Начальный этап коррекционно - педагогической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью умеренной степени: игры и упражнения.
материал по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
На начальном этапе коррекционно - педагогическая работа выстраивается по следующим направлениям:
- формирование положительных форм общения и эмоциональноокрашенного взаимодействия ребенка с близкими взрослыми;
- формирование у ребенка образа "Я";
- формирование у ребенка представления об окружающих людях;
- формирование у ребенка представлений об окружающем предметном мире и адекватных способов действия в нем;
- формирование способов усвоения общественного опыта;
- формирование навыков социального поведения;
- формирование навыков самообслуживания и гигиены, бытовых навыков.
Для реализации данных направлений в коррекционно - педагогической работе используются предметно - игровые, двигательные и тактильные действия, занимательные игры и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Название игр и упражнений | Содержание |
1 этап | |
Формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия у ребенка с близким взрослым | |
«Посмотри мне в глазки» «Кто спрятался?» «Ку-ку» «Подуй, ветерок» «Лови мяч» | Взрослый сажает ребенка на колени, удерживая ребенка за руки и заглядывая ему в глаза, протяжно проговаривает: «Где малыш? Посмотри мне в глазки!» Затем взрослый прижимает ребенка к себе. Взрослый предлагает ребенку поиграть с платком, накрывает красивым платком игрушку, произносит: «Спрячем мишку под платочком. Вот так, спрятали. Где мишка? Нет мишки!» Затем снимает платок с игрушки и восклицает: «Вот мишка!» Далее накрывает платком голову ребенка, спрашивает: «Где (имя ребенка?», побуждает ребенка снять платок с головы и говорит: «Вот (имя ребенка)!», похлопывает своей ладонью по груди ребенка, акцентирует его внимание на самом себе. Взрослый закрывает ладонями свое лицо, приоткрывает ладони и произносит: «Ку-ку!», помогает ребенку повторить действие. Взрослый садится напротив ребенка, дует ему на лоб и проговаривает: «Дует, дует ветерок - фу-у-у, фу-у-у!» Взрослый показывает ребенку мяч и, касаясь его рук мячом, произносит: «(имя ребенка), лови мяч! », после чего слегка бросает мяч ребенку. |
Первоначальное становление у ребенка образа «Я» («Я сам») | |
«Иди ко мне!» «Ау» «По кочкам, по кочкам ... » | Взрослый стоит недалеко от ребенка, манит его руками, приговаривает: «(имя ребенка), иди ко мне». Взрослый становится за спиной у ребенка и протяжно, заглядывая то слева, то справа, проговаривает: «(имя ребенка), ау!» Взрослый сажает ребенка на колени и, проговаривая потешку, ритмично приподнимает ребенка под руки: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, в ямку - бу-ух!», после чего наклоняется вместе с ним, обнимает его и др. |
Формирование представлений об окружающих людях | |
«Попроси игрушку» «Привет» «Это мамочка» | Взрослый показывает ребенку игрушку (куклу, машинку) и говорит: «Попроси у тети машинку, будешь машинку катать, тетя, дай!», одновременно демонстрируя ребенку жест «дай», помогает ребенку воспроизвести его. После чего отдает машинку в руки ребенка. Взрослый накрывает голову ребенка большой шляпой и, приподнимая края, удивленно спрашивает: «Кто там? Привет! Это (имя ребенка)!» Обнимает его. Затем накрывает шляпой куклу, просит ребенка посмотреть, кто под шляпой, помогает ему заглянуть под нее, приподнимает края: «Привет! Это Ляля!» Ребенок сидит на коленях у матери, педагог его руками гладит голову и лицо матери, приговаривает: «Это (имя ребенка) мамочка, она красивая, у нее мягкие волосы, вот щечки, глазки и т. д.» и др. |
Формирование представлений у ребенка об окружающем предметном мире | |
