
  • выделяет из ряда звуков гласные звуки;
  • выделяет начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными;
  • выделяет согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] и их мягкие варианты в начале слов; дифференцирует звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]-[н], [п]-[т], [б]-[д], [к]-[т]) в ряду звуков, слогов, слов;
  • подбирает слова с заданным звуком.

В плане обучения воспроизведению ритмического рисунка слова:

  • умеет передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы;
  • умеет воспроизводить ритмический рисунок слова с одновременным отстукиванием рукой.

В плане работы над слоговой структурой слова:

  • умеет различать на слух длинные и короткие слова;
  • умеет запоминать и воспроизводить цепочки одинаковых слогов, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными;
  • умеет правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

В плане развития графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму:

  • умеет рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии;
  • умеет штриховать несложные предметы.

В плане развития общей и мелкой моторики:

  • выполняет упражнения для пальцев и кистей рук;
  • выполняет движения по тексту стихотворения физминутки.

Обозначенные в Программе курса возрастные ориентиры, имеют условный характер, что предполагает широкий диапазон для достижения ребёнком планируемых образовательных результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.

1.7. Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • первичная диагностика;
  • промежуточная диагностика (проводится в форме выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения в процессе бесед, дидактических игр, режимных моментов; результаты отражаются в «речевом профиле» группы).
  • итоговая диагностика.

Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.

Речевой профиль группы представляет собой таблицу, в которой с помощью цвета обозначены: звуки, требующие постановки; поставленные звуки; звуки на этапе автоматизации; звуки, введенные в речь.

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа курса «Произношение» имеет следующие направления:

  • Развитие понимания речи.
  • Развитие активной подражательной речевой деятельности.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  • Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Работа по данным направлениям на занятиях курса «Произношение» осуществляется параллельно.

  1. Развитие понимания речи.

I вариант (ОНР I уровень)

II вариант (ОНР II уровень)

1) Формировать умения вслушиваться

в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и

давать ответные двигательные и звуковые реакции.

2) Развивать понимание речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием («Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку»; «Покажи куклу»; «Принеси куклу»).

3) Развивать понимание двухступенчатых

инструкций («Подойди к шкафу и возьми мишку», «Возьми ложку и по-

корми куклу», «Возьми кубики и построй дом»).

4) Учить пониманию вопросов: Что? Кто? Где? («Покажи, что лежит на столе», «Покажи, ктоспит», «Покажи, где лежат игрушки», «Покажи, что гудит, а что звенит»,«Покажи, кто спит, а кто сидит», «Покажи, где кошка лежит, а где умывается»).

5) Учить соотнесению слов один — много с соответствующим количеством

предметов и слов большой — маленький с величиной предметов.

1)Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи

существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на

основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах

ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

2)Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие

понятия.

3)Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной

речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных

прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и

порядковых числительных.

4)Сформировать понимание простых предлогов.

5)Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

  1. Развитие активной подражательной речевой деятельности.

I вариант (ОНР I уровень)

II вариант (ОНР II уровень)

1) Вызывать речевое подражание на материале гласных звуков и их сочетаний («Катя поет: а-а-а»; «Вьюга гудит: у-у-у»; «Петрушка удивляется: о-о-о»; «Мышка пищит: и-и-и»; «В лесу кричат: ау»; «Малыш плачет: уа»; «Ослик кричит: иа).

2)Вызывать звукоподражания на материале открытых слогов: корова -«му»; мышка - «пи»; пальчик - «бо-бо»; машина - «би-би»; гусь - «га-га-га»; курица - «ко-ко-ко»; на материале закрытых слогов: мячик -«бух»; собака - «ав-ав»; гномик - «ням-ням»; чайник - «пых-пых»; на материале слогов со стечением согласных: лягушка - «ква», «ква-ква»; уточка - «кря», «кря-кря»; поросенок - «хрю», «хрю-хрю» и т. п. Звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до пяти повторений).

3)Формировать способность называть предмет или действие словом, а не звукоподражанием.

4)Формировать умения называть имена детей (Тата, Вова, Аня, Ляля, Катя, Нина), членов семьи (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя), выражать просьбы (на, дай), произносить указательные слова (это, тут, там), называть действия, обозначаемые глаголами повелительного наклонения 2-го лица единственного числа (возьми, иди, пей, спи, сиди, положи).

