Лексико-грамматические игры и упражнения для дошкольников
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Материал будет интересен логопедам, воспитателям логогрупп и студентам педССУЗов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 37.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 21
ПОСЁЛКА ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Картотека игр
для развития лексико-грамматического
строя речи у дошкольников
Подготовила Ф.М. Колесникова
учитель-логопед
май 2018
Упражнение «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа.
2. Развивать внимание и зрительную память.
Оборудование: предметные картинки: мак, дом, кот, кит, бык.
Ход игрового упражнения:
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: «Чего (кого) не стало?»
Р е б е н о к:
мака
дома
кота
кита
быка
Упражнение «КОГО ТЫ ВИДЕЛ В ЗООПАРКЕ?»
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слов вой структуры 1 -го типа при употреблении имен существительных единственного числа винительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: конь, бык, пои пума.
Ход игрового упражнения
Логопед сообщает ребенку, что животные, о которых пойдет речь, живут
в зоопарке. Затем показывает картинки, называя животных, изображенных на них, и просит ответить на вопрос: «Кого ты видел в зоопарке?»
Л о г о п е д: Р е б е н о к:
Это конь. Кого ты видел в зоопарке? Коня.
Это бык. - « - Быка.
Это пони.. - « - Пони.
Это пума . - « - Пуму.
Упражнение «КТО У КОГО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай».
Л о г о п е д: Р е б е н о к:
У кошки – котят.
У утки – утята.
У коровы – телята.
У гусыни – гусята.
Упражнение «СПОРТСМЕНЫ».
Цель:
Учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.
Оборудование: картинки с изображением спортсменов.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.
- Спортсмен, который ходит на лыжах - ... (лыжник).
-Спортсменка, которая ходит на лыжах - ...(лыжница).
Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка,
пловец – пловчиха.
Упражнение «ЧТО ДЕЛАЮТ ДЕТИ».
Цель:
Ввести в речь детей глаголы с приставками.
Оборудование: парные сюжетные картинки.
Вопросы: что делает мальчик? (рисует), что сделал мальчик? (нарисовал)
пары глаголов: лепил – слепил моет – вымыл
играет – поиграл гуляет – погулял
Упражнение «ИГРА С МЯЧОМ »
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
а) с окончанием -Ы
Л о г о п е д: Р е б е н о к: Л о г о п е д: Р е б е н о к:
панама – панамы филин – филины
минута – минуты кабан — кабаны
ягода – ягоды пион — пионы
поляна – поляны буфет — буфеты
канава – канавы батон — батоны
вагон – вагоны бутон — бутоны
банан – бананы диван — диваны
букет – букеты бидон – бидоны
билет – билеты томат — томаты
б) с окончанием -И
кубик – кубики веник – веники
пудель – пудели паук – пауки
петух – петухи тюлень – тюлени
педаль – педали олень – олени
медаль – медали лебедь – лебеди
домик – домики
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.)
Упражнение «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структур 2-го типа при употреблении имен существительных в форме предложного падежа с предлогом «НА».
2. Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: кабаны, ягоды, кубики, лимоны,
монеты, поляна, калина, диван, буфет, комод.
Ход игрового упражнения
Перед ребенком выкладываются пары картинок.
кабаны — поляна
ягоды — калина
кубики — диван
лимоны — буфет
монеты —- комод
Логопед предлагает положить одну картинку на другу и составить словосочетания с предлогом «НА», отвечая на вопрос: «Кто(что) на чем?» Одновременно анализируется логичность ситуации: «Так бывает или нет?»
Р е б е н о к:
кабаны на поляне
ягоды на калине
кубики на диване
лимоны на буфете
монеты на комоде
Упражнение «ЧЬИ ВЕЩИ?»
Цель:
1 . Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа в предложениях.
2. Учить образовывать притяжательные прилагательные.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения
Логопед, показывая сюжетные картинки, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.
Л о г о п е д: Р е б е н о к:
У мамы помада. Это чья помада? Это мамина помада.
У папы медали. Это чьи медали? Это папины медали.
У Вовы кубики. Это чьи кубики? Это Вовины кубики.
У тети утята. Это чьи утята? Это тетины утят.
У Вани монеты. Это чьи монеты? Это Ванины монеты.
У Коли билеты. Это чьи билеты? Это Колины билеты.
У Пети бумага. Это чья бумага? Это Петина бумага.