«Погремушки» «Кати шарик» «Горит - не горит» «Построим башенку» «Достань шарики» «Постучим молоточком» «Поймай мяч» «Петрушка» «Цыплята» «Покорми мишку» «Поймай рыбку» и др. «Кати мяч» | Касаться игрушкой рук ребенка (использовать колокольчик, мяч, погремушку и др.) Вкладывать игрушку в руку; совместными действиями подхватывать манипуляции с ней (брать, удерживать, рассматривать, бросать, накладывать, соединять, стучать, извлекать звук, катать и др.) Демонстрировать функциональное назначение предмета (извлекать звук, постукивать, опускать в прорезь и др.), «это шарик - он ка-атится» и т.д. Комментировать все действия с предметом (это ложка - кормим мишку ложкой; это машина - едет: би-би, катаем Петрушку на машине и т. д.). Взрослый демонстрирует действие, затем помогает ребенку воспроизвести его, при этом может действовать его руками, частично помогать ему и просит сделать: «Кати, как я». |
Способы усвоения общественного опыта | |
«3акроем крышки» «Спрячем игрушку в коробочку» «Покатаем матрешку», «3абьем гвоздь», «Птица» «Ветер» «Велосипед» «Гремим погремушкой» «Хлопаем в ладоши» | Взрослый просит ребенка подобрать крышки к коробкам, закрыть их. Взрослый просит ребенка спрятать игрушки в разные коробки. Взрослый показывает ребенку, как птицы машут крыльями и проговаривает: «Полетели, полетели и на крышу сели». После чего приседает. Помогает ребенку совершить движения, действуя его руками. Взрослый поднимает руки вверх и ритмично наклоняет их то влево, то вправо, говорит: «Ветер веточки качает, тучи в небе разгоняет». Эта игра проводится на полу, ребенок лежит на спине, взрослый просит ребенка согнуть ноги и, удерживая его стопы, помогает ему совершать движения ногами (как на велосипеде). Взрослый показывает ребенку действия с погремушкой, проговаривает: «Погремушки, динь-дон, загремели на весь дом». Взрослый демонстрирует ребенку хлопки и проговаривает: «Вот как, мы хорошие, хлопаем в ладоши …» |
Формирование навыков социального поведения | |
«Слушаем музыку» «Поможем Петрушке убрать игрушки» «Найди мяч» «Повторяй за мной» «Гости» | После подвижной игры или перед дневным сном взрослый предлагает ребенку слушать музыку, сажает его рядом или на колени. Музыка должна быть спокойной, недолгой. После занятий или свободной игры взрослый просит ребенка помочь Петрушке навести в доме порядок, начинает сам уборку, побуждает ребенка убирать вместе с ним. Взрослый накрывает на стол красивую скатерть и объявляет, что к ним идут в гости куклы. Вместе с ребенком накрывают стол: расставляют тарелки, чашки и др. |
Формирование у ребенка навыков опрятности и гигиены | |
«Перчатки» «Парикмахер» «Водичка-водичка» « Уборка рабочего места» | Игра проводится в ванной комнате. Взрослый показывает ребенку, как нужно намыливать руки. После появления обильной пены просит его показать мыльные «перчатки».
Упражнение проводится перед зеркалом. Взрослый показывает, как нужно расчесывать волосы. Предлагает ребенку разные расчески. Во время умывания взрослый помогает ребенку умываться и приговаривает: «Водичка-водичка, умой мое личико, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». После занятий взрослый помогает ребенку убрать все игрушки на место и др. |
2 этап | |
Формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия ребенка с близким взрослым | |
«Иди ко мне» «Мишка здоровается (прощается)» «Где мама?» «Куклы пришли в гости» и др. | Отрабатывать: приветствия - «привет», прощания - «пока», указания - «это», «то», обращения - «на», просьбы - «дай» |
Первоначальное становление у ребенка образа «Я» («Я сам») | |
«Кто спрятался?» «Где носик, где ротик» «Подуем на шарик» «Вот наши ркчки, вот наши ножки» «Ладушки - ладушки» «Сорока-белобока» «Водичка, водичка умой мое личико ... » «Катя, Катя маленька ... » «Где же ваши ручки, где же ваши ножки?» «Бежали наши ножки, бежали по дорожке» «Покатились с горки вниз» « Ручки поздоровались» « Вот глазки!» «Ротик - ам, ам» «Кто это?» и т. д. | (накрывать голову платком или шляпой), Каждый раз называется имя ребенка; Используется речевой материал (потешки, стихи, песни, прибаутки). |