5)Учить фразовой речи путем договаривания начатых логопедом фраз, формулирования фразы-просьбы («Мама, дай», «Дай кису», «Папа, иди»), предложения к сотрудничеству («Давай играть») или выражения желания («Хочу пить»).

6)Формировать умение составлять двухсловные предложения, включающие усвоенные существительные в именительном падеже, вопросительные и указательные слова (вопросительное слово + именительный падеж существительного — «Где баба?»; указательное слово + именительный падеж существительного — «Вот Тата», «Это мама»).

1) Воспитывать потребность в речевом общении.

2) Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и

словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях.

3) Формировать умение отвечать на вопросы по предметной и сюжетной картинкам, по демонстрации действий.

  1. Развитие внимания, памяти, мышления.

I вариант (ОНР I уровень)

II вариант (ОНР II уровень)

1)Учить детей умению

получать новые сведения об объекте в процессе использования не только

знакомых, но и новых способов действия.

2) Развивать произвольность, опосредованность восприятия, пространственных отношений, способность

создавать целое из частей.

3) Учить детей простейшим обобщениям на

основе установления сходных признаков.

4) Формировать операцию анализа и обучение способам ее реализации

в деятельности. Развитие способности устанавливать сходство

и различие предметов на основе зрительного анализа (разобрать и собрать

двух(четырех)составную матрешку, пирамидки из четырех (шести) колец;

игры с конструктором, настольно-печатные игры типа «Найди такую же картинку»).

5) Формировать операции сравнения, обобщения, классификации.

6) Развивать способности мысленного сопоставления объектов, установления

сходства или различия предметов по каким-либо признакам, объединение

предметов и явлений действительности в группу по общему признаку, распределение предметов по группам(игры в лото, домино, «Парные картинки», «Почтовый

ящик», «Найди лишнее»; группировка по

темам, например, «Игрушки», «Посуда», «Одежда» и т. п.).

7) Учить пониманию содержания и смысла сюжетных картинок.

  1. Развивать произвольность мысли-

тельных операций (умения слушать, понимать и четко выполнять указания

взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец).

2)Учить решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления о предметах.

3) Формировать основы словесно-логического мышления.

4) Развивать основные компоненты мыслительной деятельности (заинтересованность в выполнении задания, положительное эмоциональное состояние в течение всего занятия, навык самоконтроля)

5) Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (формировать умение выражать результат словом), способности устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного

анализа (составление четырех-шести фигурной матрешки путем промеривания  и зрительного соотнесения, занятия с конструктором, исключение

неподходящей картинки).

6) Формировать наглядно-образные представления, учить воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (составление целого из частей, «Дорисуй»). 7) Учить выявлению и пони-

манию иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры.

8) Формировать способность к активной поисковой деятельности.

Задание «Найди различия в двух похожих рисунках» способствует развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

Отгадывание загадок (о животных, птицах, предметах окружающего мира и др.) развивает образное мышление, внимание и память.

  1. Развитие фонематического слуха.
  1. Развивать внимание к звуко-слоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.

2)Формировать длительный ротовой выдох.

3)Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.

4)Развивать подражание речевым звукам.

5)Уточнить четкость произношения гласных звуков [а], [о], [у], [и], [э]  и согласных раннего онтогенеза: [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т'], [ф] [ф'], [в],[в'], [б], [б'], [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'].

6) Учить выделять первый звук в слове.

7) Учить подбирать слова с заданным звуком.

8)Воспитывать правильный, умеренный темп речи.

9)Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

Развитие фонематического слуха начинается с узнавания неречевых звуков – природных, бытовых и музыкальных шумов, а затем голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

Работа с изучаемым звуком проходит четыре этапа:

I – дети слышат интонационно выделенный звук в словах и сравнивают его со звуками окружающего мира;

II – дети самостоятельно интонационно произносят заданный звук в словах;

III –произносят заданный звук изолированно;

IV –определяют и называют первый звук в слове.

Кроме того, дети знакомятся со слоговой структурой слова – прохлопывают (протопывают) ритмико-слоговую структуру слова. Знакомятся с графическим изображением слова (прямоугольник), учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове, учатся подбирать схему к слову, к которому она подходит.

На первых занятиях в игровой ситуации дети учатся различать на слух «песенки большого и маленького насоса» (С-Сь), «песенки большого комара и маленького комарика» (З-Зь). Затем предлагаются пары звуков (М-Мь, К-Кь, Б-Бь и др.), где дети уже на слух определяют мягкие и твердые согласные, знакомятся с понятием «твердый (мягкий) звук».

