Методическая разработка. Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка.
Рабочая программа коррекционного курса
по адаптации детей к условиям детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_adaptatsii_k_ou.docx | 38.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Рабочая программа коррекционного курса
по адаптации детей к условиям детского сада
Москва, 2021
Содержание
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Содержание программы
- Механизм отслеживания
- Условия реализации
- Список литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. №1155г. Москва). Вступил в силу с 1 января 2014г.
-Устав Образовательного учреждения;
-Должностная инструкция педагога-психолога.
Цель программы:
Социализация и адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы:
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
- Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации
детей.
- Создать ситуации, позволяющие ребенку проявить и развить свои индивидуальные особенности.
- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
- Корректировка у детей нежелательных черт характера и поведения.
Вспомогательные задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия речи воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- формирование представления об окружающем мире, развитие коммуникативных способностей.
Психолого-педагогическая характеристика:
Программа рассчитана на детей раннего возраста (1,5-2 - 4 года). Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых, двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений. В результате групповых занятий происходит формирование межличностных отношений, способствующих дальнейшей позитивной социализации ребёнка.
Особенностью раннего возраста является быстрый темп развития организма, скачкообразность развития. Характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков. Необходима повторность обучения. В критические периоды наблюдается снижение работоспособности, поэтому детям раннего возраста необходим щадящий режим. Также детям раннего возраста свойственна высокая степень любознательности и активности, которая носит непроизвольный, неустойчивый характер.
Классификационные параметры:
Программа рассчитана на 50 занятий, занятия проводятся 1 раза в неделю, некоторые занятия могут повторяться.
Формы проведения:
Групповые и/или подгрупповые занятия.
Основные принципы реализации:
-Программа комплексная, вариативная, направлена на развитие коммуникативных навыков, познавательных и психических процессов, а также моторного и речевого общения;
- Принцип постепенного усложнения заданий;
- Занятия проводятся в игровой форме, так как этот вид деятельности является ведущим для детей дошкольного возраста;
- Принцип наглядности обучения;
Этапы работы:
1. Диагностический
Наблюдение за детьми по листу адаптации.
2. Основной
Проведение развивающих занятий.
3. Заключительный
На заключительном этапе анализируется лист наблюдения ребенка, с целью определения степени адаптации (легкая, средняя, тяжелая).
Основные методы работы:
- совместная деятельность педагога и ребенка;
- Использование различных видов театра (кукольный, настольный, пальчиковый, ростовые куклы и др.) с целью постановки русских народных сказок с последующей инсценировкой;
- совместная деятельность детей по поводу заданной ситуации;
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
- наблюдение;
- анализ заданных ситуаций;
- свободное и тематическое рисование;
- лепка.
Методическое обеспечение:
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2- 4 лет в период адаптации в ДОУ. - Москва,2003.
- Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «Детство-ПРЕСС», 2011.
- «Психолого-педагогическое обследование детей от 1 года 3 мес. до 6 лет. Реабилитационные игры и задания» К.Л. Печора;
- «Оценка психического развития ребенка» Семаго М.М, Семаго Н.Я;
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во занятий |
п/п | ||
Показ (кукольный театр) русской народной сказки «Репка» | 1 | |
«Домашние животные» Формировать словарь по теме; развивать правильное звукопроизношение в звукоподражании; развивать зрительный синтез (учить складывать картинку из 3-4 частей), зрительное внимание, общую и мелкую моторику | 1 | |
«Божья коровка» Создание положительного эмоционального настроя. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, зрительного восприятия. | 2 | |
Показ (кукольный театр) русской народной сказки «Колобок» | 1 | |
«Листопад» Снятие эмоционального напряжения; Развитие внимания, слухового восприятия, развития речи, воображения, творческих способностей | 2 | |
«Дикие звери» (по сказке «Колобок») Формирование словаря по теме, учить координировать движения с речью, развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительного внимания, умения соотносить схему с реальным изображением | 1 | |
«Мячик» Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками. Развитие ориентации в пространстве. | 2 | |
Показ с (кукольный театр) русской народной сказки «Курочка Ряба» | 1 | |
«Курочка Ряба» Развивать творческое воображение, учить подражать мимике и движениям героев сказки; развивать мимическую и интонационную выразительность; учить рассматривать сюжетные картины, отвечать на вопросы по картине, уточнить понятие «много» и «один»; развивать зрительное внимание, учить визуально контролировать и координировать свои действия; развивать слуховое внимание, учить выполнять движения в соответствии с характером музыки; развитие мелкой моторики | 1 | |
«Прогулка в осенний лес» Сплочение группы. Развитие эмпатии. Обучение различению цветов, соотнесения по цвету. Развитие общей моторики, памяти, речи и воображения. | 2 | |
«Курица с цыплятами» Учить рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопросы по картине; формировать словарь по теме; развитие общей и мелкой моторики, подражательности, умения повторять движения за педагогом | 1 | |
«Веселый Петрушка» Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры. Развитие общей и мелкой моторики, восприятия, речи, воображения. | 2 | |
Показ (кукольный театр) русской народной сказки «Три медведя» | 1 | |
«Мячики» Развитие коммуникативных навыков, ориентации в собственном теле, общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, речи, воображения | 2 | |
«Дикие звери живут в лесу» Формировать словарь по теме (названия животных: медведь, лиса, заяц, части тела животных: лапы, хвост, уши); Развивать координацию движений (развитие общей моторики) и мелкой, развитие воображения и внимания | 1 | |
«Зайка» Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения. Развитие умения следовать правилам игры. | 2 | |
Показ (кукольный театр) русской народной сказки «Маша и Медведь» | 1 | |