Формирование представлений об окружающих людях | |
«Дай ручку» «Спрячем глазки» «Подуй на шарик» «Дуй, дуй, ветерок», «Тритатушки - три-та-та» «Качели» « Часики» игры на подражание: «Хлоп-хлоп, ты - ладошечка» «Кто там?» «Топ-топ» «Хлоп-хлоп» «Привет» «Пока» «Ручки поздоровались» «Поклонись» «Улыбнись» «Кати мяч» и др. | Ритмичные телесные потряхивания Совместные покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач» Совместные покачивания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух ритмов Ладошкой ребенка хлопают по своей и наоборот |
Фор.м.uрование у ребенка представлении об окружающем предметном мире | |
«Дай шарик»
«Постучим молоточком» «3абиваем гвозди» «Найди окошко» «Почтовый ящик» «Что там?» и др. «Закроем крышки» «Наденем колечки» «Посадим елочки» «Разложим шарики в банки» «Покатаем матрешек на паровозике» «Соберем пирамидку» «Матрёшка» «Напоим гостей чаем» «Покорми мишку» Упражнения образцу: «Зайка спит – тс- с-с -с» «Звонит телефон - дзинь-дзинь! Але!» «Колокольчик звенит» «Кубик упал -бах!» «Динь-динь, кто там, откройте дверь! «Веником подметем» | Ребенку предлагается найти, достать, удерживать предмет, прятать, опускать в прорезь, захватывать одной или обеими руками, учитывая величину предмета; совершать предметно-игровое действие с ним, учитывая форму (катить или не катить и др.) Комментировать: «Это что? Это мяч! Возьми мяч руками, вот так, спрячем мяч в корзину! Это кто? Это мишка! Мишка сидит. Это что? Вот кубик, положим его в коробку» Педагог обучает ребенка соотносящим действиями обеих рук. Для: этих целей используются: такие упражнения, в которых необходимо совместить два предмета или его части. Педагог обыгрывает приход мишки, сажает мишку за стол и ставит перед ним обеденный прибор, в котором не хватает ложки и чашки. Взрослый предлагает ребенку покормить мишку. Если ребенок не догадался принести ложку, взрослый спрашивает: «Чем мишка будет есть, забыл?» Если и после подсказки ребенок не приносит ложку, взрослый на глазах у него достает ложку и фиксирует в слове способ действия: «Кормить надо ложкой; Поить надо из чашки и др.». Предлагаются задания: -удерживать ложку за черенок и пересыпать крупу; -нанизывать кольца пирамиды обеими руками, используя удобный захват колец всеми пальцами рук с противопоставлением большого пальца; -удерживать мяч обеими руками и бросать взрослому; -мелкие предметы брать щепотью и т.д. Указательный палец подносит к губам) Рука подносится к уху Пальцы руки собраны в щепоть, имитирует в руке колокольчик Ладошкой хлопает по столу Пальцем имитирует нажатие кнопки звонка или стук косточками кулака о твердый предмет - тук-тук Проводит кистью руки влево и вправо, произносит: «Вжик, вжик» и др. |
Способы усвоения общественного опыта | |
«Нальем куклам чай» «Рисуем море» «Печем пироги» «Варим кашу» | Игра с губкой и красками Игра с тестом Игра с крупой тематика первых рисунков - это элементы сюжета: падают «капли» дождя; следы зайца; колобок катится по дорожке; елочки с игрушками и др.; тематика первых конструкций - это конструкции из одинаковых элементов: заборчик из кубиков или кирпичиков, башня из кубиков, кроватка для куклы (два кирпичика), пирамидка; из «Лего» - лесенка, домик, мостик, машина и др.; из палочек - дорожка, заборчик, грибок и др.; тематика первых поделок из теста - «зернышки» для птички, «колбаски» и баранки для матрешки, колобок для зайки и др. |
Навыки социального поведения | |
«Поможем Петрушке убрать игрушки» «Помогаем маме» «Пустой - полный» «Один - много» и др. | Взрослый учит ребёнка после занятий убирать рабочее место: складывать карандаши в пенал, кисти в стаканчик, пластилин в коробку, ссыпать крупу в емкость, протирать стол салфеткой и др |
Формирование у ребенка навыков опрятности и гигиены | |