Для успешного овладения программой курса, чтобы занятия были интересными, занимательными и доступными, предлагаем использовать стихи, загадки и игры: «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Звук потерялся», «Закончи предложение». Речевые игры приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова, близкие по звучанию, по смыслу, способствуют развитию фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словах.

Стихи для разучивания демонстрируют изучаемый звук (слышится чаще других), что позволяет четко услышать звук, способствует его лучшему произношению. Заучивание стихотворений предлагаем с опорой на сюжетный рисунок, помогающий детям лучше понять и запомнить его содержание.

  1. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  1. Активизировать движения органов артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений, готовить его к формированию звуков всех групп.
  2. Формировать движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).
  3. Развивать общую моторику, учить согласовывать свои движения с движениями других детей.
  4. Развитие подвижности кистей и пальцев рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики, рисования «дорожек», обводок, штриховок.
  1. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

На каждом занятии курса в игровой занимательной форме даются задания на развитие произвольных движений пальцев рук и формирование элементарных графических навыков: «Дорисуй иголки ёжику, водичку из душа, ручку к зонтику, листочки к ветке» и т.д. С целью постепенного перехода от простых графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы. К концу года даются упражнения на заштриховку.  

Произвольные движения пальцев рук также развиваются во время физминуток. На первых занятиях желательно выполнять задания вместе с детьми и в медленном темпе.

Сформированное на занятиях курса нормативное (компенсированное) произношение закрепляется в ситуации естественного речевого общения во всех режимных моментах.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Тематическое планирование.

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

№ недели

Тема

Содержание

Форма организации

СЕНТЯБРЬ

Фронтальные занятия

Подгрупповые занятия

1-3

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

4

Органы артикуляции (знакомство)

  • Познакомить детей с профессией логопеда, с логопедическим кабинетом, с понятием «логопедическое занятие» и правилами поведения на занятии.
  • Познакомить с органами артикуляии.
  • Развивать слуховое внимание, память, артикуляционную и мелкую моторику.

1

ОКТЯБРЬ

1

Звуки вокруг. Звучащие игрушки.

Неречевые звуки

  • Учить детей строиться в ряд и определять начало и конец ряда.
  • Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание.
  • Развивать умение воспроизводить простой ритм.

1

2

Звук У.

Знакомство с многообразием слов, моделированием

  • Учить правильно произносить звук У.
  • Учить владеть своим голосом.
  • Учить понимать и правильно употреблять термин «слово».
  • Познакомить с многообразием слов.
  • Познакомить с простейшим моделированием слова – прямоугольником.
  • Учить воспринимать стихотворение, подбирать слова, подходящие по смыслу.
  • Учить рисовать короткие, отрывистые линии.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, речевое дыхание, артикуляционную и мелкую моторику.

1

3

Звук А.

Многообразие слов.

Моделирование

  • Учить правильно произносить звук А.
  • Учить владеть своим голосом.
  • Учить понимать и правильно употреблять термин «слово».
  • Учить моделировать слово в виде прямоугольника.
  • Учить находить различия в двух похожих рисунках.
  • Учить поочередно соединять пальцы рук.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, речевое дыхание, артикуляционную и мелкую моторику.

1

4

Звуки У, А.

Знакомство с протяженностью слов. Моделирование.

  • Продолжать учить правильно произносить звуки У, А.
  • Учить произносить по символам звукосочетания АУ, УА.
  • Учить владеть своим голосом.
  • Познакомить с протяженностью слов (длинные и короткие).
  • Познакомить с тем, что слова мугут звучать похоже.
  • Учить отгадывать загадки.
  • Продолжать знакомить с моделированием слова.
  • Учить делить слова на слоги.
  • Учить рисовать короткие линии.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, артикуляционную и мелкую моторику.

1

НОЯБРЬ

1

Звук И.

Сравнение слов по звучанию

  • Познакомить детей со звуком И и его символом.
  • Учить правильно произносить звук И.
  • Учить владеть своим голосом.
  • Упражнять детей в различении близких по звучанию слов.
  • Учить сравнивать слова по звучанию (громе, звонкие, тихие).
  • Учить внимательно слушать стихотворение и подбирать слова близкие по звучанию и посмыслу.
  • Учить рисовать округлые и прямые линии.
  • Развивать внимание, мышление, память, речевое дыхание, общую и мелкую моторику.