У дяди погоны. Это чьи погоны? Это дядины погоны.
Упражнение «НАЗОВИ 5 ПРЕДМЕТОВ»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе.
Ход игрового упражнения
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где пять таких предметов, и назовешь их».
Л о г о п е д: Р е б е н о к:
муха пять мух
липа пять лип
дыня пять дынь
нота пять нот
баня пять бань
хата пять хат
няня пять нянь
ива пять ив
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при употреблении имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
а) с суффиксом -ИК-
Л о г о п е д: Р е б е н о к:
кот – котик
ноль – нолик
дом – домик
том – томик
б) с суффиксом -ОК-
дым – дымок
мед – медок
лед – ледок
ком – комок
дуб – дубок
в) с суффиксом -ЁК-
конь – конек
пень – пенек
тень – тенек
день – денек
Упражнение «ОДИН — НЕСКОЛЬКО»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном
числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном
а) с окончанием -И | 6) с окончанием -Ы | ||
Логопед: | Ребенок: | Логопед: | Ребенок: |
денек | — деньки | бубен | — бубны |
пенек | — пеньки | бант | — банты |
дубок | — дубки | винт | — винты |
каток | — катки | фильм | — фильмы |
венок | — венки | лифт | — лифты |
моток | — мотки | бинт | — бинты |
комок | — комки | ||
танк | — танки | ||
камень | — камни | в) с окончанием -А | |
ливень | — ливни | ||
капля | — капли | пятно | — пятна |
уголь | — угли | окно | — окна |
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.)
Упражнение «НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа.
2. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: метка, ветка, сетка.
Ход игрового упражнения
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу. (В качестве опоры используются предметные картинки).
Логопед: Р е б е н о к:
Я тебе задачу дам:
Все расставить по местам.
Вот печать на простыне — метка.
Зеленеет за окном — ветка.
Волейбольная висит — сетка.
Т. Ткаченко
Речевая игра «НАЙДИ СВОЙ ЛИСТИК»
Цель: закреплять в речи детей названия деревьев, их плодов; развивать навыки словообразования.
Стпимульный материал: лото.
Описание игры: Лото состоит из нескольких карточек, разделенных на квадраты. На одном квадрате большой карты изображена береза, на
другом – кленовый лист, на третьем – шишка, и т.д. На отдельных маленьких карточках изображены различные ягоды, деревья, листья. Учитель-логопед, показывая маленькую карточку, спрашивает: «Кому нужна эта карточка?» Играющие должны соответственно отвечать: «Мне нужна эта карточка. Я собираю деревья» и т.д. Дети должны к изображению деревьев положить их листья и плоды. Игра ведется до тех пор, пока не закрыты карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту, при этом, не допустив ни одной ошибки в ответах и действиях.
В качестве закрепления полученных навыков в конце логопедического занятия проводится рисование на заданную тему «Букет осенних листьев)
Игра «ЧТО ЭТО?»
Цель: закреплять у детей умение образовывать относительные прилагательные.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Дети стоят напротив учителя-логопеда. Педагог бросает мяч то одному, то другому ребенку и называет различные деревья. Ребенок, поймавший мяч, должен назвать листья данного дерева: берёза - берёзовые
и т.д. В конце логопедического занятия дошкольникам предлагается
конструирование из природного материала по их замыслу (сделать из палочек, лис-тиков зверюшек, составить осенний букет и т.п.).
Игра «УЗНАЙ И НАЗОВИ»
Цель: развивать навыки словообразования, активизировать номинативный словарь.
Речевой материал: слова, обозначающие признаки предметов: раскидистый, зеленая, стройная, плакучая, кряжистый, белоствольная, кудрявая.
Описание игры. Учитель-логопед просит название листьев у деревьев по следующей аналогии:
у дуба – дубовый
у берёзы –
у осины –
у клёна –
у рябины –
у липы –
у ивы –
у тополя –
Далее предлагается объяснить, зачем нужны деревья животным и птицам?
В ходе беседы дети уточняют следующие названия:
Сосновый лес – бор
Березовый лес –
Густой хвойный лес
Игра «ЛЕТО»
Цель:
Закреплять у детей умение пересказывать текст: пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия, образовать от глаголов 3 лица глаголы 1-го лица (по аналогии), закрепить правильное использование существительных в косвенном падеже с предлогами.