«Умоем куклу» «Постираем платочки» «Утюжок» «Парикмахер» «Водичка-водичка» «Уборка рабочего места» «Послушаем музыку» и др. | Взрослый учит ребёнка умываться, мыть руки, вытирать их полотенцем, пользоваться зубной щеткой, мочалкой, пользоваться салфеткой и полотенцем, пускать воду из крана, одеваться и раздеваться, расчесывать волосы, убирать за собой игрушки и др. |
3 этап | |
Формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия у ребенка с близким взрослым | |
«Игра в мяч» «Молоточек» «Катаем кукол на машине» «Причешем куклу» «Куклы пришли в гости» «Паровоз и вагончики» и др. | Взрослый учит ребёнка катить, бросать мяч, кормить куклу, стучать молоточком и др. |
Формирование у ребенка образа «Я» | |
«Кто под шляпой? » «Вот наши ручки» «Мишка с куклой громко топают» и др. | Взрослый учит ребёнка рассматривать себя в зеркале, обозначать себя жестом «Я» («Я - Никита!», «Я - мальчик»), выделять части тела и показывать их на себе, повторять за взрослым их функциональное назначение (ручки хлопают, держат, берут, гладят; ножки ходят, бегают; глазки закрываются, голова наклоняется, рот открывается и закрывается, ушки слушают и др.); Выполнять по инструкции взрослого простые действия: топать, ходить ножками, бежать; закрывать-открывать глаза; наклонять голову; захватывать губами пищу; прислушиваться и др.; Побуждает выражать свои потребности и желания соответствующими жестами, выразительными движениями и словами, например «Я хочу», «Я не хочу». |
Формирование представлении об окружающих людях | |
«Автобусный парк» «Передай игрушку» «Танцуем с куклой» «Танцуем вместе» Музыкально-дидактические игры, физкультурные упражнения | Взрослый учит ребёнка выделять близких взрослых среди других взрослых, узнавать на фотографии маму, папу и др., адекватно проявлять способы выражения своих чувств: смотреть в глаза, обнимать, целовать, держать за руку, улыбаться; Побуждает к общению со сверстниками; учить узнавать имя сверстника и выражать чувство радости к нему, подражать его действиям: здороваться при встрече, передавать игрушку, держать за руку, прощаться; узнавать, а по возможности, и называть его по имени, выражать чувства радости к нему, подражать его действиям и движениям (притопывать ногой, переступать с ноги на ногу, хлопать ладошками по коленям, поворачивать ладошки и др.); узнавать его на фотографии. |
Формирование у ребенка представлении об окружающем предметном мире | |
«Доска Сегена» предметно-сюжетные вкладыши; «Почтовый ящик»; матрешки, пирамиды, стаканчики, элементы конструктора и др.; машинки с разборными частями (например, колесами); мячи (состоящие из двух и более половинок); паровоз и вагончики; составные картинки (2 - 3 части); картинки-вкладыши и др.; «Найди мишку», «Что в коробке?», «Повтори действие» | Взрослый использует пробы и примеривание (наложение), зрительное соотнесение / При формировании у ребенка действий с предметами с ориентировкой на цвет рекомендуется начинать с контрастного подбора цветовой гаммы предметов. Сначала похож есть предметов фиксируется в словах - такой (не такой). После того, как ребенок с помощью примеривания (наложения, соединения двух предметов или одного предмета и картинки), а затем зрительной ориентировки сможет вычленять игрушку по цвету, педагог озвучивает название цвета. Таким образом, происходит закрепление цвета предмета в его названии и формируются первые представления ребенка, связанные с этим свойством предмета/; - собирать разнообразные конструкции из 2 - 4 частей и разрезные картинки (2 - 4 части); - вызывать интерес к пространственному расположению предметов с помощью предлогов «над », «под», «в», «рядом»). |
Формирование способов усвоения общественного опыта | |
