Использование ИКТ – технологий в непосредственно образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми ЗПР.
материал по коррекционной педагогике на тему

Сафиуллина Александра Александровна

В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника с ограниченными возможностями здоровья. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями об окружающем мире, развивать память, внимание, мышление и речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_defektologa_s_detmi_ovz.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №8 "СНЕГОВИЧОК"

Использование ИКТ – технологий в непосредственно образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми ЗПР.

Подготовил учитель-дефектолог

Сафиуллина Александра Александровна

Нижневартовск 2018

В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника с ограниченными возможностями здоровья. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями об окружающем мире, развивать память, внимание, мышление и речь.

Современные информационные технологии стали активно использоваться и в дефектологической  практике

Применение компьютерных технологий способствует повышению результативности коррекционно-развивающего процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного развития детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики. Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных играх, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-дефектолога является использование презентаций. Презентация - это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие рассказать ребенку об окружающем мире так, как его видит обучающий.

Известно, что для усвоения новых знаний детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать методические приемы, позволяющие задействовать слуховой, зрительный и тактильный анализаторы. С помощью презентации педагог может подготовить иллюстративный материал. Презентация совмещает в себе, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации, т.к. значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.

В использовании компьютерных презентаций учителем-дефектологом можно выделить такие преимущества, как: информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность ,мобильность, реалистичность; многофункциональность.

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами развития дошкольников с ОВЗ компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

-это отличное средство для решения задач. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей.

В своей работе я начала использование дидактических игр в виде презентаций, интерактивных игр, физминутки и просто красивые яркие наглядности.

Цель использования информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками:

-повысить наглядность материала;

-разнообразить содержание материала;

-разнообразить формы подачи материала.

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• компьютер являются стимулом познавательной активности детей;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

• эффективность отрабатывать навыки развития творческих способностей;

• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

• компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки;

• формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).

Применение ИКТ технологий в работе учителя- дефектолога невозможно не соблюдая требования САНПИНа и Здоровьесберегающие технологии.

Наша задача сегодня - научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее ребята могли уже самостоятельно их применять.

здоровьесберегающее обучение включает:

•продолжительность работы с компьютером – не более 5-10 минут;

•периодичность – 2 раза в неделю;

•включать игру лучше к концу занятия;

•обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз;

•дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических расстройствах;

•противопоказания – эпилепсия.

•проведение тематических физминуток на каждом занятии,

•динамических пауз,

•кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия,

• пальчиковой гимнастики.

• проведение дыхательной гимнастики.

Выполнение гимнастики для глаз необходимо во время занятий для гигиены и профилактики нарушений зрения. В своей работе использую игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С. Аветисовым и Г. А. Шичко. Они проводятся в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время занятий.

 Известно, что у дошкольников с нарушением речи вялое проявление эмоций. Поэтому для их развития включаю в занятия элементы психогимнастика по методике М. Чистяковой. Такие игры и упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения у дошкольников, развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрируют различные эмоции (радость, удивление и т. д.).

При создании презентаций необходимо помнить

• размер шрифта в тексте 32 – 40, заголовка 60 – 100;

• Количество слайдов 15 – 25;

• должен быть контраст фона с текстом;

• при желании можно добавить сопроводительный текст, анимацию, музыку.

Применяя в нашей коррекционной работе с дошкольниками ЗПР  здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, поможет сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохранит и укрепит здоровье воспитанников.

Мной создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:

• Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.

• Формирование произношения.

• Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

• Формирование лексико-грамматических средств языка.

• Развитие связной речи.

•На развитие психических процессов

Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах дефектологической работы.

ИКТ-технологии применяем в диагностике речи детей.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих компьютерных игр. Апробировано более 30-ти детских компьютерных программ, среди них – «Алик. Скоро в школу»; «Веселая азбука Кирилла и Мефодия»; «Волшебный букварь»; «Вини - Пух учится читать» и др.

В своей работе я использую  следующие компьютерные логопедические программы:

1. Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»

В программе более 50 упражнений, собранных в четыре тематических блока: ФОНЕМАТИКА, ПРОСОДИКА, ЛЕКСИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

2. «Гарфилд малышам. Развиваем речь»  Программа специально разработана для детей от 3 до 5 лет. Включает 15 тематических заданий. Дает понятие о гласных и согласных звуках.

3. Методика опережающего обучения помогает включить в коррекционную работу учебно- образовательный комплекс игр "Баба-Яга учится читать". Волшебный лес с десятком игр, веселые стихи, песенки многократно умножают интерес детей к звучащему слову, вызывает желание быстрее познакомиться со всеми буквами и научиться читать. Данный комплекс:

- развивает слуховое внимание, чувство рифмы;

- совершенствует фонематический слух;

- развивает навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- учит запоминать правильное графическое написание каждой буквы;

- вносит разнообразные приемы работы по профилактике дисграфии и дислексии.

4. Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать»

5 «Незнайкина грамота». Здесь 12 разнообразных оригинальных игр, в которые приятно и весело играть. Развитие мелкой моторики. Формирование быстроты реакции.

6. Тренажер «Дельфа -142». 40 упражнений распределены по блокам: звук, буква, слог, слово, предложение, текст.

7. «Баба-Яга. Пойди туда не знаю куда». Развитие навыков логического мышления, зрительной и слуховой памяти, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия.

8. «Волшебный букварь». Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово и т. д.

9. Программно-методический комплекс “Развитие речи”. В разделе “Развитие связной речи” представлен играми – заданиями следующих типов:

- “ Слово – действие”, “ Подбери действие”, “Слово – признак”, “Подбери признаки” с несколькими уровнями сложностями;

- “Составляем описание”;

- “Послушай рассказ”.

Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша «Отключить/Включить» голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, дефектолог может самостоятельно объяснять детям все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.

Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»

10. Мультимедийный диск «Домашний логопед. Учимся говорить правильно». Диск предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами:

Согласные звуки. Гласные звуки. Советы родителям. Этот диск мы предлагаем родителям позаниматься дома с детьми.

В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами:

- правильная артикуляция звуков;

- подготовительные упражнения;

- постановка звуков;

- автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи;

- весёлые скороговорки;

- поучительные пословицы и поговорки.

Мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка” формируют навыки правильного произношения звуков, помогают развивать фонематический слух.

11. Мультимедийная игра "Развитие речи. Учимся говорить правильно"

12. Компьютерный комплекс "РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП".

Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей.

"Речевой калейдоскоп" может быть использован: на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.

А так же в своей работе широко применяем презентационные материалы:

-развития речевого дыхания;

-гимнастики для глаз;

-автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

-дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

-развития фонематического восприятия,

-развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

-усвоения лексических тем;

-развития навыков словообразования и словоизменения;

-развития связной речи и познавательных способностей ;

-Развитие психических функций и т. д.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процессинтересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от дефектолога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика. Мультимедийные презентации используются на занятиях по постановке и автоматизации звуков, когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.

1. Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам.

2. Использую задания для профилактики дисграфии и дислексии в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал.

3.Использую специальные компьютерные программы, наглядно моделирующие произношение отдельных звуков речи.

4. Использую аудиопрограммы: -        «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

 - «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

- «10 мышек — пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой

- Электронная аудиоэнциклопедия дяди Кузи и Чевостика. -        «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном  процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы. В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Применяя в своей работе данные пособия, я отметила, что дети с большим интересом усваивают программный материал. А главный оценщик, критик нашей работы – это ребенок, если ему понравилось, и он просит показать ему эту презентацию еще и еще, то нас можно поздравить – работа удалась.

Использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.

Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает родителей в состоянии творческого поиска.

Литература:

1. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: М. «Академия», 2010.

2. Харлампиева С.Я. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих ОНР.  М.: 2009.

3.Чупрова Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной работе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013— С. 75-78


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми с нарушением зрения в старшей группе по формированию предметных представлений . Тема «Собираемся в гости к бабушке» (Одежда)

1.Закреплять знания о сезонной одежде (зимняя одежда, летняя одежда); развивать умение вычленять среди множества одежд зимнюю одежду и летнюю одежду.2.Развивать умение узнавать одежду в разной модальн...

Непосредственно образовательная деятельность учителя – дефектолога с детьми имеющими интеллектуальные нарушения легкой степени «Число и цифра 1».

Цели изадачи:Коррекционно – образовательные:Познакомить детей с числом и цифрой 1Закрепить знания о таком времени года, как осеньЗакрепить знания о том, чем питаются белка, кабан и полевая мышь; закре...

Непосредственно - образовательная деятельность учителя – дефектолога с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения легкой степени «Колобок».

Цели из адачи:Коррекционно – образовательные: Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Колобок»Продолжать формировать эмоциональное отношение к персонажам и сюжету...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности учителя-дефектолога с использованием ИКТ. Лексическая тема: «Весна»

Конспект  непосредственно – образовательной деятельности учителя-дефектолога  с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования и ИКТ....

Статья. Непосредственно-образовательная деятельность учителя-дефектолога с детьми 3-го года жизни. Тема: " Угадай кто пришел?"

В статье предложен конспект непосредственно-образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми 3-го года жизни.  В НОД реализованы образовательные области: позавательное развитие. реч...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда  в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»...