Роль нетрадиционных видов изодеятельности в развитии речи дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Валентина Алексеевна Пастушкова

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, координацию глаза и руки, способствует развитию трудовых навыков. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче высказать ему свои мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии речи дошкольников.

Становление речи, ее развитие начинается с дошкольного возраста. «По речи узнают человека» - гласит народная пословица. Известно, что речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к ее языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи детей. Большую роль в развитии речи в этот период оказывает изобразительная деятельность. Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. В процессе деятельности задействованы руки детей, что способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука «познает», а мозг фиксирует.

Помимо традиционных видов изобразительной деятельности в своей работе мы применяем нетрадиционные технологии изобразительной деятельности. Именно они создают атмосферу непринужденности, развивают творческие способности, а творческая работа побуждает  ребенка обозначить полученный образ или сюжет словом, предложением. Кроме того, во время практических действий ведется непрерывный  разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. А в дальнейшем способствует возникновению диалога. В процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним происходит формирование словаря. Объем словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, координацию глаза и руки, способствует развитию трудовых навыков. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче высказать ему свои мысли.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она представляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков и пространственной организации .

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества.

 Необычные способы рисования привлекают внимание детей, заставляют удивляться, включаться в работу. Возникает познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, общение между детьми  носит позитивную окраску, происходит взаимообогащение, активизация словарного запаса.

Формирование словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует речевую активность детей, способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми.

Объем словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Значение нетрадиционных видов изодеятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника  велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования,  является важнейшим средством эстетического воспитания. Главное, чтобы данные занятия и результат работы приносили детям только положительные эмоции.
Для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму, одним  из важнейших направлений в работе является взаимодействие с родителями. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят выставку детских работ, однако при этом не всегда понимают важность художественного творчества для развития ребёнка. С целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития ручной умелости их малышей посредством применения нетрадиционных техник рисования, я систематически провожу беседы, мини-консультации, дни открытых дверей, привлекаю родителей к изготовлению совместных с ребёнком поделок и изображений в рамках тематических недель, проводимых в детском саду. 
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, желает  и стремится делать своими руками, тем он становится  умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица – один из видов мнемотехники в развитии речи дошкольников

Обзорная консультация для педагогов и спользованием ИКТ, знакомящая с одним из видов МНЕМОТЕХНИКИ - мнемотаблицами. Ссылка для скачивания: http://files.mail.ru/TKT6SW...

Презентация "Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников"

Презентация раскрывает роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников...

«Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития речи, моторных функций и сенсорной культуры дошкольников с ОНР».

Данный материал раскрывает опыт работы воспитателя по использованию нетрадиционных техник изодеятельности в работе с детьми с ОНР  младшего дошкольного возраста...

Презентация на тему "Роль нетрадиционной техники рисования в развитии речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ".

В настоящее время в силу социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с ограниченными возможностями здоровья, особо актуальной с...

Мастер - класс: "Роль нетрадиционных пальчиковых игр в развитии речи младших дошкольников"

Пальчиковые инры и упражнения, виды пальчиковых игр, модель использования пальчиковых игр....

Консультация для родителей "Роль изодеятельности в развитии речи дошкольников"

Консультация для родителей "Роль изодеятельности в развитии речи дошкольников"...