1

2

Звуки А, У, И.

Многообразие слов.

Деление слов на слоги.

  • Закрепить правильное произношение звуков А, У, И.
  • Активизировать артикуляционную моторику.
  • Закреплять умение сравнивать слова по звучанию.
  • Продолжать учить подбирать слова, которые звучат похоже.
  • Учить делить слова на слоги.
  • Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
  • Закреплять умение рисовать короткие отрывистые линии.
  • Учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мелкую моторику кистей рук.

1

3

Звуки А, У, И (продолжение).

Многообразие слов.

Деление слов на слоги

  • Закрепить правильное произношение звуков А, У, И.
  • Активизировать артикуляционную моторику.
  • Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).
  • Продолжать учить детей делить слова на слоги, используя схему слова.
  • Учить подбирать слово к схеме.
  • Учить находить различия в двух похожих рисунках.
  • Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
  • Учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, наглядно-образное и логическое мышление, память, мелкую моторику кистей рук, просодическую сторону речи.

1

4

Звук О.

Многообразие слов

  • Познакомить детей со звуком О и его символом.
  • Учить правильно произносить звук О.
  • Учить владеть своим голосом.
  • Продолжать знакомить  многообразием слов (звучат по-разному и похоже), с протяженностью слов (длинные и короткие).
  • Учить внимательно слушать стихотворение и подбирать слова близкие по звучанию и по смыслу.
  • Учить находить несоответствия в рисунке.
  • Формировать интерес к речевой деятельности.
  • Формировать навы самоконтроля и самооценки.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, артикуляционную и мелкую моторику кистей рук.

1

ДЕКАБРЬ

1

Звук О (продолжение).

Многообразие слов.

Деление слов на слоги.

Заучивание стихотворения

  • Учить правильно произносить звук О.
  • Учить владеть своим голосом.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику кистей рук.
  • Продолжатьучить детей делить слова на слоги, подбирать к слову схему.
  • Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).
  • Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественной интонацией, логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к содержанию.
  • Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтичесий слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.

1

2

Звуки У, О – дифференциация.

Многообразие слов

  • Учить правильно произносить звуки У,  О.
  • Учить владеть своим голосом.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику кистей рук.
  • Активизировать фразовую речь детей.
  • Продолжатьучить детей делить слова на слоги, подбирать к слову схему.

1

3

Звуки А, У, И, О

  • Учить правильно произносить звуки А, У, И,  О.
  • Продолжать учить произносить по символам звукосочетания АУ, УА, УИ, ИА.
  • Формировать подвижность и координацию движений органов артикуляции.
  • Учить владеть своим голосом.
  • Пролоджать обучать ориентироваться относительно собственного тела.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие и мелкую моторику кистей рук.
  • Упражнять детей обводить по контуру.

1

4

Звуки А, У, И, О

Деление слов на слоги

  • Упражнение в делении слов на слоги (отхлопывание).
  • Закрепить правильную артикуляцию гласных звуков А, У, И, О и символы, которыми эти звуки обозначаются.
  • Развивать внимание, память, общую моторику.

1

5

Звук Э.

  • Учить правильно произносить звук Э.
  • Познакомить детей с символом звука Э
  • Учить владеть своим голосом.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику кистей рук.
  • Упражнять детей обводить по пунктирным линиям.

1

ЯНВАРЬ

1

КАНИКУЛЫ

2

Звук Э.

Многообразие слов.

Деление слов на слоги

  • Продолжать учить правильно произносить звук Э.
  • Закреплять изученные гласные звуки и их символы.
  • Учить владеть своим голосом.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику кистей рук.

1

3

Звуки Э, И. Дифференциация

Многообразие слов

  • Учить правильно произносить звуки Э, И и дифференцировать их на слух и в речи.
  • Учить владеть своим голосом.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику кистей рук.

1

4

Звуки А, У, И, О, Э.

Многообразие слов. Определение первого звука в слове.

  • Закрепить правильное произношение гласных звуков А, У, И, О, Э.
  • Упражнять детей в определении первого звука в слове.
  • Учить строить фразу из 2-5 слов.
  • Формировать подвижность органов артикуляции.
  • Продолжать обучать ориентироваться в пространстве относительно своего тела.
  • Продолжать учить обводить по пунктирной линии.
  • Развивать просодическую сторону речи, фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

1

ФЕВРАЛЬ

1

Звук Ы.

