Звук и буква "Ш"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию у детей фонетико – фонематических представлений
и подготовке к обучению грамоте
для детей с ОНР III уровня в возрасте от 5 до 6 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Морозко»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию у детей фонетико – фонематических представлений
и подготовке к обучению грамоте
для детей с ОНР III уровня в возрасте от 5 до 6 лет.
Тема: Звук и буква Ш.
Составил: О.А.Шевченко
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
г. Мегион
2018г.
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой Ш
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнить произношение звука [ш]; дать ему артикуляционную и акустическую характеристики; упражнять в определении места звука в слове, в передаче повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, в дифференциации звуков [с] - [ш]; закрепить умение делить слова на слоги.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, слуховое внимание интонационную выразительность речи, артикуляционную и мелкую моторику
Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Виды деятельности:
Игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Методические приёмы:
игровые (организационный момент, сюрпризный момент, словесные игры и упражнения), наглядные (использование демонстрационного материала, ),
словесные (решение проблемной ситуации, вопросы, художественное слово)
практические (прописывание букв с помощью счётных палочек)
Оборудование: Иллюстрации Смешариков, интерактивная доска, компьютер.
Раздаточный материал: предметные картинки на звук Ш, счетные палочки, планшеты для индивидуальной работы.
Форма проведения: подгрупповая
Ход НОД:
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Посмотрите сколько гостей пришли к нам, поздоровайтесь с ними.
2.Развитие общей моторики. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в страну Смешариков. Но в необычную страну надо и идти необычно, встали на носочки, руки на пояс, выпрямили спинки и пошли. (дети проходят на стульчики)
3. Объявление темы занятия
(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки главных героев.)
Живут в стране шарики,
Шарики-Смешарики.
Вот баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, так хорош!
А зовут его все, Крош.
Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.
Смешарики пригласили к себе в гости не только нас, но и свой любимый звук. Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук в их именах? Да, это звук Ш. И сегодня мы будем играть с этим звуком.
3.Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
Давайте произнесем этот звук.
В каком положении губы? (Вытянуты вперед).
Где находится язычок? (Вверху за зубами в форме “чашечки”).
Покажи рукой, какую форму принимает язык при произнесении звука Ш.
Из ротика выходит с шипением теплый воздух.
Какой это звук – гласный или согласный? (Согласный).
Почему Ш согласный звук?
Твердый или мягкий? (Звук Ш всегда твердый).
В каком замке живет этот звук? (В синем замке)
Фишкой какого цвета мы его обозначим? (Синего).
Ну что ребята отправляемся в гости?
4. Развитие мимических мышц.
Будем щёки надувать и в смешариков играть.
Щёку правую надули
Щёку левую надули
Обе щёки надували
И к Барашу мы попали
5. Развитие фонематического слуха. Д/и «Поймай звук в слове».
Вот мы у Бараша. Он предлагает нам поиграть с ним в игры.
«Поймай слово».
Хлопните ладоши, когда услышите слово со звуком Ш. (шахматы, мотоцикл, каша, лошадь, самолет, сок, шоколад, школа, книга, ландыш).
6. Работа над просодической стороной речи. Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.
Игра «Повторялки». Я буду произносить слоги, а вы по очереди будете их повторять точно также как я скажу. (проговаривание слогов с разной интонацией)
Ша-ша-ша Шо-шо-шо Шу-шу-шу Ша-шу-шо
Аш-аш-аш Ош-ош-ош Уш-уш-уш Аш-ош-уш
7. Произнесение звука Ш в словах.
Отправляемся дальше. Шагаем на пяточках.
В стране Смешариков нас встречает Нюша. У нее сегодня день рождения и она получила в подарок, много разных картинок и просит нас помочь ей выбрать картинки в названии которых есть звук Ш и рассказать, где он находится. (Дети выбирают картинки со звуком Ш и определяют место звука в слове. Ставят картинку в соответствующий вагончик звукового поезда)
Молодцы, справились с заданием. Мы попрощаемся с Нюшей и отправляемся дальше.
8. Физминутка.
Мы хлопаем руками,
— Хлоп-хлоп-хлоп.
На стульчики шагаем
—Топ-топ-топ.
Мы головой качаем
—Да –да – да
И дальше продолжаем
—Да –да – да
9. Развитие фонематического слуха.
А теперь в стране Смешариков нас встречает кролик Крош. Он тоже приготовил нам игру. Она называется «Узнавайка»
Я буду называть слова правильно и неправильно звучащие, а вы хлопните в ладоши, когда услышите правильное слово.
Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин
Сапка, чапка, мапка, шапка.
Сайба, майба, шайба, дайба.
Дышонок , мышонок, зышонок, рышонок,
Далыши, калыши, малыши, талыши.
Мар, сар, нар, шар
10. Деление слов на слоги
Ребята, а Крош приготовил нам ещё одно задание. Он хочет посмотреть, как мы умеем делить слова на слоги. Крош предлагает нам слова, которые узнали среди других, разделить на слоги. Я повторю эти слова, а вы скажите, сколько слогов в каждом из них.
(Кувшин, шапка, шайба, мышонок, малыш., шар)
Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
Молодцы, мы отправляемся дальше в путь.
10. Развитие фонематических представлений. Дифференциация Ш-С .
Лосяш приготовил нам сюрприз, она предлагает поиграть в одну компьютерную игру.
Интерактивная игра «Звуки двойняшки»
11. Знакомство с буквой Ш и развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ребята, сегодня мы с вами познакомились со звуком Ш. Вы знаете, что звуки мы слышим и говорим. А вот буква Ш, которая обозначает звук. (Показ детям буквы Ш, анализ элементов, из которых она состоит). Букву мы видим и пишем.
Выкладывание Ш из счётных палочек.
12. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну Смешариков.
Вы были молодцы и смешарики награждают вас за хорошую работу витаминными шариками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305534-1380666605.jpg)
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802005-1468411058.jpg)
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1033109-1524413358.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/11/picture-697862-1460401779.jpg)
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227563-1584365187.jpg)
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...