«Маша и Медведь» Знакомство с понятиями: верх, низ, сверху, снизу; развивать память, зрительное внимание, развивать общую и мелкую моторику | 1 | |
«Мыльные пузыри» Снятие эмоционального напряжения, агрессии. Обучение установлению контакта друг с другом, сплочение группы. | 2 | |
«Цыпленок и утенок» (по сказке И.Д. Сутеева с показом иллюстраций) Формировать словарь по теме, уточнить звукопроизношение в звукоподражаниях; учить сравнивать два предмета по длине, понимать и правильно употреблять слова: длинный-короткий, длиннее-короче, продолжать учить координировать свои движения с речью педагога, развитие общей и мелкой моторики, воображения и внимания (устойчивость, концентрация и объем) | 1 | |
Показ (кукольный театр) русской народной сказки «Теремок» | 1 | |
«Музыканты» Сплочение группы, развитие слухового восприятия, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения. | 2 | |
«Айболит и Мойдодыр» Расширять и уточнять словарь по теме; учить навыкам элементарной гигиены; развитие общей и мелкой моторики, внимания, воображения, коммуникативных навыков | 1 | |
Показ (кукольный театр) русской народной сказки «Заюшкина избушка» | 1 | |
«Мамин день» Оптимизация детско – родительских отношений, развитие двигательных навыков. | 2 | |
«Семья» Повторить имена ближайших родственников детей (родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер), закреплять в активной речи названия некоторых домашних животных и их детенышей, развивать общую и мелкую моторику, зрительное внимание, зрительную память | 1 | |
«Мишка» Сплочение группы, развитие эмпатии. Развитие координации движении, общей и мелкой моторики, внимания, речи, воображения. | 2 | |
«В гостях у медведя Миши» Развивать зрительное внимание, учить находить отличия на двух похожих картинках, развивать общую и мелкую моторику | 1 | |
«Непослушные мышата» Преодоление упрямства, негативизма, формирование положительной самооценки. Развитие умения следовать правилам игры, действовать в соответствии с ними. | 2 | |
«Зимняя сказка» Создание положительного эмоционального настроя в группе. Развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле. | 2 | |
«В гостях у сказок» Учить детей ориентироваться во времени, понятия «сейчас», «потом», «после»; развивать зрительное внимание, память; развивать мелкую моторику | 1 | |
«Колобок» Снятие страхов перед сказочными героями. Развитие координации движений, пространственных представлений, внимания, речи и воображения. | 2 | |
«Колобок – круглый бок» Развивать зрительное внимание, уметь находить общий признак предметов, выявлять предмет, не имеющий данного признака, произвольную память; правильное физиологическое дыхание, формировать предпосылки для развития логического мышления; развивать мелкую моторику | 1 | |
«Котята» Формирование положительной самооценки. Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга. Развитие умения выражать эмоции. | 2 | |
Показ (кукольный театр) русской народной сказки «Лиса и Кот» | 1 | |
Всего | : | 50 Занятий |
Содержание программы:
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Структура и форма занятий:
Занятия начинаются в октябре. Занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены игровым сюжетом. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Механизм отслеживания результатов:
1.Лист адаптации ребенка.
2.Консультативно-рекомендательная работа по итогам обследования.
3.Карта нервно – психического развития детей.
Методы работы с родителями и детьми:
- совместная деятельность педагога и ребенка;
- совместная деятельность детей по поводу заданной ситуации;
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
- наблюдение;
- анализ заданных ситуаций;
- свободное и тематическое рисование;
- лепка.
Методическое обеспечение:
Для реализации программы необходимо светлое просторное помещение, дидактическое оснащение которого отвечает возрастным требованиям. Также для занятий необходима аудиотехника, ширма, различные виды театра (настольный, перчаточный, ростовые куклы, пальчиковый и др.)
Список литературы для детей:
- «Котя-коток». Потешки. М.,2006.
- «Курочка ряба», «Репка», «Колобок». Русские народные сказки.
- «Цыплёнок» К.Чуковский.
Список литературы для родителей:
1.Теплякова О.Н. Школа раннего развития. - серия «Мир младенца», М., 2003
- Ермакова И.А. Поиграй со мной мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких от 0 до 3 лет. - СПб, Литера ,2007.
- Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб, Литера,2004.
- Ашкинезер Е.В. Развиваемся играя. Практическое пособие для педагогов и родителей для работы с детьми раннего возраста. - Мозырь, Белый ветер, М. 2011.
5.Рапопорт Анна. Энциклопедия методов раннего развития. М. АСТ,2009.
Список литературы:
- Волосаева Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста. - Москва,1999.
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 до 3 лет. – Москва,2000.
- Дмитриева В.Г., Новиковская О.А. 100 обучающих игр и упражнений от 1 до 5 лет. – Москва,2007.
- Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до 3 лет. – Санкт-
Петербург,1999.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2- 4 лет в период адаптации в ДОУ. - Москва,2003.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В, Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - Владос,2004.
- Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «Детство-ПРЕСС», 2011.
- Фопель К. Привет, ручки! Привет, глазки! - Москва,2005.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Комплексные занятия с детьми раннего возраста 2-3 лет. - СПб, Паритет, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»
Тематичессский контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ФФНР
Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ...
«Здравствуй, здравствуй, детский сад!». Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям детского сада
Программа по адаптации детей к детскому саду является частью основной образовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка» Данна...
Рабочий материал по адаптации детей к условиям детского сада
Детский сад- новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Больш...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по оптимизации социальной адаптации детей к условиям детского сада «Счастливое детство»
Рабочая программа направлена на оптимизацию социальной адаптации детей к условиям детского сада....
Рабочий материал по адаптации детей к условиям детского сада
Детский сад- новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Больш...
Методическая разработка "Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями ОНР и ФФНР для детей дошкольного возраста(5-7) лет
Цель реализации «Программы» - проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для разв...