Текст: Таня и Оля гуляли на лугу. Они собирали цветы, венки плели. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка в ней чистая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они раздеваться и купаться.
Вопросы: Что делали девочки на лугу? Куда побежали Оля и Таня?
Описание игры.
Воспитатель просит ребенка сделать пересказ близко к тексту, сопоставить противоположные действия (по демонстрирующим детям):
– Таня одевается – Олеся раздевается.
– Таня обувается – Олеся разувается.
– Таня завязывает – Олеся развязывает.
Затем, дети называют действия по аналогии:
– Оля купается, и я купаюсь.
– Оля одевается, и я одеваюсь.
Воспитатель просит детей сказать правильно:
– дети пошли купаться (куда?) на речку;
– дети купаются (где?) в речке
– дети переплывают (что?) речку;
– лодки плывут (где?) по реке.
Упражнение «КТО СЛУЖИТ В НАШЕЙ АРМИИ».
Цель: Учить детей словообразованию при помощи суффиксов.
Оборудование: картинки с изображением воинов разных родов войск.
Речевой материал:
– чик – ист
ракетчик танкист
минометчик связист
зенитчик артиллерист
летчик парашютист
Упражнение «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»
Цель: Учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния
двух основ.
Оборудование: картинки.
Речевой материал: рыбу ловит...(рыбак), пчел разводит...(рыболов)
сам летает... (самолет), лес рубит...(лесоруб)
Игра «ПОЧЕМУЧКИ»
Цель: Научить детей составлять сложные предложения, используя союз
потому что.
Описание игры.
Воспитатель читает сказку А. Рыбакова «Потому и почему».
Жили – были Потому и Почему. Видят они – катится бревно.
– Почему оно катится? – спросил Почему.
– Оно катится потому, что оно круглое, - ответил Потому.
– А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросил Почему.
Стали тогда Потому и Почему строгать, пилить и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.
– Почему она летит? – спросил Почему.
– Птица летит потому, что у нее есть крылья, - ответил Потому.
– А почему бы нам не сделать крылья? – спросил Почему.
Сделали тогда Потому и Почему крылья, и получился у них самолет. И полетели они дальше удивляться.
Вот, ребята, потому все и делается, что есть почему.
Упражнение
Вопросы:
- Какие вопросы задавал Почему?
- Как отвечал Потому?
Дети составляют предложения по вопросам:
- Почему пришел врач?
- Почему люди берут зонты?
- Почему улетают птицы?
- Почему зимой нельзя купаться?
- Почему летом не носят шубу?
- Почему зимой надевают варежки?
Игра «ХРАБРЫЙ ЕЖ»
Цель: Закреплять у детей умение пересказать текст своими словами,
согласовывать существительные с прилагательными в числе.
Оборудование: фигурки магнитного театра, предметные картинки
с изображением лесных обитателей.
Текст: Ветер елками шумит,
Ежик наш домой спешит,
А на встречу ему волк,
На ежа зубами – щелк!
Еж иголки показал,
Волк со старху убежал.
Вопросы:
- Куда спешил ежик?
- Кого он встретил в лесу?
- Почему волк убежал от ежа?
Описание игры.
Воспитатель просит ребят пересказать содержание текста своими словами. Из предметных картинок отобрать те, на которых изображены действующие лица, и ответить правильно:
- В лесу живет злой (кто?) волк.
- В лесу живет много злых (кого?) волков.
- По ночам в лесу воют злые (кто?) волки.
- Бабушка рассказала сказку о злом (о ком?) волке.
Упражнение «ПРО МИШУТКУ»
Цель: Использование в речи глаголов с приставками по демонстрации.
Оборудование: настольный театральный домик, лес, мишутка.
Текст: Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будете помогать. «Жил-был Мишутка в лесу. Однажды шел он по лесу и увидел на поляне домик. Мишутка к домику (что сделал?) подошел. Мишутка вокруг домика (что сделал?) обошел. А потом в домик (что сделал?) зашел. Он там меду нашел. А потом он из домика (что сделал?) вышел. С крылечка (что сделал?) сошел. Через полянку (что сделал?) перешел, и ушел к себе домой.
Игра «ПОДСКАЖИ ПЕТРУШКЕ ЗВУК».
Оборудование: Петрушка, ширма.
Описание игры.