Многообразие слов

  • Учить правильно произносить звук Ы.
  • Познакомить детей с символом звука Ы.
  • Закрепить произнесение гласных звуков А, У, О, И, Э, Ы.
  • Учить владеть своим голосом.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематическое восприятие, просодическую сторону речи, артикуляционную моторику.

1

2

Звуки Ы, И. Дифференциация

Многообразие слов.

Деление слов на слоги.

  • Учить правильно произносить звуки Ы, И и дифференцировать их на слух и в речи.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, просодическую сторону речи, артикуляционную и мелкую моторику кистей рук.
  • Продолжать учить детей делить слова на слоги, используя схему слова.
  • Учить подбирать слово к схеме.
  • Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
  • Воспитывать навыки организованного поведения.

1

3

Чтение по изученным символам.

  • Повторить изученные гласные звуки и символы, которыми они обозначаются.
  • Учить детей «читать» звукоподражания по символам.
  • Обучать звуковому синтезу (учить сливать два гласных звука).
  • Развивать внимание, память, мышление, просодическую сторону речи.

1

4

Звуки М-Мь.

Знакомство с твердыми и мягкими согласными.

  • Познакомить с твердыми и мягкими согласными.
  • Учить различать и произносить изолированно звуки М-Мь в игровых упражнениях (корова мычит и маленький бычок).
  • Учить интонационному выделению твердых и мягких согласных звуков М-Мь в словах.
  • Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух.
  • Учить называть первый звук в словах.
  • Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
  • Развивать графические навыки (рисование мишки).
  • Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу.

1

МАРТ

1

Звуки П-Пь.

Моделирование.

Деление слов на слоги

  • Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки П-Пь в словах.
  • Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.
  • Учить называть первый звук в словах.
  • Продолжать учить внимательно слушать стихотворение,подбирать слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу.
  • Учить выразительно читаь стихотворение.
  • Развивать графические навыки (рисование подушек).
  • Формировать интерес к речевой деятельности.

1

2

Звуки Б-Бь

Деление слов на слоги.

  • Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки Б-Бь в словах.
  • Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.
  • Учить называть первый звук в словах.
  • Учить выразительно читаь стихотворение.
  • Развивать графические навыки (рисование бус).
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, просодическую сторону речи, артикуляционную и мелкую моторику кистей рук.

1

3

Звуки Ф-Фь.

Длинные и короткие слова

  • Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки Ф-Фь в словах.
  • Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.
  • Учить называть первый звук в словах.
  • Продолжать знакомить детей с протяженностью слов (короткие и длинные).
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематическое восприятие, просодическую сторону речи, артикуляционную моторику.

1

4

Звуки В-Вь.

Многообразие слов.

Деление слов на слоги.

  • Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки В-Вь в словах.
  • Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.
  • Учить называть первый звук в словах.
  • Учить строить фразу из 2-5 слов.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематическое восприятие, просодическую сторону речи, артикуляционную моторику.

1

5

Звуки Н-Нь.

Многообразие слов

  • Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки Н-Нь в словах.
  • Упражнение в назывании первого звука в словах.
  • Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу.
  • Развивать графические навыки (раскрашивание картинок).
  • Формировать интерес к речевой деятельности.

1

АПРЕЛЬ

1

Звуки К-Кь

  • Познакомить с мягкими и твердыми звуками К-Кь.
  • Учить интонационному выделению звуков К-Кь в словах.
  • Упражнять в назывании первого звука в словах.
  • Учить выразительно читать стихотворение.
  • Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
  • Развивать графические навыки (заштриховывание предметов).
  • Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

1

2

Звук Г.

Упражнение в назывании первого звука в слове.

  • Учить называть изолированно твердый согласный звук Г.
  • Упражнять в назывании первого звука в словах.
  • Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
  • Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.
  • Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
  • Развивать графические навыки (рисование кругов).
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

3

Звуки Г-К.

Моделирование

  • Способствовать развитию фонематическогослуха, различать согласные Г-К.
  • Учить соотносить графическую модель слова с картинкой.
  • Продолжать упражнять в назывании первого звука в словах.
  • Развивать графические навыки (штриховка).
  • Продолжать учить выразительно читать стихотворение.
  • Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
  • Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

1

4

Звуки Д-Дь.

Заучивание стихотворения.