«Расставим матрешек» «Соберем мячи в корзину» «Покажи, где твоя тарелка, ложка? Покажи, где твоя куртка?» «Катаем матрешек на машине» «Покатаем зверушек» «Кормим кукол» «Соберем гостей на чай» «Строим дом» «Грузим кубики» «Соберем игрушки в коробку» «Мишка топает по лесенке» «Перевезем игрушки (кубики)» и др | В рисовании: карандашами - сначала предлагается изображать простые предметы - ленточки, дорожки, травку, шарик, колобок, яблоко, ручеек; - затем дорисовывать отдельные предметы - веревочку к шарику, палочку к лопатке, черенок к яблоку, дорожку для колобка, иголки к елке, ветки к дереву и т. д.; - красками - примакивать кисточкой недостающие детали (глазки, носик, ротик у кукол), дорисовывать несколько элементов: клубок, дорожки, солнышко и лучики, зернышки для птички и др. В конструировании: выполнять конструкции из двух разных элементов, далее вводится произвольный элемент типа конуса, флажка и других, затем выполняются постройки из двух-трех поделок (сюжетная постройка), например дачные домики, мебель в квартире, дорожка и мостик через реку и др. В лепке: путем подражания действиям взрослого - сначала раскатывается тесто (пластилин) прямыми движениями рук (конфеты-шарики, баранки), а затем лепятся простые предметы круглой формы (колобок, шарик, яблоко, пирог).
|
Навыки социального поведения | |
«Кати-лови» «Покачаем куклу» «Уложи спать мишку» «3аинька, баиньки» «Машина поехала» «Машина би-би» «Ах, какой хороший» (обыгрывание мягкой игрушки) «Успокой лялю» «Споем деткам песенку» «Колыбельная для Ванечки» «Я люблю свою лошадку» «Баю-бай, засыпай» «Петрушка» «Покорми птичку» «Найди мяч» «Покачай куклу» «Кто к нам пришел?» «Ах, какая красивая кукла!» «Ах, какой зайка!» и др.; потешки - «Наша Маша маленька»; «Шапка да шубка, вот и весь Мишутка», песенки - «Коля, Коля, Николай ... », прибаутки и др. | На занятиях детей знакомят с музыкальными игрушками и инструментами, приучают вслушиваться в пение, стимулируют к подпеванию песенок при выполнении знакомых действий с игрушкой, совершать по подражанию танцевальные и общеразвивающие движения. / Педагог эмоционально обыгрывает различные игрушки, показывает, что с игрушками можно выполнять различные действия в определенной игре: машина едет, ту-ту-ту; паровоз везет вагончики – чух-чух-чух, курочка клюет зернышки - ТИП-ТИП-ТИП-ТИП И др./ |
Формирование у ребенка навыков опрятности и гигиены | |
«Соберем куклу на прогулку» «Помогаем маме стирать» «Я хозяйка» «Поможем Петрушке убрать игрушки» «Накроем стол» «Причешем куклу», «Парикмахер» и др. | Взрослый учит ребёнка включать и выключать кнопки на приборах, мыть посуду, сметать щеткой или тряпкой пыль, подметать пол; мыть руки перед едой, после прогулки; расчесываться; одеваться и раздеваться; застегивать молнии и кнопки; вытирать нос платком и др.; - действовать с предметами в пространстве: найти игрушку в коробке, достать ее с полки, спрятать в тумбочку и т. д. |
4 этап | |
Формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия у ребенка с близким взрослым | |
Фрагменты игр, подчиненных определенному сюжету: «Доктор», «Повар», «Водитель»,«Строим дом» и др. подвижные игры: «Кольцеброс» «Труба» «Попади в кольцо» «Ворота» «Дорожка», «Батут» и др.; | (нанизывание или бросание колец) (поочередное проползание навстречу друг другу) (бросание мяча) (поочередное забрасывание мяча в ворота) упражнения на закрепление эмоциональных и деловых способов общения и взаимодействия ребенка с родителями: ребенок смотрит в глаза взрослому, обращается к нему: «Мама, дай», «Спасибо, мама», вместе со взрослым играет с игрушками, готовит кукле обед; кормит куклу; играет в лото «Парные картинки» и т. д. |
Формирование у ребенка образа «Я» | |