Петрушка сообщает о том, что он будет читать предложения, но в некоторых словах будет специально недоговаривать один последний звук. Его должны подсказать дети. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию воспитателя. Дети должны быстро подсказывать, чтобы слово прозвучало целиком.
Петрушка:
На солнышке грелся черноухий котено...На него смотрел белолапый щено... Охотники развели в лесу косте... Ученик держал в лесу каранда...
Малыш просил маму купить красный ша... На лесную полянку выбежал зая... В зоопарке жили сло... бегемо... крокоди... По стволу стучал пестрый дяте... По двору бродили пету... куриц... утк...
Игра «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ»
Описание игры.
Дети становятся вкруг воспитатель в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова, и одновременно передают палочку рядом стоящему. О том, какие это должны быть слова, участники игры договариваются заранее. Например: «Будем говорить про котенка, все, что знаем». Какой котенок (подбор прилагательных) пушистый и передает палочку следующему ребенку и т.д. Когда палочка дойдет до середины круга, воспитатель меняет задание: «Теперь будем подбирать слова про то, что котенок умеет делать» (подбор глаголов)
Если кто-либо повторяет уже названное слово или слишком долго ищет слово, воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!» Этот ребенок должен выйти из круга.
Затем воспитатель предлагает двум детям вспомнить и повторить все названные слова.
В следующий раз дети могут подобрать кличку котенку (подбор существительных) Аналогично может быть проведена игра и по подбору слов для характеристики других животных, птиц, насекомых, рыб.
Игра «ЖАДНЫЙ КОТ».
(обследование родительного падежа частичного объекта).
Детям раздают несколько предметных картинок, на которых изображены продукты питания (сыр, масло, сметана, колбаса, молоко, рыба и т. д.) Логопед рассказывает про жадного кота, который попал в погреб и вылакал все сливки. Но коту этого показалось мало и он решил посмотреть, чем еще можно полакомиться. Логопед, обращаясь к детям, говорит: « Посмотрите на свои картинки и скажите, чего еще хочет жадный кот». И тут же сам начинает предложение: «Он хочет еще…(сала, молока, колбасы…)».
Игра «УГАДАЙ, ЧЕГО НЕ СТАЛО».
(обследование родительного падежа отрицания).
Игра «РАССКАЖИ, КОМУ ТЫ ДАЕШЬ КОРМ».
(обследование дательного падежа, обозначающего лицо, на которое направлено действие).
На столе раскладывают различные игрушки – животных и предметные картинки (зерно, кости, сено, мясо, молоко, и т.д.) Логопед объясняет, что сейчас нужно будет накормить вех животных, называя при этом кого и чем кормить. Например: «Это сено. Сено я отдам козе (козам), корове (коровам), лошади (лошадям)».
Игра «ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК».
Игра «КОМУ ЧТО НУЖНО»
(обследование творительного падежа в значении орудийности действия).
На столе раскладывают несколько предметов: ручки, кисточки, карандаши, мелки и т. д. Логопед предлагает ребенку нарисовать, например, шар и спрашивает: «Чем ты будешь рисовать? Чем еще можно рисовать, раскрашивать?»
Игра «УГАДАЙ, КУДА СПРЯТАЛИСЬ ИГРУШКИ» .
(обследование предложных форм).
В игрушечной комнате логопед прячет собаку, куклу, мяч, а ребенка просит найти спрятанную игрушку и сказать, где она была. Например: «Собака сидела под шкафом», «Мяч лежал за шкафом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей 5-7 лет с ОНР».
Данный материал - результат многолетней логопедической практики, предназначен для коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников и проводится по следующим напр...
Нетрадиционные методы формирования лексико-грамматических категорий и связной речи у дошкольников
краткое опсиание методов ТРИЗ, которые помогут вашим воспитанникам быстрее усвоить сложный материал....
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольников возраста
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольников возраста...
Методическая разработка по лексико-грамматическому развитию в процессе математической подготовки дошкольников.
Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логи...
Мастер-класс для педагогов ДОУ и учителей начальных классов «Развитие лексико-грамматических средств языка и связного высказывания дошкольников путем использования мультфильмов»
Мероприятия по преемственности между учителями школы и дошкольного учреждения могут проходить в форме круглого стоа, где педагоги имеют возможность поделиться опытом работы с дошкольниками, позн...
Консультация «Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей с ОНР»
Консультация«Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей с ОНР»...
ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в...