  • Развивать фонематический слух, учить различать твердые и мягкие согласные звуки Д-Дь.
  • Учить называть изолированно звуки Д-Дь.
  • Упражнять в назывании первого звука в словах.
  • Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
  • Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.
  • Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
  • Развивать графические навыки (заштриховывание, рисование кругов).
  • Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

МАЙ

1

Звуки Т-Ть.

Моделирование

  • Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками Т-Ть.
  • Учить интонационному выделению звуков Т-Ть в словах.
  • Упражнять в назывании первого звука в словах.
  • Продолжать знакомить с длинными и корокими словами.
  • Продолжать учить делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове.
  • Развивать графические навыки (рисование дождя и зонтиков).
  • Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.
  • Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
  • Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

2

Звуки

Д-Дь, Т-Ть.

Моделирование. Повторение стихотворений

  • Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки Д-Дь, Т-Ть.
  • Закреплять умение правильно называть первый звук в словах.
  • Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
  • Развивать графические навыки (рисование домика).
  • Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.
  • Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

3

Звуки С-Сь.

Заучивание стихотворения

  • Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками С-Сь.
  • Учить различать и произносить изолированно звуки С-Сь в игровых упражнениях («песенки большого и маленького насоса»).
  • Учить интонационно выделять звуки С-Сь в словах и фразах.
  • Закрепить умение подбирать слова, подходящие по смыслу и по звучанию.
  • Закрепить умение делить схему слова на слоги.
  • Развивать графические навыки (раскрашивание листочков на березе).
  • Закрепить умение выразительно читать стихотворение.
  • Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

4

Звуки З-Зь.

Заучивание стихотворения

  • Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками З-Зь («песенка большого комара», «Песенка маленького комарика»).
  • Учить четкому и ясному произношению звуков З-Зь.
  • Закрепить умение различать длинные и короткие слова.
  • Учить интонационно выделять звуки З-Зь в словах.
  • Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
  • Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.
  • Развивать графические навыки (рисовать овалы – уши зайчикам).
  • Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

5

Закрепление пройденного материала

  • Способствовать развитию слухового внимания.
  • Закрепить умение делить слова на слоги, используя схему слова.
  • Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.
  • Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
  • Закрепить умение подбирать слова, подходящие по смыслу и по звучанию.
  • Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

1

Всего 35

3.2. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование и дидактический материал

  1. Индивидуальные зеркала.
  2. Одноразовые салфетки.
  3. Настольная ширма.
  4. Ноутбук.
  5. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания.
  6. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги,слова,словосочетания,предложения,потешки,чистоговорки,тексты,словесные игры).
  7. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (разноцветные пластиковые кружки, звуковые домики для определения места звука в слове и др.)
  8. Звучащие игрушки (свисток, дудочка, металлофон, бубен, колокольчик)
  9. Настольные печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
  10. Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, трафареты, вкладыши, пирамидки, сухой фасолевый бассейн и др.)

3.3. Учебно-методическая литература

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПб., 2000.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-синтез, 1999.
  3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М., 2010.
  4. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Я учусь говорить. Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 3-4 лет. – М., 2013.
  5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.
  8. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие. – М., 2010.
  9. Колесникова Е.В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. – М., 2010.
  10. Комарова Л.А. Автоматизация звука в игровых упражнениях. – М., 2009.
  11. Логопедия. /Под ред. Проф. Л.С. Волковой. – М., 1989.
  12. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997
  13. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
  14. Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб., 2015.
  15. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. – М.: Просвещение, 1995.
  16. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов - М., 2002.
  17. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014.
  18. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников // Вопросы психологии. – М., №№ 1-6, 1992.
  19. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
  20. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. 2 книги.
  21. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа. - М., 2002.
  22. Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – М., № 6, 1985.
  23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
  24. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа дошкольного образования для детей среднего возраста с нарушениями речи

Адаптированная рабочая программа дошкольного образования  коррекционно - развивающей работы  для детей среднего возраста с нарушениями речи...

Учебная рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей среднего возраста

Учебная  рабочая  программа группы общеразвивающей направленности детей среднего возраста...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" (средняя группа)

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" адресована учителям-логопедам, работающим с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня....

Рабочая программа коррекционного курса для детей с ОНР.

Рабочая программа коррекционного курса для развития речи у дошкольников подготовительной группы с ОНР (III-IV уровень) направлена на развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и ...

Рабочая программа коррекционного курса РАЗВИТИЕ РЕЧИ (средняя группа)

Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа), обучающихся по ООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи I-II уровня).Ку...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" Средняя группа

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" Средняя группа...