«Посмотри в зеркало», «Угадай, кто это?», «Оденемся на прогулку», «Порядок» и др. | Взрослый учит выделять части тела и уметь показывать их на другом человеке или кукле, осознанно указывать на части своего тела и лица, обозначать движением или словом их назначение; - понимать их функциональное назначение; - выражать собственные потребности, желания, умения соответствующими жестами и словами, выразительными движениями «Я умею», «Я не умею»); - фиксировать свое эмоциональное состояние в словах «Мне больно», «Мне весело», «Я плачу»), связывая его с конкретной ситуацией; - произносить свое имя, обозначать себя жестом, указывать на себя после выполненных действий в ответ на вопрос, например: «Кто нарисовал дорожку?», «Кто будет играть в мяч?», «У кого красивое платье?», «Кто построил башню?» и др.; - называть свой пол ( «Я - мальчик», «Я - девочка» ). |
Формирование представлении об окружающих людях | |
«Кати мяч» «Сделаем бусы » «Пройдем по дорожке » «Прятки » «Лети, шарик» «Пускаем пузыри» «Катаемся на качелях» «Надуем шарики» игры на тему семьи: «Дом», «Дочки-матери»; сюжетные игры: «Куклы пришли в гости» «Угощаем зверушек» «Купаем кукол» «Одеваем куклу на прогулку» и т. д. «У медведя во бору», «Лиса и зайцы », «Гуси-гуси » и др. | (дети вместе с педагогом по очереди подбрасывают шарик либо вверх, либо друг другу, не давая при этом ему упасть) (дети учатся соблюдать очередность при надувании мыльных пузырей) (зайчика морковкой, ежика яблочком, белку шишкой) (наливаем воду в тазик, раздеваем куклу) Детям предлагаются подвижные игры, в которых они исполняют определенные роли |
Формирование у ребенка представлении об окружающем предметном мире | |
«Такой - не такой», « Что катится», «Найди пару», «Почтовый ящик» и др.; | Игры, в которых ставится задача выбора предмета с опорой на форму, или цвет, или величину
подвижные игры, связанные с поиском похожего предмета или его пары; игры, в которых нужно найти объемной фигуре плоскостную пару или ее контур; задания на узнавание знакомых форм, величины и цвета в одном предмете; поиск предметов по названию их свойств; запоминание, связанное с представлениями об этих свойствах (на соотнесение слова и самого предмета с учетом его свойств); Игры на узнавание предметов - игрушек по образцу, словесному описанию и соотнесение с их графическим изображением Игры и упражнения, в которых побуждают детей по подражанию действиям взрослого и словесной инструкции обозначать варианты пространственного расположения предметов или игрушек: при этом используются предлоги «над», «под», «рядом», «около». |
Формирование способов усвоения общественного опыта | |
«Лото» «Найди пару» «Что изменилось?» «Найди половинку» «Построим дом» и др. | Задания, направленные на выполнение практических действий: разложить на столе листы бумаги, достать карандаш из коробки, положить ножницы в пенал и др. / При этом педагог показывает действия ребенку: сам достает из ящика нужные предметы, далее ребенок их выкладывает на рабочий стол/; предлагаются сложные упражнения, направленные не только на отображение единичного элемента или предмета, но включенные в игровую ситуацию, связанную с предварительным обыгрыванием предъявляемого предмета /Педагог предлагает ребенку дорисовывать ветки - лапки у елки (ребенка на занятиях заранее знакомят с елкой, вместе рассматривают строение елки, а также прячут ее, выбирают из ряда предметов). После этого педагог показывает образец рисунка и способ его изображения, ребенок действует по подражанию действиям взрослого/; задания по рисованию: нарисовать предметы в сюжетном изображении - «колобок катится по дорожке», «на небе тучи, идет дождь», «деревья в лесу, падают листья », « курочка и цыплята клюют зернышки», «грибок вырос около пенечка» и др.; задания по -конструированию: сооружать разнообразные постройки (из разных кубиков); задания в процессе лепки: работа с тестом и пластилином. На этом этапе поделки усложняются и состоят из двух-трех элементов (например, грибок состоит из ножки и шляпки; бусы - из шариков; цепочка - из колечек; снеговик - из шариков, палочки и др.). Далее детей обучают лепке предметов различной формы по образцу: яблоко, морковь, груша, неваляшка, огурец и т. д.; задания по аппликации: первоначально выполняют аппликацию из целого (одного) элемента: мячик, домик, чашка, зайчик, морковка, яблоко и других, затем из двух и более элементов: грибок, вишенки, зонтик, цветок, домик и т. д. |
Навыки социального поведения | |
«Хозяюшка» «Кукла проснулась» «Купание куклы» «День рождения у куклы» «Соберем кукол на прогулку» «Куклы пришли в гости», «Купим игрушки», «Стираем одежду для куклы» «Гладим белье» «Доктор» «Дочки-матери» и др.; ролевые игры: «Гуси-гуси» « У медведя во бору» « Кот и мыши» «Вышла курочка гулять» «Лиса и зайцы» «Лошадки» «Кто в гости пришел (прискакал, прилетел)?» и др.; сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка» и т. д. Совместные игры со взрослыми: «Потанцуем» «Будем кружиться» « Улыбнись соседу» «Кому подаришь игрушку?» «Позови друга» «Где Никита?» «Я хочу с тобой дружить» и др. | Игры, где ребенку отводится определенная роль, которую он исполняет с опорой на усвоенную ранее цепочку игровых действий: (мыть, вытирать и расставлять посуду) (одевать куклу, умывать, расчесывать) (раздевать, намыливать мылом, использовать мочалку, смывать мыло под струей воды, вытирать куклу полотенцем) (надевать нарядное платье, расчесывать волосы; завязывать бант) (надевать теплые вещи)
Детей учат обращению к сверстнику: «Я хочу играть», «Я не хочу играть», «Давай играть», «Давай строить дом?» «Кто играл в мяч?», «Кто строил дом?» и т. д.; задания по рисованию - это маленькие сюжеты: «Снег идет», «Солнечный денек», «Дождливая погода», «Осенние листья», «Иголки на ёлке», «Игрушки на елке» ; задания по лепке: фигурки из теста, пластилина, глины (баранки для матрешек, конфеты для кукол, блины для гостей и т. д.); В конструировании: совместные постройки (гараж, автобусный парк, магазин мебели, дом и др.); в аппликации: фрагменты из сказок: «Колобок», «Лиса и журавль», «Теремок» и др. |
Формирование у ребенка навыков опрятности и гигиены | |
Игры и упражнения с водой, посудой, одеждой, с предметами быта. | Взрослый учит самостоятельно есть, пользоваться ложкой, не ронять еду на стол, умению пить из чашки, не проливать питье, пить из трубочки, пользоваться предметами гигиены - салфеткой, полотенцем во время еды и др. |
Список используемой литературы:
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003
- Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии/Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной.- М.: Полиграф-сервис, 2002
- А.В. Закрепина Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
Народные игры в системе оздоровительной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Статья предназначена для педагогов коррекционных дошкольных учреждений, а так же для родителей детей с задержкой развития....
Использование русских народных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии. Данный материал будет интересе педагогам коррекционных дошкольных учреждений....
Коррекционно-образовательная деятельность с детьми с интеллектуальной недостаточностью 5-6 лет на тему: "Птицы зимой"
Тематическое занятие, направленное на расширение знаний детей о жизни птиц зимой....
Коррекционно-образовательная деятельность с детьми с интеллектуальной недостаточностью 5-6 лет на тему: "Птицы зимой"
Тематическое занятие, направленное на расширение знаний детей о жизни птиц зимой....
Игровые технологии в обучении детей, имеющих интеллектуальную недостаточность умеренной степени.
Аннотация: В статье представлены особенности игровой деятельности дошкольников с ОВЗ, имеющими интеллектуальную недостаточность, формирование предпосылок игровой деятельности и целенаправленное ...
Коррекционные возможности игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы учителя-дефектолога)
Представлены особенности работы по развитию игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями. описаны игрушки , практические советы учителя-дефектолога по формированию игрового поведения у...